Игровая кейс-технология "уволь меня с работы" как имитационная историческая модель
статья

Значение учебных имитационных игр и игровых технологий для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе Использование различных форм и методов подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся: готовности к разрешению проблем; готовности к самообразованию; готовности к использованию информационных ресурсов; готовности к социальному взаимодействию; коммуникативной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskiy_keys.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кобелева Лидия Сергеевна 

ТЕЗИСНО - Значение учебных имитационных  игр и игровых технологий  для  формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе

1 - использование различных форм и методов подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся: 
готовности к разрешению проблем; 
готовности к самообразованию; 
готовности к использованию информационных ресурсов; 
готовности к социальному взаимодействию; 
коммуникативной компетентности. 

2 – Проблемы и трудности создания заинтересованного отношения к учению – неодинаковость уровня знаний и умений учеников, которых учит один и тот же педагог. Речь идет о нормальных в психическом развитии учащихся. Но они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя (преподавателя), один и тот же материал по–разному, что приводит к неодинаковым успехам. 

3 – Значение мотивации как важнейшего компонента структуры учебной деятельности,

4 – значение постановки цели обучения

5 – выбор современного учителя (преподавателя) истории, и других социально-гуманитарных дисциплин форм преподнесения материала, задач, навеянных пересмотром содержания предмета, альтернативных подходов к оценке проблем прошлого, прогнозированию событий и явлений, неоднозначных этических оценок личностей и хода событий, приобщения к творческой деятельности, приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии, коммуникативных умений и способностей к моделированию ситуации 

6 – нетрадиционные формы уроков и подходы к выбору этих форм

7 – Проблема подбора фактического материала к уроку, использование разных видов деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

8 – проблемы подросткового возраста, быстрая утомляемость, неустойчивость психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. 

9 – значимость коллективные форм выполнения заданий, основанная на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.

10 – значимость и реализация стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках – играх или на уроках – дискуссиях

11 – значимость на уроке, - где присутствует игровое действие, “именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “обретения себя”.

12 - значимость признаков исторической игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации, будто бы имевшей место в прошлом или происходящей в наши дни, с обсуждением прошлого. 

13 – классификация игр по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделяют: имитационные (игровое моделирование, имитация реальности); символическое (основаны на четких правилах и игровых символах); исследовательские (связаны с новыми знаниями и способами деятельности), по степени импровизации: игры с ролями и сюжетом (импровизированные); игры с четким каноническим сюжетом (каноническое); бессюжетные игры (кроссворды), сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; драматизации, классифицирует игры: деловые и ретроспективные, ролевые игры 

14 – особенности классификации исторических игр - три критерия: характер ролей участников; времени воображаемой ситуации на занятиях; жесткости сценария и степени импровизации детей в игре.

15 – особенности, виды, классификации уроков-дискуссий. Роль учителя (преподавателя) в процессе дискуссионного занятия 

16 - Использование образовательных технологиях и методах обучения в процессе применения нетрадиционных форм обучения. В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. Технология игр в обучении включает разработку и использование трех компонентов: организационной формы; дидактического процесса; квалификации педагога.

17 - Но до сих пор остаётся нерешённой проблема редкого применения игры в процессе обучения. Среди причин этого стоит назвать следующие - Многие игры не укладываются в урок, требуют трудоёмкой подготовки и длительной организации, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска. Ещё одна причина заключается в однобоком понимании ведущей деятельности. Игру считают ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем её, по мнению некоторых педагогов, неизменно должно сменить учение "в чистом виде". Но не учитывается тот факт, что учение должно и может органично вписаться в спектр деятельности ребёнка и гармонично сосуществовать с игровой деятельностью.

18 – дидактическая игра – как пример современной технологии

Кобелева Лидия Сергеевна 

Для России кейс технологии или кейс методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России. Спонсорами турнира выступили сразу 30 международных компаний. В это же время некоторые зарубежные фирмы, имеющие филиалы и представительства в нашей стране, стали использовать кейс тестирование при приеме на работу.

В целях интеграции бизнес кейсов в российскую систему образования создана ассоциация бизнес-клубов РФ. Ее учредители обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву с открытым письмом, в котором говорится о необходимости распространения культуры бизнес кейсов в российских высших учебных заведениях не только для повышения качества образования, но и для развития национальной экономики в целом. Наличие в стране молодых специалистов, имеющих опыт ситуационного анализа, позволит развить сектор малого и среднего бизнеса и внедрить мировые стандарты бизнес этики на всех уровнях предпринимательства.

Между тем, кейс метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (сложный, запутанный случай). Думается, и те и другие в чем-то правы, поскольку суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от тестируемого требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Так, в США студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована, как реальная). Практика показала, что в дальнейшем, оказавшись в аналогичной реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения. В 1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study. В 50-е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе.

В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

Считается, что наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, а также для формирования знаний по тем дисциплинам, где несколько ответов на вопрос могут соперничать между собой по степени истинности. Первоначально отечественные вузы и школы бизнеса пользовались переводными кейсами, однако они имели недостаточную эффективность, поскольку формулировавшиеся в них задания не учитывали российскую специфику организации производства, законодательства и т.д. Лишь в конце 2000-х стали появляться бизнес кейсы, основанные (или моделировавшиеся) на опыте российских компаний и фирм. В последнее время все больше говорится об использовании кейс технологий в общеобразовательных школах, в частности, в форме проведения сетевых уроков. Но далеко не всегда кейс метод предполагает использование компьютерного обеспечения, так как в пакете заданий может содержаться вся необходимая для анализа информация (иногда даже информации дается больше, чем нужно, чтобы учащиеся умели отделять нужную от ненужной, главное от второстепенного).

Классификация кейс технологий

Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Метод инцидента заключается в том, что учащийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что учащемуся придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы.

К примеру, задание может быть сформулировано следующим образом: «Принятие Закона о полиции – плюсы и минусы». Или – «Проведение чемпионата мира по футболу в России – плюсы и минусы».

Метод разбора деловой корреспонденции предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Учащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов ученики получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.

Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, информация о готовящихся законопроектах, об экономических преобразованиях; кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт учащихся и многое другое.

Таким образом акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Они могут быть разными не только по содержанию, но и по структуре. Структурированные кейсы (highly structured case) включают в себя сжатое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Здесь существует определенное количество правильных ответов, к которым можно прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой в некой области знаний.

Неструктурированные кейсы (unstructured cases) представляют собой материал с большим количеством данных. Они предназначены для оценки скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного. Для этого вида кейсов существуют несколько правильных вариантов ответов, и не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за единицу времени. Если работа ведется в группе, то способен ли учащийся подхватить чужую мысль и развить ее.

Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Плюсы и минусы

Современные требования к подготовке обучабщихся, безусловно, не ставят под сомнение традиционные каноны российского образования, но требуют существенного расширения границ процесса обучения. Придерживаясь требований системности и комплексности учебно-воспитательного процесса, педагоги, преподаватели и целые коллективы вынуждены прибегать к использованию альтернативных компонентов обучения. Эта работа началась не сегодня и даже не вчера и постоянно совершенствуется. Кейс метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данного метода на учащихся не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу. В последние годы человечество переживает информационный бум, связанный с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, иметь навык её критического анализа и приёмов использования разнообразных, подчас противоречащих друг другу сведений, для решения ставящихся жизнью задач. Особенностью современности является постоянное расширение информационного поля, что усложняет выбор. Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия учащихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю (преподавателю). Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать оригинальные нестандартные решения. Кейс технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем (преподавателем), ответы на вопросы, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему). И все же, на мой взгляд, не следует считать кейсы панацеей от всех бед. Для программы НПО и СПО подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета, основных законов и закономерностей. К сожалению, у нас в последнее время стало модным увлекаться какими-либо зарубежными проектами, видеть в их реализации решение вопросов. Но если задаться вопросом, почему передовая советская наука несколько десятилетий не воспринимала кейсы, хотя об их существовании давно и хорошо было известно? Только ли потому, что социалистическая плановая экономика не нуждалась в специалистах, способных нестандартно мыслить? К тому же настолько ли кейсы новаторское для России явление, как о них говорится? Ведь, по сути, они сочетают в себе множество методов, не первый год использующихся в отечественной школе. Это уроки-диспуты, уроки-викторины, предметные олимпиады, деловые и ролевые игры, проектно-исследовательская работа, и многое другое. То есть так или иначе российское образование пришло к тем же формам, только несколько иным путем. Не от экономики и прикладной математики к гуманитарным наукам, а, скорее, наоборот. Все вышесказанное, отнюдь, не отвергает положительного начала кейс технологий, но ясно и другое: разработкой пакетов заданий («портфелей») должны самым серьезным образом заниматься профессионалы, научно-методические отделы соответствующих образовательных институтов. Когда это делается на дилетантском уровне, когда каждый учитель (преподаватель) пытается внедрить новшество фактически вслепую (а сейчас в большинстве случаев так и происходит), теряется идеологическое начало, суть творческой или аналитической работы.Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это не самодеятельность, а серьезная научная разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности учащихся.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case– случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и  найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Например, перед учителем информатики стоит задача рассказать про алгоритмы упорядочивания информации (фамилии по алфавиту, числа по возрастанию или убыванию и пр.) и учитель пожелал дать этот материал в режиме кейс-метода.   Начать надо, как было отмечено выше, с правильной постановки задачи. Задача должна прозвучать так, чтобы она описывала практическую ситуацию. Например: некоторое малое торговое предприятие решило создать свою собственную информационную мини-систему для определения прибыльности от продажи тех или иных видов продукции с целью еженедельного анализа ситуации и изменения, при необходимости, объемов поставок. Перед программистом была поставлена задача - создать базу данных по всем видам продукции и сделать функцию упорядочивания базы по возрастанию (убыванию) итоговой суммы полученной прибыли от продажи каждого из видов продукции.

Для дальнейшего решения учитель должен подготовить необходимые данные – «кейс» для решения поставленной задачи. Что может войти в «кейс» в рассмотренном выше примере? Например, это могут быть статьи с описаниями различных способов-алгоритмов упорядочивания информации, статьи с оценкой эффективности этих способов с точки зрения программистского стиля, быстродействия и т.д., неупорядоченная база видов продукции, список поставщиков этих видов продукции, краткое описание деятельности малого предприятия и пр.

Если рассматривать возможности использования кейс-метода по математике, то, например, теорему по геометрии можно дать в контексте задачи, которую необходимо решить строителям, чтобы правильно построить какой-либо объект. Если применить кейс-метод в рамках истории, обществознания, то учебную задачу можно поставить так: Есть мнение о том, что современная социально-демографическая ситуация в России явилась следствием некоторых исторических периодов развития страны. Давайте определим, какие исторические периоды, действительно, могли повлиять на существующую социально-демографическую ситуацию, в чем выразилось это влияние и что необходимо учитывать сегодня, опираясь на исторический опыт. Далее учитель предлагает подобранный информационный «кейс» и организует деятельность по решению поставленной задачи- проблемы.

Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», необходимо организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность. Непосредственная цель метода - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию - case, и вырабатывает практическое решение. В результате организуется деятельность по оценке предложенных алгоритмов и выбору лучшего в контексте поставленной проблемы решения.

Следует отметить, что работа в режиме кейс-метода в некоторой степени технологизирована и ориентирована на технологии проблемного, проектного обучения.

Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:

  • Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
  • Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
  • Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. [2]

Таким образом, возникает несколько практически значимых вопросов:

  • Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?
  • Как организовать деятельность обучающихся в режиме кейс-метода? Что необходимо учесть?
  • Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод? Какие плюсы и минусы необходимо учитывать?
  • Какие преимущества для обучающихся может получить преподаватель, практикующий кейс-метод?

 Существуют разные подходы классификации «кейсов» (в дальнейшем тексте просто кейс без кавычек). Рассмотрим классификацию, основу которой составляют содержание кейса и степень его воздействия на обучающихся. В данной классификации можно выделить:

  • практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
  • обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
  •  научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к реальной профессиональной деятельности.

Обучающий кейс, в отличие от практического, отражает жизнь не «один к одному». В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут или могли бы быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту.

Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод подготовки, переподготовки профессионалов. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет также довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности [1].

Обобщить вышеизложенный материал можно в виде таблицы:

 

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Обсуждая вопросы подготовки кейсов, следует выделить информационные источники, которые могут составлять содержания кейсов.

Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса. Великолепные кейсы можно создать на базе известных произведений классической художественной литературы. Эффективное использование фрагментов из художественной литературы и публицистики, которые благодаря таланту их авторов могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны обучающихся. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности.

Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п. При этом данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.

Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость кейсу, то произведения науки придают ему большую строгость и корректность. Хорошая научная статья обычно характеризуется углубленным пониманием какого-либо вопроса, а научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования.

Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Совсем недавно преподаватель вынужден был готовить объемные бумажные кейсы, распечатывая или копируя найденную информацию. Сегодня Интернет значительно облегчил работу преподавателей по подготовке кейсов. Современные кейсы все больше представляют из себя базу Интернет-ссылок [1].

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что очень большие по объему кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Следует отметить, что сегодня нет определённого стандарта представления кейсов. Кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Итак, хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать чётко поставленной цели создания;

иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;

быть актуальным на сегодняшний день;

быть ориентированным на коллективную выработку решений;

иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.

