Тема: Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека.
проект на тему

Хужаберганова Юлия Сергеевна

Закаливание организма нужно начинать с первых дней жизни человека,воспитывая в нем привычку к закаливающим

процедурам и безбоязненное отношение к низкой ивысокой температуре воздуха,легкой одежде, сквознякам, охлаждению ног.

Начать применение закаливающих процедур не поздно ни в каком возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zakalivanie2.docx180.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №10 имени Героя Советского Союза М.П.Галкина города Пласта»

Проект по физической культуре

Тема:  Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека.

http://images.myshared.ru/6/573459/slide_17.jpg

Выполнил: ученик 10кл.

Уткин-Лобов Р.

Руководитель проекта:

Хужаберганова Юлия Сергеевна,

учитель физической культуры

г. Пласт, 2018год

Оглавление

Введение        3

1.Повышение кругозора в области закаливания.        5

1.1  Влияние закаливания на организм человека        5

1.2  История закаливания.        6

1.3  Правило закаливания        7

1.4  Принципы закаливания        7

1.5 Методы закаливания.        8

1.6  Известные методики закаливания        12

2. Исследовательская работа        14

2.1 Результаты исследования.        16

3.Заключение.        21

4.Библиографический список        21

Введение

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/8/8e/%D0%93%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B8%D0%BB.jpg

Закаливание организма нужно начинать с первых дней жизни человека, воспитывая в нем привычку к закаливающим процедурам и безбоязненное отношение к низкой и высокой температуре воздуха, легкой одежде, сквознякам, охлаждению ног. Начать применение закаливающих процедур не поздно ни в каком возрасте. 

Доктор медицинских наук, профессор

Рафаил Габович

По данным статистики Роспотребнадзора за 2015-2016 гг., заболеваемость ОРВИ  (острые респираторные вирусные инфекции) занимает первое место в структуре инфекционной заболеваемости. Из общего числа заболевших ОРВИ в 65-70% случаев болеют дети, подавляющая часть — это дети дошкольного и школьного возраста. Причиной столь высокой заболеваемости респираторными инфекциями является очень низкий иммунитет к простудным заболеваниям. И хотя детей стараются закаливать,  начиная  с  детских садов, но этих мер, как оказывается, недостаточно. Чтобы повысить сопротивляемость к простудным заболеваниям и другим неблагоприятным факторам внешней среды необходимо  планомерное, постепенное и постоянное закаливание.

В нашей школе на протяжении многих лет в холодное время года ежегодно около 80% учащихся переносят простудные заболевания по нескольку раз за год, появились такие заболевания как хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит. Кроме того участились случаи, когда из-за массовых заболеваний учебный процесс находится на грани срыва. Поэтому я попытаюсь выяснить, знакомы ли учащимся нашей школы со способами укрепления здоровья и занимаются ли они закаливанием. Проведенное  анкетирование побудили меня  более глубоко изучить тему «Закаливание организма» и познакомить учащихся  с основными положениями этой теории.

Именно поэтому проект имеет следующие цели и задачи:

Цель проекта:

Более глубоко изучить способ укрепления здоровья человека - закаливание.

Задачи:

  1. Узнать, как давно появилось закаливание как способ укрепления здоровья.
  2. Выяснить физиологию закаливания, принципы и методы закаливания.
  3. Познакомить школьников с основными методами и принципами закаливания, гигиеническими требованиями при проведении занятий.
  4. Познакомить учащихся с методиками закаливания:

Гипотеза: 

Согласно статистике Пластовского Муниципального Района, число болевших за 2015 год составляет 3042 человека, а за 2016 – 3157 человек. Понятно, что число больных с каждым годом растёт всё больше. Я считаю, что с помощью закаливания этот рост можно не только остановить, но и превратить его в понижение.

Участники проекта: Учащиеся 5 - 11 классов  (106ч.) «МКОУ СОШ№10г. Пласта»

Механизм реализации проекта

Этапы реализации

сроки

1.

1.1

1.2

1.3

Подготовительный этап

Выяснение проблемы.

