Конспект воспитательного занятия "Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце"
план-конспект занятия

Кочарина Надежда Викторовна

Занятие входит в тему программы воспитания и социализации  «Профилактика и коррекция девиантного поведения»,  направленное на формирование нравственных качеств личности: толерантность, милосердие, совесть. На занятии использовались информационные технологии: просмотр притчи, индивидуальная работа на ПК с поиском информации в интернете.

На занятии включены следующие виды воспитывающей деятельности и на каждый вид продуманы приемы:

  • проблемно-ценностное общение (прием «прогнозирование», просмотр мультфильма-притчи; «обсуждение») 
  • познавательная деятельность – поиск информации  в интернете
  •  творческая деятельность (работа с текстом – прием (рекле)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Глазами всего не увидишь....44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце»

Цель: 

Способствовать формированию  нравственных  личностных  качеств. 

Задачи:

1. Научить воспитанниц выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

2. Развивать критическое осмысление и анализ нравственных поступков людей.

3. Воспитание  нравственных качеств личности: честь, совесть, достоинство, милосердие.

Оборудование:

  1. Мультфильм  песня - притча Светланы Копыловой "Окно".
  2. Чёрное окно, состоящее из 6 частей, выполненное в технике граттаж - 2 шт.    
  3. Карточки для воспитанниц.
  4. Презентация, магниты.
  5. Пластмассовое сердце с фонариком внутри.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Добрый день, девочки и уважаемые взрослые. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

В начале занятия вы все взяли по сердечку разного цвета. Займите место за столом согласно выбранному цвету, таким образом, мы с вами разделились на две группы. Обратите внимание, на каждом сердечке написан фрагмент фразы. Вам нужно составить цитату.

- Что у вас получилось?

- Как вы понимаете цитату Антуана де Сэнт-Экзюпери «Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце»? О чём будет наше с вами занятие?

 - Это выражение и будет темой нашего занятия.

Цель занятия – определить, какими нравственными качествами  должен обладать человек.

  1. Основная часть.

Работа над темой занятия.

Скажите, что такое притча?

Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением. 

Я предлагаю вам посмотреть мультфильм-притчу «Окно». Как вы думаете, о чем или о ком будет этот мультфильм?

- Посмотрим, верно, ли ваше предположение?

Просмотр притчи  до слов «И тот, что у двери узнать захотел, про жизнь за окошком другую»

- После просмотра отрывка из мультфильма совпали ли ваши предположения?

- Где оказались люди? (в больнице)

- Кто обратил  внимание, какие это были больные? (тяжелобольные, по лицу один был добрым, а другой злым).

- Подумайте, какое настроение было у  этих людей? (тяжелое, им страшно, грустно)

- Как это передали авторы? (цветом, мультфильм чёрно-белый)

- Где лежали больные в палате? (у окна и у двери)

- Можно ли предположить, как будут развиваться  события дальше?

- Давайте посмотрим.  

Продолжение мультфильма до слов «И с внуком гуляет старушка»

-Можно ли сказать, что больной у окна чувствовал настроение соседа, и хотел изменить  это?

-Какие слова об  этом говорят? (с готовностью…)

- О чём он рассказал?

-Какие это картины, для людей, лежащих в больнице? (светлые, радостные)

-Как это показал автор? (цветом, эти картины цветные)

- Действительно, тяжелобольные люди  долгое время проводят в больничной палате. Они видят только больничные стены, окрашенные в зелёный или желтый цвет и больше ничего. Поэтому картины жизни за окном, красочные, яркие для них очень важны.  

- Смотрим дальше?

  До слов «тут несправедливость такая»

- Предлагаю каждой группе побыть в роли сценаристов и написать свой вариант дальнейшего развития событий. На выполнение задания вам отводится 3 минуты.

- Прошу группы озвучить, что у вас получилось.

Обратить внимание есть ли сходство, почему они подумали так, а не иначе.

- А теперь давайте посмотрим, как было на самом деле.

 Просмотр до конца.

- Совпали ли ваши предположения?

- Как автор показал злобу, росшую у второго больного? (экран закрашивается чёрным цветом)

-Каким  себя считал второй больной? (обделённым)

-На самом ли деле это так?

- Как вы думаете, почему автор использовал именно это слово? (хотел показать характер больного у двери)

- Я предлагаю группе розовых сердец описать характер больного у окна, а группе красных сердец – характер больного у двери.

