Программа "Мой выбор"
методическая разработка
Программа создана для реализации с детьми 5-х классов в период адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Мой выбор» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности « Всё, что тебя касается». Деятельность рассчитана на учащихся 5-х классов.
Здоровье и здоровый образ жизни не являются ценностью, когда тебе
11-12 лет. В этот период человек не может быть сосредоточен на том,
чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он ак-
тивно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Здоровье – не са-
моцель, а средство для достижения цели. Средство для того, что бы
стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным
авторитетом и успешным профессионалом. При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна аналогия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осознало, что нельзя хищнически относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности. Светлое будущее может и не наступить!
Основные принципы программы :
Принцип актуальности
Программа основана на ценностях, актуальных для человека
11-12 лет. В этом возрасте идет активный поиск ответов на множество
вопросов. Кто я? Какой я? С кем я? Как меня воспринимают? Почему
я так поступаю? Почему так поступают со мной? Кем и каким я буду?
Именно на эти вопросы участники (самостоятельно!) должны найти
ответы в процессе наших занятий.
Принцип позитивности
Одна из задач программы - показать подростку, что все его пот-
ребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации
имеют конструктивный способ их разрешения.
Принцип активности
Этот принцип, в основном, базируется на мастерстве ведущего и его
способности реагировать и изменять занятие в соответствии с тре-
бованиями аудитории. Тогда информация, которую он предоставляет,
будет всегда актуальна, интересна и востребована. Кроме того, очень
важен и принцип активного участия группы. Древнее высказывание
гласит: «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне поу-
частвовать - я пойму». Занятия строятся с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр.
Цели и задачи программы
Основная цель программы – способствовать форми-
рованию уверенной в себе личности, уважающей себя и дру-
гих, умеющей анализировать и контролировать ситуацию
и свое поведение, осознающей ответственность за свое
здоровье.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи, которые можно разделить на три группы:
1. Сообщение новой информации. Участники должны узнать,
кризисные ситуации, конфликт и его типы
2. Формирование заинтересованного отношения к теме здоровья.
Через «эмоциональную включенность» участники должны сфор-
мировать собственное отношение к разным формам рискованного
поведения и конструктивным способам решения проблем; понять,
что их здоровье - в их руках.
3. Формирование поведенческих навыков ответственного отноше-
ния к своему здоровью. Метамотивация – мотивация поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста.
Описание программы
Данная программа состоит из двух частей:
1. Основная программа: курс тренинговых занятий.
2. Организация досуга: дополнение к тренинговому курсу
Посещение библиотеки им. Маяковского- квест-игры, по договорённости. Участие в социальных акциях городского и школьного уровней.
Курс тренинговых занятий
Тренинговый курс состоит из 17 тематических занятий, а также ввод-
ного и заключительного занятий.
Темы занятий:
1. Искусство общения. 1 ч.
2. Жизненные ценности. 1 ч.
3. Эмоции. 1 ч.
4. Мужчина и женщина. 1 ч.
5. Разрешаем конфликты 1 ч.
(конструктивное поведение в конфликтах)
6. Критическое мышление. 1 ч.
7. Скажи курению НЕТ 1 ч.
8. Сопротивление давлению. 1 ч.
9. Наркотики: не влезай – убьет! 1 ч.
10.Мы знаем, как себя защитить. 1 ч.
11. Развитие характера (уверенное поведение) .1 ч.
12. Я абсолютно спокоен 1 ч.
(поведение в стрессовых ситуациях)
13. Кризис: выход есть. 1 ч.
14. Алкоголь: мифы и реальность. 1 ч.
15. Мое мнение. 1 ч.
16. Толерантность. 1 ч.
17. Мое будущее. Стратегии успеха. 1 ч.
Каждая из тем, приведенных выше, занимает одно тренинговое заня-
тие, продолжительность которого составляет 45 минут.
Организация досуга: дополнение к тренинговому курсу.
Эта часть программы включает в себя:
- тренинги по командообразованию;
- проведение городских акций и флеш - мобов;
- проектно- исследовавательскую деятельность;
- чтение и обсуждение мини- рассказов В.А.Сухомлинского в разделе « Красота – радость жизни»
Основные Принципы Общения Равных
Доброжелательность: не выказывать осуждения, отрица-
тельных эмоций по отношению к другим.
