Статья Психологический мир ребенка. Тревожные дети
статья на тему

Сазонова Наталия Васильевна

В работе дана психологическая характеристика детей разного возраста,подобраны игрф и задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 208186209131209128209129209139.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Центр творческого развития и гуманитарного образования детей

«На Васильевском»

Статья

 Психологический мир ребенка.

Тревожные дети

Педагог  дополнительного образования

Сазонова Наталия Васильевна

Санкт-Петербург

2019

Введение.

 Детство для человека - это уникальная пора развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций. За короткое время (до 7 лет) формируются у маленького ребёнка разные типы мышления: наглядно-действенное , образное, абстрактно-речевое. В этот период закладывается основа всех психических функций ребёнка, основа его дальнейшей активной жизни.

В дошкольном возрасте складывается личность ребёнка, т.е. формируется мотивационно-потребностная сфера и самосознание.

Основная тенденция возраста - возникновение стремления ребёнка быть как взрослый, которая удовлетворяется в сюжетно - ролевой игре и продуктивных видах деятельности, генетически связанные с последней.

Специфичными видами деятельности для дошкольников являются изобразительные: лепка, рисование, конструирование, аппликация. Именно в продукте своей деятельности ребёнок отображает свои впечатления и опыт деятельности. Развиваются элементы трудовой и учебной деятельности, проявляющиеся в умении ребёнка слушать и слышать взрослого, выполнять его инструкции, действовать по образцу и правилу, в осознании способов выполнении действий.

Проблема.

Мною была разработана программа по изо-деятельности для детей 2-7лет. Группы формируются с учётом возраста детей, особенностями психического развития. Дети 2-3 лет занимаются с родителями. Ребята 3-7 лет -самостоятельно.

Психические особенности детей дошкольного возраста:

1-3 года.

-Интенсивно идёт сенсорное развитие.

-Осуществляется речевое общение, развивается понимание речи взрослого.

-Растёт любознательность, появляется интерес к сказкам, стихам.

-Развивается восприятие, память, мышление и др.

3-6 лет.

-Гармонизация отношений со взрослыми.

-Установление отношений со сверстниками, появляются совместные игры.

-Развитие способности к конструкторским играм, практического мышления.

-Развитие способности к рисованию, музыкальных  (умение петь, танцевать),

творчества.

-Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения.

-Интерес к сказкам.

-Становление воли, произвольности действий.

-Появляется способность вступать в диалоги с другими людьми.

-Появляется мотивация к учёбе.

Во время проведения занятий выяснилось, что в группы попали дети оного возраста с разным темпераментом, разными навыками и умениями. Некоторые ребята посещают или посещали детский сад. Для большенства детей мои занятия это  первый опыт общения детей со сверстниками и взрослыми.

В начале учебного года я провожу опрос среди родителей, анкетирование .

Наблюдаю за ребятами. Рекомендую родителям обратить внимание на особенности поведения ребёнка, помогаю выбрать время для начала занятия.

Выяснилось, что некоторые  дети отказываются заниматься без родителей:

Платонова Аня, 4 г.; Лысак Кирилл,3,6 л.; Аминина Глаша,4 г.; Старцева Маргарита,6 л.. Эти ребята очень переживают, могут заплакать, испытывают тревогу. Самостоятельно не приступают к выполнению задания, ждут помощи. На вопросы отвечают очень тихо, сидят на краешке стула, оглядываются, в подвижные игры играют без желания. Такие дети ищут одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащённое сердцебиение.

Я изучила литературу по детской психологии, отметила некоторые особенности при работе с тревожными детьми. Убеждена, что у этих ребят занижена самооценка, они находятся в эмоциональном напряжении.

Несколько слов о взаимодействии с тревожными детьми.

Различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.

Мобилизующая тревога даёт дополнительный импульс ; расслабляющая парализует человека. Если родители постоянно пытаются убедить ребёнка в его беспомощности, то в дальнейшем в определённые моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же , напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодаление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу. Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название "тревожность". При этом следует чётко разграничивать термины "тревожность и страх". Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников считают нарушение детско-родительских отношений.

В дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность, которая возникает вследствие столкновения ребёнка с требованиями обучения и кажущейся  невозможностью им соответствовать. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребёнок находится в ситуации внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1.Негативными требованиями , предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение.