-Пожалуйста, группа красных сердец, что можно сказать о характере больного у двери? (эгоист, завистливый, жестокий, хотел для себя лучшего).

-Можно ли сказать, что больной у двери был виноват в смерти соседа по палате?

-Могли ли события развиваться по - другому? В каком случае?

- Розовые сердца, что вы можете сказать о характере больного у окна? (отзывчивый, добрый…)

-Как же так могло произойти, что первый больной видел небо в кудрявых овечках и сказочный лес? Мог ли он видеть то, о чём рассказывает? Для чего он это делал? (нет, он ничего не видел, просто все выдумывал, хотел утешить второго больного)

-Как вы думаете, как себя почувствовал второй больной?

-Осознал ли он себя виновным в смерти первого? Почему?

-Изменилось ли что-нибудь в его сердце?

-Мог ли он что-либо изменить?

Работа с чёрным окном (граттаж)

- Вспомните, как называется  притча, которую мы смотрели? Почему она так названа?

- А на самом ли деле дело в окне? (нет, это "слепая" душа, "слепое" сердце)

- Посмотрите и у меня в руках окно.  Какое оно? (черное, слепое, злое…).

- Просто ли это окно? (это "слепая душа", "слепое" сердце)

- Бывает ли у нас такое сердце, как это окно - чёрное, злое, слепое?

- Когда? (когда мы злимся, ругаемся, мстим, когда мы равнодушны)

- Можем ли мы что-нибудь изменить? Как? (реже злиться, понимать других, сочувствовать)

Давайте изменим наше чёрное окно и сделаем наше сердце добрее, а душу - светлее. Вспомните больного у окна, ваши добрые дела. Что нужно для того, чтобы так поступать, каким должен быть человек? (добрым, смелым, самоотверженным, милосердным…)

- Мы не сможем  зажечь наше сердце, сделать  его зрячим, пока в душе будет такое чёрное окно. Какие черты помогут убрать эту черноту? (добро, любовь, сопереживание, сострадание, понимание, утешение, сочувствие, милосердие…)

- Я вам предлагаю  поработать в группах, и сделать чёрное окно радужным, светлым.

- Вам нужно написать на этом окне те качества человека,  которые могут  помочь убрать черноту, сделать душу светлее, а сердце добрее.

Работа в группах (музыка «Душа»)

Прикрепить окна на магнитную доску.

-Объясните, почему выбрали именно эти слова.

Представитель от каждой группы объясняет, почему выбрали данные слова

-Посмотрите, какие радужные, составленные вместе, окна у нас получились.

    Возвращение к теме занятия

-Вернёмся к эпиграфу нашего занятия, к кому он относится?

-Почему?

-Можно ли сказать, что оба больных были слепыми? (да)

-Почему? (у одного не было  зрения, а другой был слепой сердцем)

-Как вы думаете, что страшнее слепота физическая или слепота духовная?  Почему?

-Действительно, глазами всего не увидишь, есть мир ощущений, понимания, сострадания, сопереживание.

- Подумайте и скажите, какие чувства, эмоции сопровождают милосердное отношение к окружающим? Подберите синонимы к слову «милосердие» (помощь, милость, жалость, доброта, забота, сочувствие, сострадание, сердечность, пожертвование, добродушие…)

Вспоминаем, что такое синонимы? (это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение).

Эти чувства, эмоции подходят еще одному слову - эмпатия.  

Я предлагаю вам сесть за компьютеры. В интернете группе розовых сердец найти определение  слова «Милосердие», группе красных – определение слова «Эмпатия».

- Прошу зачитать то, что вы нашли.

 «Эмпатия» - это способность одного человека сосредоточится на эмоциональном состоянии другого человека, и разделить или прочувствовать его переживания, так словно они собственные.

«Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.  Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными».

- Что мы можем сказать об услышанном? (они похожи).

- А в чем различие? (эмпатия – это только чувства, а милосердие – это чувства и способность бескорыстно помогать людям).

- Может ли милосердие в нашей жизни быть без сопереживания и сочувствия? (нет).

А теперь я предлагаю группе розовых сердец найти цитаты или высказывания со словом милосердие, группе красных найти стихотворения о сопереживании, сочувствии.

- Какое высказывание или стихотворение вам больше понравилось и почему?

       Перенос ситуации на себя, с помощью пластмассового сердечка.

- Наше сердце — удивительное! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций.

- Посмотрите, у меня в руках сердце.

-Как вы думаете, а это сердце зрячее? Почему?

