Рабочая программа по дисциплине «Адаптивная физическая культура»
рабочая программа на тему

Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет направленность осознания обучающимся значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к современным условиям рынка труда.

Практическая часть предусматривает организацию учебно-тренировочных занятий при проведение которых, преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации. Программа рекомендована экспертным советом министерство образования и науки РФ по совершенствованию физического воспитания в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geraskin.docx50.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по  дисциплине «Адаптивная физическая  культура»

преподаватель физической культуры - Гераськин А.А.

Пояснительная записка

В основу примерной программы для  обучающихся  ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» группы «Портной» 1 курса, положена программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.

Основные задачи адаптивной физической культуры является:

  1. Повышение физической и умственной работоспособности, освоение основных двигательных навыков.
  2. Укрепление организма, ослабленного болезнью.
  3. Повышение физической активности организма.

На занятиях обучающимся даются необходимые занятия по широкому использованию адаптивной физкультуры в режиме дня, воспитываются дисциплинированность, выносливость.

Место занятий – тренажерный зал, спортивная площадка, спортивный зал комплекса.

Весь учебный процесс следует разделить на 2 периода – подготовительный и основной. Подготовительный период – сентябрь, октябрь. Основной период – ноябрь и до конца учебного года. Во время подготовительного периода преподаватель знакомится с физическими возможностями учащихся, изучает их двигательные навыки. В основной период применяется более значительная нагрузка.  Основное место в уроке должны занимать общеразвивающие упражнения, специальные и дыхательные. Так же необходимо использовать средства спортивных и подвижных игр, упражнения из легкой атлетики.

Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет направленность осознания обучающимся значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к современным условиям рынка труда.

Практическая часть предусматривает организацию учебно-тренировочных занятий при проведение которых, преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации. Программа рекомендована экспертным советом министерство образования и науки РФ по совершенствованию физического воспитания в образовательном процессе.


  1. Цели и задачи АФК

Методика АФК имеет существенное отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы учащихся.

Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности.

Учебный материал соответствует возрастным особенностям обучающихся и для каждой группы составляется по принципу постепенного перехода от легкого к более трудному.

Цели:

1. Формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью.

2. Преодоление физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.

4. Овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний.

Задачи:

1. Укрепление здоровья инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Повышение функциональных возможностей и резистентности организма обучающихся в соответствии с их характером инвалидности и особенностями заболеваний.

3. Развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.

4. Обучение способом контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленность.

5. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

6. Формирование у обучающихся культуры здоровья.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

- Осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатического здорового человека;

- Способность к определению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

- Компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

- Способность к определению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

- Потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни.

- Осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества.

3.Тематическое планирование и

содержание учебной дисциплины

Наименование темы

Количество часов

Теоретическая часть

9

Современное состояние физической культуры и спорта.

1

Оздоровительные системы физического воспитания

1

формирование здорового образа жизни.

1

Основы здорового образа жизни.

1

 Самоконтроль, уметь измерять пульс, составлять комплекс гимнастических упражнений

1

 Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.

1

Психофизиологические основы учебного и производственного труда

1

Средства физической культуры в регулировании работоспособности

1

Профилактика проф. Заболеваний средствами и методами АФК

1

Итого

9

Практическая часть

72

Содержание обучения по выбору

1.Легкая атлетика

24

2. Лыжная подготовка

12

3. Гимнастика

12

4. Спортивные игры (по выбору)

12

5.  Атлетическая гимнастика

12

6. Вида спорта по выбору

-

Итого

72

Всего

81

  1. Перспективно - тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Используемые педагогические технологии

Меж предметные связи

Теоретическая часть.

Введение

  • Современное состояние физической культуры и спорта.
  • Оздоровительные системы физического воспитания
  •  формирование здорового образа жизни.
  • Основы здорового образа жизни.
  • Самоконтроль, уметь измерять пульс, составлять комплекс гимнастических упражнений для профилактики заболевания.
  • Психофизиологические основы учебного и производственного труда.
  • Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
  • Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.
  • ЛФК при ДЦП

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Информационно-коммуникативные

п/о

Практическая часть.

