Методическая разработка «Развитие гармонии на современном этапе»
методическая разработка

Меренков Виктор Иванович

 

Методическая разработка «Развитие гармонии на современном этапе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_razvitie_garmonii.docx55.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Развитие гармонии на современном этапе»

Разработал:

преподаватель школы искусств

 Меренков Виктор Иванович

2016 год

ПЛАН:

1. История возникновения гармони

2. Гармонь - прошлое или будущее

3. Гармонь - источник радости и вдохновения

4. Появление класса гармони в ДМШ, ДШИ г.  Ярцево

        История развития народных инструментов в России насчитывает не одно столетие. Из поколения в поколение, непрестанно видоизменяясь, совершенствуясь, искусство наших предков явило собой неотъемлемую часть их духовной жизни. Примером тому в полной мере может служить замечательный музыкальный инструмент, давно ставший символом русского народного искусства, - гармонь. Снова и снова обращают на нее свои взоры и исполнители, и собиратели фольклора.

        В наше бурное время компьютеризации, расцвета электромузыкальных инструментов,  рок - культуры, дискотек часто слышишь вопросы: а кому сейчас нужна гармоника, кто её слушает, кто и что на ней играет? Неужели она безвозвратно ушла в прошлое, осталась в памяти как инструмент, под который танцевали, пели, грустили, веселились и влюблялись наши бабушки и дедушки?

        Известно, что такие русские народные инструменты, как баян, домра, балалайка получили широкое признание и стали академическими. На них ведётся профессиональное обучение от музыкальной школы до вуза, для них создан обширный репертуар. Гармоника же, несмотря на свою массовость и популярность, по-прежнему почему-то фигурирует как «редкий инструмент» Гармонь - один из самых массовых музыкальных инструментов. Его история насчитывает 200 лет и состоит из трёх основных периодов. Первый - период возникновения (1780-1830 гг.); второй - период бурного развития и усовершенствования (1840-1920 гг.); третий - период массового

распространения (1930 - по настоящее время).

        Возникновение гармони явилось результатом длительных и настойчивых поисков многих музыкальных мастеров и физиков- изобретателей, известных и безызвестных, работавших в России, Германии, Австрии, Франции, Италии и других странах на рубеже 18-19 вв. Их усилия были направлены на то, чтобы создать новый портативный многоголосный инструмент. В результате возникло целое семейство пневматических инструментов: фисгармония, губная гармошка, ручная и ножная гармоники.

        Впоследствии в ряде стран возникли разновидности гармоники, которые стйли считаться национальными инструментами: в Англии - концертино, в Германии - банданеон, в Австрии - аккордеон, в России - баян.

        В России гармоника распространялась очень интенсивно. Этот, казалось бы, немудрёный инструмент вскоре потеснил другие народные музыкальные инструменты и занял главенствующее место в русской музыкальной культуре. Вначале примитивная, имевшая ограниченные возможности в связи с диатоническим строем, несовершенством конструкции и небольшим диапазоном, гармоника «за короткий срок... прошла огромный путь от игрушки, издававшей один аккорд, до громадного баяна, позволяющего исполнять любые произведения». И в этом нет ничего удивительного. Гармонь - портативный инструмент, его можно легко переносить и даже играть на нём при ходьбе. Основное преимущество гармони в том, что она заменяет целый оркестр: на ней можно одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент. И всё это может делать один музыкант. Впоследствии гармоника стала самостоятельной, очень яркой краской в многоцветной палитре народной музыки.

        Особенности становления гармоники - сложный вопрос, остающийся недостаточно разработанным вплоть до настоящего времени. Обратимся к истории появления первых русских гармоник. Общепринято, что время появления в России первых гармоник датируется 30-ми годами 19 века. Между тем первыми русскими гармониками явились миниатюрные органы- позитивы, когда на них ещё в 80-е гг. 18 века жившим в это время в Петербурге чехом Франтишеком Киршником в качестве источника звука были применены металлические язычки. В отличие от современных гармоник, нагнетание воздуха происходило не горизонтальным, а вертикальным движением меха.

        Первые русские гармоники отличались оригинальностью конструкций и хорошим качеством, но диатонический строй ограничивал их музыкально-художественные возможности. Создание хроматической гармоники было первым шагом на пути усовершенствования этого инструмента. Родиной хроматической гармоники является Тула.

        Тула - колыбель русской гармони. Именно здесь в конце первой половины 19 века возникло кустарное массовое производство её первоначальной модели, созданной русским самородком, талантливым музыкантом-самоучкой Н.И. Белобородовым. По его чертежам гармонных дел мастер Л. А. Чулков в 1870 году изготовил гармонику с полным хроматическим звукорядом. Следует отметить, что массовое производство гармоник системы Белобородова не привилось среди тульских кустарей из-за сложности изготовления и настройки инструментов. При непосредственном участии конструктора было изготовлено около 20-ти экземпляров, почти все они были, затем использованы в организованном Н.И. Белобородовым в 80-е годы оркестре тульских гармонистов. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России. Бытовало огромное количество самых разнообразных ее видов, отличавшихся друг от друга не только формами и размерами, но и построением звукоряда. Музыкальные умельцы-мастера изменяли конструкцию инструмента, исходя из особенностей народной песни той или иной местности. Отсюда и такое богатство «саратовских», «елецких», «череповецких», «невских», «ливенских», «касимовских», «бологойских», «татарских», «сибирских» и многих других. Этот вначале примитивный и несовершенный по конструкции инструмент, имевший диатонический строй, в истории развития народного инструментария занимает особое место.

        Более столетия русская музыкальная интеллигенция встречала новый инструмент «в штыки». Причины, по которым игнорировали гармонь академические консерваторские круги, вполне объективны. Инструмент приобрёл все необходимые качества для исполнения классической музыки лишь к середине 20 века, только после этого получил прописку в концертных залах, на конкурсах, в средних и высших музыкальных заведениях, в композиторском творчестве.

        Отношение к гармони русских музыкально-фольклористических  кругов парадоксально. Несмотря на её широчайшее распространение в деревне на протяжении всей второй половины 19 века, она не только не попала в сферу научных фольклористических интересов, но активно игнорировалась как собирателями, так и пропагандистами русских народных инструментов, объявлялась как явление чуждое и даже вредное для русской музыкально-фольклористической культуры. Несмотря на полутора вековую историю существования и массовое распространение, а также на пятидесятилетнюю историю изучения, гармоника и игра на ней остаются все еще малоисследованной областью русской фольклористики.

