"Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности"
методическая разработка на тему

Шарапова Ольга Александровна

Проблемно-ориентированный семинар по формированию УУД в рамках реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемно-ориентированный семинар

«Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности»

Этап

Содержание

1. Орг. момент

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться. Доброе утро!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

Доброе утро всем, кто нашел время и приехал на семинар-практикум! Уважаемые педагоги! Надеемся, что наша встреча будет полезна и интересна всем присутствующим.

2. Актуализация знаний

Кто-то из вас работает в школе недавно, а у кого-то за спиной не один год педагогической практики. Меняются учебники, требования к образовательным программам, меняется представление о результатах обучения.  Если раньше главным вопросом был «сколько», то теперь этот вопрос уходит в прошлое.

Теперь результативность оценивается такими вопросами:

- каким ученик стал после того, как прошел через наши уроки?

- какие умения у него появились?

-  насколько он готов к применению в практике тех знаний, которые получил?

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, и в   профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий – УУД.

3.Формулировка проблемы

Самооценка

Как разобраться в видах УУД?

Что должен делать педагог, чтобы развивать эти УУД?

Какие методики применять? Какими приемами пользоваться?

Как построить урок с учетом новых требований? Как и чем измерить УУД?

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам оценить свои знания по данным вопросам. Для этого мы будем использовать Лесенку успеха » (На доске). Представьте себе, что эта лесенка те проблемы, которые возникают в вашей педагогической деятельности в связи с введением ФГОС НОО. Отметьте, пожалуйста, тот уровень, на котором вы находитесь в данный момент, решая  эти проблемы.

4.Сообщение темы семинара

Тема, которую мы сегодня рассматриваем

 “Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности”

5. Постановка цели и задач семинара

Исходя из вопросов, которые мы поставили, давайте сформулируем задачи семинара:

Проблемные вопросы

Задачи

Как разобраться в видах УУД?

- Рассмотреть виды УУД, разобраться в их содержании

Что должен делать педагог, чтобы развивать эти УУД?

Какие методики применять? Какими приемами пользоваться?

Как построить урок с учетом новых требований?

- Познакомиться с некоторыми приемами и принципами, способствующими  формированию УУД

- Представить опыт педагогов по использованию приемов, формирующих УУД

Как и чем измерить УУД?

Познакомить с формами контроля УУД

Исходя из задач сформулируем цель – повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД  

6. Работа по теме семинара

Сообщение плана работы

Если просто начать читать лекцию (теорию), мы уверены, она будет плохо вами восприниматься, поэтому мы решили построить семинар по принципу   не от теории к практике, а от практики к теоретическому осмыслению.  

Свою работу мы построим следующим образом:

1) Вначале попытаемся разобраться в видах УУД, используя для этого методическую игру.

2) Потом мы познакомимся с приемами, которые помогают формировать УУД

3) Посетить уроки  

4)  Изучим методики для определения  уровня сформированности УУД

5) И обсудить результаты семинара… Итак, начнем свою работу.

7. Практическая часть:

Развитие УУД – это процесс. И процесс довольно длительный. В начальной школе он проходит 3 этапа.

1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Задание, которое предлагается ученику, требует для своего выполнения того или иного способа действия. Этим способом ученик пока не владеет, не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения, близкую аналогию. Этот этап получил название «Представление».

1)Фронтальная работа по информационной карте

Примером на этапе «Представление» будет первое задание для вас: рассмотрите информационную карту (Приложение 1), ответьте на вопросы:

1.Какие УУД позволяют сделать учебный процесс осмысленным, помогают ориентироваться в нравственных нормах?

2. Какие УУД позволяют эффективно решать конфликты и плодотворно сотрудничать?

3. Какие УУД обеспечивают возможность ставить цель и искать способы ее достижения?

4. На какие группы можно распределить познавательные УУД?

5. К какому виду УУД относится планирование?

Блицконтрольная

СЛАЙД

2-й этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. 

Второе задание покажет, насколько мы, педагоги, хорошо разбираемся в видах УУД.

Предлагаю вам прочитать характеристику УУД и выбрать только те действия (выписать их номера), которые относятся к регулятивным (Приложение 2). Время на выполнение – 2 минуты.

Если вы испытываете затруднения в данной работе, вам помогут информационные карты, расположенные на ваших столах (Приложение 1).

СЛАЙД

Регулятивные действия  формируются, когда учитель учит конкретным способам действия:

  • планировать,
  • ставить цель,
  • использовать алгоритм,
  • контролировать и корректировать свою деятельность,
  • оценивать правильность выполнения своих действий  и т.д.

