Урок русского языка во втором классе по программе "Начальная школа 21 век" "Неизменяемые слова"
план-конспект урока на тему

Исаева Татьяна Владиславовна

Урок русского языка во втором классе  по теме "Неизменяемые слова" ( УМК "Начальная школа 21 век")   построен, опираясь на системно-деятельностный метод педагогики. Этапы урока  полностью соответствуют требованиям  проекта " Механизмы внедрения  системно-деятельностного подхода с  позиций непрерывности образования (ДО- НОО-ООО)"  федеральной инновационной площадки - Негосударственного образовательного учреждения дополнительного  профессионального образования "Институт   системно-деятельностной педагогики".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского  языка ( 2класс) по программе «Начальная школа XXI века»

(авт.Иванов С.В., Кузнецова М.В., Евдокимова А.О. и др.)

Тема:     Неизменяемые слова

Цели:

продолжить работу со словами, форма которых не меняется;

отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;

отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов;

обогащать устную и письменную речь учащихся;

развивать интерес к языку;

формировать умение самоконтроля.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы

Тип  урока:  ОНЗ

Ход урока:

1 . Мотивация к учебной деятельности:

Повторяем условия успешной работы на уроке.  

Давайте вспомним  известных нам героев  «ОХ» и «АХ». Кто из них вам больше нравится?  («АХ»)   Почему? ( дети перечисляют качества характера АХА. ( презентация)  

Как мы назовем такого ученика? (активный) , выкладываются опоры на доску и ребята приходят к выводу, что хорошо быть активным учеником…

Минутка каллиграфии.

Цель: формирование правильного письма, развитие логического мышления

м   мм    ммм

-какая буква записана?

-из каких элементов состоит?

-посмотрите внимательно на сочетания, установите закономерность и продолжите ряд.

Дети: с каждым разом число букв увеличивается на одну.

2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Собака, лиса, крот, сорока, пони, рыба, стрекоза, кенгуру, шимпанзе  (Дети  смотрят на картинки и записывают  слова в тетрадь.

 Учитель: Что объединяет эти слова?

Дети: Они отвечают на вопрос «Кто?», это животные, это имена существительные

Учитель: Молодцы! Выделите окончания в словах.  Предлагает вспомнить что мы делали на предыдущем уроке, выделяя  окончания

Предлагается эталон  (алгоритм действия)  (на мониторе)

Изменю форму слова по вопросам.

Ищу общую часть в формах слова.

     Изменяемая часть является окончанием

Дети испытывают затруднение в словах  пони, кенгуру, шимпанзе

3.Выявление   места и причины затруднений:

обсуждение затруднений

Учитель: Почему возникли трудности?

Дети: в словах кенгуру, пони, шимпанзе мы не можем отметить окончание они не изменяются.

Учитель: докажите, своё утверждение

Молодцы! Какова тема урока?

Дети : Неизменяемые слова

Физкультминутка (Машина зарядка)

4. Открытие нового знания.

Учитель: ребята, нам сегодня пришло письмо от одного сказочного героя.

(крепит портрет Незнайки на доску) Узнали ? Кто это?  Почему его так зовут? Кто автор этого сказочного героя?

 Он для вас написал письмо о своем выходном дне. Давайте прочитаем!

Как то рано по-утру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре,

Фильм смотреть о кенгуре

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит, бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафю зашел

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Интересное кино

Жаль что кончилось оно

В гардероб пора бежать,

Будут польта выдавать.

Дети находят в письме ошибки.

Учитель: А как надо произносить эти слова, почему?

Учитель: важно ли знать какие слова неизменяемые, почему?

Дети: да, чтобы правильно говорить, чтобы не смешить людей.

5  .Первичное закрепление

Запишите неизменяемые слова из письма Незнайки (работа в паре)

Самопроверка по эталону (Эталон на мониторе)

 Учитель: Что можно сказать о форме этих слов?

Дети: У неизменяемых слов одна форма.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три- руками три хлопка, головою три кивка,

На четыре ноги шире ,

Пять руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

Работа по учебнику.

Упражнение 1 страница 70 (устно)

Учитель: Среди неизменяемых слов есть предмет одежды, оно словарное.

Дети:  пальто

Учитель: поставьте ударение, подчеркните «Опасные места». Запишите одно предложение с этим словом.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет.

Страница 72, упражнение 2

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Дидактическая игра «Магазин»

Цель игры: проверить усвоение знаний по теме, расширить словарный запас.

Описание: дети по очереди отправляются в магазин и покупают только те предметы, которые имеют неизменяемую форму.

Карточки: шимпанзе, безе, конфета, пальто, кофе, ручка, пони, желе, какао, эскимо, пенсне,  мячик, альбом, платье.

Во время игры учитель объясняет значение незнакомых слов.

8. Рефлексия деятельности

( итог урока)

Какую задачу ставили?

Что нового узнали?

Где можно применить новое знание?

Поместите на доску свои смайлики

9 .Домашнее задание:

Учебник - Страница 72, упражнение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме " Фонетический разбор слова"

Закрепление умения находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, совершенствовать навыки фонетического разбора....

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Урок русского языка во втором классе по программе "Начальная школа 21 век" "Неизменяемые слова"

Урок русского языка во втором классе  по теме "Неизменяемые слова" ( УМК "Начальная школа 21 век")   построен, опираясь на системно-деятельностный метод педагогики. ...