Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме " Фонетический разбор слова"
план-конспект урока на тему

Головач Ирина Григорьевна

Закрепление умения находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, совершенствовать навыки фонетического разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskiy_razbor.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный  предмет- русский  язык, 10  класс

Тема  урока: Фонетический разбор. (Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы.)

Тип  урока- Повторительно-обобщающий

Вид  урока- стандартный.

Цель  урока:проверка  и  оценка  уровня  языковедческой  компетенции  учащихся  в  рамках  темы  

«Фонетика. Графика .Орфоэпия».

Задачи  урока:

1)     образовательные- проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, графике, орфоэпии,  акцентологические навыки и   умения выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию; 

2)     развивающие- способствовать развитию  логического  мышления ( умению

    сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);

3)  воспитательные- воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

 

Ход  урока.

1.Организационная  часть.

Приветствие  учащихся

- Как вы уже знаете, что тест ЕГЭ состоит из заданий по всем разделам курса русского языка, в том числе фонетике и орфоэпии.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора. ( Слайд 1)

II. Словарная работа.

- Для совместной работы нам понадобится взаимопонимание, умение слушать и слышать друг друга, терпение, уважение, толерантность.

- Давайте проведём словарную работу.

- Дайте лексическое толкование слову толерантность.

Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

Слайд 2

Подберите  к этому слову синонимы: терпение, снисхождение, терпимость.

- Дайте лексическое толкование слову уважение

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Приведи пример. Достойные люди уважают друг друга даже тогда, когда объективно являются врагами.

- Затранскрибируйте эти слова? ( [ тал 'ирантнаст' ]  [уважэ́н'ийэ]

3.Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)

- Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.)

- Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

- На какие две большие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

- В чём состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

Одним из задания тестов ЕГЭ – является задания из раздела «Орфоэпия».

- Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.)

Проверим свои знания на примерах

1.. Поставьте ударение в словах. Выпишите слова с ударением на втором слоге. (Слайд 3)

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

Взаимопроверка  (Слайд 4)

- Докажите на примерах, что ударение бывает разноместным? (тОрты, звонИт, баловАть)

2.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы? (Слайд 5)

Выпишите в два столбика, объясните.

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.)

В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука,

в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

 

- Какие фонетические процессы вам известны? (оглушение, озвончение)

Эти процессы влияют на русскую орфографию.

3. Выберите слова, в которых происходит: (слайд 6)

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б)озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

Также, вам знакомы такие фонетические процессы как ослабление произношения гласного звука в безударном положении, этот процесс называется - редукцией, запишите.

- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах: (Слайд 7)

Собака, корова (редукция- ослабление произношения гласных звуков),

Солнце, тростник, сочувствовать (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных 

стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),

робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),

косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие).

А сейчас вспомним фонетический разбор слова 

Для фонетического разбора я предлагаю  такое нужное нам всем слово милосердие

1.Деление слова на слоги (перенос слова): ми-ло-сер-ди - е

Фонетическая транскрипция слова милосердие : [м'илас'`эрд'ий'э]
Характеристика всех звуков: 
м [м'] - согласный, мягкий, парный,  звонкий, непарный, сонорный
и [и] - гласный, безударный
л [л] - согласный, твёрдый, парный,  звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
с [с'] - согласный, мягкий,  парный, глухой, парный
е [`э] - гласный, ударный
р [р] - согласный, твёрдый, парный,  звонкий, непарный, сонорный
д [д'] - согласный, мягкий,  парный, звонкий, парный
и [и] - гласный, безударный
е [й'] - согласный, мягкий,  непарный, звонкий, непарный, сонорный
   
[э] - гласный, безударный

10 букв, 11 звуков

Конец формы

Проверка по слайду Слайд 8 _

Со словом милосердие очень близко стоят  не менее прекрасные и столь необходимые слова: доброта и уважение.

- Сделаем фонетический разбор  этих слов по вариантам.