Сбор аналитических данных о здоровье детей в Пластовском районе за 2015-16 г.в школе за 2015-2016уч.год

Составление анкет для учащихся.

2.

2.1

2.2

2.3

Практический этап

Проведение анкетирования уч-ся 5-9 кл.

Обработка полученных данных при анкетировании.

Оформление проекта, презентации.

3.

3.1

3.2

Заключительный этап

Составление рецензии.

Защита проекта.

Прогнозируемый результат:

Если учащиеся будут вооружены знаниями о физиологии и основных методах закаливания, то они смогут более грамотно тренировать свой организм в устойчивости к неблагоприятным условиям окружающей среды, тем самым процент заболеваний будет значительно снижен.

1.Повышение кругозора в области закаливания.

1.1  Влияние закаливания на организм человека 

Важную роль в естественном излечении и поддержании до глубокой старости хорошего состояния здоровья играет закаливание, ибо это — одно из лучших средств повышения уровня защитных сил организма. Поэтому закаливанию столько же лет, сколько человечеству.

Закаливание - это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание нужно рассматривать как воспитание у организма способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям. Любое совершенствование — это длительная тренировка. Следовательно, закаливание — это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. При этом функциональные изменения приспособительного характера возникают только на раздражитель, который неоднократно действовал на организм в качестве закаливающего фактора. Так, неоднократное воздействие холода вызывает функциональные сдвиги, проявляющиеся лишь при охлаждении организма, и не меняет его реакции на действие тепла. И наоборот, повышение устойчивости организма к перегреванию не предохраняет его от холодового воздействия. Это говорит о том, что нет общего закаливания: выработка устойчивости к теплу не обеспечивает устойчивости к холоду.

 Так, в процессе закаливания организм подвергается следующим изменениям:

 - улучшается работа нервной и эндокринной систем (возбудимый становится спокойнее, инертный — бодрее);

 - активизируются обменные процессы: кровообращение, дыхание, состав крови и т.д.;

- повышается работоспособность и выносливость;

- сон становится спокойнее и глубже;

 - повышаются устойчивость к метеофакторам и сопротивляемость различным заболеваниям.

Закаленный человек не болеет, а если такое случается, то болезнь протекает легко и быстро заканчивается. У закаленного человека при воздействии холода быстро повышается обмен веществ, включаются химические процессы, терморегуляция, вырабатывается тепло. Физиологический механизм закаливания связан с образованием условных рефлексов, опережающих безусловные механизмы саморегуляции.

1.2  История закаливания. 

Начало было положено древнегреческим мыслителем, основоположником античной медицины Гиппократом (около 460-377 годов до нашей эры), который отводил закаливанию особую роль в укреплении здоровья и утверждал, что «холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и хорошо подвижным». Как профилактическое средство Закаливание рекомендовали такие видные ученые древности, как Гиппократ, Демокрит, Асклепиад и др. 
Важной вехой в развитии учения о закаливании являются труды Абу Али ибн Сины, известного в европе под именем Авиценна (около 980-1037 годов). В трактате «Канон врачебной науки» он изложил основные правила закаливающих процедур. Немецкий врач X. Гуфеланд в труде «Искусство продления человеческой жизни» (1796) указывал, что закаливание является действенным средством профилактики многих заболеваний. Много известных людей России занимались закаливанием.

 И.П.Павлов до 80 лет купался в Неве и летом и осенью.

Л.Н. Толстой ходил босиком и обливался холодной водой.

И.Е.Репин - зимой спал с открытым окном, а его борода и усы покрывались инеем в  морозную ночь.

А.В. Суворов - выливал на себя ушат холодной воды каждое утро.

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела. Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть. Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья, так и выработку у человека способности переносить всевозможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными.

Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские - крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня.

1.3  Правило закаливания

Основная заповедь Гиппократа «не навреди» верна не только в классической врачебной практике, но и при закаливающих процедурах. А потому не стоит бездумно следовать моде на здоровый образ жизни и с разбега нырять в прорубь неподготовленному человеку. Помните, что каждый человеческий организм неповторим, поэтому, прежде чем начинать закаливание, необходимо выбрать методику, которая будет рассчитана с учетом ваших индивидуальных особенностей. Для этого вам необходимо знать, что относится к основным гигиеническим принципам закаливания.