 Типы кейсов (Гарвардская школа)

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающийкейс(Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге  педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Аналитическийкейс(Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

 

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения  и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Преподаватель определяет проблему вобщих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

 

Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

 

 

Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме

 

Обучающиеся предлагают собственное решение.  Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

Преимущества для обучающихся, которые может получить преподаватель, практикующий кейс-метод.

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы.

Особо следует отметить, что несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей обучающихся, жизненных установок.

Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода [2].

 

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

 Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:

  • Формирование и развитие информационной компетентности.
  • Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
  • Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.
  • Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.

Имитационная игра – Увольте меня с работы

Игра имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для получения дополнительного образования в области социально-гуманитарных дисциплин.

Актуальность: она соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей, формирования патриотического мировоззрения, развитие навыков и качеств, способствующих успешной социализации в современном обществе, уметь ставить приоритеты и достигать поставленных целей и задач.

Задачи:        

обучающие:

  • познакомить с основами делового этикета, корпоративной культуры, элементами формирования личного, социального и профессионального имиджа и элементами рекламы (стилей и форм журналистики) и элементами мозгового штурма;
  • закрепить знания и навыки по выявлению исторического имиджа Великих личностей в истории, и научиться применять полученные знания в дальнейшей жизни и выбранной профессии;
  •  применение полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.

развивающие:

  • содействовать развитию и совершенствованию полученных социально-исторических знаний их анализу и применению в дальнейшем;
  • способствовать оптимизации, навыкам анализа и систематизации полученных знаний и умений;
  • содействовать развитию гордости и патриотизма при изучении великих исторических личностей и их значимости в истории и развитии государства и применении в своем личном, социальном и профессиональном имидже элементов исторического имиджа Великих исторических личностей;

воспитательные:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • развивать свои гендерные особенности как личности;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Педагогическая целесообразность игры объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте ведущим видом деятельности является общение. Обучение предполагает приобретение обучающимися навыков  получения информации и ее использования, формирования навыков работы в команде и опыт применения полученных знаний и умений в современной жизни и в выбранной профессии.

В процессе обучения используется технология групповой работы.

Основная форма образовательной работы: теоретические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование способностей к получению, анализу, систематизации и использованию полученной информации каждого обучающегося и практическая деятельность – создание своего профессионального имиджа Занятия включают чередование различных видов деятельности: теоретические занятия, игры, квесты, элементы мозгового штурма, поездки и экскурсионные программы, знакомство и частичное участие в реконструкции, а также создание газеты – фотоотчета о проделанной работе, индивидуальные и групповые творческие задания.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

В предложенной игре  применяются традиционные методы обучения: использования слова (лекций, диалогов, игровых и компьютерных технологий) и  наглядного восприятия и практические методы (создание своего личного, социального и профессионального имиджа и участие в квестах и реконструкциях)

метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание исторических событий, объясняются элементарные основы методов изучения и анализа прошлого и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение и т.д.

  • методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению обучающегося программы курса, повышения интереса к изучаемой информации. К этим методам можно отнести: показ исторических фильмов, документов, музейных и других сохранившихся артефактов, демонстрацию плакатов, рисунков, карт. Всё это способствует воспитанию гордости и патриотизма при изучении великих исторических личностей и их значимости в истории и развитии государства; формированию патриотического мировоззрения успешной, конкурентоспособной и востребованной личности в жизни и профессии, и закрепляет полученные при изучении курса и участии в деятельности исторического клуба «Время первых» знания и навыки по формированию успешного социального и  профессионального имиджа на примерах исторических  имиджей Великих личностей
  • практические методы основаны на активной деятельности самих  обучающихся. Этот метод реконструкции.

Данная программа сориентирована на работу с обучающимися в Лицее (юноши и девушки), независимо от выбранных профессий

Главная отличительная особенность заключается в индивидуальном подходе к каждому обучающемуся и её адаптации к плану проведения внутренних и городских мероприятий, проводимых СПб ГБП ОУ «ИПЛ». Возраст обучающихся: от 15 до 17 лет; состав – 15 человек в группе.

Цель: отработка применения  имитационной  технологии с элементами ролевой игры

(научиться кратко и ясно доносить свои мысли до собеседника,  таким образом, чтобы она была понята собеседником именно так, как вы задумали и никак иначе)

  1. Углубление представлений о коммуникации как о сфере деятельности
  2. Тренировка ассоциативного мышления, креативности, умения структурировать знания
  3. Принятие решения в нестандартной ситуации при нехватке информации
  4. Тренировка умений внятно и кратко излагать свои мысли и доносить их до собеседника

Группы: по 5-7 человек

Ресурсы: дополнительный материал

определение для экспертов – демократия, авторитаризм, тоталитаризм, либерализм, управление организацией, характеристики увольняемого сотрудника (работника), согласно профессии конкретной группы

Время 1:20 – 1:30
погружение

Давайте представим себе аргументы, за что вообще можно уволить с работы

(на доске, уволить за -)

Инструкции - задание: Или каждый в течение минуты пишет причины в полной тишине, потом считаем количество, у кого больше причин, тот у доски читает, все остальные ставят минусы у повторяющихся причин, затем читает следующий, у кого больше, и так, пока все повторяющиеся причины не закончатся, потом считаем оставшиеся причины и побеждает тот, у кого больше неповторяющихся причин, по баллу за слово

цель: -  погружение в игру

Ход игры

Вступительное слово ведущего

Во вступительном слове сообщить всем играющим о том, что они будут увольнять сотрудника – зачитать характеристики (выдаются каждой играющей команде)

- выбрать 4 капитанов, которые вытягивают себе задание уволить – я – демократ, я – либерал, я – авторитар, я – тоталитарист

- выбрать себе команду из остальных участников игры, расставить столы для команды и сесть туда со своей командой и своим заданием

основная часть:

задание (инструкции):

1 этап (20 минут) – дать командам задание согласно данному заданию, написать не менее 10 причин, согласно которым, предложенный сотрудник должен быть уволен

1 команда – демократ,

2 команда – либерал,

3 команда – авторитар,

4 команда – тоталитарист

Каждая команда:

- обсуждает, записывает от 10 причин, за что сотрудник должен быть уволен

2 этап (10-15 минут) – капитан команды озвучивает от 10 причин, за что сотрудник должен быть уволен

выгружение: 
рефлексия
Анализ результатов.
Совместное обсуждение, рефлексия, что я понял, что понравилось, что - нет и т.д.

