Опыт инновационного обновления содержания и технологий дополнительного образования детей МАУ ДО «ДЮСШ №1» города Тамбова
статья

Козодаева Елена Борисовна

       Современная спортивная детско-юношеская школа призвана создавать условия для такого образования, которое ориентировано на прогноз будущего. Это обновление управления образовательными системами, и его результатом – воспитанием человека широкообразованного, граждански – активного, ответственного и способного к самореализации. Отсюда  к управлению  школой будущего, к содержанию ее деятельности, структуре, процессу развития необходимо подходить с новых позиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyanovskaya_yushina_kozodaeva_bekreneva_-_statya_1.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт инновационного обновления содержания и технологий

дополнительного образования детей МАУ ДО «ДЮСШ №1» города Тамбова

Черняновская Е.О., Козодаева Е.Б., Юшина А.Е., Бекренева Т.И.

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №1»

       Современная спортивная детско-юношеская школа призвана создавать условия для такого образования, которое ориентировано на прогноз будущего. Это обновление управления образовательными системами, и его результатом – воспитанием человека широкообразованного, граждански – активного, ответственного и способного к самореализации. Отсюда               к управлению  школой будущего, к содержанию ее деятельности, структуре, процессу развития необходимо подходить с новых позиций. В условиях развития тренировочного процесса на первый план выходит инновационное образование  в разных его модификациях. Широко используются исследовательский подход, проблемно-проектная деятельность учащихся,  психолого - педагогическая помощь, поддержка и сопровождение учащихся в тренировочной деятельности, но по данным направлениям требуются  инновационные разработки через систему опытно - экспериментальной деятельности.

 Концепцией развития дополнительного образования  перед системой дополнительного образования были  поставлены следующие задачи:

- Обеспечение доступности  и развитие         системы        управления         качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ.

- Развитие кадрового потенциала, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей.

Что  же уже сделано и планируется сделать в ДЮСШ №1 для обновления содержания дополнительного образования в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей?

В  ДЮСШ №1 реализуется 24 дополнительные программы по 12 видам спорта. В новом учебном году учащимся предложены новые дополнительные предпрофессиональные программы – «Борьба на поясах» и «Пауэрлифтинг». Все программы обновлены и разработаны в соответствии с федеральными  государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам.

         Также наряду с традиционными образовательными программами в ДЮСШ № 1 проектируется современная дополнительная  образовательная общеразвивающая  программа нового поколения с использованием сетевой формы, которая разрабатывается в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создает условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.  В рамках данной программы мы намерены обеспечить организационно-методическое сопровождение деятельности по подготовке учащихся общеобразовательных учреждений и учащихся МАУ ДО «ДЮСШ №1» города Тамбова к успешному прохождению тестирования по нормативам ГТО.

Ещё одно важное направление деятельности ДЮСШ № 1 - интерактивное обучение лиц с ограниченными возможностями, как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, где все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. С  2011 года на базе  МАУ ДО «ДЮСШ №1»   открыто отделение адаптивного спорта, которое занимается развитием физической культуры и спорта среди инвалидов по двум основным направлениям: -  развитие массового спорта и спорта высших достижений.  На отделении адаптивного спорта на сегодняшний день обучается 40 человек. Тренировочный процесс на отделении осуществляют два тренера-преподавателя, в том числе Иванов Сергей Олегович - старший тренер сборной команды Тамбовской области по пауэрлифтингу, Президент РОО Тамбовской области «Спортивная федерация пауэрлифтинга», Старший тренер сборной команды России по спорту слепых (пауэрлифтинг). Опыт  работы  интерактивных методов обучения Ивановым С.О. был представлен в 2018 году на едином методическом дне на тему: «Формирование безбарьерной образовательной среды как условие эффективной реализации доступного дополнительного образования», а  в 2017 году в  муниципальном этапе Всероссийского конкурса авторских дополнительных общеобразовательных программ, в номинации «Дополнительные общеобразовательные программы», его авторская программа, в которой он также представил свой личностный опыт интерактивного обучения, заняла вторе место.