1.4  Принципы закаливания

1.Психологическая подготовка.

Процессы терморегуляции человеческого организма, его иммунные реакции во многом зависит от психологического настроя. Так, если вы уверены, что оказавшись в холодной воде, вы тотчас заболеете, так оно и будет!

2.Систематичность.

Закаливание – это не та процедура, которую можно проводить время от времени. В таком случае лучше и не начинать вовсе! Оптимально проводить закаливание следует ежедневно. Длительные перерывы (2-3 недели) сведут на нет все ваши усилия и пользу.

3. Принцип пульсирующих температур.

 Наиболее распространенной причиной возникновения простудных заболеваний является резкий перепад температур. Таким образом, основная ваша задача – это не погружение в максимально холодную воду, а переход от горячей воды к холодной. С каждым разом следует увеличивать диапазон температурных значений.

4. Постепенность. 

Закаливание может быть представлено как воздействие максимально низких температур или же как воздействие низких температур в течение наиболее продолжительного периода времени. Начинать следует со снижения температуры (допустим, 15 °С в течение 1 минуты), во время второй процедуры вы уделяете больше внимания времени воздействия (15 °С в течение 5 минут), на третий раз снова снижаем температуру (13 градусов в течение 1 минуты) и т.д.

 5.Индивидуальный подход. 

Этот важнейший принцип закаливания основан на том, что каждый человек имеет свою норму реакции: кому-то следует начинать процедуры с 15 °С и доводить их до 3-5 °С, а другому – с 20 °С до 10 °С.

 6.Комплексность. 

Как известно, разные участки тела имеют различный уровень чувствительности к перепадам температур. Кроме того, вода, воздух и другие стихии имеют различное охлаждающее влияние на организм.

7.Оптимальность.

 дозирование процедур (с учетом возрастных и физиологических особенностей) и универсальность (закаливание можно начинать в любое время года и при любых погодных условиях). 

1.5 Методы закаливания.

А. Закаливание воздухом

 Б. Закаливание водой:

-обтирание;

- обливание;

- контрастный душ;

- купание в море;

- моржевание;

В. закаливание солнцем

Г. Закаливание в парной

Д. Босохождение

Закаливание воздухом

Методы закаливания воздухом разнообразны, но все они сводятся к степени общей подготовленности организма. Из-за подобного разделения можно выделить некоторые из их: начальный,  продвинутый.

  • Начальный уровень начальный;
  • Продвинутый.

Начальный уровень подразумевает создание оптимальных условий для проведения процедура закаливания и идеально подходит для новичков в этой области. При создании подобной среды воздействие на организм минимально и позволяет организму привыкнуть к новым для него условиям. Проводить такие процедуры не следует более 10 минут, потому что превышение этого времени может негативно сказаться на неокрепшем организме.

Продвинутый метод направлен на людей со стажем и подразумевает более суровые условия для проведения процедур, а также увеличение временного интервала. Создание подобных условий должно производиться ориентируясь на собственные чувства и рефлексы. Приступать к продвинутому закаливанию без подготовки не рекомендуется.

Закаливание водой

Обтирания холодной водой.

Обтирание обычно начинают с кистей рук, верхней части туловища, спустя 2 недели приступают к обтиранию всего тела. В дальнейшем процедуры постепенно доводят до обливания холодной водой. Обтирание обычно делают вечером перед сном или сразу после пробуждения.

Обливание.

Для начала можно использовать воду температуры 20–25° С, постепенно понижая ее на 1–2 °С. Процедуру нужно проводить перед сном. Так же как и обтирание, эту процедуру закаливания начинают с кистей рук, переходя к обливанию всех конечностей полностью, торса и наконец всего тела.

Одна из начальных процедур - обливание ног. Сначала холодной водой поливают на конечности, а после месяца закаливания можно вставать ногами в таз с холодной водой, увеличивая время процедур на несколько секунд каждое занятие и доводя его до 3 мин. Потом эффективнее снижать температуру воды на 1° С, доводя ее до 14 °С.