«Каждая метла метёт по-своему» - в этой народной поговорке спрятана идея о разнообразии типов личности руководителей и их стилей управления. Внимательно понаблюдав за работой нескольких управляющих в коллективе, можно заметить разницу в формировании рабочих отношений. Стиль управления руководителя напрямую влияет на результаты деятельности компании. Этим фактом можно объяснить, почему некоторые компании закрываются, а другие живут и процветают даже в кризисные времена. Личность руководителя, стили управления и результаты компании - эти вещи тесно связаны между собой. Сочетая несколько способов руководства, можно приблизиться к идеальному результату. Ведь стиль руководителя и эффективность управления – вещи неразделимые. Если вы начальник, то вам важно понимать, какой вы человек на самом деле. Так вы поймёте свои сильные и слабые стороны, и сможете добиваться более высоких результатов.

Краткая характеристика стилей руководства - Дополнительный раздаточный материал

Стиль управления – это комплекс отношений руководства и подчинённых и методов воздействия этих двух групп друг на друга. От качества этих отношений зависит работоспособность подчинённых, атмосфера в коллективе и его способность достигать поставленных целей и задач. Стили руководителя в управлении коллективом могут быть пяти видов. Знаменитый американо-германский психолог и писатель Курт Левин в 30-е годы прошлого века опубликовал и выделил три стиля руководства, ставших позже классикой. Чуть позже к ним добавились ещё непоследовательный и ситуативный. Изучив таблицу с краткой характеристикой управленца, вы сможете найти себя и сразу перейти к чтению нужного раздела. А лучше прочитать весь материал – в жизни придётся сталкиваться с разными людьми, и лучше быть подготовленным. Какие бывают стили управления руководителя?

Краткая характеристика стилей управления

Типаж руководителя

Положительные качества

Отрицательные качества

Авторитарный

Берёт на себя ответственность, быстро принимает решения, чётко ставит задачи

Не терпит критики, не любит сопротивления, не учитывает мнение окружающих, ставит интересы дела выше людей

Демократический

Работает в команде, открыт к новым идеям, учитывает мнение коллектива, позволяет другим брать ответственность

Много советуется, может затягивать с решением, может отдать полномочия не в те руки

Либерально-анархический

Нет давления на сотрудников, добродушная атмосфера в коллективе, разрешает творческий подход к решению задач

Попустительствует лени и моральному разложению в коллективе, отпускает управленческие вожжи, слабый контроль (провокация воровства и неисполнения обязанностей)

Непоследовательный

Не выявлено

Нет чёткой цели, нет чётких заданий, нет понимания, разлагающая атмосфера в коллективе, низкие результаты работы, нет денег

Ситуативный

Высококачественное управление сотрудниками, входит в ситуацию, всегда знает как и что делать, нет любимчиков и антигероев, помогает развиваться, выращивает лидеров, поощряет творческий подход к делу

С годами становится либеральным и теряет хватку, беспринципные работники садятся на шею, не умеет отдыхать, работает "на износ"

Авторитарный Авторитарный человек (от лат. auctoritas – власть, влияние) - властный, не любящий обсуждать, чтобы ему возражали, а тем более сопротивлялись. Если начальник относится к такому типу людей, то и стиль управления руководителя – авторитарный. Такой вид относится к одному из трёх классических.

Характеристика управленца

Такой стиль управления руководителя – авторитарный – оправдан в стрессовых ситуациях: войны, кризисы, эпидемии и так далее, потому что такой человек действует быстро и ответственность берёт на себя. В разговорах жёсткий и непримиримый. Авторитарные руководители забираются на высшие уровни власти и успешно сохраняют положение. Такой стиль руководства распространён на территории России в большей степени, чем остальные. Это может быть вполне оправдано в больших компаниях, заводах, творческих коллективах и армии. Переговоры о покупках или согласования проводятся в жёстком режиме, в атмосфере, накалённой до предела. Авторитарный руководитель собирает всю власть в своих руках и никому не позволяет даже посягнуть на её часть. Подчинённые находятся под жёстким контролем и постоянно проходят различные проверки. Но авторитарный стиль разделяется на ещё две модели: эксплуататорская и благожелательная. «Эксплуататор» полностью оправдывает своё название, это прямо «Пабло Эскобар» в компании. Такой управленец выжимает все соки из своих подчинённых, интересы людей не рассматривает, мнение кого-либо совсем его не интересует. Может простимулировать работников угрозами, шантажом, штрафами и прочими гонениями. Никогда не допускает даже малейшей самостоятельности в принятии решений или выполнении задач. Всё должно быть сделано именно как сказал «эксплуататор». Любой авторитарный руководитель постоянно издаёт приказы, указы и прочие постановления. Всё заверяется печатями, росписями и датами. В вопросе выполнения задач крайне требователен и нетерпелив, хотя способен пойти на уступки, если не находится под эмоциями. Если же руководитель не в духе, то может сказать и сделать что угодно, и потом извинений можно не ждать. При этом не стоит путать такое поведение с манипулятивными техниками, когда все эмоции являются всего лишь «театром» – авторитарные руководители любят этим пользоваться. Подчинённые лишены возможности проявлять инициативу. «Благожелательный» стиль управления руководителя создаёт более доброжелательную атмосферу, если это так можно назвать. Такой руководитель уже интересуется мнением подчинённых, но может поступить по-своему, даже если мнение было высказано верное. В целом такой начальник общается с подчинёнными снисходительно, «по-отечески», может посочувствовать, но сухо и буквально на секунду, а потом сразу напомнит, что подчинённый сейчас находится на работе, и его переживания никого не интересуют. Не стоит думать, что вторая модель сильно отличается от первой – при всей своей благожелательности это всё-таки авторитарный руководитель: жёсткий, властный и требовательный. Любой из этих типажей обожает грамоты, вывески, печати, росписи, аббревиатуры и сокращения. Всё это должно быть большим, размашистым, имперским. Такими руководителями становятся люди с паранойяльным рисунком личности – властолюбивые, недоверчивые и бепринципные. Как правило трудоголики, не умеющие отдыхать, любящие и способные навязывать своё мнение и волю окружающим.