        Одним из первых собирателей, распространителей русской гармоники стал Новосибирский музыкант Заволокин Геннадий Дмитриевич. В феврале 1986г. в эфир на 1 канале стала выходить телепередача «Играй, гармонь любимая!», которая до сих пор любима в народе. Г.Заволокин объехал всю нашу страну, познакомил зрителей с гармонистами-самоучками. Он всколыхнул всю страну подобно В.Андрееву, который создал балалайку и оркестр русских народных инструментов, которые покорили весь мир. С 90-х годов XX века стали открываться классы гармони в ДМШ, ДТТТИ России. Особенно надо отметить, что на современном этапе становления гармони как профессионального инструмента центром возрождения стал г. Орел.

        На современном этапе становление гармоники как профессионального инструмента началось с 90-х годов 20 века. Центром возрождения стал Орел, старинный город в верховьях Оки, знаменитый своими литературными, театральными и музыкальными традициями. Именно в Орловской области была сформирована трехступенчатая система обучения гармонистов: школа, училище, вуз. В 1993 г. впервые в России в Орловском музыкальном училище был открыт класс гармони. Программа обучения, рассчитанная на четыре года, одобрена Российской академией музыки имени Гнесиных. Энтузиастом, взявшимся за судьбу гармони, стал Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов Евгений Петрович Дербенко. Талантливый педагог, композитор широкого диапазона, добрый и вдумчивый человек, обладающий творческой энергией и высоким профессионализмом, бесконечной преданностью народным инструментам.

        Развитию традиций исполнительства на фольклорных инструментах Е.Дербенко уделяет в своем творчестве большое внимание. Он увлеченно работает над переложениями и сочинениями для двухрядной гармоники «Хромка». В русской хроматической гармони композитор увидел яркий, полноправный инструмент, способный жить самостоятельной концертной \ жизнью. Среди них четыре концерта для гармони с оркестром русских народных инструментов, вариации на тему Г. Генделя, соната в трех частях, обработки народной музыки, пьесы в современных ритмах.

        Своего вдохновенного почитателя и пропагандиста в лице композитора нашла и другая разновидность гармоник - ливенская. Виртуозно владея игрой на ливенке, зная ее технические и художественно-выразительные возможности, является автором многочисленных сочинений для этого инструмента.

        В последние годы происходит возвращение на концертную эстраду солистов- гармонистов, нередко выступающих с сольными программами. Большинство из них воспитанники Е. Дербенко, среди них Михаил Коломыцев, Дмитрий Шилов, Павел Уханов, Михаил Морозов, Игорь Захаров, единственная профессиональная гармонистка Наталья Панова.

        Профессиональные гармонисты-виртуозы, пропагандирующие искусство игры на гармони не только в России, но и за ее пределами: Сергей Сметанин, Геннадий Калмыков, солист Сочинской филармонии Николай Горенко и другие.

В наши дни, когда особенно ощутимой стала потребность в активном культивировании нетронутых современной цивилизацией пластов исконной народной культуры, возрождение, сохранение и развитие гармони стало насущной задачей ДМШ и школ искусств.

        Занимаясь музыкально - общественной деятельностью Е. Дербенко помогает создавать классы гармони во многих регионах России:

Архангельской, Тульской, Брянской, Белгородской областях.

ГАРМОНЬ - ПРОШЛОЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ?

        Известно, что гармонь по «возрасту» гораздо старше баяна. Собственно, баян - это усовершенствованная гармоника. Но если обучение игре на баяне ведется с 20-х годов прошлого века и он стал инструментом академическим, то обучение на гармони началось в России сравнительно недавно. И хотя в ряде музыкальных школ классы гармони уже открывались, начальное музыкальное образование не давало права заниматься музыкой профессионально. Необходимо было дать гармонистам возможность продолжить обучение в среднем, а затем и высшем звене.

        Первый шаг был сделан, когда лет назад осенью 1992 года в РАМ им. Гнесиных была утверждена программа обучения по классу гармони в Орловском музыкальном училище (ОМУ). Положительные рецензии на программу дали проф. РАМ им. Гнесиных Б.М. Егоров, М. И. Имханицкий, а также проф. МГУКИ В.М. Назимов. Впоследствии класс гармони был открыт и в Орловском государственном институте культуры и искусств (ОГИИК). Таким образом, первые в России была создана трехзвенная система обучения игре на гармони: ДМШ - музучилище - вуз.

        Составленная автором этих строк программа прошла испытание временем, и уже можно подвести некоторые итоги. Среди гармонистов, выпускников ОМУ, есть уже педагоги, солисты и руководители профессиональных коллективов, лауреаты многих престижных конкурсов. Они играют в лучших концертных залах страны, выступают на международных фестивалях в России к за ее пределами, солируют с прославленными народными, камерными и даже симфоническими оркестрами. Некоторые выпускники ОМУ по классу гармони успешно закончили ОГИИК, другие учатся в музыкальных вузах Москвы (например, М. Коломыцев — на музыкальном факультете МГПУ, проф. В.А. Родин; П. Уханов, М. Морозов — в ГМПИ им.Ипполитова-Иванова, доц. Д.С. Дмитриенко). Одним из первых класс гармони в вузе был открыт в МГУКИ (проф. В.М. Назимов). Его успешно закончили Г. Калмыков, ныне заслуженный артист России, солист ряда профессиональных оркестров, и Н. Панова — лауреат международных конкурсов, которая преподает гармонь на родной кафедре. Недавно очное и заочное обучение по классу гармони появилось и в Белгородском государственном институте культуры.

Открываются классы гармони и в средних специальных учебных заведениях, например, в Тюменском колледже искусств (преподаватель В.С. Богданов). Интерес к новой специальности проявляют и в других регионах нашей страны. Класс национальной гармоники открыт в Ростовской консерватории, где учатся исполнители на кавказских гармониках. Известно, что в республиках Кавказа давно существует исполнительская школа, есть целый ряд композиторов, пишущих музыку для этого инструмента, да и сама кавказская гармоника усовершенствована до такой степени, что на ней можно играть любой репертуар — от Баха до авангарда.

        В данной статье речь идет именно о русской гармони, точнее, о ее наиболее популярной разновидности — хромке, которая, несмотря на наличие 3-х хроматических клавиш является все-таки инструментом диатоническим и поэтому в своих возможностях ограниченным.