Легкая атлетика:

1. Обучение техники бега на короткие дистанции:

  • Бег 30м
  • Бег 60м
  • Бег 100м
  • Старт - финиш

2. Совершенствование техники бега:

  • Короткие дистанции
  • Спец. Беговые упражнения
  • Совершенствование старта и финиша.
  • Контрольный норматив 60м

3.Обучение техники бега на средние дистанции:

  • Бег 300-500м
  • Бег с высоким подниманием
  • Многоскоки высокий старт
  • Эстафетный бег 4*100м

4.Совершенствование техники бега на средние дистанции:

  • Контрольный норматив 300 метров

5.Обучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги»:

  • Равномерный бег на дистанции 1000метров.
  • Совершенствование техники прыжка в длину с места.
  • Прыжки с 3;5;7;11; метров.
  • Контрольный норматив.

6.Совершенствование техники метания мяча:

  • Совершенствование метания мяча с двух рук снизу
  • Развитие быстроты бег 30-60м
  • Эстафеты с мячами
  • Контрольный норматив

7. Кроссовая подготовка

  • Бег на дистанцию 1000м
  • Бег на дистанцию 1500м
  • Контрольный норматив

Элементы спортивных игр. Волейбол

1.Обучение техники верхней передачи:

  • Правила соревнований
  • Верхняя передача в парах
  • Учебная игра

2.Совершенствование техники верхней передачи:

  • Верхняя передача в парах через сетку
  • Прием мяча снизу
  • Учебная игра

3.Обучение техники верхней подачи мяча:

  • Верхняя передача мяча в парах
  • Обучение техники подачи мяча
  • Учебная игра

4.Обучении техники приема мяча снизу:

  • Передача мяча в парах
  • Прием мяча снизу
  • Контрольный норматив подачи мяча сверху

72

24

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

3

1

1

1

12

3

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

Здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные

Здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные

Здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные

Производственное обучение

Производственное обучение

Производственное обучение

Гимнастика

1.Комплекс утренней гимнастики:

  • Развитие гибкости
  • Круговая тренировка на снарядах
  • ОРУ с гантелями
  • ОРУ с гимнастическими мячами.

2.Упражнения на гимнастической стенке:

  • Развитие координации и гибкости
  • ОРУ на гимнастической стенке
  • ОРУ с гимнастической палкой
  • Контрольный норматив вис на гимнастической стенке

3.Акробатика:

  • Кувырки
  • Стойки, равновесия
  • Вис на гимнастической стенке
  • Отжимания на брусьях.

12

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

Здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные

Здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные

Производственное обучение

Производственное обучение

Лыжная подготовка.

1.Обучение техники попеременного двушажного хода:

  • Техника безопасности подбор инвентаря
  • Передвижение двушажном ходом без палок
  • Прохождение дистанции 3км
  • Контрольные занятия.

2.Обучение спуска, подъемы «елочкой», торможение:

  • Спуски с горы подъема «елочкой и полу ёлочкой»
  • Торможение плугом и полу плугом.
  • Дистанции 5км.
  • Контрольный норматив – 5 км, без учета времени.

3.Обучение техники поворотов на месте и в движении:

  • Повороты на месте переступанием
  • Совершенствование поворотов на месте и в движении
  • Дистанция двушажным ходом 3км
  • Контрольный норматив – 3 км на время.

12

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

Здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные

Здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные

Производственное обучение

Производственное обучение

Атлетическая гимнастика

1.Развитие силовой выносливости:

  • Упражнения с эспандерами
  • Упражнения на координацию движения
  • Упражнение с гантелями
  • Беговая дорожка

2.Развитие мышц живота (пресс):

  • Подъем туловища из положения лежа
  • Подъем туловища с гимнастической скамейки
  • Махи ногами
  • Приседание с весом

3.Упражнение со штангой:

  • Жим штанги лежа
  • Французский жим
  • Жим узким хватом
  • Жим под 450

12

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

Здоровье-сберегающие, личностно-ориентированные

Производственное обучение

Всего

82

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устного опроса, выполнения обучающимися  физических упражнений.