Отношения с подчинёнными

Если в отношениях с подчинёнными «благожелательный» руководитель выстраивает дистанцию, которую нельзя никому переходить, то у «эксплуататора» это расстояние становится межгалактическим. Разговор строится в приказной грубой форме. Сотрудники подавлены и лишены мотивации, при этом высок риск развития конфликтов в компании. Критика, даже конструктивная, отсутствует как понятие. Попросить такого руководителя о личном не у всех хватает духу и это оправданно – «Пабло Эскобар» ничего не желает знать о подчинённых, а думать о трудностях своих сотрудников – тем более. Возможность что-то получить даже для предприятия почти нулевая, если автократ сам об этом не говорил. А если и говорил ранее, то он сам решит, когда, кому и что получать. Спорить с таким типажом бесполезно – у него отличная закалка в жёстких переговорах, и подчинённому его не переговорить. Если подчинённый продолжит настаивать, то быстро получит штраф или выговор, и при этом всё равно придётся выполнять указания. Проявлять эмоции перед таким руководителем бесполезно – он будет смотреть на человека, как на ковёр. Эмпатия нулевая. «Благожелательный» типаж может выслушать подчинённого, но тому придётся сразу переходить к сути дела и не тянуть резину, иначе всё – «ваше время вышло», и со своим вопросом можно будет попасть к нему только в следующей жизни. Бывает, что руководитель может даже дать совет. «Благожелательный» может предоставить отпуск, отъезд по срочным делам, либо получение сверх положенного – но для этого нужно «защитить» перед ним свой замысел, как бы продать ему идею о том, почему он должен это сделать для вас. Но даже если всё сделать блестяще, есть большой риск, что руководитель сделает по-своему, и узнать причины решения невозможно.

Решение задач - У «эксплуататора» и «благожелательного» всё просто – все должны работать без отдыха и перерыва и сложить жизнь на благо предприятия. Те, кто с этим несогласен, объявляются «врагами народа» и должны покинуть компанию. Подчинённые обязаны выполнять указы бесприкословно. Чем быстрее и качественнее выполняются обязанности, тем большего успеха добивается предприятие. И тем больше новых задач автократ возложит на плечи подчинённых. В решении задач у авторитарных руководителей нет никаких принципов – цель оправдывает средства. Это следует запомнить, поскольку, чем больше уровень влияния автократа, тем жёстче он будет действовать.

Способ общения

С такими управленцами юлить и проявлять двуличие не стоит – раскусит в два счёта. Пусть не сегодня, но завтра, и уж тогда не поздоровится. Плести интриги автократ умеет почище всякого кардинала Ришелье, так что и в этом направлении не стоит конкурировать. Кстати про конкуренцию – это конёк авторитарного (и паранойяльного тоже) человека, лучше не вставать у него на пути. Почему? Потому что принципов никаких нет, и для достижения цели автократ оправдывает любые средства. Попытки внушения провалятся – у автократов нулевая суггестия. Лучший подход – сотрудничество. Так трудовые будни будут протекать легче, и на горизонте появится возможность карьерного роста. Примеры руководителей: Дональд Трамп, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер.

Демократический

Стиль работы и управления руководителя-демократа зеркально отличаются от авторитарного. Такой стиль работы подразумевает равномерное распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками компании. Руководитель-демократ собирает вокруг себя команду подчинённых, на которую можно положиться. Такую команду, которая решает задачи и запускает даже сложные проекты, и для этого не нужно принуждать или запугивать сотрудников. При этом ответственность всё-таки будет, потому что демократ – это не либерально-попустительски настроенный человек, а руководитель, нацеленный на конкретный результат. Управленцы-демократы тоже достигают больших высот в бизнесе и политике, как и авторитарные. Только они создают более благожелательную атмосферу, чем автократы.

Характеристика управленца

К демократическому стилю тяготеют люди с выраженными лидерскими качествами, но при этом не ставящие на первое место своё Эго. Демократичный руководитель - это мирный воин: не начинает войну первым, но если напали, то придётся отвечать по всей строгости закона. Такой стиль управления руководителя создаёт дружественную атмосферу в коллективе и помогает озаботить персонал решением задач с некоторой долей творческого подхода. Такой руководитель может без особых претензий рассмотреть вопрос отгула, помощи или покупки новой техники для компании. Если свои идеи или просьбы снабдить доказательной базой, то руководителя можно склонить к принятию положительного решения по вашему вопросу.

Отношения с подчинёнными

Складываются товарищеские, деловые отношения, которые могут перетекать в дружеские, хотя это редкость. Какими бы ни были стили управления руководителя, не стоит забывать, что это руководитель, и не нужно переходить границы. Руководитель-демократ использует человечный подход к подчинённым, входит в их положение до определённого предела, легко устраивает мотивационные конкурсы или подарки за перевыполнение планов. Лучше всего люди с таким стилем управления чувствуют себя на должностях среднего уровня, например, начальник отдела или глава района города. Даже в компаниях с авторитарным стилем управления, в отделах с руководителем-демократом складывается «своя атмосфера» - при этом авторитет начальника отдела выше, чем руководителя организации. Из минусов можно отметить следующее: демократ может заиграться в «друга», и тогда всё чаще будут возникать споры и конфликтные ситуации, вместо работы. Смещение фокуса с достижения целей на повышенное внимание к сотрудникам не приближает коллектив к достижению целей. Руководитель-демократ в таком случае теряет авторитет и уровень влияния на коллектив, но у него в рукаве всё равно останется бонус в виде штрафа или приказа, хотя такие начальники редко им пользуются.

Решение задач

Решение задач сводится к тому, что сначала коллективными усилиями разрабатывается план действий. После этого выбираются исполнители с учётом навыков и способностей. Без всяких сопротивлений такой руководитель приглашает в команду стороннего эксперта и прислушивается к его мнению. К слову, высказывать своё мнение никому из подчинённых не запрещается, ведь руководитель озабочен достижением результата, и осознаёт, что рискует упустить что-то важное. Планируя сроки выполнения задач, руководитель-демократ закладывает в план запас по времени, ведь он учитывает вероятность ошибок у персонала, и ещё нужно время, чтобы исправить их. Если по ходу выполнения работ возникают трудности или появляется возможность всё сделать по-другому, то руководитель довольно легко перестраивается по ситуации, хотя и не очень это приветствует.

Способ общения

Руководитель-демократ выбирает общепринятый стиль общения. К нему можно зайти в кабинет и «украсть» немного времени. Прислушивается к мнению персонала, особенно если слова подкреплены фактами и цифрами – этим стоит пользоваться. Не стоит давить на такого руководителя – он хоть и мягок, но гнётся как бамбук, и если сильно надавить, то он серьёзно ответит. Каким бы ни был руководитель, стили и методы управления у него будут самые разные. Лучший способ общения – сотрудничество. Действовать нужно в рамках поставленной задачи, не срывая сроков. Если можно улучшить или переделать работу – нужно сразу обратиться к начальнику, держите его в курсе дела. Примеры личностей: Владимир Путин, Евгений Чичваркин, Лаврентий Берия.

Либерально-анархический - Этот стиль управления похож на демократический, но есть отличия. Характерно, что руководитель, поставив задачу ясно и чётко, задав сроки и скорость выполнения, отходит на второй план. Тем самым он позволяет подчинённым действовать самостоятельно, при этом почти не ограничивая в средствах и способах выполнения задач. Либеральный стиль подходит для управления творческими коллективами. При этом необязательно, что это будет коллектив песни и пляски, подойдёт и редакция журнала, и дизайн-бюро, и прочие подобные коллективы.