        Главная проблема, с которой пришлось столкнуться при организации обучения, это проблема репертуара. Сборники, выпущенные для гармони- хромки (самоучители Г.Тышкевича, П.Лондонова и др.), годились лишь для первоначального обучения. Репертуар гармонистов составляли народные песни и танцы в собственной обработке или пьесы из вышеназванных сборников, записанные по цифровой системе.

        Для профессионального обучения был необходим полноценный репертуар - произведения крупной формы, полифоническая музыка, переложения музыкальной классики, оригинальные сочинения. При составлении программы для гармони за основу была взята программа для  баяна, но с учетом специфики гармони как чисто народного инструмента, где осйовой репертуар все-таки является народная музыка. Это особенно важно в наше время, когда средствами массовой информации усиленно насаждаются западная поп-культура и подобные ей отечественные аналоги, а народная музыка, как и народные инструменты, оказалась не в «формате». При этом баян, становясь все более элитарным, все дальше отходит от народной основы.

        Таким образом, встала проблема создания репертуара, который позволял бы, не отрываясь от народных традиций, воспитать грамотного, разносторонне развитого музыканта. И мне как преподавателю, работающему в ДМШ, пришлось этим конкретно заниматься.

        Так появились сюиты, сонатины, миниатюры, обработки народных мелодий, транскрипции и переложения классической музыки, изданы сборники пьес и переложений для этого инструмента.

        Свой вклад в создание репертуара для гармони внесли В.Волченко, К. и А. Головко (Краснодар), Б. Маркин (Кемерово), Г. Колобов (Тюмень), В. Масленников (Волгоград), И. Варнашов (Нижний Новгород), пользуются популярностью обработки С. Привалова и С. Сметанина (Архангельск), других авторов.

        Второй проблемой является сам инструмент. Производимые нашей промышленностью гармони-хромки вполне приемлемы по цене и по качеству для начинающих музыкантов и любителей, но, на мой взгляд, мало пригодны для профессионального обучения. Большинство из них транспонирующие, а это затрудняет аккомпанемент, игру в ансамбле с другими инструментами и оркестром. Кроме того, это портит слух детям, которым надо объяснять, почему нота до звучит как до-диез и т.д. Считаю лучшим для обучения инструмент в до мажоре. Желательно, чтобы он имел все хроматические звуки хоты бы в одной октаве (27x25), как минимум два регистра в правой клавиатуре, что увеличивает диапазон на одну октаву. В левой клавиатуре не должно быть септаккордов, привязывающих инструмент к двум тональностям (пример: гармонь «Чайка» Шуйской фабрики с трезвучиями в левой клавиатуре). У других инструментов септимы из аккордов приходится убирать самостоятельно.

        Такие минимальные изменения в конструкции инструмента, не меняя его специфики, увеличивают его возможности. Инструменты, удобные для профессионального обучения, производит ООО «Тульская гармонь» (мастерская Ю.П. Материна). Уникальные гармони созданы мастером А.А. Сизовым, но такие инструменты предназначены для исполнителей высокого класса.

        Третья проблема — это отношение к инструменту со стороны академических кругов. К сожалению, представление о гармони как об инструменте «третьего сорта» складывается у многих после знакомства с плохими гармонистами. Но разве инструмент виноват в том, что на нем плохо играют? Ведь чтобы играть хорошо, надо учиться! Так почему бы нашим высокообразованным преподавателям-баянистам не помочь решить проблему кадров педагогов-гармонистов, а заодно и проблему «недостатка часов» в нагрузке? Иногда только отсутствие педагогов не дает возможности юным талантливым гармонистам учиться на любимом инструменте!

        И хотя ситуация постепенно меняется, часто приходится сталкиваться с пренебрежительно-покровительственным отношением к гармони. Так иногда получивший образование городской сын смотрит на свою деревенскую мать! А ведь ей-то он и обязан и жизнью, и всеми своими успехами... Известно, что многие наши знаменитые баянисты начинали с гармони. Это И. Паницкий, В. Бесфамильное, А.Беляев. Ю. Казаков. Ю. Вострелов. А. Скляров и многие другие. Именно гармонь дала им возможность овладеть первоначальными навыками игры на гармонике. К тому же баянисты, «прошедшие» через гармонь, получают своеобразную «прививку» на всю жизнь. Как правило, все они предпочитают классическую и народную музыку. Существуют и обратные примеры, когда музыканты, получившие баянное образование, затем пришли к гармони. Это и солист Сочинской филармонии Н. Горенко, и упоминавшийся уже Г. Калмыков и другие.

Конечно, баян совершеннее гармони, но и он имеет свои недостатки. Его большой вес делает невозможным обучение на нем детей младшего возраста, поэтому часто одаренные дети выбирают скрипку или фортепиано. Так случилось с известным скрипачом В. Репиным, которого по возрасту не приняли на баян. Будь в этой школе класс гармони, на которой мальчик уже неплохо играл, он мог бы стать корифеем баяна! Кстати, многие мои ученики- гармонисты успешно осваивают баян, и гармонь только помогает им в этом.

Большим препятствием для многих становится высокая цена баяна, совершенно неподъемная для детей из малообеспеченных и неполных семей, которых у нас множество. Обучение таких детей на баяне становится малоперспективным в связи с невозможностью поступления в консерваторию, отсюда катастрофическая ситуация с абитуриентами училищ и вузов. Гармонисты — это большой неиспользованный резерв для нашего жанра. Инструмент, легкий по весу, доступный детям, относительно дешевый по цене, нетрудный для первоначального освоения (хотя играть на нем профессионально не менее трудно, чем на баяне), обладающий звонким тембром, особой «полетностью» звука, может стать палочкой-выручалочкой, держась за которую ребенок сумеет войти в мир Большой Музыки. Нельзя сбрасывать со счетов и большую просветительскую роль гармониста- профессионала, способного не только мастерски сыграть народные наигрыши, но и музыку Баха, Генделя, Чайковского и других композиторов.

        А ведь русская гармонь — это не только хромка. Отечественные мастера-самородки создали столько разновидностей гармоник в России, сколько не имеет ни одна страна мира! Но многие из них стали сейчас достоянием музеев, и голоса их мы не слышим. Если саратовки, елецкие рояльные, черепашки еще где-то изредка звучат, то такие гармони, как новоржевская, касимовская поповка и многие другие можно, пожалуй, увидеть лишь в музее гармоники А. Мирека. Искусство игры на них безвозвратно утеряно, и это не удивительно, потому что на них играли лишь муЗыканты-любители и после них не остается ни учеников, ни записей, ни школы. Так совсем недавно умер последний мастер, делавший знаменитые ливенки, упоминание о которых наши внуки, наверное, смогут прочесть только в стихах С. Есенина...