2.Неадекватными , чаще всего завышенными требованиями.

3.Противоречивыми требованиями.

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трёх основных направлениях:

-По повышению самооценки ребёнка;

-По обучению ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

-По отработке навыков владения собой в ситуациях , травмирующих ребёнка.

Работа по всем трём направлениям может проводиться либо параллельно, либо постепенно и последовательно.

Повышение самооценки ребёнка.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвиняя себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить свою самооценку нужно:

-Чаще называть ребёнка по имени, хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

-Поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений.

-Сравнивать результаты ребёнка с его же результатами.

-Избегать сравнения результатов тревожных детей с результатами других детей.

-Избегать таких заданий, которые выполняются за определённое фиксированное педагогом время.

-Желательно спрашивать таких детей в середине занятия.

-Не следует подгонять или торопить их с ответом.

-Обращаться к ребёнку установив визуальный контакт, вселяя чувство доверия в душу ребёнка.

Обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи.

В работе с детьми используются релаксационные упражнения:

-Игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребёнком.

-Игры с песком, глиной, водой.

-Различные техники рисования  красками  (пальцами, ладошками и др.).

-Устраивать импровизированные маскарады, шоу.

Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребёнка.

Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем. Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении представляет взрослым ролевая игра. Исполняя роли сильных героев, ребёнок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

В работе с маленькими детьми наиболее эффективно использовать работу с куклами.

Профилактика тревожности.

1.Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

4.Доверяйте ребёнку, будьте с ним честным и принимайте таким, какой он есть.

5.Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нём приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.

Все полученные знания я стала использовать во время проведения занятий по изо-деятельности. Занятия проходят в игровой форме. Дети рисуют, лепят, играют в подвижные игры, участвуют в проведении игр по правилам, показывают сценки, выполняют индивидуальные задания, слушают сказки, стихи. Психологические игры стали частью занятия.

Для проведения психологических упражнений я отобрала игры, направленные на повышение самоуважения ребёнка. Для старших дошкольников выбрала игры, цель которых - способствовать самовыражению и развитию оптимизма, снижению у детей страха перед возможной ошибкой. Все результаты записывала, анализировала.

Психологический портрет.

Старцева Маргарита,6 лет.

1 год обучения.

Рита пришла на мои занятия в октябре 2013 года. Девочка самостоятельная, внимательная, спокойная. На вопросы отвечала тихо, была зажата, поднимала высоко плечи, ладони часто были влажными. С ребятами не общалась. Было ясно, девочка тревожится,  нуждается в индивидуальном подходе.

Я провела беседу с родителями. Уточнила тип темперамента девочки. Узнала чем занимается Рита в свободное время, как относится к младшей сестрёнке, какие отношения с бабушкой.

Я прочитала специальную литературу о психических особенностях дошкольного возраста, подготовила анкеты, тесты, психологические игры. Эти упражнения должны помочь Рите стать увереннее, снизить тревогу.

В середине учебного года ситуация немного изменилась. Рита стала улыбаться, расправила плечи. Стала отвечать на вопросы, с удовольствием выполняла мои просьбы(раздать ребятам салфетки, поделиться с соседями деталями и т.д.).Девочка стала участвовать в проведении различных игр. На занятии оставалась внимательной, самостоятельно к выполнению новых заданий  приступала редко. Ждала поддержки, одобрения. Рита с удовольствием выполняла домашние задания с родителями. Всегда приносила работу (сделанную с родителями дома) для показа. Я отмечала её старание, ответственность. На занятиях я давала Рите время для выбора ответа, не торопила её. Стать спокойнее, увереннее Маргарите помогли психологические упражнения.

"Неправильный рисунок".

Задание показалось сложным. Рита не смогла самостоятельно выполнить задание. Она боялась выполнить не так. Ждала подсказки.

"4 вопроса-4 рисунка".

Задание Рите понравилось. Рисовала ответы быстро, с желанием. Свой рассказ составляла последовательно, с особой нежностью рассказывала о маме. Сравнивала свой рисунок с рисунками детей.

"Я решаю -я не решаю".

Девочка ловила мяч и называла то, что она решает сама. Отвечала не сразу, обдумывала ответ. Сказать "Я не знаю"- сложнее. Понадобилось больше времени для ответа.