Характеристика управленца

Либеральный стиль можно разделить на два направления: анархистский и экспертный. В первом случае руководитель является слабым по характеру человеком, неконфликтным, конформистом. Он откладывает решение важных вопросов до последнего момента либо пытается полностью снять с себя ответственность, переложив её на плечи заместителей или подчинённых. Такой руководитель может днями сидеть в кабинете и не выходить к работникам – пусть себе работают.

Второй типаж больше подходит на роль эксперта или приглашённого управляющего для временных задач – он даёт указания, как и что сделать, каким образом и в какие сроки. В остальном в работу не лезет, подчинённых не дёргает, только если ситуация вышла из-под контроля. Авторитет держится на уровне его экспертности, знаний и умений в текущей работе.

Отношения с подчинёнными

У либерала-эксперта складываются доброжелательные, неформальные и прочные отношения. В таких коллективах вырастают лидеры, которые потом либо забирают власть у либерала, либо уходят в новые коллективы – как показывает практика, это авторитарные руководители. В работу подчинённых руководитель-либерал почти не вмешивается, предоставляя максимально возможную свободу действий. Подчинённых снабжает информацией, инструментом, обучает и наставляет, оставляет за собой право конечного решения.

Решение задач

Не стоит думать, что либеральный руководитель будет сидеть в своей «раковине» и не показывать носа. Такое бывает, но это не характеризует всех руководителей-либералов. Наоборот, в текущей ситуации растёт популярность этого метода руководства людьми. Особенно это заметно в научных, творческих или других коллективах, где высок уровень знаний, компетенции и опыта – высококлассный специалист не терпит к себе рабского отношения, равно как и чрезмерной опеки. В отношениях «руководитель и организация», стили управления «либерала» хорошо известны. Мягкое управление, доверие, сотрудничество и кооперация – вот основы либерального стиля руководства компанией. Нет плохого способа управления людьми, есть лишь неверное использование инструментов в своих руках. Определение стиля управления руководителя стоит начинать как можно раньше – так будет легче подстроиться под обстановку либо быстро найти новое место работы.

Способ общения

Руководитель-либерал не придаёт особого значения выбранному способу общения, ведь влияние этого на результат работы минимально. С самим руководителем стоит общаться, исходя из целей коммуникации и того, какой тип личности у руководителя. Стили управления при этом могут быть разные – либо анархист, либо эксперт. Не стоит сильно переживать, если вы вдруг назвали начальника на «ты» - он вас поправит, но не накажет штрафом, как авторитарный. Примеры: Стив Джобс, Роман Абрамович, Роберт Кийосаки.

Непоследовательный

Название говорит само за себя – последовательности и логики в поступках нет. Такой начальник переходит от одного стиля управления к другому, но делает это по неопытности, и в этом состоит отличие от ситуативного стиля.

Характеристика управленца

Сегодня такой менеджер авторитарный руководитель, а завтра – анархист с развитым попустительским характером работы. Результаты работы такого коллектива крайне низкие, и есть все шансы испортить работу предприятия или даже развалить его. Если же у руководителя есть опыт работы на такой должности, но он придерживается непоследовательного стиля работы, то его можно назвать внушаемым, слабовольным управляющим, который не может добиться целей.

Отношения с подчинёнными

Коллектив непоследовательного руководителя недоволен своим управляющим, не знает, что можно ожидать от начальника, к тому же все слабо представляют себе конечную цель и свои возможности роста. Отношения складываются весьма напряжённо, всё это вызывает рост отрицательной атмосферы в коллективе. Высока вероятность недомолвок, интриг и скандалов.

Решение задач

Достигать целей с таким руководителем невозможно, поскольку он смутно представляет, как должен работать коллектив. Решение задач перекладывается на замов и подчинённых, а потом берётся на себя. Затем некоторые задачи отменяются, заменяются новыми и так далее. Такой стиль управления руководителя порождает смуту и анархию.

Способ общения

Такой же неоднозначный и зависит от состояния дел в компании и настроения самого начальника. Сегодня может рассказывать истории о том, как он провёл выходные, а завтра играть роль авторитарного «Пабло Эскобара». Подчинённый с развитыми лидерскими и манипулятивными навыками способен надолго выбить из колеи такого руководителя. А потом из собственного кресла. Примеры: такие люди редко добиваются серьёзных высот, но яркий пример всё же есть – Михаил Горбачёв.

Ситуативный

Стиль управления, при котором политика отношений подстраивается под текущее состояние, называется ситуативным. Это оптимальный способ управлять людьми и предприятиями – в кризисные времена помогает собраться, а при рыночном подъёме усиливать конкурентные преимущества. Не стоит путать ситуативный подход и двуличие руководителя. В первом случае начальник выбирает стиль общения исходя из поведения конкретного человека или группы лиц, с целью максимально качественно запустить работу. Во втором случае начальник занимает разные позиции исходя из своей выгоды.

Характеристика управленца

Это опытные менеджеры с многолетним стажем, проработавшие на разных уровнях управления в нескольких областях. В некоторых людях навыки управления заложены природой – это так называемые менеджеры от Бога. Но талант заменяется усердием и постоянным обучением. Знание того, каким образом сейчас повлиять на человека, приходит с опытом. Это один из самых приемлемых способов руководить коллективом. При неумелых попытках скопировать стиль есть опасность, что руководитель превратится в конъюнктурщика, который говорит то, что выгодно в данный момент.

Отношения с подчинёнными

Складываются доверительно, открыто и легко - у коллектива постоянно ощущение, что работа у них буквально горит в руках, а руководитель всегда знает, что нужно делать, как наказать и подбодрить команду. Ввиду большого практического опыта такие руководители действительно будто видят подчинённых насквозь и обладают даром предвидения. Такие начальники пользуются в коллективе авторитетом. Ситуативный руководитель знает, каким образом лучше общаться с данной группой подчинённых или единственным работником. В каком случае можно промолчать или даже в чём-то попустительствовать, но это только неопытному взгляду кажется, что руководитель дал слабину.

Решение задач

Разрешение споров, проблем и задач проходит быстро и профессионально. Опытный руководитель способен быстро отладить большую часть рабочих процессов, а если случается форс-мажор, то люди назначаются на исправление ситуации, исходя из способностей и опыта работников, а не личных предпочтений.

Вообще сам управленец больше походит на тень – своё личное он прячет и занимается только работой. Любимчиков у него нет, а если и есть, то можно долго гадать, кто удостоился такой роли. Явного негатива не показывает, наоборот, с каждым проблемным работником такой менеджер пытается найти общий язык. Благодаря опыту это часто удаётся. Кажется, что такой человек о себе вовсе не думает: где же все «хотелки» и прочие комплексы? На этот вопрос ситуативный управленец только улыбнётся и пожмёт плечами. Редко когда такой управленец не является трудоголиком.