Доброта
1.Деление слова на слоги (перенос слова): 
доб-ро-та
2.Фонетическая транскрипция слова доброта : 
[дабрата]
3.Характеристика всех звуков: 
д [д] - согласный, твёрдый,  парный, звонкий, парный
о [а] - гласный, безударный
б [б] - согласный, твёрдый,  парный,звонкий, парный
р [р] - согласный, твёрдый,  парный, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
т [т] - согласный, твёрдый, парный,  глухой, парный
а [а] - гласный, ударный

7 букв, 7 звуков

Уважение
1.Деление слова на слоги (перенос слова): 
у-ва-же-ни- е
2.Фонетическая транскрипция слова уважение : 
[уважэ́н'ийэ]
3.Характеристика всех звуков: 
у [у] - гласный, безударный
в [в] - согласный, твёрдый,  парный, звонкий, парный
а [а] - гласный, безударный
ж [ж] - согласный, твёрдый, напарный, звонкий, парный
е [`э] - гласный, ударный
н [н'] - согласный, мягкий, парный,  звонкий, непарный, сонорный
и [и] - гласный, безударный
е [й'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный, сонорный
   
[э] - гласный, безударный

8 букв, 9 звуков

Конец формы

 -Прочитайте транскрипцию и запишите предложение   (слайд 9)

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную

(А. Прокофьев)

-Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности?      Звук [У]

Слайд 10

Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приёмом ассонанса. Запишите.

Слайд 11

Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.

-Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность?

Слайд 12

Шипящие: [ч], [ш]  

«Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт)

- Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных? 

(Слышится шуршание камышей.)

Аллитерация- это древнейший стилистический приём усиления выразительности художественной речи повторами согласных. Запишите (Слайд 13)

Прослушайте отрывок и скажите какой приём использует А.С. Пушкин?

Шипенье пенистых бокалов и

пунша пламень голубой.....

Звуки русского языка очень музыкальны. Фонетика- это «звучащая, выразительная музыка нашей речи».

- А теперь свои знания по разделам фонетика и орфоэпия примените на заданиях ЕГЭ. Слайд 14

Задания из ЕГЭ 2013. А14.

Слайд 15

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. абсолютый, остолбенеть, заниматься
  2. авиакомпания, скопившийся, пловец
  3. воздушный, обновляясь, строжайший
  4. балагурить, прискакать, сложившийся

  1. соберутся, загорелый, коммерсант
  2. копошится, предварительный, склониться
  3. ситуация, сражаться, беседующий
  4. смягчение, увлекательный, упростить

Слайд 16

Задания из ЕГЭ 2013.: А1

1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)включИт 2) красивЕе 3) дОнизу 4) послАла

2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ.

Ответы: А14- 3; 4.    А1-  2; 4.

Взаимопроверка. Слайд 17

Слайд 18
 – Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

  • [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й'эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила //]       (А. И. Герцен).

Проверка по слайду Слайд 19

  • Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

Выставление оценок.

 Итоги урока.

Вы  сегодня хорошо поработали на уроке и я хочу вам пожелать … Слайд 20

Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение « Что такое толерантность?";

Фонетический разбор слова толерантность

Приложение

Тест 1 вариант

Ф.И.ученика___________________________________________10 класса

Задания из ЕГЭ А14.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться
2)авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец

3) в…здушный, обн…вляясь, стр…жайший
4)б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся

Ответ:

Задания из ЕГЭ А1

1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)включИт 2) красивЕе 3) дОнизу 4) послАла

 Ответ:

Тест 2 вариант

Ф.И.ученика___________________________________________10 класса

Задания из ЕГЭ А14.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант
2)к…пошится, предв…рительный, скл…ниться
3)с…туация, ср…жаться, б…седующий
4)см…гчение, увл…кательный, упр…стить

Ответ: Ответ:

Задания из ЕГЭ А1

2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жило-было причастие". Разработка урока по русскому языку в 6 классе с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.

Я применяю ИКТ на уроках, во-первых,  для того, чтобы решить социальные практические задачи:- для изучения нового материала, предъявления новой информации;-  для закрепления пройденного, отр...

Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс

Цуканова Е.А.                 учитель начальных классов...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени

Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...