Самопроверка

Посмотрите на экран и сверьте свои ответы, сделайте выводы (слайд ).

Продолжаем тему

Работа в парах

3-й этап развития УУД – «Применение способа» в контексте учебной деятельности или ее этапа. На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации.

Третье задание:

Предлагаю поработать в парах. (Приложение 3). Распределите действия учителя, помогающие формировать определенный вид УУД (запишите номера действий в соответствующие колонки). Время на выполнение – 2 минуты.

Оценка работы

Посмотрите на экран, сравните свои ответы с предложенными. Оцените свою работу (критерии – на слайде). Сделайте вывод.

«Лови ошибку»

Четвертое задание - усложняем работу: найдите ошибки в предложенной таблице. Необходимо обсудить задание и выполнить его сообща. (Приложение 4).

Практическая работа в группах:

анализ, сравнение, распределение

Пятое задание:   (Приложение 5).

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов

Вам даны будут карточки с заданиями из разных предметов.

Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, поместите данную карточку в соответствующий столбик таблицы

Распределите задания для учеников в соответствии с УУД, которые они развивают, поставьте соответствующий символ (Р,Л,П,К) около номера задания

Проверка с доказательством

(аргументируем ответы)

Давайте проверим вашу работу следующим образом: я называю номер задания, группа высказывает свое мнение (аргументирует свой ответ), другие группы высказывают свое согласие /несогласие

Промежуточный итог

Мы проиллюстрировали этапы формирования универсальных учебных действий на несложных заданиях, а вы, надеюсь, в процессе выполнения практических заданий, смогли еще лучше разобраться в видах УУД

 Промежуточная рефлексия

Предлагаю всем вернуться к нашему дереву (Приложение) и человечкам. Представьте, что дерево – это ваши знания об УУД. Оцените, пожалуйста, ваше местонахождение после участия в методической игре

Знакомство с педагогическими приёмами, способствующими формированию УУД

У каждого из вас на столах есть карточки с названием педагогических приемов (Приложение 6)  Пока готовится выступающий, предлагаю вам выполнить небольшую работу: поставьте знак …

+, если вы используете данный прием в своей практике

!, если вас заинтересовало название

?, если вам захотелось узнать о данном приеме поподробнее

Мастер-класс

А сейчас я приглашаю все на мастер-класс, который проведет Бугреева О.Н., учитель начальных классов

Мотивация на дальнейшую работу

 

Приглашаю участников семинара просмотреть фрагмент урока. А чтобы сделать ваше посещение продуктивным, вам будет  дан вопрос , на который необходимо ответить к концу занятия:

  1. Какие приемы использовал учитель для формирования …УУД?

Просмотр фрагментов уроков

урок русского языка

урок литературного чтения

Обсуждение в группах

Выступление спикеров

Предлагаю присутствующим объединиться в группы по наличию на вашей карточке геометрической фигуры (каждая фигура символизирует определенный  вид УУД) и обсудить результаты вашей работы, выбрать спикера, который  представит их нам.

Формы контроля УУД – практическое занятие

Как и чем измерить УУД? Наверно, многие из вас неоднократно задавали себе этот вопрос и, конечно же, искали ответы из различных источников.  Презентация

Рефлексия

Предлагаю в очередной раз вернуться к нашей лесенке, символизирующему УУД (Приложение). Найдите человечка с номером, соответствующим вашему состоянию, вашей компетентности в этом вопросе на данный момент. Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять. Спасибо.

Подведение итогов

 

Вернемся к цели и задачам нашего семинара

СЛАЙД, читаем

Какие задачи мы решали на семинаре?

Задачи:

  • Рассмотреть виды УУД, их содержание
  • Познакомить с некоторыми приемами, способствующими  формированию УУД
  • Представить опыт педагогов по использованию приемов, формирующих УУД
  • Познакомить с формами контроля УУД

Данные задачи выполнены

Цель -  повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД – достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»»

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»» Дата проведения: 27.02.2014 г. Время проведения: 13.45 ...

Использование свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности (на примере ГБОУ школы №632Приморского района Санкт-Петербурга)

p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 150%; text-align: justify; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk...

Гражданско-патриотическое воспитание студентов ГАПОУ «Клинцовского социально-педагогического колледжа» в урочной и внеурочной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансирован...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки по теме: "Формирование креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС. Предметная область: музыка"....

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...