В дальнейшем этот метод можно немного усложнить: для этого на дно ванны требуется положить душ с сильным напором холодной воды и в струе воды в течение 2 минут имитировать ходьбу. Постелив на дно коврик с резиновыми шипами, можно массировать рефлекторные зоны стоп, связанные со всеми внутренними органами, что сделает процедуру эффективнее. Обливания ступней можно совмещать с обтираниями. Это оказывает тонизирующее действие на весь организм, ускоряет процессы обмена веществ, улучшает кровообращение.

После водных процедур обязательно растирание теплым махровым полотенцем охлажденных частей тела до их покраснения.

Контрастный душ.

Контрастный душ применяется с чередованием воды разной температуры. Начиная процедуру с воды температуры 35–37 °С, заканчивать ее следует водой более низкой температуры. В первое время разница должна колебаться в пределах 2–4 °С с последующим усилением контрастности. С прошествием времени, после полной адаптации организма, температура воды на завершающем этапе может быть снижена до 18–20 °С. Такая процедура заряжает бодростью, стимулирует нервную систему, повышает устойчивость организма к переохлаждению, способствует усилению работы кровеносной, сердечно- сосудистой и дыхательной систем.

Купание в море 

Наилучший эффект с точки зрения организма закаливания производят купания в морской воде за счет повышенного содержания солей, вызывающих небольшое щадящее химическое воздействие на кожу. Также полезно сочетание термических воздействий с механическими (движением волн).

Купаясь, необходимо ориентироваться на состояние своего здоровья, не допускать переохлаждения, озноба. Охлажденная кожа уже не дает должной реакции, а вместо согревания происходит замерзание, вызывающее раздражение нервной системы (часто сопровождающееся судорогами), общую слабость и т. д.

Моржевание.

Самым экстремальным видом закаливания организма водой является зимнее купание в открытых водоемах. Но этот метод требует предварительной консультации врача и длительной систематической подготовки. Подготовительный этап проводится в течение 2–3 лет. Время купания не должно превышать 1 мин, так как пребывание в воде низкой температуры вызывает резкие отклонения от нормы: повышается артериальное давление, учащается пульс и дыхание, снижается температура тела. Такой способ закаливания водой влияет и на состояние нервной системы. Поэтому применять его могут только абсолютно здоровые люди.

Безусловным противопоказанием к зимнему купанию являются:

- гипертония,

- атеросклероз,

- хронические инфекционные и воспалительные заболевания и пр.

- детям и подросткам до 18 лет, так как «моржевание», являясь сильным стрессом для всего организма, усиливает функцию надпочечников – важнейшей железы внутренней секреции, что может закончиться полным их истощением и непереносимостью стрессовых ситуаций.

Учеными доказано, что люди, занимающиеся зимним плаванием, устойчивы к простудам в той же мере, что и систематически закаляющиеся традиционными способами.

Наиболее чувствительны к холоду и подвержены простуде стопы и носоглотка. Поэтому закаливанию водой этих частей тела необходимо посвящать максимум времени. Люди, которые полощут горло ледяной водой и обливающие ноги, меньше болеют гриппом, насморком, ангиной.

Закаливание солнцем 

Свет солнца - один из необходимых элементов правильного закаливания. Не многие знают, что данная методика так и называется - закаливание солнцем. Лучи солнца, получаемые организмом в достаточном количестве, способствуют выработке витамина D, укрепляющего костную ткань и улучшающего общее эмоциональное состояние. Доказано, что жители южных стран благодаря такому закаливанию, как правило, более оптимистичны и тяжелые расстройства психики (приступы тоски, уныния, депрессии, попытки самоубийства) у них встречаются значительно реже, чем у обитателей Северной Европы. Однако излишнее потребление солнца способно спровоцировать солнечные удары, ожоги кожи и повысить риск развития рака кожи (меланома). 

Закаливание в парной.