        Нисколько не умаляя славных достижений наших замечательных баянистов, хочется обратить их внимание на развитие и поддержку русской гармони. Любимица народа, не утерявшая с ним кровной связи, забытая когда-то профессионалами, она как никогда нуждается в такой поддержке.

        Убежден, что гармонь -  это не только наше прошлое, но и наше будущее, и если не учить игре на ней нашу молодежь, инструмент может просто исчезнуть.

ГАРМОНЬ - ИСТОЧНИК РАДОСТИ И ВДОХНОВЕНИЯ!

Интервью Евгения Дербенко Геннадию Калмыкову

- Уважаемый Евгений Петрович! Расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли за прошедшие десять — пятнадцать лет с русской гармонью в самодеятельном исполнительстве и в плане профессионализации, в репертуарном плане и в изготовлении инструментов? И, если можно, проанализируйте состояние нашего инструмента на сегодняшний день.

- Мне кажется, что за эти годы искусство исполнения на гармони ушло далеко вперед. Появились новые классы гармони, которые открылись во многих учебных заведениях городов России. Мой ученик М. Коломыиев закончил музыкальный факультет Московского государственного педагогического университета (класс гармони профессора В.А. Родина). Кстати, пока это первый гармонист, которого взяли в такую серьезную концертную организацию, как Москонцерт. В Московском музыкально- педагогическом институте им. М.М. Ипполитова-Иванова учатся два моих выпускника (класс гармони доцента Д.С. Дмитриенко). Это М. Морозов, одновременно являющийся артистом Театра народной песни Н. Бабкиной, и П. 'Уханов, оканчивающий этот институт. Гармонист успешно работает со многими оркестрамц России, в том числе с оркестром им. Н.П. Осипова, оркестром ВГТРК и даже с симфоническим оркестром под управлением Г. Рождественского ... Как-то в концертом зале им. П.И. Чайковского проходил концерт, посвященный Д.Д. Шостаковичу, и Паша Уханов там играл. Оказывается, у Д.Д. Шостаковича есть партитуры, где в состав симфонического оркестра введена гармоника.

Впрочем, первым из русских композиторов гармонику использовал в составе симфонического оркестра П.И. Чайковский. Это известный случай. Но это было в те времена, когда у гармоники были небольшие возможности. Сейчас появились инструменты совершенно иного качества, потому что жизнь диктует свое. Растут новые музыканты, и, соответственно, растут их требования к гармони. Инструменты, которые были раньше, нас уже не устраивают. Та самая гармоника «25 на 25» с доминантсептаккордами в левой руке уже не годится для обучения. На ней можно играть по-любительски, а вот'когда начинаешь осваивать другие репертуарные пласты... классику, например, то начинаются проблемы. У меня даже вышло два сборника переложений западной и русской классики. И мои ученики сейчас играют произведения А. Вивальди, И.С. Баха, И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, П. Чайковского, а также очень много сочинений современных композиторов: А. Пьяццоллы, Р. Гальяно и др. В общем, самый разнообразный репертуар. И, естественно, для этого нужен более современный инструмент, не говоря уже о гармонях экстра класса, которые делает московский мастер А.А. Сизов. Его инструменты прекрасны, но очень сложной конструкции и предназначены для музыкантов высшего класса, к примеру, таких, как ты. Но сейчас, к счастью, есть хорошая модель, разработанная и сделанная ООО «Тульская гармонь», и сотрудничество с этой организацией у меня продолжается уже лет десять. Когда-то они впервые сделали гармонь «27 на 25», где уже есть все хроматизмы в правой руке. И это уже не та хромка, которая «хромает», а тот инструмент, на котором можно без искажений и фальши играть и популярные мелодии, и классику, и оригинальную музыку, и любую другую.

— Насколько я знаю, до Великой Отечественной войны существовали конструкции инструмента «27 на 25», и они позволяли исполнять большое количество популярной, классической и др. музыки. Это было хорошим подспорьем народным мелодиям.

— Да Абсолютно верно. И то, что после привели инструмент к стандарту «25 на 25», никуда не годится. Видимо, кто-то своим волевым распоряжением решил, что русскому человеку хватит трех диезов. А их, между прочим, пять, и на всякий случай — еще пять бемолей. И, кроме того, если убрать еще доминантсептаккорды, то гармонь не будет привязываться только к двум тональностям. На ней можно будет играть и в других тональностях — ближайших.

        И еще один важный момент. Сотрудничая с Тульской фабрикой, мы перешли в основном на изготовление гармоней в до мажоре, хотя они по- прежнему продолжают делать инструменты и в других тональностях. Особенно почему-то любят до-диез-мажорные гармони. Я им говорю: «Ну что же вы, ребята?! Ведь не делают же рояли или баяны в до-диез мажоре?!» Они что-то там отвечают. А я им: «Ну вот, смотрите. Собираются, допустим, баянисты, и они без проблем могут вместе сыграть. А гармонисты?! Соберутся, а у одного гармонь в ля мажоре, у другого — в до-диез, у третьего — в ми-бемоль и т. д. У всех гармони в разных тональностях, и для них это большая проблема: не только сыграть с ансамблем, с оркестром, но и между собой». Получается, что мы сами себе создаем трудности.

- Понятно, но дело в том, что это обусловлено историческими причинами. Просто в старину каждый' гармонист в деревне старался отличаться от другого, причем не только своей «фирменной» игрой, но и, прежде всего, своей «фирменной» гармошкой. И жители деревни, а также окрестных сел, даже находясь далеко, могли отличить игру одного гармониста от другого не только по манере исполнения, но и по громкости и  строю гармони (высокому или низкому). К тому же, надо иметь в виду еще один факт. Разные тональности у гармоней потому, что у всех любителей различные вкусы и задачи. Кому-то нужна «частушечная» гармонь, кому-то «под женский голос», кому-то «под мужской» и т. д.