Не менее важным в организации деятельности нашей школы представляется включение детей и педагогов в реализацию образовательных и социальных проектов, в  разработку проектов и программ, обеспечивающих эффективность работы с детьми с различными образовательными потребностями и возможностями, в том числе с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми в ДЮСШ № 1 регламентируется программой «Спортивные надежды», которая в апреле 2018 года заняла 3 место в номинации «Модель работы с одаренными детьми в образовательной организации»  регионального конкурса «Формула успеха». Работа с такими учащимися ведется в соответствии с индивидуальными планами тренировочной и соревновательной деятельности,  психолого-педагогическим сопровождением со стороны тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов; применяются методы морального и материального стимулирования - выдвижение кандидатур на присуждение грантов, стипендий, премий, награждение грамотами и ценными подарками. Только по результатам 2017 года пять учащихся школы стали  обладателями грантов администрации Тамбовской области одаренным детям, четверо - Лучшими спортсменами 2017 года, трое учащихся стали обладателями  Городской единовременной премии имени В.Н. Коваля, двое учащихся награждены благодарностью председателя Тамбовской городской Думы Тамбовской области. В школе сформирована и постоянно корректируется база данных об одаренных детях и их педагогах. Более 40 учащихся  ДЮСШ № 1 внесены в региональных банк данных «Одаренные дети Тамбовщины».  

 Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. В школе трудятся 48 педагогов, в том числе 42 тренера-преподавателя, 4 инструктора-методиста и 2 методиста центра ГТО. (52%) педагогов имеют квалификационную категорию: 8 – высшую, 17 – первую. За период 2017-2018 учебного года  доля аттестованных работников выросла на 12% по сравнению с предшествующим годом.  Для того чтобы увеличивался количественный показатель аттестованных педагогов в ДЮСШ № 1 предложена система целенаправленных методических мероприятий по непрерывному повышению профессиональных компетенций и квалификации кадров.

Ежегодно педагоги школы повышают свой профессиональный уровень через систему семинаров, конференций, курсов при Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования. В истекшем году курсы повышения квалификации прошли 15 (31,2%) педагогов, профессиональную переподготовку по различным образовательным программам 4 человека, 6 человек прошли обучение для педагогических работников в формате «летней школы», более 20 методических материалов размещены педагогами школы на страницах Internet-сайтов.

  С целью обобщения опыта ведущих тренеров МАУ ДО  «ДЮСШ №1» проводятся лекции по различным психолого-педагогическим проблемам, разнообразные  отчеты  в виде докладов, рефератов, дидактических и наглядных пособий, обсуждение новейших педагогических методик, технологий, достижений науки, открытых занятий, авторских программ, учебных пособий, семинаров. Ежегодно тренеры  МАУ ДО  «ДЮСШ №1», принимают участие в научно-практических семинарах, а также опубликовывают статьи и тезисы во Всероссийских научно-практических конференциях. Так, в 2017 году на VII Всероссийской научно-практической конференции 9 работников школы опубликовали свои статьи. Также опыт работы был представлен тренерами-преподавателями школы на конференции «Современные подходы в формировании здоровья в условиях реализации концепции физического воспитания», на научно-практическом семинаре ««Интегративная характеристика содержания, средств и методов подготовки спортсмена в единоборствах»,  участием наших педагогов в онлайн-семинаре по вопросам реализации в 2017 году государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в Межрегиональной научно-практическая конференции "Информатизация образования в регионе". Администрацией и тренерами-преподавателями были организованы и проведены 8 семинаров.

Методическая работа ориентирована на повышение творческого потенциала педагогического коллектива, на повышение качества и эффективности образовательного процесса, роста уровня успешности, воспитанности и развития учащихся, как спортсменов высокой квалификации, сосредотачивая усилия на реализацию основных инновационных направлений. Педагоги школы – целеустремленные, творческие люди. Ежегодно они становятся победителями и призерами муниципальных и региональных конкурсов профессионального мастерства. Только за период двух предшествующих лет семь тренеров-преподавателей  стали обладателями премии конкурсного отбора лучших тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности Тамбовской области на предоставление единовременных выплат.