Закаливание в парной является прекрасным лечебным, гигиеническим и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается эмоциональный тонус организма, его работоспособность, ускоряются восстановительные процессы после длительной физической работы. Возрастает сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Посещение парной усиливает кровообращение во всех тканях организма, расширяет кровеносные сосуды. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, это способствует выведению из организма вредных веществ. Банные процедуры не рекомендованы лицам с гипертонией и страдающим сердечно- сосудистыми заболеваниями.

Босохождение.

При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Во-первых, непосредственно соединяет человека с Землёй, позволяет простым способом набирать энергию Земли. Одновременно происходит и подключение к другим природным энергиям. Человек возрождается, очищается, набирается сил.

Во-вторых, собственно закаливание. Прежде всего возрастает сопротивляемость к простудным болезням, так как стопы рефлекторно связаны с нашими шестью гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаляем горло. А ведь гланды — это имунный щит, стоящий на пути многих болезней.

В-третьих, оживление внутренних органов. Ведь зоны стоп не только рефлекторно, но и энергетически связаны со всеми системами нашего организма. Поэтому босохождение благотворно при заболевании печени, глаз, желудка и поджелудочной железы, кишечника, сердца, лёгких, почек и др.

В-четвёртых, стоя босяком, мы сбрасываем накопленное статическое электричество. Оно неблагоприятно действует на наше биополе, вызывает утомление нервной системы, головную боль и прочие неприятности.

1.6  Известные методики закаливания 

Методика закаливания Порфирия Иванова.  «Детка»

Особенности системы

Метод Иванова подходит только здоровым людям, так как его смело можно назвать экстремальным, ведь он не предполагает постепенного привыкания к понижению температуры. Согласно этой системе человек должен сразу принять на себя термический удар, то есть, не будучи подготовленным, должен нырнуть в прорубь или облиться холодной водой на морозе, или окунуться в снег. Все эти процедуры, по мнению Иванова, должны принести только пользу в виде моментального закаливания организма. Он считал, что сильный холод в режиме кратковременного воздействия способен оздоровить организм каждого человека. Порфирий Иванов определил 3 главных условия, без соблюдения которых закаливание не может быть максимально эффективным: физическое и душевное здоровье; вера в возможности организма; отсутствие сомнений.

Суть метод Иванова состоит в следующем:

1Необходимо купаться 2 раза в день – утром и вечером – в холодной воде. Если природного водоема рядом нет, нужно обливаться или принимать холодные ванны. Время пребывания в воде строго не оговаривается: каждый должен руководствоваться своим самочувствием.

2. Перед купанием или после него нужно постоять босыми ногами на земле, а зимой – на снегу. Стоять достаточно 1–2 мин. При этом нужно несколько раз глубоко вдохнуть через рот и пожелать себе и всем людям здоровья.

3. Хотя бы раз в неделю в течение суток следует обходиться без пищи и, по возможности, без воды, а еще лучше с пятницы (с 18 ч) до воскресения (до 12 ч). После этого нужно выйти босиком на улицу и, сделав несколько глубоких вдохов, пожелать себе и всем людям здоровья. После этого можно питаться как обычно.

Закаливание по методике доктора Комаровского

Закаливание доктор Комаровский видит как ежедневные краткие процедуры обтираний или обливаний, которым следует уделять около 30 минут в день. Под общим укреплением организма Комаровский подразумевает кардинальное изменение привычного образа жизни в пользу здоровья ребенка. В книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» Евгений Олегович рекомендует вести закаливание в трех направлениях:
1) Активное купание в прохладной воде. Температура воды при купании ребенка +28 градусов;
2) Температурный режим. Оптимальная температура воздуха в помещении, где находится ребенок, 18-19 градусов. Кроме того, воздух должен быть достаточно влажный – 50-70%. Рекомендуется использовать увлажнитель воздуха ;
3) Легкая, функциональная одежда. Минимум одежды, одежда из натуральных тканей, функциональность (чтобы не стесняла движения). Главное, чтобы ребенок не потел - от этого и простуды.