- Да. Само собой разумеется. Но жизнь ставит перед нами сейчас совершенно другие задачи. Помимо такого тонального разноцветья гармоней должен быть еще один общий стандарт инструментов, на которых можно обучаться, играть вместе, с ансамблем, с оркестром. И таким инструментом является гармонь до мажор. Она не портит слух музыканта, поскольку это уже не транспонирующий инструмент. И к тому же, не надо объяснять ученику, почему эта нота до звучит как до-диез. Моя мечта — сделать из гармони такой универсальный инструмент, который играл бы и с разными ансамблями, и с народным оркестром, и с симфоническим, и с камерным, чтобы он мог быть любимым не только народом, но и уважаем музыкантами.

        А то, что нужно традиции сохранять, это, безусловно, очень важно, потому что мы учимся у музыкантов-любителей. Мне, например, очень повезло в жизни, так как я еще успел застать тех музыкантов-самородков, которые играли на ливенке. И моим, практически первым, учителем был Иван Архипович Окороков, замечательный ливенский гармонист, импровизатор. Но я не только учился у него играть, а еще записывал его наигрыши и расшифровывал. Потом обрабатывал. И появилось много пьес для баяна, ансамблей баянов и оркестров, где эти мелодии зазвучали и продолжают звучать. Сейчас любителей, играющих на ливенке, почти не осталось. Они все ушли из жизни. И вместе с ними ушли и умельцы, которые делали инструменты. Мы потеряли практически целую школу ливенских мастеров, создававших замечательные инструменты: это К.Ф. Кудрявых, Д.В. Сопов, М.В. Мохов. И сейчас может получиться так же, как с гармониками других систем. Новоржевские гармони, касимовские поповки и многие другие разновидности русских гармоник мы видим теперь только в «Музее русской гармоники Альфреда Мирека» в Москве. Разновидностей гармоней было много, но большое количество просто вышло из употребления, потому что на ник никто не учил играть. Не существовало школы. А мы непременно должны сохранить гармонь — наше национальное достояние!

        Обязательно надо заниматься обучением на этом инструменте детей и молодежи. Создавать возможности талантливым ребятам учиться в разных городах России, а не только в Орле. Это, конечно, очень приятно, что в Орел приезжают учиться из Архангельска,

Пскова, Твери и других городов. Но хотелось бы, чтобы обучение на этом инструменте в музыкальном училище и в высших учебных заведениях развивалось по всей России, и уже есть определенные сдвиги в этом отношении. Относительно недавно в Тюмени в Областном музыкальном колледже преподаватель В.С. Богданов открыл класс гармони. То есть этот процесс постепенно идет, и остановить его уже нельзя.

        Правда, объективности ради необходимо сказать, что в России были и есть известные гармонные центры в таких городах, как Архангельск, Киров, Новосибирск, Хабаровск, Краснодар, Курган и др. И приятно, что многие российские музыканты из этих городов уже заинтересовались моей программой по классу «Гармонь». Я с удовольствием выслал им ее копии. Кстати, эта программа была создана в 1992 году и за это время, естественно, изменилась. Пришлось ее подредактировать. Я думаю, что таким же образом в разных городах, в разных регионах России эта программа также может видоизменяться и иметь какие-то свои местные особенности. Например, в Краснодаре, очень богатом своими народными традициями, она могла бы иметь какое-то свое направление, связанное с кубанским фольклором. Фольклор Севера, который успешно разрабатывали Сергей Привалов и Сергей Сметанин, мог бы профилироваться в Архангельске, где существует целая плеяда талантливых педагогов, например Н.Б. Дерябин, который выпестовал много талантливых молодых гармонистов.

        Однако дело в том. что гармонистам, выпускникам музыкальных школ и Краснодара, и Архангельска, и Новосибирска, и Кирова, дальше деваться просто некуда. Они должны учиться дальше, потому что начальное звено не даст права заниматься музыкой как профессией. Нам нужны профессиональные кадры педагогов, исполнителей-гармонистов, композиторов, которые могли бы продолжать общее дело. Нельзя жить только сегодняшним днем, особенно под девизом: «Вот сегодня я есть. Я играю. А дальше будь, что будет!». Сейчас не то время. Это можно было себе позволить раньше, когда было массовое распространение гармони. На ней играли везде и всюду. Она была востребована как инструмент в повседневной жизни. Ни одно гулянье, ни одно собрание людей не обходилось без гармони. А вспомните, какая невероятная популярность этого инструмента была во время войны! Говорят, что был специальный приказ нашего командования о том, чтобы в каждой роте была гармонь. Но это время уже ушло. С каждым годом гармонистов-любителей становится всё меньше и меньше. А свое исполнительское искусство они не передают ученикам. Тем более, что распространенная раньше форма обучения «с пальцев», или «срук», сейчас не востребована. Когда я начинал учиться в музыкальной школе, популярность баяна, гармони была очень большой. Все стремились научиться играть на этих инструментах. Сейчас молодежь больше тянется к компьютеру — время другое. Но если мы не сохраним нашу культуру, наши традиции, нашу гармонь как носительницу национальной культуры, мы просто потеряемся как нация.

- Вы правы, Евгений Петрович. Жизнь изменилась и диктует свои правила. К счастью, она также активно вносит и положительные коррективы в дело развития гармони. Если раньше еще стояя вопрос: «Учить или не учить играть на гармони?!», то сейчас это даже не обсуждается, ответ однозначен: «Конечно же, учить!». Профессиональное'образование налажено во многих городах России. Причем, я надеюсь, эта тенденция будет развиваться во всех образовательных звеньях и в дальнейшем.

- А как Вы относитесь к другому веянию времени? Гармонь уже достаточно давно в руках многих ведущих гармонистов России звучит с опровождением, причем не только с традиционным — ансамбль или оркестр русских народных инструментов, но и с хорошим эстрадным аккомпанементом, т. е. с фонограммой «минус один». Кстати, Вы также не упускаете возможности поработать на концерте с подобным сопровождением.

        У меня как у музыканта всегда было прохладное отношение к этим «минусовкам». Я ими пользуюсь только по мере необходимости на концерте, особенно на выезде. Ты знаешь, что куда-то поедешь и там тебе придется одному, извините, «пахать» на сцене час-полтора, а то и больше. Это достаточно тяжело. А когда у тебя есть какие-то записи аккомпанемента, можно хоть немножко расслабиться. Это во- первых. А во-вторых, публика получает больше разнообразных впечатлений. Всё-таки есть разница: один инструмент звучит или целый ансамбль. Правда, это возможно только при условии, что есть хорошая аппаратура и неплохой звукорежиссер, который может всё это не только включить, где надо, но и срежиссировать программу по звуку. Ты это прекрасно знаешь, поскольку сам активно работаешь в этом направлении.