"Корабль".

Рита с удовольствием превратилась в кораблик. Когда я её раскачивала (началась буря) была зажата, прижала руки к туловищу. Думаю, она испытывала испуг. А когда волны (ребята и я) ласково стали поглаживать "кораблик", говорить какие волны красивые, как они любят "кораблик", кокой "кораблик" смелый, большой, сильный-Рита улыбнулась, успокоилась . Всем ребятам играть понравилась, игру повторяли несколько раз.

Для выяснения наличия или отсутствия чувства ревности к младшему в семье я использовала игру "Расскажи сказку".

Сказка "Ягнёнок".

Нужно составить рассказ (придумать окончание сказки). Для этого я использовала изображение овечки и ягнят. Рассказ девочки получился добрым: "Вся семья должна быть вместе, делиться всем, что есть. Малыша нужно оберегать".

Мной была изготовлена игра "Ягнёнок". Ягнёнка можно взять и поместить  на лужок. Можно поставить рядом с мамой и малышом. Рита выбрала полянку для мамы, малыша и старшего сыночка( Старший ягнёнок будет есть травку, он уже большой).

Выводы.

Наблюдая Риту во время занятий , я убедилась, что она относится к тревожным детям. Девочка требует особого внимания со стороны родных и педагогов.

К концу учебного года Рита стала увереннее в своих силах. У девочки появились подружки. Маргарита стала смешивать краски, задавать вопросы, отвечать громче. Самостоятельно приступала к выполнению задания, делилась знаниями с ребятами, готова оставить свои рисунки для выставки детских работ.

Рита занимается хореографией. Мы с ребятами хотим посетить открытый урок, где будут показывать движения Маргарита, Даша, Соня. Девочки часто рассказывают о выступлении, костюмах, показывают различные движения. Дети решили выполнить коллективную работу "Мир танца".

Для родителей Риты я подготовила "Подсказки для родителей", анкеты.

В группе сложился благоприятный психологический климат, а это способствует развитию личности ребёнка и снижению уровня тревожности.

Рекомендации родителям.

1.Избегайте соревнований в каких- либо видах работ, учитывающих скорость.

2.Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

3.Чаще используйте телесный контакт.

4.Чаще хвалите ребёнка, но так, чтобы он знал за что.

5.Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

7.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

8.Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

9.Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.

10.Не унижайте ребёнка, наказывая его.

Как играть с тревожными детьми.

1.Включение ребёнка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в неё играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет её участником.

2.Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость.

3.Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребёнок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить её на материале, уже знакомом ему.

4.Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребёнком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Практические материалы для работы с детьми 3-7 лет.

С 3х лет.

1."Здравствуй, я котик", "Котик ласкает".

Цель - способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий предлагает детям по очереди поздороваться с котёнком. Каждый ребёнок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем,

например: "Здравствуй, котеночек, я Сашенька".

Ведущий держит в руках котёнка и лапками гладит каждого ребёнка со словами: "Хороший Сашенька, хорошая Машенька". Затем дети по очереди берут в руки котика и его лапками ласкают друг друга.

2."Кто в домике живёт?"

Цель - способствовать развитию самоуважения  детей.

Дети забираются в" домики"- для этого каждый ребёнок смыкает руки над головой в виде крыши. Ведущий стучится в каждый" домик" со словами : "Кто в домике живёт?" Ребёнок называет своё имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребёнка: "Что ты любишь больше всего?" и т.п.. Ребёнок отвечает на вопросы.

3."Превратись в пластилинчик".

Цель - способствовать развитию спонтанности детей.

Ведущий предлагает ребёнку представить, что он кусочек пластилина и из него нужно что- либо вылепить. Сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребёнка - пластилинчика и " лепит" из него какое- либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

4."Пальцы - мышки".

Цель - способствовать самовыражению детей.

Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей коленке, потом - по коленке соседа.

5."Пряничная куколка"(с 4х лет).

Цель - содействовать развитию у детей положительного образа Я.

Взрослый "лепит" пряничную куклу. Ребёнок превращается в тесто. Сначала взрослый "замешивает тесто"- поглаживает тело ребёнка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики( по желанию ребёнка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т.п. После этого приступает к лепке" куколки". Делает это лёгкими поглаживающими движениями, приговаривая: "Какие хорошенькие ручки получились, а головка ещё лучше!".