 (Выключить свет, показать, что сердце не горит)

-Да оно живёт, перекачивает кровь. Но это сердце слепо, оно "не горит". А что это значит? (не сочувствует, не переживает, не болит, не сострадает).

-Попробуем это сердце "зажечь". Как вы понимаете это выражение? (научить его любить, сопереживать, сочувствовать, быть милосердным).

-Как же это сделать?

- Я хочу, чтобы нам в этом помог огонёк из сказки Леоноры Константиновны Киселевой «Мальчик-огонек». Но вот беда, сказка упала и страницы перепутались. Ваша задача собрать правильно и прочитать эту сказку.    

              Сказка Леоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик – огонёк»

        Жил на свете  маленький  горячий  Огонёк.  И  очень  ему  хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие  руки,  две  крепкие ноги, два зорких глаза - словом, всё, как у ребят. Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом),  но сказала, что от всех ребят  Огонёк  будет  тем  отличаться,  что  если попадёт в воду - погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.

Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк.  Бегал  он быстро,  прыгал  высоко,  а  когда   делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были  они  вместе,  только  на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.

Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки. Шёл он и улыбался - просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка,  голова  едва  видна  над  водой, волны через лицо перекатываются.

- Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы: "Попадёшь в воду - погаснешь,  и не будет тогда ни мальчика, ни  Огонька",  вспомнил  и...  бросился  в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и  ноги  перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он.  Вот  и  берег. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас.

Лежат на песке чёрные угольки - погасший мальчик-Огонёк. Всё это с высокого неба видело Солнце.  Ясное,  справедливое.  Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий  луч,  направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло. И пусть мальчишкой он не стал, но  сделался  уже  не  Огоньком,  а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.

- Понравился ли вам герой сказки? Почему?

- Можно ли назвать этого мальчика смелым, добрым, милосердным, сострадательным, сопереживающим?

-Какое было у него сердце?

-А кто вам «дарит» своё сердце? (родители, педагоги, друзья

-Можете ли вы «дарить» сердце своим людям?

-В каких ситуациях?

           Рефлексия

- А вот и наше сердце. Посмотрите. Что с ним произошло? (оно зажглось)

- Передайте это сердце соседу, с пожеланиями или теплыми словами, идущими от души.

Передаю сердце воспитанницам

- Мне хочется, чтобы вы научились быть добрее друг к другу.

- Я хочу, чтобы наше занятие заставило вас задуматься. Может и в вашем сердце появился ещё один маленький огонёк, который дарит тепло и свет другим,  как у героев нашего занятия.

-  Закончить  занятие я бы хотела стихотворением:

Если б сердце умело бы вслух говорить,
То оно научило б нас жить и любить,
Научило бы хрупкие чувства беречь,
Прервало навсегда слов жестоких картечь,
Научило б от нежности нас трепетать,
Научило бы ждать, доверять и прощать,
Генерировать счастье, и чувствовать боль,
Научило бы слышать и видеть душой.
Высекать научило б из взгляда огонь,
В час тяжелый протягивать людям ладонь,
Тьму собой освещать, где не видно ни зги…
… Но у многих, увы, вместо сердца —  …

Пусть  стихотворение останется без концовки, каждый продолжит его для себя сам. А я благодарю всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательного мероприятия К празднику Святого Валентина

Желательно провести в день святого Валентинна 14 февраля. Дети и педагог готовятся к нему заранее, готовят Валентинки и пекут сладкие сердечки. Если в группе нет мальчиков, можно пригласить ребят из д...

Конспект воспитательного мероприятия Круглый стол «Спешите делать добрые дела»

Пояснительная записка.        Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и среднего звена, воспитателей в за...

Конспект воспитательного занятия "Пришей пуговицу"

Конспект воспитательного занятия "Пришей пуговицу"...

Конспект воспитательного занятия "Я живу в России"

Конспект воспитательного занятия "Я живу в России"...

Конспект воспитательного мероприятия Воспитательский час "На чем основано взаимопонимание".

На чем основано взаимопонимание.Вступление Этикет – это установленный порядок поведения, который необходимо            соблюдать.Хорошие ма...

Конспект воспитательного мероприятия "Встречи на экологической тропе".

Данная разработка ориентирована на учащихся 1 класса и направлена на экологическое воспитание школьников....

План-конспект воспитательного мероприятия по теме: «СемьЯ»

Форма проведения: классный час - дискуссияЦель: обратить внимание воспитанников на значение слова «семья», раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; способствовать формирован...