По убеждению доктора Комаровского,  все эти манипуляции и мероприятия на самом деле не являются чем-то необычным, экстремальным и т.п. Все эти методы – это всего лишь создание нормальных, адекватных условий для укрепления иммунитета, для того, чтобы организм ребенка развивался правильно, и чтобы ребенок рос здоровым.

Закаливание по методике Толкачева

Закаливание по Толкачеву акцентировано на носоглоточной области. Именно здоровью носоглоточной области следует уделить повышенное внимание — от этого зависит состояние всей бронхолегочной системы. 

Основным способом закаливания является промывание носа прохладной водой. Закаливание проводят при температуре воздуха 18–22 C. Закаливание по Толкачеву повышает сопротивляемость ребенка инфекциям и простудам верхних дыхательных органов.

Закаливание по методике Гребенкина

Среди всех способов закаливания метод Владимира Гребенкина наиболее экстремальный.

Суть закаливания по методике Гребенкина состоит в погружении в холодную воду на 10–15 секунд, после этого необходимо провести 5 минут на открытом воздухе без одежды. Растирания недопустимы — организм сам должен справиться с холодом. Приверженцы данного метода говорят о чрезвычайно благотворном влиянии холодной воды на иммунную систему человека и уверены, что многолетнее закаливание предупреждает нарушения сердечной деятельности, нормализует давление, избавляет от простуд и гриппа и крайне положительно влияет на организм в целом. Однако официальная медицина не поддерживает «моржевание» детей раннего и среднего возраста, рекомендуя дождаться 6–7 лет.  Авторскую методику Владимира Гребенкина, закаливание ребенка стоит проводить под жёстким контролем физического состояния малыша — необходимо регулярно сдавать анализ мочи и проходить медицинское обследование.

Методика  закаливания Бубновского 

Методика Сергея Бубновского неоднозначна. Автор рекомендует очень жесткие способы закаливания, которые на практике не каждый сможет пережить. Бубновский  советует совершенно неподготовленным людям, не прошедшим никаких медицинских обследований, сразу начать «новую жизнь» с утреннего погружения в ванну с ледяной водой — вместо привычной чашечки кофе и теплого душа. Бубновский советует матерям окунать приболевших детей в ледяную воду с головой, обещая быстрое выздоровление. Таких окунаний доктор советует производить 2-3 раза в день, не обращая внимания ни на лихорадку, ни на сопротивление ребенка и неприятие им подобных процедур. Потому что, по мнению доктора, тепло опаснее холода.

2. Исследовательская работа

В ходе работы я проанализировал состояние здоровья детей Пластовского района за 2015-2016 г. сколько детей относится спец.медицинским группам в нашей школе. В ходе работы мы провели экспериментальный опрос учащихся нашей школы (5.1, 8.1, 9.1, 9.2, 10.1, 10.2, 11 кл) «Что вы знаете о закаливании?».

Для того, чтобы привить навыки здорового образа жизни, была проведена беседа «Здоровье – это жизнь!».

Анкеты для учащихся 5-11 классов.

Обратите внимание! В каждой анкете принимался ответ «Не знаю».

1. Анкета по теме: «Как вы относитесь к закаливанию?».

1. Как часто вы болеете?

Редко

Часто

2.Зачем нужно закаливание?

Напиши

3. Закаливаетесь ли вы?

Да

Нет

4. Всем ли нужно закаливание?

Да

Нет

5. В каком возрасте можно заниматься закаливанием?

Напиши

6. Питаетесь ли вы правильно?

Да

Нет

7. Будете ли вы закаливаться в будущем?

Да

Нет

2. Анкета по теме: «Что вы знаете о закаливании?»

Заполнение следующих вопросов основывалось на личном опыте и мнении каждого из учеников.

1. Что такое закаливание?

2. Какие средства закаливания вы знаете?

3. Какие виды закаливания вы знаете?

4. Как влияет закаливание на состояние человека?

5. С помощью чего человек получает должный эффект от закаливания?

6.Как влияют занятия физкультурой на процесс закаливания?

7. В чём заключается должный принцип закаливания?

8. Если вы будете закаливаться, то какой вид вы выберите?