        А вообще для меня этот вопрос даже не стоит. Если есть возможность поиграть с живым ансамблем и оркестром, всегда выберу живой коллектив. И мне не лень засесть за инструментовку и написать партитуру. Если говорить об этом шире, то на Западе тоже больше тяготеют к живому исполнению — что на концерте, что в студии звукозаписи. Поэтому, когда играешь и знаешь, что второго дубля не будет, приходится «шпарить на всю катушку».

- В этом плане профессор РАМ им. Гнесиных Б. М. Егоров, всеми нами уважаемый человек, как-то мне сказал после одного из концертов в Санкт-Петербурге: «Гена! Зритель может простить фальшивые ноты, но отсутствие куража — никогда!».

- Совершенно верно! И, между прочим, что интересно?! Диск у меня вышел в Швейцарии. Они записали его просто с живого концерта со всеми недостатками. Я там играл и на баяне, и на гармони. И у них такое живое исполнение ценится во много раз больше, чем любая, искусственно

сделанная, самая рафинированная смонтированная запись.

 -Евгений Петрович! Однажды в нашем с Вами очень давнем интервью в журнале «Играй, гармонь!» прозвучала Ваша, можно сказать пророческая фраза: «Я думаю, и у нас когда-нибудь пройдет конкурс гармонистов-профессионалов!». Что Вы можете добавить по этому поводу сейчас, спустя целое десятилетие?

— Я считаю, что конкурсы гармонистов надо проводить. Это традиция, к сожалению, была в свое время утеряна. А заложена она была еще в советские времена. Первый конкурс гармонистов прошел в 1926 году на самом высшем уровне. Сам А. В. Луначарский, нарком просвещения, занимался этим конкурсом. А в жюри конкурса входили такие крупнейшие композиторы того времени, как М.М. Ипполитов-Иванов — председатель, А.К. Глазунов — член жюри. Это же было всё на государственном уровне! Конечно, хочется, чтобы и в наше время проводились подобные конкурсы, причем, в разных номинациях: «любительская» и «профессиональная».

 - Еще десять лет назад можно было по пальцам пересчитать эти конкурсы. Во-первых, тогда уже существовал Маланинский фестиваль- конкурс в Новосибирске; правда, он не был таким обширным, как сейчас. Во- вторых, питерские Петро-Павловские ассамблеи, но и они еще не были тогда такими многолюдными. Ну и, конечно же, ивановский фестиваль-конкурс «Играй, гармонь!». Вот, практически, и все форумы на тот момент. А сейчас на многих всероссийских и международных конкурсах уже введена номинация «Гармонь».

 - Меня часто приглашают в жюри разных конкурсов. Допустим, звонят из Ржева: «Мы Вас хотим пригласить на Международный конкурс «Играй, мой баян!». Я их спрашиваю:' «А у вас там есть номинация «Гармонь?». «Нет», — отвечают. «Ну, тогда всего доброго». А потом они же звонят и говорят: «А Вы знаете, мы ввели эту номинацию!». «Хорошо, я приеду». Та же самая ситуация была на конкурсе в Кургане и в других городах.

 - Так это же просто замечательно! Ваш личный авторитет движет дальше развитие гармони.

- Ну, как-то надо продвигать наш инструмент во всех отношениях. И очень хорошо, что в Белгороде в сентябре 2009 года прошел еще один конкурс — конкурс именно гармонистов, где мне посчастливилось быть председателем жюри. На конкурсе померились силами все гармонисты: студенты и учащиеся, музыканты-любители, для которых была введена отдельная номинация, концертные исполнители и т. д. А вообще у меня есть еще одна мечта. Очень хочется, чтобы и в Орле мы смогли провести что-то подобное.

- Я думаю, Евгений Петрович, это время не так далеко, как кажется. Тем более, что сейчас повсеместно по России проходят конкурсы Вашего имени и на многих из них гармонь выступает на одном уровне с баяном, аккордеоном и другими инструментами, где прописаны категории, обязательные пьесы и т. д.

 - Да, это правда. Недавно прошел конкурс в Сызрани. Мне не совсем ловко об этом говорить, но конкурс был посвящен моему шестидесятилетию. И, между прочим, там было шестьдесят пять участников. Музыканты играли на разных инструментах, но два Гран-при были присуждены гармонистам. Причем, заметь, по баллам исполнители на гармони достаточно далеко оторвались от баянистов и аккордеонистов. Это говорит о том, что какие-то перспективы у нас есть.

- Евгений Петрович, а что Вы думаете о большом количестве молодых гармонистов-любителей? Ведь не секрет, что многие молодые люди без образования прекрасно играют на гармони, к примеру: Д. Панаскин (Брянская обл.), А. Воронцов (Архангельская обл.) и др. К тому же их очень часто показывают в телепередаче «Играй, гармонь!», и это придает им уверенности в правильности выбранного ими направления. Как Вы считаете, есть ли у них будущее?

 - Иной раз смотришь, как они играют на инструментах, и думаешь:

«Явно ребята талантливые!». Но что их ждет в будущем, если они закончили свбе образование на музыкальной школе? Скорее всего, они поменяют профессию, найдут себе какое-то другое применение в жизни... Кстати, так часто и бывает: ребята оканчивают музыкальную школу, и дальше им просто деваться некуда — они переходят или на баян, или на балалайку... или вообще уходят из музыки.

 - Но они же, по-прежнему, играют на гармони. Что их всё-таки

ожидает?

 - А что их может ожидать?! С таким небольшим музыкальным багажом при всем таланте и способностях нет возможности развиваться дальше. Мы же говорим: «Он — Мастер своего дела!». И уважаем мастеров, не только изготавливающих инструменты, но и тех, кто мастерски на них играет. А чтобы добиться мастерства на инструменте, надо же учиться! Порою всю жизнь!!!

 - Согласен полностью. И всё-таки. Я езжу по России достаточно много и имею возможность играть и общаться не только с профессионалами в ансамблях, оркестрах, но и с ребятами-гармонистами, освоившими самостоятельно этот инструмент. Они не знают нот, хотя некоторые из них и пытаются учить нотную грамоту. Но, тем не менее, они лихо играют свои местные наигрыши. Да, кстати, они ведь играют и Ваши пьесы, причем — по слуху!

