ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
статья на тему

Иванова Наталия Витальевна

В статье статье раскрываются аспекты организации дополнительного образования детей в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie_detey._statya.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Иванова

                                                                                     СПб ГБПОУ колледж №8

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ:

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                                                   

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка). Главный механизм построения системы непрерывного образования в рамках сферы культуры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандартами. Конечно, современное дополнительное образование детей пока не отвечает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.

В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени.

Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах В.И. Андреева,  В.В. Беловой,  В.П. Беспалько,  В.З. Вульфова,   З.А. Красновского,  М.М. Кулибабы,  И.Я. Лернера,  А.И. Щетинской и др.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание и оказание образовательных услуг. Под образовательными услугами понимается «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства».

Другое определение: образовательные услуги -  комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей.

В проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под образовательными услугами подразумеваются услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением.

Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга».  Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его.    

Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги  интегрируются с реализуемой  детским садом  основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной  нагрузки на ребенка.

Особенностью современного рынка образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных услуг.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Особенности  организации дополнительных образовательных услуг в детском саду на современном этапе:

      -  Организация данных услуг в ДОУ -  неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, утверждена решением правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 163-р)

 В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и других направленностей.

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.

В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции  А.В.Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.

Реализация дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях осуществляется на протяжении нескольких лет. Некоторые из них не останавливаются на достигнутом, а задумываются над тем, как и где их воспитанники будут продолжать образование.

В условиях реализации дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях ребенок, как правило, тепло принимается педагогами, у него щадящий режим жизни, он безболезненно переходит из дошкольного периода в школьный в сопровождении взрослых (педагогов, психологов, медиков), знакомых и близких ему людей, что повышает степень его адаптивных процессов и уровень интеграции в социум.

Реализация современной модели дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

- Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;

- Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

- Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

- Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;

- Созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;

- Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.

             Модель организации платных образовательных услуг в дошкольном учреждении может быть построена  следующим образом:

1 этап - Определение спектра дополнительных образовательных услуг.

Для исследования потребительского рынка, для социального запроса родителей, для определения спектра дополнительных услуг проводится анкетирование родителей:

  1. Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОУ
  2. Ваши предложения по ведению дополнительного образования.

2 этап -  Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.

Администрация проводит беседу, определяет и назначает педагогов по дополнительному образованию.

3 этап - Составление рабочих программ и перспективного планирования дополнительного образования по выбранным направлениям.

Педагоги составляют и разрабатывают рабочую программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которая утверждается на педагогическом совете ДОУ.

Программа включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно- тематический план.
  4. Содержание дополнительных образовательных программ.
  5. Методическое обеспечение программы.
  6. Список литературы.

4 этап -  Создание нормативной базы.

  1. Положение об организации платных дополнительных образовательных  услуг в ДОУ.
  2. Договор с родителями об оказании платных образовательных услуг.
  3. Должностные инструкции педагогов.
  4. Заведующая издаёт приказы: расписание, табель посещаемости детей в месяц.

5 этап -  Организация проведения рекламы

  1. Проведение общего родительского собрания в начале учебного года с целью ознакомления с перечнем предлагаемых услуг, с  педагогами , осуществляющими данные услуги и их программами.
  2. Создание рекламных буклетов, объявлений, приглашений.
  3. Проведение «Дня открытых дверей» с целью знакомства с проведением образовательных услуг.
  4. Организация выставок детских работ.
  5. Информационные листы для родителей – диагностика успехов детей, посещающих кружки
  6. Индивидуальные беседы с родителями, общение на форуме
  7. Информация о дополнительных образовательных услугах  на сайте дошкольного учреждения.

6 этап  - Заключение договоров с родителями и специалистами.

7 этап - Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг

Потенциал дополнительного образования используется для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечивает повышение  качества образовательных услуг, помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных воспитателей, обладающих высоким профессионализмом.

Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками,  владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные  педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа.

Подготовка специалистов  в педагогическом колледже  предусматривает как освоение общих , так и формирование профессиональных компетенций, позволяющих в полной мере осуществлять профессиональную деятельность в сфере образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения.

В результате освоения учебной дисциплины ПМ 02.04 «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному  искусству» студенты осваивают умения :        

           - организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,

         -        осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

         -        использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности,

         -        ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса,

         -        осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

         -         Работать в коллективе, команде, взаимодействовать с руководством и социальными партнерами.

В результате освоения дисциплины  приобретают знания:

    -    по организации, проведению и анализу продуктивных видов деятельности дошкольника, (рисование, лепка, аппликация, конструирование) с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

        -  особенностей планирования продуктивных видов деятельности дошкольника в образовательном процессе ДОУ,

        -  особенностей и значения создания предметно- развивающей среды в группе.

        - особенностей разработки методических материалов по организации, проведению и анализу продуктивных видов деятельности с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

     - основных требований  по оформлению педагогических разработок в виде отчетов, докладов, рефератов, выступлений, программ, методических разработок, проектов.

        - принципов систематизации и оценки педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

        - особенностей организации исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Исследовательская деятельность студентов  в рамках данной дисциплины возможна в разных направлениях. Одно из направлений – развитие художественного творчества дошкольников посредством продуктивных видов деятельности.  В теоретической части работы студентами раскрываются психолого – педагогические, методические аспекты темы. Практическая часть данных ВКР предполагает проектирование и проведение работы с дошкольниками, организуемой в форме кружка.  Интересный опыт организации работы кружка представлен в ВКР на темы:  «Развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет посредством техники «Квиллинг» на занятиях по художественному труду» , «Развитие художественно-творческой деятельности дошкольников посредством нетрадиционных техник аппликации», «Обучение технике «Оригами» как средство совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» и др.

Проектирование кружковой работы с дошкольниками в рамках ВКР предполагает  экспериментальное исследование умений и навыков  художественно– творческой деятельности детей  группы , разработку Программы кружка, где будут учтены результаты эксперимента. Планируется методическое сопровождение  к Программе кружка, практическая реализация планируемой работы. Программа кружка рассчитана на кратковременный  срок – период прохождения студентами непрерывной педагогической практики (преддипломная практика) и содержит примерно 8 занятий.  Кружковая работа с дошкольниками предусматривается вне НОД (непосредственно образовательной деятельности).  Заключительным  этапом работы является контрольное исследование, где определяются  результаты  формирования  определённых умений и навыков детей в результате освоения  Программы кружка.

Таким образом, опыт организации исследовательской  и проектной деятельности в рамках ВКР, предполагающий разработку такой  формы проектной деятельности как кружок (что является одной из форм организации дополнительного образования), студент приобретает некоторый опыт организации работы в области дополнительного образования.

Литература:

1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под.ред. Е.Б. Евладовой,  А.В.Золотаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.

3. Золотарёва А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011 № 3//

4. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" http://mon.gov.ru/dok/proj/6649

5. Терещук М.Н. Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5—7 лет / Журнал «Воспитатель ДОУ» 2010 г., № 8, стр. 69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Организация социального партнерства в образовательном учреждении дополнительного образования детей

Методист МУДО ДДТЩербакова А.С. Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Опыт инновационного обновления содержания и технологий дополнительного образования детей МАУ ДО «ДЮСШ №1» города Тамбова

     Современная спортивная детско-юношеская школа призвана создавать условия для такого образования, которое ориентировано на прогноз будущего. Это обновление управления образов...

Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...