5- 6 лет.

1."Скажи Мишке добрые слова".

Цель - способствовать повышению самооценки детей.

Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем дети придумывают хорошие, добрые слова для Мишки.

2."Цветной снег".

Цель - способствовать самовыражению детей.

Можно предложить детям слепить фигуры из снега и раскрасить гуашью. Затем составить рассказ о том, что получилось.

3."Я могу".

Цель - способствовать развитию самоуважения детей.

Дети перебрасываются мячиком и называют то, что они умеют хорошо делать.

4."Моё взрослое будущее".

Цель - способствовать повышению самооценки детей.

Детям предлагается нарисовать себя в будущем. Затем все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего.

5."Счастливый сон".

Цель - способствовать самовыражению и оптимизма детей.

Дети вспоминают свой самый счастливый сон. Затем рассказывают его и рисуют.

6-7 лет.

1."Неправильный рисунок".

Цель - способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.

Детям предлагается нарисовать неправильный рисунок. Затем объяснить ,почему их рисунок можно назвать неправильным.

2."4 вопроса- 4 рисунка".

Цель - помочь ребёнку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.

Ведущий задаёт 4 вопроса ("что ты любишь делать вечером?"), на которые дети отвечают маленькими рисунками.

3."Я решаю - я не решаю".

Цель - содействовать осознанию детьми значимости собственного выбора.

Дети перебрасываются мячиком, заканчивая каждый по два предложения: "Я решаю сам...", "Я не решаю сам...".

4."Корабль".

Цель - содействовать повышению самоуважения ребёнка и установлению отношений доверия в группе.

Ребёнок превращается в "кораблик". Ведущий создаёт игровую ситуацию (шторм, сильный ветер). Волны хотят потопить корабль. Затем буря заканчивается, волны поглаживают корабль и говорят ему: "Мы с тобой дружим" и т.д. (ведущий при этом мягко поглаживает - покачивает ребёнка).

Используемая литература.

Павлова Л. П.    Мир вашего ребёнка.  Санкт-Петербург, 2009 год.

Хухлаева О. В.   Психологические игры, упражнения, сказки. изд. Генезис, Москва, 2006 год.

Игнатьев Е. И.   Психология изобразительной деятельности детей. изд. Учпедгиз,  Москва, 1961 год.

Тамберг Ю. Г.      Развитие интеллекта ребёнка. изд Речь, Спб, 2002 год.

Базыма Б. А.       Психология цвета: теория и практика. изд Речь, Спб, 2005 г.

http://topreferat.znate.ru/index-33955.html

Рекомендации психолога для родителей.

http://www.gdem-rebenka.ru/Recomendacii%20psihologa/dly%20roditeley/interactio

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми.

http:/topreferat.znate.ru/docs/index-15373.html

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожные дети

« Рекомендации для родителей: тревожные дети »Рекомендации для родителей...

Смотреть на природу и видеть ее - это не одно и то же. А вот дети сразу идут исследовать окружающий мир.Как помочь ребенку, понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в его возрасте.Учимся видеть

Учимся видетьСмотреть на природу и видеть ее - это не одно и то же. Часто, выезжая в лес, мы первым делом приступаем к приготовлению и поглощению пищи, проводя все время возле костра, автомобиля и сам...

«Взаимосвязь тревожности преподавателей ДМШ с тревожностью учащихся. Общие психолого-педагогические рекомендации по снижению тревожности»

Анализ деятельности детских музыкальных школ и школ искусств, в последние десятилетия показал, что школы такого типа востребованы в обществе, потому что обучение в них способствует  развитию...

Взаимосвязь тревожности преподавателей ДМШ с тревожностью учащихся

Анализ деятельности детских музыкальных школ и школ искусств, в последние десятилетия показал, что школы такого типа востребованы в обществе, потому что обучение в них способствует  развитию...

Родительского собрания в детском саду. «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».

Родительское собрание в десском саду. " Возрастные особенности детей 23-4 лет. Самообслуживание в жизни ребенка"...

Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида.

Презентация наглядные рекомендаци по работе с родителями одаренных, трудных, пелагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка инвалида....

Тревожный ребенок

Тревожный ребенок...