Способ общения

Как и либерал-эксперт, ситуативный управленец выбирает простой стиль общения. Несмотря на высокий ранг, такие люди просты и открыты, а зачастую оптимистичны и наделены чувством юмора. Часто входят в положение работника и могут помочь, выходя за рамки рабочих отношений. С возрастом управленцы становятся слишком добрыми и отходчивыми, иногда могут потерять хватку, чем пользуются беспринципные работники. Но коллектив обычно стоит горой за руководителя, и если они увидят подлость по отношению к своему покровителю, то сразу принимают меры. Примеры: большая часть военных, директоров и руководителей заводов и фабрик военного и послевоенного времени, таких как Константин Рокоссовский, Иван Ромазан, Авраамий Завенягин и другие.

Руководитель какого стиля именно вы?

Как бы себя ни вёл управленец, стоит помнить, что индивидуальный стиль управления руководителя складывается из особенностей воспитания и характера человека, поэтому навешивать ярлыки не стоит. Управление как реализация индивидуального стиля руководителя - сложный и многогранный процесс, сопровождаемый высоким уровнем стресса, нагрузками психологического и физического характера. Становление руководителя занимает много времени, отнимает массу времени и сил, и сопряжено с высоким риском. Поэтому необходимы поддержка от руководителей более высокого уровня, и постоянное обучение.

Дополнительный раздаточный материал

Демократия - В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное[44]. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократические системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий. Предметом нормативной теории является этическая сторона народовластия: когда и почему демократия желательна с точки зрения морали, какие принципы должны быть фундаментом демократических институтов, каковы разумные ожидания от граждан в демократическом обществе. Согласно выводам теории, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. Вопрос о равенстве и эффективном участии в процессе принятия политических решений занимает в демократии центральное место. Демократизация требует наличия устойчивого государства как единственного источника легитимного применения силы[45]. В области сравнительной политологии существуют проекты, которые стремятся измерить уровень демократии в мире: «Freedom House», «Cross-National Time-Series Data Archive», «Polity IV», индекс демократии журнала «The Economist», «Democracy Barometer». Демократия была предметом анализа с точки зрения её воздействия на другие ценности и как самостоятельная ценность. Распространённые аргументы в пользу демократии[3][12][47]:

  • Она помогает предотвратить деспотизм
  • Она помогает людям защитить их интересы
  • Она способствует сокращению дистанции между гражданином и властью
  • Она позволяет политическому руководству получать более полную информацию
  • Она предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам
  • Она позволяет сравнительно бесконфликтно осуществлять ротацию элит и контрэлит
  • Она гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека
  • Она наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения
  • Она позволяет всем полноправным гражданам, независимо от их расы, национальности, гендерных признаков, происхождения, положения в обществе и убеждений, участвовать в процессе принятия политических решений
  • Она способствует равенству возможностей (англ.)русск., социальной мобильности и сокращению социального неравенства
  • Только она способна обеспечить политическое равенство, когда все граждане имеют равные возможности для влияния на правительственные решения[48]
  • Демократические страны имеют тенденцию быть богаче и обладать более высоким уровнем человеческого развития по сравнению с недемократическими странами
  • Демократические страны сравнительно редко воюют друг с другом

Некоторые из перечисленных доводов являются недостатками демократии с точки зрения её противников. Также широко обсуждался ряд аргументов против демократии[3][50]:

  • Она позволяет одним кругам продвигать свои интересы за счёт остальных
  • Она может ухудшить взаимодоверие в ситуации, когда принятие любого решения позволит одним лицам извлечь выгоду за счёт других
  • Она открывает возможность для диктатуры большинства над меньшинством
  • Она поощряет разногласия, что может сказываться негативно на авторитете власти
  • Она наделяет правом принятия решений людей, которые недостаточно для этого компетентны или не обладают полной информацией
  • Она затрудняет осуществление непопулярных мер с вероятной отдачей лишь в долгосрочной перспективе
  • Она отвлекает людей от проблем и возможностей их частной жизни
  • В переходный период демократизации, она неэффективна в плане экономики, управления и порядка
  • Она бывает неэффективна по сравнению с рыночным саморегулированием общества

иберализм предложил следующее[8]:

  • обеспечение данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, на личную свободу, на собственность). Интеллектуальная собственность есть подмножество частной собственности, если она не является общечеловеческим достоянием, и если это не противоречит свободе слова (некоторые либертарианцы отвергают концепцию интеллектуальной собственности как форму монополизации свободного рынка);
  • гарантии гражданских прав;
  • установление равенства всех граждан перед законом;
  • установление свободной рыночной экономики;
  • обеспечение ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии неукоснительного соблюдения прав меньшинств и отдельных граждан. Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. Всё это не противоречит идеям либерализма[источник не указан 1341 день].

Согласно либерализму, государственная власть существует только для работы во благо граждан, и политическое руководство государством может осуществляться только на основе общественного консенсуса. В настоящее время наиболее соответствующей либеральным принципам политической системой является либеральная демократия. Слово «либеральный» происходит от лат. liber («свободный»)[9]. Тит Ливий в «Истории Рима от основания города» описывает борьбу за свободу между классами плебеев и патрициев. Марк Аврелий в своих «Рассуждениях» пишет про представление «о государстве, с законом, равным для всех, где признаются равенство и равное право на речь; также о единодержавии, которое всего более почитает свободу подданных». В эпоху итальянского Возрождения эта борьба возобновилась между сторонниками вольных городов-государств и Папским престолом. Никколо Макиавелли в своих «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» изложил принципы республиканского правления. Джон Локк в Англии и мыслители французского Просвещения сформулировали борьбу за свободу в терминах прав человека. В русский язык слово «либерализм» пришло в конце XVIII века из французского (фр. libéralisme) и означало «вольнодумство». Негативный оттенок до сих пор сохранился в значении «излишняя терпимость, вредная снисходительность, попустительство» («Новый словарь русского языка» под ред. Т. Ф. Ефремова). В английском языке слово liberalism также изначально имело негативный оттенок, но утратило его.