Особое значение имеет методическое сопровождение в участие школы   в конкурсах муниципального, областного и всероссийского уровней.  В 2017-18 учебном  году МАУ ДО «ДЮСШ №1» заняла I место по результатам рейтинговой оценки деятельности муниципальных образовательных организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности за 2017 год; стала победителем муниципального и регионального этапов на лучшую организацию физкультурно-спортивной деятельности  среди организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, победителем муниципального этапа и серебряным призером регионального этапа XIV Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам».

Анализ состава педагогических кадров (тренеров-преподавателей) в разрезе возрастных категорий показывает, что педагогический коллектив школы достаточно молодой. Средний возраст педагогических работников составляет 42 года. Тем не менее, достаточно острой остается проблема привлечения молодых педагогических кадров для работы в спортивной школе. Как решить проблему дефицита педагогических кадров? Как показывает практика, успешной формой решения кадровой проблемы является индивидуальная работа с выпускниками  спортивной школы, завершающими обучение в высших и средних учебных заведениях на педагогических специальностях физкультурно-спортивной направленности. С уверенностью можно сказать, что это наиболее мотивированные специалисты, так как их профессиональный выбор сложился еще на стадии обучения в школе. В связи с этим, педагогический коллектив ДЮСШ № 1 считает, что одним из путей решения кадрового вопроса является адресная помощь в  подготовке  к поступлению на педагогические специальности учащихся ДЮСШ № 1, которая должна начинаться еще в период их обучения в школе. В 2018-2019 учебном году педагогическим коллективом ДЮСШ 1 планируется представить проект по сопровождению учащихся, ориентированных на педагогические специальности физкультурно-спортивной направленности. Этот проект, как уже было сказано, предполагает адресную подготовку учащихся старшего возраста к поступлению на педагогические специальности спортивной направленности. Особенность проекта заключается в прохождении профессиональных проб в Вузах и ССузах еще при обучении в школе. В итоге реализации проекта мы ожидаем следующие результаты:

 - Развитие системы адресной подготовки будущих педагогов

- Увеличение количества учащихся, поступающих на педагогические специальности

- Увеличение доли молодых специалистов в нашей школе.

Кроме указанного направления работы перспективным считаем такой вариант решения кадровой проблемы, как привлечение на педагогическую практику студентов ВУЗов и педагогических училищ. В 2017-2018 учебном году на базе нашей школы педагогическую практику прошли 11 студентов, двое из которых планируют по завершению обучения начать работу в нашей школе. В период организации педагогической практики студентов одной из первоочередных задач является разрушение стереотипов негативного отношения к школе и профессии педагога, а также повышение престижа (социального статуса) профессии педагога в системе дополнительного образования детей.

Анализируя деятельность ДЮСШ № 1 в соответствии с поставленными задачами Концепции развития дополнительного образования детей можно говорить  о том, что МАУ ДО ДЮСШ №1, без сомнения относится  к числу конкурентоспособных образовательных учреждений города Тамбова и Тамбовской области. Сегодня МАУ ДО ДЮСШ № 1 обладает потенциалом, эффективная реализация которого способна обеспечить получение детьми современного качественного дополнительного образования, их успешную социализацию и самореализацию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пушкинское слово» как ключ к инновационной и экспериментальной деятельности по обновлению программы непрерывного филологического образования

«ПУШКИНСКОЕ СЛОВО»  КАК КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБНОВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Беляева Т.В.Государственное бюджетное образоват...

Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования на уроках химии

Одним из направлений обновления содержания химического образования на современном этапе является усиление формирование представлений учащихся о методах научного познания и их месте в системе общечелов...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

В статье статье раскрываются аспекты организации дополнительного образования детей в рамках дошкольного образовательного учреждения....

Методика преподавания иностранных языков в условиях обновления содержания языкового образования.

Методика преподавания иностранных языков в условиях обновления содержания языкового образования....

Обновление содержания образовательной программы в контексте компетентностного подхода.

Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.Правит...

Календарно- тематический план по физике для 8 класса.(обновленное содержание)

Календарное планирование составлено с учетом обновленного содержания предмета и рекомендациями Инструктивно-методического письма на 2018-2019 учебный год. Планирование содержит 11 лабораторных работ, ...

Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отнош...