        

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

текущий контроль в процессе выполнения обучающимися  физических упражнений   и индивидуальных заданий

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
  2. Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
  3. Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  4. Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями  различной направленности;

  1. Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры, комплексы и упражнения атлетической гимнастики;
  2. Выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
  3. Проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
  4. Преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
  5. Выполнять приемы защиты, страховки и самостраховки;
  6. Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
  7. Выполнять контрольные нормативы предусмотренные государственным стандартам по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм и лыжам, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.
  8. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

текущий контроль в процессе выполнения обучающимися  физических упражнений   и индивидуальных заданий


  1. Список литературы используемой литературы

Обязательная литература:

1.        Евсеев Ю.И. Физическая культура. Советский спорт, 2010

2.        Булич Л.М. Физическое воспитание в специальных медицинских группах-М.: Просвещение 1986

3.        Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура  М., 2012г.

4.        Бишаева А.А. Физическая культура учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования М, «Академия», 2012г.

Дополнительная литература:

1.        Васильев В.Е. Лечебная физическая культура-М: ФиС,1970

2.        Царик А.В.  Паралимпийский спорт: классификации, разряды и звания, учебно-тренировочные программы: Высшее образование  - Р-на Д: Феникс 2003.

3.        Юровский С.Ю. Гармония здоровья: Режим труда и отдыха -1987г

4.        Евсеев С.П. Инновационные технологии адаптивной физической культуры, в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения – СПБ: Галеяпринт. 2013

5.        Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру – М: медицина 1990г.

6.        Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе /под ред. М.М. Безруких, В.Д.Сонькина.  М.,2002г      


  1. Инвентарь (оборудование и средства обучения)

Оборудование спортивного зала:

Комплект гантелей  - 3 шт.  (8,5 кг,11кг, 13,5 кг)

Штанга  комплект  (Гриф + 6 дисков) – 1 шт.

Мяч футбольный – 3 шт.

Лыжные комплекты – 15 шт.

Ракетки теннисные  - 2 шт.

Гимнастическая стенка – 4 шт.

Дартс – 1 шт.

Бадминтон – 4 шт.

Мяч баскетбольный  – 2 шт.

Мяч волейбольный  - 2 шт.

Скакалка гимнастическая – 10 шт.

Секундомер – 3 шт.

Шашки – 2 шт.

Сетка волейбольная  - 1 шт.

Гимнастический обруч – 2 шт.

Стол теннисный -1шт.

Оборудование тренажерной комнаты:

Тренажер – 1 шт.

Велотренажер – 2 шт.

Велоэллипсоид - 1 шт.

Кроссовер – 1 шт.

Беговая дорожка - 1 шт.

Беговая дорожка магнитная - 1 шт.

Весы – 1 шт.

Спортивный комплекс: спортивная  площадка с   резиновым  покрытием  (448,10кв.м.)

Тренажерная площадка (122,05 кв.м) и набор  спортивных тренажеров – 16 шт.

Трибуна - на 30 мест с козырьком.

Раздевалка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адаптивной физической культуре

В основу адаптированной программы для обучающихся ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» положена примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура,министерство образования и науки ...

Рабочая программа Адаптивные информационные и коммуникационные технологии

Рабочая программа учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» разработана на основе  «Методических рекомендаций по разработке и реализации адапт...

Рабочая программа учебной (адаптированной) дисциплины_Адаптивные информационные и коммуникационные технологии

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утв. Мин...

Рабочая программа учебной дисциплины АД.03 «Адаптивная информатика, коммуникативные технологии»

Настоящая рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной образовательной программы.  Программа предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессиям 13450...

Рабочая программа по Адаптивной физической культуре

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫАДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА...

адаптивные рабочие программы

предлагаю адаптивные рабочие программы 4 класс  для детей с ОВЗ (программа 7.2)...

Адаптивные рабочие программы

Адаптивные программы по профессиональным модулям и дисциплинам для студентов с различными нозологиями...