 - Да, на слух. Где-то услышал, обработал и сыграл ее как свою. И это вроде как уже народная музыка. С одной стороны — приятно. С другой стороны, а как же авторское право?!

        А говоря серьезно, то в целом у этих самородков-гармонистов если и может быть будущее, то только местного значения. Как говорил в свое время гармонист «Золотой десятки» Виталий Королёв: «Я — гармонист своей местности!». Но этого же мало! Надо себе задачи более высокие ставить. Мало быть гармонистом своей деревни, поселка, района, города. Надо быть еще гармонистом и всея Руси... всей Планеты... Вот есть у меня ребята, у которых загранпаспорт проштампован весь. Они мотаются с концертами по всему миру и играют в лучших залах страны. Это разве плохо? Да, надо пропагандировать гармонь на уровне своего села. Но есть и другие перспективы, которые дает только образование.

- Многие Ваши ученики прекрасно играют на гармони. Они сценичны, академичны, у них великолепная техника. Они могут сыграть любую Вашу пьесу от «Детектива» до какой-либо части одного из шести написанных Вами концертов для гармони-хромки с оркестром русских народных инструментов. Но смогут ли они сыграть простую орловскую «Барыню», «Страдания», и т. д.? Да не просто по нотам, а так, чтобы «под них» еще и сплясали. Смогут ваши ребята завести народ вот таким способом?

— Провокационный вопрос... Каждому свое, наверное. Но, конечно же надо учиться у гармонистов- самородков, тем более что есть чему. Учиться местной традиции, искусству импровизации. Если человек владеет этим, это действительно Божий дар. И знание традиций необходимо любому музыканту-народнику, особенно гармонисту. Сейчас искусство игры на народных инструментах, к сожалению, ушло в академизм. Вот, к примеру, балалаечники. Они же сейчас не умеют по народному играть. Кроме, конечно, М.Ф. Рожкова, которому девяносто лет, а он играет, да еще как!!! А всё остальное — это сплошная академия. Вы сейчас не услышите такого балалаечника, который заворачивает «Трепака» на балалайке так, что все пляшут. Он сыграет тебе И.С. Баха, А. Вивальди, Н. Паганини, П. Сарасате... а вот народные наигрыши...

        Вообще этим вопросом ты наступил на самую «больную мозоль нашей школы! Это касается не только гармонистов. Они-то как раз ближе всего к народу. Например, мои ребята постоянно слушают народных гармонистов. Они бывают на концертах, которые ты проводишь в Орле по принципу передачи «Играй, гармонь!». Да я и сам порой делаю обработки этих наигрышей. Ко мне как-то недавно приходил один гармонист из п. Верховье — есть такой районный центр в Орловской области. Вы знаете. Евгений Петрович, я вот «Семёновну»  играю не так, как другие. У меня своя  «Семёновна». Взял и сыграл. Я тут же сделал обработку на тему этого найгрыша. Или вот услышал в одной из передач «Играй, гармонь!» наигрыш, который играл дядя С. Есенина. И тут же появилась пьеса «Рязанские напевы» на основе этой мелодии. Народные мелодии дают мне постоянный импульс для творчества. И когда мои ребята играют эти произведения, они впитывают в себя народные традиции, но через более усложненный вариант, когда исполнитель может показать себя с разных сторон. Одно дело сыграть просто наигрыш, а другое — сыграть концертное произведение с оркестром. Здесь одного знания традиций маловато.

— Евгений Петрович! А в Вашей программе по классу «Еармонь» для музыкальных училищ, которая распространяется по всей России, есть ли такой предмет как «Народная импровизация»?

— Да. «Народная импровизация» в программе существует. Студенты осваивают импровизацию и по концертмейстерскому классу. Но хотелось бы в идеале, чтобы у нас были какие-то сборники расшифрованных наигрышей гармонистов-любите лей. Чтобы была возможность учиться на их творчестве всегда — и сейчас, и в будущем. Чтобы оставались аудио- и видеозаписи.

— В специализации «Народный хор» существует предмет «Расшифровка». Может, имеет смысл ввести такой предмет и в программу обучения гармонистов? «Расшифровка инструментального фольклора» — это, между прочим, звучит. А записи, поверьте, существуют. И у меня есть. И у Вас. Я уверен, что и в других регионах также найдутся. К тому же большое количество таких записей имеется в архиве передачи «Играй, гармонь!», кое- что уже напечатано в одноименном журнале.

— Да. Но, как правило, то, что печатается в журнале «Играй, гармонь!», не всегда удовлетворяет уровню обучения, допустим, в училище. Очень часто приходится встречать такие пьесы, обработки, где аккомпанемент сводится к одному — бас-аккорд, бас-аккорд. И всё. Хотя возможности инструмента огромные. Люди, которые делают подобные

обработки, порой об этом даже не подозревают!

— А если это не обработка, а просто фольклор?!

— Фольклор тоже может быть разным. Не надо русского человека делать проще, чем он есть. Русский человек — это серьезно! У нас и Кулибин был, и Левша, который Блоху подковал. А сколько гармоник изобретено в России, какое богатство! Ни в одной стране мира нет такого. И это сделали как раз наши безымянные мастера...

— И в то же самое время мой дед, Илья Андреевич Амелин — лучший гармонист умудрялся на одном бас-аккорде такие вещи выделывать, что и любители, и профессионалы приходили в восторг... Всё-таки что-то в этом есть.

— Всё равно, я категорически против того, чтобы русского человека представляли с двумя извилинами в голове. И если уж мы изобрели космические аппараты и запустили человека в космос, то и гармонь у нас должна быть усовершенствованной. И играть на ней надо от «Баха до Оффенбаха». А также разного рода фольклор и оригинальную музыку — от миниатюр до концертов.

— Смотрю я на Ваших и своих учеников. Вижу на концертах других гармонистов. Многие из них играют на сцене так, как будто их чем-то ударили по голове перед выходом к зрителям: улыбок нет, эмоции отсутствуют, только голая техника. Может, стоит в программу обучения гармонистов ввести предметы «Актерское мастерство» и «Сценическая речь», потому что некоторые из студентов не могут даже объявить себя и свою программу, а о том, чтобы спеть частушку, и речи не идет.