Уважение:
уважать достоинство, ценности, чувства и мысли каждого человека.
Терпимость:
принимать людей такими, какие они есть, даже если их образ жизни, манера одеваться, национальность, взгляды, интересы отличаются от его собственных.
Внимательность: уметь слушать и слышать других, а также
замечать, слушают ли его. Иногда улыбка, жест, взгляд могут сказать
больше, чем слова.
12
Точность: всегда предоставлять точную информацию, которая будет понята однозначно и не нанесет вреда участникам.
Искренность: говорить о своих чувствах искренне, ничего не
придумывая. Однако он имеет право выбирать, что говорить, а что -
нет. Неполная правда гораздо лучше, чем заведомая ложь.
Честность: честно признаваться в том, что у него нет готового
ответа на вопрос или решения проблемы. Ты имеешь право сказать: «В данный момент я не могу ответить на этот вопрос, но постараюсь ответ найти».
Открытость: открыто рассказывать о целях и методах мероприятий, которые он проводит. Подростки участвуют в мероприятиях добровольно и имеют право знать о них все, прежде чем решат,
принимать участие или нет.
Каждый тренинг строится по следующей схеме:
- Приветственное слово ведущего;
- Разминка;
- Блок «Вспомним все»;
- Основная часть занятия;
- Рефлексия всего занятия;
- Итоговый вывод;
- Традиционное прощание «Мы вместе».
- Анализ упражнений:
- Все ли способы выхода из ситуации были угаданы верно?
- Что вызвало наибольшее затруднение? Почему?
- Почему не все конфликтные ситуации можно и нужно разрешать с помощью компромисса и сотрудничества?
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии?
Что нового вы узнали?
Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? 5-10 минут
Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии.
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- метод контроля;
- объяснительно-иллюстративный;
- исследовательский;
- творческий метод.
Литература:
- Методическое пособие по программе формирования ЗОЖ подростков по программе «Все, что тебя касается»/ /Издание 2-е исправленное и дополненное. /
Фонд «Здоровая Россия», 2010 г.//
2.Учебно- методическое пособие для учителей средней школы « Мой выбор»,автор Ирина Ахметова
3. Методическое пособие по воспитательной рабрте, автор Правдина О.В.
4.Рабочая тетрадь « Мой выбор» по курсу, автор Ирина Ахметова
5.Энциклопедия материалов « Мой Выбор»,автор Кищенкова О.В.
6. Книга методик « Мой выбор», автор Ершова В.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/04/picture-74669.jpg)
Технология определения жизненных целей и выбора карьеры
На свете мало недостижимыхвещей; будь у нас больше настойчивости,мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.Ф. ЛарошфукоКнут воли, топор действияи салют мечты – вот истинныепричины успеха. Совр...
Профоринтация или профанация? Выбор за школой
Проблема выбора пути встаёт перед молодым человеком ещё в школе, в тот момент, когда он пока не обладает жизненным опытом. Между тем, именно на этом этапе жизни он должен сделать важный для себя выбор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-170505-1357068690.jpg)
программа Предмет по выбору "Сочинение,импровизация"
Данная программа направлена на раскрепощение и развитие творческого потенциала учащегося, расширение музыкального кругозора, глубокое проникновение в суть музыкальных произведений, соеди...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-152287-1354080910.jpg)
Интегрированный урок: Иностранный язык + Аппаратное обеспечение по теме: "Выбор профессии.»
Интегрированный урок Аппаратное обеспечение+ Ин.яз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856954-1480106209.jpg)
Методическая разработка по дисциплине «Технические средства информатизации» на тему: Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС Выборы) в Рязанской области. Состав аппаратных средств и программное обеспечение
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС Выборы) в Рязанской области. Состав аппаратных средств и программное обеспечение....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-1171868-1571576037.jpg)
Сценарий профориентационного мероприятия "Выбор профессии - выбор будущего!"
Цель данного мероприятия: информирование учащихся школ города и районов Забайкальского края о профессиональной деятельности Краснокаменского горно-промышленного техникума, оказание им помощи в выборе ...