 2.1 Результаты исследования.

Общее число участников:106 ч.

Результаты анкетирования учащихся предоставлены в диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1: Личностное отношение учеников к закаливанию

Диаграмма:

Результаты:

1. 81% (86) учеников считают, что закаливание нужно для укрепления организма.

2. 74% (78) учеников считают, что закаливаться нужно начинать с детства.

3. 69% (73) учеников болеют редко.

4. 56% (60) учеников считают, что закаливаться нужно всем.

5. 43% (46) учеников собираются закаливаться в будущем.  

6. 32% (34) учеников закаливаются на данный момент.

7. 30% (31) учеников питаются правильно.

Выводы: Несмотря на то, что большинство учеников болеют редко, многие питаются не правильно и не закаливаются.

Диаграмма 2: Теоритические знания учеников о закаливании

Диаграмма:

Результаты:

1. 86% (91) учеников считают, что закаливание положительно влияет на здоровье человека.

2. 81% (85) учеников знают не менее двух видов закаливания.

3. 58% (61) учеников будут закаляться обливанием.

4. 56% (59) учеников знают, что такое закаливание.

5. 52% (55) учеников считают, что физкультура положительно влияет на процесс закаливания.

6. 34% (36) учеников знают средства закаливания.

7. 8%  (9) учеников знают, с помощью чего человек получает должный эффект от закаливания.

8. 6% (6) учеников знают должный принцип закаливания.

Выводы: Лишь около половины учеников знают о закаливании. Знания учеников о закаливании.

ОРВИ

2015 год

2016 год

Г. Пласт

2088 сл.

1811 сл.

Пластовский район

3042 сл.

3157 сл.

Школа №10

418 сл.

362 сл.

Всего учащихся на 2016-17 год: 629.

Виды нарушений:

Количество (человек)

Количество (проценты)

Нарушения органов дыхания

43

6,84%

Нарушения осанки

63

10,02%

Нарушения эндокринной системы

64

10,17%

Нарушения нервной системы

16

2,54%

Нарушения сердечнососудистой системы

24

3,82%

Группа здоровья:

Количество учащихся

I

200 чел.

II

390 чел.

III

69чел.

IV

3.Заключение.

Таким образом, закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Самым эффективным, если не единственным, средством повышения устойчивости организма к внешним факторам, особенно к холоду, остается закаливание. Закалить свой организм можно в любом возрасте. Начинать борьбу за свое здоровье никогда не поздно. Но наиболее эффективна эта процедура, практикуемая с детства.
Для того чтобы эффективно использовать закаливание в оздоровительных целях, нужно знать физиологию организма. Современный человек по-прежнему является частью природы, и с этим приходится считаться.
 Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. 
Более подробное рассмотрение нами вопроса показало, что взрослые, а вместе с ними и дети могут, избавившись от лени, самостоятельно укрепить свой организм и избежать многих болезней. Главное захотеть!

4.Библиографический список

1)Назарова Е.Н. «Здоровый образ жизни и его составляющие»:учеб.пособие для студ. высших учебных заведений Изд. «Академия»,2007 год

2)Ю. Артюхова «Как закалить свой организм» Изд. «Харвест» Минск 1999 год. 3)Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. 112 с., ил. – (Наука – здоровье).

4)С.Н. Попов «Лечебная физическая физкультура»Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1978 год. 

5)Ильинич В.И. Физическая культура студента. М. Гардарики, 2000.

Источник: http://kursak.net/fizicheskaya-kultura-i-zakalivanie/

© kursak.net

Источник: www.zd-zakal.

Источник: http://fb.ru/author/8918/tatyana-voloshko

Источник: http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/02/12/11_1.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...

предоставление опыта работы на тему: «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих технологии

Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегаю...

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по профессиональному модулю ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Комплект оценочных средств по ПМ 01. Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста содержит практические задания для студентов ...

Здоровый человек и его окружение. Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья

Лекция 1.  Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья..Демографическая ситуация в России, регионе.Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной ...

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Комплект контрольно-оценочных средств  предназначен для проверки итоговых образовательных результатов освоения ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физ...