При использовании в настоящее время выражения «тоталитаризм», как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао Цзэдуна в КНР[9], «красных кхмеров» в Кампучии[10], Хомейни в Иране[9], талибов в Афганистане[11], Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании[12], Ким Ир Сена,Ким Чен Ира и Ким Чен Ына в Северной Корее[10][13], Московское царство[14][15], Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Сапармурата Ниязова[16] в Туркменистане, аль-Сауда в Саудовской Аравии[17] и другие. Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше[18]). Вместе с тем, подобное применение понятия «тоталитаризм» продолжает вызывать критику[19]. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов и демократии. Некоторые исследователи считают этот термин клише

Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, — согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, — но не возможность системных изменений. В новой трактовке, тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений над таким контролем. В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.), Карл Фридрих и его бывший аспирант Збигнев Бжезинский, — на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, — сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии — другие исследователи также вносили уточнения:

  1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества;
  2. Наличие единственной партии, — как правило, руководимой диктатором, — которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией;
  3. Крайне высокая роль государственного аппарата; проникновение государства практически во все сферы жизни общества;
  4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации;
  5. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации;
  6. Большая роль государственной пропаганды; манипуляция массовым сознанием населения;
  7. Отрицание традиций (в том числе — традиционной морали) и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»);
  8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур;
  9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод;
  10. Централизованное планирование экономики;
  11. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами[37];
  12. Приверженность экспансионизму;
  13. Административный контроль над отправлением правосудия;
  14. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью[38].

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности — некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, — по мнению исследователей тоталитарной модели, — являются её наиболее яркими характеристиками[22].

Основные выводы анализа тоталитарной модели

Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со многими политическими, правовыми и общественными традициями[38][39]. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной[40]. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Пропаганда сочеталась с использованием передовых технологий политического сыска, для подавления любого инакомыслия. Результатом было обеспечение массовой мобилизации в поддержку режима[41]. Концентрация власти выражалась в монополизации процесса принятия окончательных решений во всех сферах деятельности, а также — принципиальном отсутствии ограничений на масштаб этих решений и на масштаб санкций. Всё большее проникновение государства означало всё большее сужение автономного пространства; вплоть до его полной ликвидации. Это приводило, с одной стороны, к атомизации общества, а с другой стороны — к слиянию всех политических сфер, в нём существовавших, в одно единое целое[38]. В отличие от полицейского государства (в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам), — в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы — о её достижении никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им произвольно трактоваться; по ситуации[40].Другим выводом теории является обоснование организованного и масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии или кулаков в сталинском СССР)[32][40]. Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.

Авторитаризм - Основное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что авторитарная власть основывается на личности лидера, его способности удержать власть и привлекать сторонников. В то время как в тоталитарных государствах лидера выдвигает уже правящая элита (например, правящая партия или религиозная организация), и система власти завязана на главенствующей роли этой элиты и её идеологии. Авторитарный режим часто заканчивается со смертью харизматичного лидера, не оставившего столь же сильного преемника. Тоталитарный режим более устойчив и рушится только в случае упадка всей системы и её идеологии.

  1. Также, различаются цели тоталитарного и авторитарного режимов. Тоталитаризм часто связан с желанием построить утопическое государство («Третий Рейх», коммунизм в СССР и проч.), в то время как авторитаризм предназначен для решения конкретных задач, быстрой мобилизации всего государства.
  2. Принцип тоталитарного режима — «разрешено то, что приказано властью», а принцип авторитарного — "разрешено то, что не имеет отношения к политике.[2]
  3. В отличие от тоталитаризма, при авторитаризме отсутствует единая идеология, власть не подкрепляет свои действия какими-либо идеологическими мотивами. Народ при авторитарной власти в принципе не идеологизирован, так как он полностью отстранён от политической жизни.[3]

Тоталитаризм

Авторитаризм

Харизма 

Высокая

Бывает как низкая, так и высокая

Роль лидера

Лидер как функция

Лидер как индивидуум

Идеология

Присутствует

Может как присутствовать, так и отсутствовать [источник не указан 1686 дней] 

Ограничение плюрализма 

Присутствует

Отсутствует, хотя возможен запрет оппозиционных политических партий

Легитимность 

Часто присутствует

Может как присутствовать, так и отсутствовать

«Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — её главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным.» 

Признаки авторитарного режима

Авторитарный режим имеет следующие характерные признаки[4]:

  1. Отчуждение народа от власти: сужена или сведена на нет сфера применения принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению.
  2. Значительный централизм в руководстве обществом: происходит концентрация и централизация власти в руках определенной личности, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных (либо партийных) органов, решения которых должны выполняться беспрекословно. Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом исполнительная власть становится выше законодательной и судебной.
  3. Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами: на всех уровнях государственного механизма господствует правило жесткого обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества.
  4. Доминирование в политической системе одной, правящей партии: разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны, те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Государство терпит легальную оппозицию, но сужает пространство её деятельности.
  5. Во многом неправовой характер деятельности власти: роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной — власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные.
  6. Ущемление прав и свобод граждан: для авторитаризма характерно «неприятие» демократических прав и свобод, режим отменяет юридически или сводит на нет фактически большинство демократических прав и свобод граждан. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования.
  7. Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима, служат инструментом и основной опорой власти: насилие является преимущественным средством для решения любых проблем.
  8. Все средства массовой информации и само их содержание берутся под строгий контроль государства: СМИ разрешается критиковать отдельные недостатки государственной политики и отдельных должностных лиц, но в целом СМИ должны сохранять лояльность к режиму. Может существовать цензура как специальный государственный институт.

Авторитарный режим — это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от тоталитаризма к демократии, равно как от демократии к тоталитаризму Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав. Однако при любом авторитарном режиме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма[5].

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Имитационные игровые и неигровые методы обучения в нестандартных учебно-педагогических ситуациях"

Мастер-класс содержит обоснование применения игровых методов обучения. В мастер-классе изложена технология проведения игр, реализованых при обучении студентов второго курса СПО дисциплинам "Инженерная...

Проблемные ситуации как частный случай имитационно-моделирующих технологий

Статьи посвящены: имитационно-моделирующим технологиям и проблемному обучению как  одному из видов неигровых имитационно-моделирующих технологий....

Методическая разработка имитационно-деловой игры по английскому языку по теме «Первая помощь» специальности 060101 Лечебное дело.

Методическая разработка практического занятиядля преподавателя Тема 7. «Первая помощь»                             ...

Игровой исторический конкурс: " Смутное время. первые Романовы"

Данный игровой материал предназначен для проведения урока истрии, внеклассного мероприятия или классного часа , посвещенному Дню норадного единства. Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов, студенты...

Урок на тему: "Разновидности меню. Соглашения при работе с меню. Слепой метод печати"

Урок на тему: "Разновидности меню. Соглашения при работе с меню. Слепой метод печати"...

Презентация к мероприятию "Не лезь в петлю - меняй меню"

Профилактика среди студентов наркомании, алкоголизма и табакокурения....

Интеллектуально-игровая викторина «Тогда и Сейчас» на тему «Исторические личности»

Интеллектуально-игровая викторина «Тогда и Сейчас»на тему «Исторические личности», данный материал познакомит обучающихся с историческими личностями России...