— Это особый вопрос. К сожалению, подобному мастерству музыкантов-инструменталистов вообще но учат, а надо бы. Я за то, чтобы ввести в учебный план два предмета — «Актерское мастерство» и «Ремонт музыкального инструмента». Последний просто необходим. Что же касается актерского мастерства, я скажу так: «Музыкант — это тот, который играет для себя. А когда он выходит на публику — это уже артист, и без актерского  мастерства там нельзя!». Изначально это закладывается в ученика в классе. Тй это знаешь, так как сам этим занимаешься. И мне приходится объяснять ребятам какие-то режиссерские и актерские приемы, чтобы выступление студента было убедительным не только в плане исполнения, но и в том, чтобы каждый номер воспринимался как законченный с точки зрения музыкальной драматургии спектакль. Именно по этому принципу у меня была построена программа ансамбля «Орловский сувенир»... Таким образом, сочетание музыканта и актера дает нам в конечном итоге артиста!

— В Орле прошел Ваш юбилейный авторский вечер-концерт. Каким образом гармонь была представлена на этом вечере?

— Вечер прошел, на мой взгляд, достаточно успешно, хотя не мне судить об этом. Но я не слышал ни одного плохого мнения о празднике ни от участников, ни от зрителей. Все остались довольны. Особенно порадовали иногородние музыканты, которые приехали к нам в Орел и имели возможность не только показать свое высокое искусство орловской публике, но и пообщаться друг с другом, это баянисты А.Беляев и А.Скляров.

Гармонь надо поднимать. Она требует особого внимания, особой заботы. Гармонь нуждается в репертуаре. Поэтому сейчас это направление я считаю самым главным в своем творчестве и вообще в своей жизни. Гармонь — как проповедник всего доброго, хорошего, источник радости и вдохновения для многих людей и, в том-числе, для меня!

Остановлюсь на становлении гармони в Ярцевской ДМТТТ. Будучи в 1989 году на Всесоюзном семинаре преподавателей ДМШ, ДШИ в г.Пенза, мне была предоставлена возможность выступить, где я поднял вопрос о введении в программы ДМШ класса гармони. Но мне тактично подсказали, что как предмет «ознакомление» можно вести, что я уже это и делал. Одна из учениц школы (скрипачка) попросила позаниматься в 1987г. с ней гармонью. Так начались занятия по классу гармони и в 1994 году мы открыли класс гармони. Было мало нотного материала, не было программы. Все это необходимо было самому создавать.

        Первые выпускники школы по классу гармони:

Едков Дмитрий( 1999г.), Силин Илья (2002г.), Романов Александр (2005г.), Парышев Алексей (2006г.), Новиков Александр (2015г.), Волков Никита (2017г.), Сидоренко Егор (2017г.), Дорожкин Даниил (2018г.).

        В 2001г. Мною была написана программа для гармони, принятая педсоветом от 28.08.2001г., согласовано с Учебно-методическим Кабинетом по культуре Администрации Смоленской области (директор Земчиков В.И.) и утверждена председателем Комитета по культуре и спорту Администрации Ярцевского района Смоленской области (Курзовой А. В.). С 1988 года я стал создавать учебные пособия для баяна, аккордеона и гармони:

2004г. «Хрестоматия 1-3 классов ДМШ и ДШИ» (пьесы, этюды, гаммы, ансамбли);

2005г. « Учебно-методическое пособие для учащихся» Выпуск 2 (баян, аккордеон, гармонь);

2007г. «Ансамбли для гармони» Выпуск1;

2008г. «Ансамбли для гармони» Выпуск2;

2009г. «Пьесы для гармони»;

2011г. «Хочу стать гармонистом 1-3 класс»

(пьесы, этюды, гаммы, ансамбли);

2012г. «Пьесы для гармони»;

2013г. «Пьесы, полифоний, ансамбли для гармони»;

2014г. «Пьесы, ансамбли для гармони»;

2017г. «Пьесы,а нсамбли для гармони».

        Огромное влияние на создание сборников оказало знакомство с профессором Минской Академии музыки, заслуженным деятелем искусств Белоруссии Солоповым Михаилом Григорьевичем в 1989 году. Он трижды приезжал с лекциями в нашу школу (1992г.,2000г.,2003г.).

        Его лекция « Нетрадиционное обучение в классе баяна, аккордеона, гармони» повлияла на всю мою работу. В 2002 году я встретился в Смоленске с заслуженным деятелем РФ, профессором  Е.И. Дербенко, который одобрил мою программу и черновик «Хрестоматии для гармони». корректировал мои обработки, И также писал аннотации к учебникам В.Д. Павлов . (профессор СГИИ, заслуженного работник культуры РФ».

        В настоящее время в школе работают 3 педагога по классу гармони. Она стала полноправным предметом в ДШИ, наряду с остальными музыкальными инструментами. С 2001г. в школе работает ансамбль гармонистов «Тальяночка». С мая 2016г. у нас проводится муниципальный фестиваль «Играй, Ярцевская  гармонь» с участием учащихся школы, гармонистов- любителей и всех поклонников гармони. С 2003г. музей гармоники А. Мирека проводит международный фестиваль-конкурс «Гармоника - душа России». С 2015 года Российская Академия музыки им. Гнесиных проводит Всероссийский конкурс-фестиваль «Символы национальной культуры. Русская гармонь».

        Гармонисты нашей школы тоже принимают участие в школьных, зональных, областных, всероссийских и даже в международных конкурсах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журнал «Народник» № 1 2002г.

2. Журнал «Народник» № 3 2007г.

3. Журнал «Народник» № 3 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие детей посредством художественного творчества» (расскажи сказку).

Методическая разработка предназначена для учащихся классов коррекционных школ и содержит авторские упражнения по сказкотерапии. Цель данной разработки обеспечить условия для творческого развития дет...

Методическая разработка "Развитие техники на уроках фортепиано"

Два направления в развитии мелкой техники. Технические навыки на начальном обучении. Вспомогательные движения. Другие виды техники....

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в сво...

методическая разработка "Развитие одаренности детей посредством творческой игры"

Развитие одаренности детей посредством творческой игры...

Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся в процессе практического обучения по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электро-оборудования"

Одной из важнейших целей учебно-педагогического процесса следует считать создание благоприятных условий для развития творческих способностей личности.Творчество – это вид вышей нервной деятельно...

Методическая разработка "Развитие самостоятельности мышления на начальном этапе обучения на музыкальном инструменте (аккордеон)"

Полный конспект урока по специальности (аккордеон) в детской школе искусств с учеником 1 класса....

Методическая разработка "Развитие физических качеств студентов, посредством спортивных игр".

В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры – волейбол, баскетбол и др. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно...