МУК ЛПЗ ОП. 04. Экономические и правовые основы производственной деятельности
методическая разработка

Мыцикова Лариса Григорьевна

Для профессий  среднего  профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС)  19.01.17.  Повар, кондитер 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»

Методические указания   по выполнению            практических  работ

ОП. 04. Экономические и правовые   основы  производственной

деятельности

для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС)

19.01.17.  Повар, кондитер

Методические указания  рассмотрены и одобрены

на заседании предметно - цикловой  комиссии по профессии повар, кондитер

от « ______» ________________2016г., протокол № _______

Председатель ПЦК_______________Л.Г. Мыцикова  

пос. Молодежный, 2016г

 

Методические указания  разработаны в соответствии с локальными актами «Положение о лабораторных работах и практических занятиях» и «Положение о разработке методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ (для обучающихся)» ГБПОУ  ВО «РТСиСТ».

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»

Разработчики:

Мыцикова Л.Г. – преподаватель

Ф.И.О., должность,

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………… 4

2. Критерии оценки практических заданий………………………………..  6

3. Техника безопасности……………………………………………………. 7

4. Перечень  практических  работ……………………….…………….…… 8

5. Содержание практических занятий……………………….……………    9 -34

6. Список рекомендуемой литературы……………………………………   41

Пояснительная записка

Методические указания   по выполнению практических  работ  по дисциплине  ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности   и предназначены для обучающихся среднего профессионального образования  по профессии 19.01.17.  «Повар, кондитер».

Цель методических указаний: организовать самостоятельную деятельность обучающихся при проведении практических  работ.

    Практические занятия дополняют теоретический курс, позволяют лучше усвоить его, знакомят с фактическим материалом на практике. Целью проведения  практических занятий является отработка основных теоретических знаний по  дисциплине  ОП. 04. Экономические и правовые основы производственной деятельности

Выполнение предложенных  практических работ способствует формированию следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных  

             видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из

            традиционных видов овощей и грибов.

ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки,

            яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.

ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда

            из бобовых и кукурузы.

ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных  

            изделий.

ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.

ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.

ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.

ПК 3.2. Готовить простые супы.

ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.

ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.

ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.

ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.

ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.

ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.

ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.

ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.

ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.

ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.

ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.

ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.

При подготовке к занятию обучающийся должен знать основную учебную литературу согласно программе дисциплине  ОП. 04. Экономические и правовые основы производственной деятельности которая рассматривается, а так же литературу специальную по конкретному занятию.

   В методических указаниях даны пояснения к выполнению практических работ. После каждой работы приведены вопросы для проверки.

   Каждый учащийся должен вести рабочую тетрадь, в которую заносятся:

- название работы;

- цель работы;

- перечень оборудования и материалов, приборов и инструментов для выполнения практичекской работы;

- ход работы (порядок выполнения полученного задания);

- выводы по работе.

   Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: вначале кратко формулируются тема и цель занятия, затем определяется конкретное задание и порядок выполнения, приводится перечень необходимого оборудования и материалов, а также методические указания по проведению лабораторной работы и контрольные вопросы, проводится инструктаж по технике безопасности при работе в лаборатории

  Преподаватель принимает выполненную учащимся лабораторную работу в индивидуальном порядке. Хорошо выполненные работы следует рекомендовать для ознакомления всем учащимся. Для зачета, по окончании лабораторных и практических занятий, учащийся представляет надлежащим образом оформленную тетрадь.

   Целесообразно в конце занятия сообщать тему следующего практического занятия и указывать литературные источники. Учащиеся в таких случаях приходят с готовыми конспектами, и преподавателю остается дать лишь целевую установку занятия, распределить задания, показать технику выполнения. После этого учащиеся приступают к самостоятельной работе.


Критерии оценки практической работы.

Практические занятия оцениваются преподавателем, исходя из следующих критериев успешности работ:

1) соответствие содержания работы заданной теме и оформление в соответствии с существующими требованиями;

2) логика изложения, взаимосвязь структурных элементов работы;

3) объем, характер и качество использованных источников;

4) обоснованность выводов, их глубина, оригинальность;

5) теоретическая и методическая достаточность, стиль и качество оформления компьютерной презентации

Оценивая итоговое задание, преподаватель ставит отметку.

«5» – работа соответствует всем критериям, студенты демонстрируют творческий подход, самостоятельно находят дополнительный материал;

«4» – работа не соответствует одному из критериев (1, 2,4);

«3» – работа не соответствует критериям 1, 2,4,5;

«2» – работа не соответствует ни одному из критериев.

Техника безопасности при выполнении практических занятий.

Перед началом практического занятия:

1. Внимательно прослушайте вводный инструктаж преподавателя о порядке и особенностях выполнения практического занятия.

2. Внимательно изучите методические указания к работе, которую выполняете и строго руководствуетесь.

3. Подготовьте рабочее место для безопасной работы: уберите его, если на нем находятся посторонние предметы;

4. Проверьте и подготовьте к работе, согласно методическим указаниям, необходимые инструменты и принадлежности.

Во время работы:

1. Выполняйте только ту работу, которая разрешена преподавателем.

2. За разъяснениями по всем вопросам выполнения практического занятия обращайтесь к преподавателю.

3. Будьте внимательны и аккуратны. Не отвлекайтесь сами и не отвлекайте других. Не вмешивайтесь в процесс работы других обучающихся, если это предусмотрено инструкцией

По окончании работы:

1. Наведите порядок на рабочем месте и сдайте его преподавателю;

2. Сдайте преподавателю учебную литературу и инструменты;

При выполнении работы строго запрещается:

1. Бесцельно ходить по кабинету и лаборатории.

2. Покидать помещение кабинета (лаборатории)  в рабочее время без разрешения преподавателя.

Перечень практических занятий

при изучении дисциплины  ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности  

Тема

Количество часов

Страница

Практические  занятия:

1

ПЗ №1 по теме: Оборотные средства предприятия

2

9-11

2

ПЗ № 2 по теме: Расчет заработной платы при различных системах оплаты труда.

2

12-15

3

ПЗ № 3 по теме: Решение задач на нахождение массы брутто, нетто

2

16-18

4

ПЗ №4 по теме: Составление калькуляции продажных цен на блюда, гарниры

2

19-22

5

ПЗ №5 по теме: Расчет взаимозаменяемости сырья при приготовлении блюд и кулинарных изделий

2

23-25

6

ПЗ № 6  по теме: Учет сырья, товаров и тары в кладовых

2

25-27

7

ПЗ №7 по теме: Ознакомление с порядком заключения трудового договора

2

28-33

8

ПЗ № 8 по теме: Ознакомление с порядком расторжения трудового договора

2

33-40

9

ПЗ №9 по теме: Решение правовых ситуаций по теме Рабочее время и время отдыха

2

10

ПЗ№ 10 по теме: Решение правовых ситуаций по теме Правовое регулирование труда женщин

2

11

ПЗ № 11 по теме: Решение правовых ситуаций по теме:

Трудовой распорядок. Дисциплина труда

2

Итого

22

Практическая работа №1

 Тема: Оборотные средства предприятия.

Цель работы:

 1. Закрепить и конкретизировать теоретические знания по теме: «Оборотные средства предприятия».

2. Выработать практические навыки расчета потребности и эффективности использования оборотных средств на предприятии.

Время выполнения 2ч

Общие сведения

 Под оборотными средствами понимается совокупность денежных средств, вложенных в товарные запасы, и другие материальные ценности нетоварного характера; средства, находящиеся в расчетах, а также в виде остатков на расчетных счетах и в наличии (в кассе); это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

 Таким образом, оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обращения.

Оборотные фонды – это та часть оборотных средств предприятия, которая потребляется целиком за один производственный цикл, изменяет свою натуральную форму и полностью переносит свою стоимость на создаваемую продукцию (запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, незавершенное производство и затраты на подготовку и освоение новой продукции).

Фонды обращения – продукция, предназначенная для реализации, находящаяся как на складе предприятия, так и в пути, денежные средства на счетах в банках, в кассе предприятия, в расчетах.

 Нормирование оборотных средств имеет своей целью определить общую потребность в них для выполнения предусмотренных планов.

 Абсолютная плановая величина оборотных средств в рублях называется «норматив оборотных средств», а относительная, в днях запаса товаров – «норма оборотных средств».

 2 Порядок выполнения работы

 Показателями использования оборотных средств являются:

Длительность одного оборота

 Н =Т1 + Т2 + Т3,

 где Т1 – цикл заготовки материальных запасов, в днях,

 Т2 – цикл изготовления продукции, в днях,

 Т3 – цикл реализации продукции, в днях,

Оборачиваемость оборотных средств (скорость одного оборота), показывает, за сколько дней совершается один оборот средств,

 где СО – сумма оборотных средств, имеющихся в распоряжении предприятия, руб.,

 Г – число календарных дней в плановом периоде,

 Т – объем реализованной продукции, руб. ( товарооборот).

Коэффициент оборачиваемости, показывает число оборотов оборотных средств в данном периоде:

 или

 Показатель реализации товаров на 1 рубль оборотных средств (рассчитывается таким же путем, как и коэффициент оборачиваемости).

 При ускорении оборачиваемости оборотных средств получается новая длительность одного оборота оборотных средств (Н1)

 Н1 = Н – Н2,

 где Н2 – количество дней ускорения оборачиваемости оборотных средств, при этом увеличивается количество оборотов:

 а, следовательно, увеличивается объем произведённой продукции (товарооборот), без увеличения суммы оборотных средств на предприятии

 Т1 = СО  К01

 Если не изменять плановый объем производимой продукции (Т), то предприятие может обойтись меньшей суммой оборотных средств (СО1)

 Таким образом высвободится часть оборотных средств:

 Сосв. = СО – СО1

Задание

 Используя исходные данные (таблица 5):

 рассчитать сумму фондов обращения.;

 рассчитать сумму оборотных фондов;

 рассчитать сумму оборотных средств предприятия;

 определить длительность одного оборота оборотных средств в днях;

 определить количество оборотов, совершаемых за год оборотными средствами;

 определить, на какую сумму может предприятие выпустить продукции при данной сумме оборотных средств.

 определить, как изменится объем выпускаемой продукции, если длительность одного оборота сократится на 20%; увеличится на 10 дней.

 заполнить таблицу 6 (отчётные данные)

Вывод: проанализировать эффективность использования оборотных средств на предприятии, разработать мероприятия по улучшению их использования.

 2.2 Оформить отчет о проделанной работе.

 2.3 Ответить на контрольные вопросы (устно).

 3 Контрольные вопросы

3.1 Что понимается под оборотными средствами предприятия?

3.2 Каков состав оборотных средств?

Исходные данные

№ вари-анта

Кол-во готовой продукции на складе,

 шт.

Стоимость одного изделия,

 руб.

Стоимость производ. запасов на складе,

 тыс. руб

Стоимость незавер. производ.,

 тыс.руб

Сумма денежных средств на расчетном счете,

 тыс.руб.

Сумма денежных средств в кассе,

 тыс.ру

Длительность

Заготов. цикла Т1,

 дни

Обработ. цикла Т2,

 дни

Реализация Т3,

 дни

Х        

 1000*        

 405        

 965        

 400        

 3860        

 750        

 5        

 17        

 8

* – данные величины подлежат корректировке с помощью поправочного коэффициента а, соответствующего порядковому номеру Ф.И. студента в журнале (Таблица 1).

Таблица 6

Отчетные данные

№ вари-анта        

 Сумма фондов обращения, тыс. руб.        

 Сумма оборотных фондов, тыс. руб.        

 Сумма оборотных средств,

Длительность одного оборота

Коэффициент оборачиваемости        

Стоимость выпускаемой продукции, тыс. руб

Изменение объема продукции, тыс. руб.

Н< на 20%        

 Н > на 10 дней

        

        

Практическая работа № 2

Тема: Расчет заработной платы при различных системах оплаты труда.

Цель работы: произведение расчета заработной платы, отпускных, пособия по временной нетрудоспособности

Время выполнения 2ч

Инструкция по выполнению работы:

1. Запишите в тетрадь тему, цель практической работы.

2.  Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом, формулами заработной платы, отпускных, пособия по временной нетрудоспособности.

3. В соответствии с приведенными примерами решения задач выполните задания для самостоятельной работы.

4. Сделайте вывод, запишите в тетрадь.

Теоретический материал

Оплата труда персонала. Зарплата является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников фирмы.

На большинстве предприятий действуют две основные формы оплаты труда – повременная и сдельная.

Повременная форма оплаты труда включает две системы:

простую повременную:

З = T × t,

где Т – тарифная ставка (часовая или дневная); t – количество отработанного времени (дней, часов)

повременно-премиальную:

З = Т × t × (1 + р ÷ 100),

где p – размер премии, %, к тарифной ставке.

Сдельная форма оплаты труда имеет следующие системы:

прямая сдельная:

З = Р × Вф,

где Р – расценка, часть заработной платы, приходящаяся на единицу продукции; Вф – объем произведенной продукции.

сдельно-премиальная:

З = Р × Вф + П,

где П – премия.

сдельно-прогрессивная: при этой системе оплаты труд рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по основным расценкам, а сверх нормы – по повышенным:

З = Ро × Впл + (Вф – Впл) × Рп,

где Ро – основная расценка; Впл – выпуск в пределах нормы; Рп – повышенная расценка. Рп = Ро × к, где к – повышающий коэффициент.

Расчет отпускных.

Расчет отпускных осуществляется, исходя из среднего заработка работника за последние 12 месяцев. Для расчета среднедневного заработка, средний заработок сотрудника за месяц делится на 29,4 (среднее количество календарных дней в месяце). Таким образом, может быть рассчитан средний заработок работника за один календарный день, который в последствие умножается на количество календарных дней отпуска.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности.

Для расчета пособий по временной нетрудоспособности необходимо учитывать страховой стаж. Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере:

– 100 % среднего заработка – работникам со страховым стажем 8 и более лет;

– 80 % среднего заработка – работникам со страховым стажем от 5 до 8 лет;

– 60 % среднего заработка – работникам со страховым менее 5 лет.

При болезни работнику нужно оплачивать не рабочие, а календарные дни. Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два предыдущих календарных года. Дневное пособие работника рассчитывается следующим образом: сумма доходов за два предыдущих календарных года делится на 730 (количество календарных дней в двух годах).

                                       Примеры решения задач

Пример 1. Рассчитайте заработную плату повара, оплачиваемого по простой повременной форме оплаты труда, если тарифная (часовая) ставка составляет 100 руб., повар отработал 36 часов.

Решение: З = T × t

Зарплата повара составит: 100 руб. × 36 час. = 3600 руб.

Пример 2. Рассчитайте заработную плату кондитера за месяц, оплачиваемого по прямой сдельной форме оплаты труда, если при норме времени на изготовление изделия А (например, коржик молочный с посыпкой) – 20 минут по 4 разряду и при норме выработки на изделие Б (например, пирожное бисквитное нарезное), равной 12 шт./ч, им изготовлено 1000 изделий А и 600 изделий Б. Часовая тарифная ставка 4 разряда – 120 рублей.

Решение:

1) Определим сдельную расценку на изделие А: 120 руб. × 20 мин. ÷ 60 мин. = 40 руб./шт.

2) Определим сдельную расценку на изделие Б: 120 руб. ÷ 12 шт./ч = 10 руб./шт.

3) Определим заработок рабочего: 40 руб. × 1000 + 10 руб. × 600 = 46 тыс. руб.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. Рассчитайте заработную плату кондитера, оплачиваемого по простой повременно-премиальной форме оплаты труда, если тарифная (часовая) ставка составляет 120 руб., кондитер отработал 40 часов. Размер премии – 30 % к тарифной ставке.

Задача 2. Рассчитайте заработную плату пекаря за месяц, оплачиваемого по прямой сдельно-премиальной форме оплаты труда, если при норме времени на изготовление изделия А (хлебец зерновой) – 5 минут по 3 разряду и при норме выработки на изделие Б (хачапури), равной 12 шт./ч, им изготовлено 9800 изделий А и 550 изделий Б. Часовая тарифная ставка 3 разряда – 100 рублей. Премия за перевыполнение плана – 1500 руб.

Задача 3. Рассчитайте заработную плату бригады поваров за апрель месяц, оплачиваемую по сдельно-прогрессивной форме оплаты труда, если норма выпуска полуфабрикатов составляет 30 шт./ч. Объем произведенной продукции – 5000 шт. Повышающий коэффициент – 1,1. Часовая тарифная ставка повара – 100 рублей. Продолжительность рабочего дня – 7 ч. Количество рабочих дней в месяце – 20.

Задача 4. По приказу руководителя предприятия шеф-повару Самойлову А. И. предоставлен очередной ежегодный отпуск с 28-го октября, сроком на 28 календарных дней. Заработная плата за 12 месяцев, предшествующих отпуску, показана в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Зарплата работника за расчётный период

Виды начислений

Суммы начислений за расчётный период

(12 мес.), руб.

Суммы, принимаемые к расчёту, руб.

Суммы начислений за сентябрь, руб.

По окладу        

296 000

8 000

Доплата за выслугу лет        

9 600

800

вартальные премии        

20 000

5 000

Итого принято к расчёту        

Х        

Х        

?

Задача 5. Определите сумму пособия по больничному листу. Решение оформите в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Расчёт пособия по листку нетрудоспособности

Ф.И.О.        

Расчётная зарплата за 730 дней        

Расчётное количество дней        

Среднедневной заработок        

Коэффициент стажа        

Сумма оплаты по больничному

Данные для выполнения задачи: Смирнов Н.С. повар 6-го разряда; время болезни – 11 календарных дней с 05.12.2015 г.; общий трудовой стаж – 7 лет; заработная плата за 2 года, предшествующих году болезни, показана втабл. 2.3.

Таблица 2.3

Заработная плата по видам начислений        

Сумма, руб.        

Суммы, принимаемые к расчёту

Повременно

719 780

Премии, предусмотренные системой оплаты труда

21 900

Доплата за сверхурочные        

13 140

Отпускные        

55 480

Доплата за работу в праздничные дни

7 300

Итого:

?

Практическая работа № 3

Тема: Решение задач на нахождение массы брутто, нетто.

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки нахождения массы брутто и нетто;

- развивающие: формировать навыки самостоятельной работы; организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность; осуществлять экономическое воспитание; формировать научное мировоззрение.

Время выполнения 2ч

Перечень средств, используемых при выполнении работы:

- карточки – задания;

- калькулятор;

- учебное пособие «Торговые вычисления», Микицей М.В. стр. 131-133

Общие теоретические сведения

Брутто – это вес товара вместе с тарой, нетто – это чистый вес (без тары), тара – это предмет, в который упакован товар. Чтобы найти брутто, нужно к массе нетто прибавить массу тары. Чтобы найти массу нетто, нужно от массы брутто вычесть массу тары. Чтобы найти сумму, необходимо массу нетто (чистый вес) умножить цену товара.

Этапы выполнения работы:

Вариант 1

I. Вычислить массу брутто по следующим данным:

II. Вычислить массу нетто и сумму по следующим данным:

III. Вычислить массу нетто одной бочки сельди, если в магазин поступило 18 бочек сельди массой брутто 1960 кг. Тара на бочки составила 223,2 кг.

Пример решения задач

Определить массу брутто трески потрошеной обезглавленной мелкого размера, если нетто 50 кг. Треска разделана не пластованной на кругляши.

Расчет задач указанного типа рекомендуется производить по схеме, обратной предыдущей:

Масса брутто определяется исходя из данной по условию задачи массы нетто 50 кг с учетом определенного по таблице №21 с. 530 процента отходов, что составляет 13%, причем масса брутто, всегда принимается за 100 %.

Величина отходов 13%.

Определяем требуемую массу брутто по формуле:

Мбр.=Мн.х100%:(100%-13%)

Мбр.= 50х100:87=57,47кг

Ответ: масса брутто трески 57,47кг.

Или составляем пропорцию, решаем ее:

50 кг – (100% -13%)

Х кг – 100%

Х = (50*100)/87 = 57,47 кг масса брутто в итоге получаем тот же ответ.

Ответ: 57,47кг – масса трески брутто.

Контрольный вопрос

Перечислить порядок приемки товара.

Вариант 2

I. Вычислить массу брутто по следующим данным:

II. Вычислить массу нетто и сумму по следующим данным:

III. Вычислить массу нетто принятого товара, если поступило 15 мешков муки, масса брутто одного мешка – 52,45 кг. Вся тара весит 37,6 кг.

Контрольный вопрос

 Что означает «приемка товара по качеству»

Практическая работа№4

Тема: Составление калькуляции продажных цен на блюда, гарниры

Цель работы:

1) закрепить теоретические знания;

2) научиться составлять калькуляцию карты на блюда, гарниры.

Методическое и материальное обеспечение: конспект, сборник рецептур, инструкционная карта практической работы

Время выполнения 2ч

Ход работы

1. Изучить теоретическую часть работы.

В калькуляционной карточке указывается выход блюда, его определяют по рецептуре.

 Выход первого и второго блюда состоит, как правило, из нескольких чисел, записываемых дробью.

 Для первых блюд первое число означает выход супа, второе – выход мясо, рыбы или птицы, которые кладут в тарелку отдельно, третье число – масса сметаны.

 Для вторых блюд первое число означает массу основного продукта – мяса, рыба, птица, а второе и третье – массу гарнира, соуса или масла и т.д.

 При калькулировании первых блюд следует учесть некоторые особенности рецептур в Сборнике. Так, нормы вложения продуктов в рецептурах даны на 1000 г выхода, полная порция супа весит 500г; составляя калькуляцию на 100 порций, нормы следует умножать на 50.

 Количество мясопродуктов, рыбы, птицы, определяют в дополнительной таблице, где нормы даны на 1 порцию; их умножают на 100.

 Калькулирование гарниров и соусов имеет свои особенности. Нормы вложения продуктов даются в рецептурах на 1000г выхода, калькуляция составляется на 10 кг с последующими определением цены за 1 кг.

 Норма вложения соли и специй, в состав которых входит перец, лавровый лист или горчица, в большинстве рецептур не указана. Определить нормы можно в предисловии к разделам: «Холодные закуски», «Супы» и т.д.

 Иногда устанавливаются нормы расхода специй, соли в % к обороту реализованной продукции.

 Составление калькуляционного расчета (карточка) и определение преданной цены блюда производится в следующем порядке:

1. Определяется ассортимент блюд, на которые необходимо составить калькуляционный расчёт.

2. Устанавливают нормы вложения сырья на каждое отдельное блюда (на основании Сборника рецептур).

3. Определяются подлежащие включению в калькуляцию продажные цены на сырьё.

4. Исчисляется стоимость сырьевого набора блюда (порции) путем умножения количества сырья каждого наименования на продажную цену и суммирования полученного результата; нормы вложения сырья по массе брутто; нормы вложения сырья по массе нетто; норма выхода – масса отдельной порции (блюда в целом).

5. Устанавливается продажная цена одного блюда (порции) делением продажной стоимости сырьевого набора блюд (порций) на 100.

2. Выполнить задание:

Составить калькуляционные карточки на блюда:

- Салат мясной (p. N 97)

- Винегрет мясной (р. N 106).

- Борщ (р. N169)

- Борщ с картофелем (р. N171)

- Омлет с жареным картофелем (р. N 447)

- Омлет с луком (р. N 441).

3. Сделать вывод о проделанной работе.

Практическая работа по теме:

«Расчёт взаимозаменяемости сырья при приготовлении блюд и кулинарных изделий»

 Цель работы: повторить и обобщить знания по изученной теме; научиться пользоваться таблицами сборника рецептур и рассчитывать взаимозаменяемость продуктов для приготовления блюд и кулинарных изделий.

Материальное и методическое обеспечение: конспект, Сборник рецептур, инструкционная карта практической работы.

Ход работы

Сборником рецептур предусмотрено использование сырья определенной кондиции.

 При отсутствии нужного сырья, необходимо произвести замену на сырьё другой кондиции, возможность замены и эквивалентная масса отражены в таблице №36 Сборника рецептур.

Решим задачу №1

 На п.р.х. отсутствует молоко цельное. Рассчитать какое кол-во молока сухого обезжиренного понадобиться, если цельного молока необходимо 140 кг.

Решение:

 В колонке 2 таблица № 36 находим наименование заменяемого продукта. В нашем случае он числится под номером 26-30. В колонке 4 ищем наименование заменяющего продукта – здесь не произведена оговорка, что следует увеличить закладку коровьего несоленого масла на 0,04 кг; 140кг х 0,04 =5,6 кг. В колонке 5 находим эквивалентную массу продукта – 0,09. Заданное количество сырья 140 кг х 0,09 = 12,6 кг. Сухого обезжиренного молока понадобиться 12,6 кг, масла коровьего 5,6 кг.

Решить задачу №2

 На п.р.х для приготовления обеда по калькуляции необходимо 2400г томатного пюре с содержанием сухих веществ 12%. Рассчитать, какое количество томатной пасты соленой с содержанием сухих веществ 30% понадобится для его замены.

 Решить задачу №3

Какое количество кофе натурального растворимого потребуется для замены 200г кофе натурального жаренного? Сколько порций кофе по – восточному рецептура № 955 можно приготовить из этого количества кофе?

Решить задачу №4

Зимой в санатории при приготовлении супов применяют зелень укропа быстрозамороженную. Какое количество замороженной зелени необходимо для замены 1300г зелени свежей?

Решить задачу №5

В детском оздоровительном лагере готовят кисель. Для которого необходимо 28 кг сахара. Рассчитать, какое количество мёда натурального понадобиться для замены сахара.

Решить задачу №6

В ресторане ,,Восточная кухня” используют по 2 кг острой ткемалевой подливы ежедневно. Какое количество барбариса сушеного потребуется для её замены?

Решить задачу №7

Рассчитать, какое количество сушеных белых грибов необходимо для замены 20 кг шампиньонов свежих? Сколько порций супа – лапши грибной получится из этого количества?

Ответить на вопросы:

1. Для чего нужны карты взаимозаменяемости продуктов?

2. Как пользоваться таблицей № 36?

Сделать вывод о проделанной работе.

Практическая работа №5

Тема: «Расчёт взаимозаменяемости сырья при приготовлении блюд и кулинарных изделий»

 Цель работы: повторить и обобщить знания по изученной теме; научиться пользоваться таблицами сборника рецептур и рассчитывать взаимозаменяемость продуктов для приготовления блюд и кулинарных изделий.

Материальное и методическое обеспечение: конспект, Сборник рецептур, инструкционная карта практической работы.

Время выполнения 2ч

Ход работы

Сборником рецептур предусмотрено использование сырья определенной кондиции.

 При отсутствии нужного сырья, необходимо произвести замену на сырьё другой кондиции, возможность замены и эквивалентная масса отражены в таблице №36 Сборника рецептур.

Решим задачу №1

 На п.р.х. отсутствует молоко цельное. Рассчитать какое кол-во молока сухого обезжиренного понадобиться, если цельного молока необходимо 140 кг.

Решение:

 В колонке 2 таблица № 36 находим наименование заменяемого продукта. В нашем случае он числится под номером 26-30. В колонке 4 ищем наименование заменяющего продукта – здесь не произведена оговорка, что следует увеличить закладку коровьего несоленого масла на 0,04 кг; 140кг х 0,04 =5,6 кг. В колонке 5 находим эквивалентную массу продукта – 0,09. Заданное количество сырья 140 кг х 0,09 = 12,6 кг. Сухого обезжиренного молока понадобиться 12,6 кг, масла коровьего 5,6 кг.

Решить задачу №2

 На п.р.х для приготовления обеда по калькуляции необходимо 2400г томатного пюре с содержанием сухих веществ 12%. Рассчитать, какое количество томатной пасты соленой с содержанием сухих веществ 30% понадобится для его замены.

 Решить задачу №3

Какое количество кофе натурального растворимого потребуется для замены 200г кофе натурального жаренного? Сколько порций кофе по – восточному рецептура № 955 можно приготовить из этого количества кофе?

Решить задачу №4

Зимой в санатории при приготовлении супов применяют зелень укропа быстрозамороженную. Какое количество замороженной зелени необходимо для замены 1300г зелени свежей?

Решить задачу №5

В детском оздоровительном лагере готовят кисель. Для которого необходимо 28 кг сахара. Рассчитать, какое количество мёда натурального понадобиться для замены сахара.

Решить задачу №6

В ресторане ,,Восточная кухня” используют по 2 кг острой ткемалевой подливы ежедневно. Какое количество барбариса сушеного потребуется для её замены?

Решить задачу №7

Рассчитать, какое количество сушеных белых грибов необходимо для замены 20 кг шампиньонов свежих? Сколько порций супа – лапши грибной получится из этого количества?

Ответить на вопросы:

1. Для чего нужны карты взаимозаменяемости продуктов?

2. Как пользоваться таблицей № 36?

Сделать вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 6

Тема: Учет сырья, товаров и тары в кладовых.

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки нахождения тары и завеса тары;

- развивающие: формировать навыки самостоятельной работы; организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность; осуществлять экономическое воспитание; формировать научное мировоззрение.

Время выполнения 2ч

Перечень средств, используемых при выполнении работы:

- карточки – задания;

- калькулятор;

- учебное пособие «Торговые вычисления», Микицей М.В. стр. 133-134

Общие теоретические сведения:

Брутто – это вес товара вместе с тарой, нетто – это чистый вес (без тары), тара – это предмет, в который упакован товар.

Брутто = нетто + тара; нетто = брутто – тара; тара = брутто - нетто. Разница между фактической массой тары и массой, указанной на маркировке, называется завесом тары. Завес тары может быть выражен количественно или в сумме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1.

Определить массу готового картофеля, жаренного брусочками из сырого, если масса брутто картофеля 30 кг, сезон-ноябрь. Процент отходов при холодной обработке картофеля в ноябре – 30 %, при тепловой обработке 31%.

mНх = 30/100*(100-30)= 21 кг – масса очищенного картофеля (при холодной обработке).

mНг = 21/100*(100-31)= 14,49 кг – масса готового картофеля, жаренного брусочками из сырого.

Задание 2.

Определить массу брутто окуня морского потрошеного обезглавленного крупного размера, если масса жареного филе с кожей и реберными костями равна 16 кг, если процент потерь при тепловой обработке – 20%, процент потерь при холодной обработке – 27%.

mБ = 16/ (100-20) *100 =20 кг – масса окуня морского до тепловой обработки.

mБ = 20/ (100-27) *100=27,4 кг – масса брутто окуня морского потрошенного обезглавленного крупного размера.

Задание 3.

Определение количества продуктов, необходимых для приготовления холодных блюд и закусок. Название предприятия и даты оформления документов произвольные.

1.Выписать продукты массой брутто для приготовления 200 порций винегрета в марте, если выход одной порции 150 г. По рецептуре № 60 Сборника рецептур выход блюда 1 кг. m порц=150 г, 200 порций, т. е mБ на 30 кг винегрета в марте.

2. Рассчитать количество сырья в кг. винегрета для приготовления 200 порций.

Технологическая карта

№ п/п   Наименование     Масса брутто            Масса нетто      Масса брутто

                 продуктов             на 1 кг           на 1 кг на                30 кг.

1          Картофель                     361                           210                        10830

2        Свекла                                204                            150                           6120

3        Огурцы соленые                      188                             160                            5640

4        Морковь                               134                            100                              4020        

5        Лук зеленый                      188                            150                            5640

6        Заправка                                -                               100                             3000

7        Капуста квашеная          214                               150                              6420

По условию задачи сезон - март. Следовательно, все овощи (картофель, морковь и свекла) некондиционные, делаем пересчет по массе вареных овощей.

Картофель – брутто картофеля отварного в кожуре с последующей очисткой на выход 100 гр. готового продукта - 172 гр.

100/(172/72)= 42% - % отходов картофеля в марте. mБ = 210/58*100= 361 гр. – масса картофеля для приготовления 1кг винегрета в марте.

Масса брутто моркови на 100 гр. готового продукта – 134 гр.

100/ (134/34)= 26% - % отходов моркови в марте. mБ= 100/74*100 = 134 гр. – масса моркови для приготовления 1 кг винегрета в марте.

Массу брутто свеклы на 100 гр. готовой – 136 гр. 100/(136/36) = 26% - % отходов свеклы в марте. mБ = 150/74*100= 204 гр. – масса свеклы для приготовления 1 кг винегрета в марте.

3.Составить калькуляционную карточку формы ОП-1 на винегрет. Определить выход одного блюда в готовом виде, грамм.

Определить цену продажи блюда, если наценка 200 %.

Покупная цена за 1 кг продуктов указана в таблице.

№ п/п        Наименование продуктов        Цена на продукты за 1 кг.

1.                        Картофель                                          20,00

2.                          Свекла                                                    10,00

3.                         Огурцы соленые                                 100,00

4.                          Морковь                                           40,00

5.                          Лyк зеленый                                  150,00

6.                          капуста квашенная                           60,00

7.                           Заправка готовая для салатов                200,00

Этапы выполнения работы:

Решить задачи:

1. Поступило масло крестьянское по 154 руб. за 1 кг. Масса тары по сопроводительным документам составляет 25,696 кг. Фактическая масса тары составила 28,020 кг. Определить завес тары

2.  В магазин поступило 18 бочек сельди массой брутто 1960 кг. Тара на бочку 12,4 кг. Вычислить массу нетто всей партии сельди.

3. В магазин поступило 665 ящиков товара массой брутто 12864,5 кг. Масса каждого ящика 5,2 кг. Вычислить массу тары и массу нетто товара.

4. Масса нетто полученного товара составляет 549,4 кг. Масса брутто на 13 % больше. Определить массу брутто и массу тары.

5. Поступило 15 мешков муки, масса брутто одного мешка – 52,54 кг. Вся тара весит 37,6 кг. Вычислить среднюю массу одного мешка и массу нетто принятого товара.

6. В магазин поступило 33 мешка соли. В каждом мешке находится 25 кг соли, вес одного порожнего мешка 0,52 кг. Определить массу брутто, тары, нетто

Контрольный вопрос

Перечислите виды тары.

Вариант 2

Решить задачи

1. Поступило масло топленное по 224 руб. за 1 кг. Масса тары по сопроводительным документам составляет 32,696 кг. Фактическая масса тары составила 36,020 кг. Определить завес тары.

2. В магазин поступило 28 бочек сельди массой брутто 2564 кг. Тара на бочку 12,4 кг. Вычислить массу нетто всей партии сельди.

3. Масса тары одной бочки – 34,7 кг. В магазин поступило товар в 3-х бочках общей массой 278,2 кг. Вычислить массу тары и массу нетто товара.

4. Масса нетто полученного товара составляет 658,1 кг. Масса брутто на 17 % больше. Определить массу брутто и массу тары.

5. Поступило 25 мешков муки, масса брутто одного мешка – 51,51 кг. Вся тара весит 57,6 кг. Вычислить среднюю массу одного мешка и массу нетто принятого товара.

6. В магазин поступило 38 мешков сахара. В каждом мешке находится 43 кг сахара, вес одного порожнего мешка 0,52 кг. Определить массу брутто, тары, нетто.

Контрольный вопрос

Что значит внешняя и внутренняя тара?

Практическая работа №7.

Тема:  «Ознакомление с порядком заключения трудового договора».

Студент должен

знать:

- порядок заключения трудового договора;

- виды трудовых договоров;

- основания прекращения трудового договора;

- правовые последствия незаконного увольнения.

уметь:

- составить трудовой договор;

- подготовить приказ.

Время выполнения 2ч

Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытания при приёме на работу. Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство. Основания прекращения трудового договора. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения.

Методические указания

1. Заполните бланк трудового договора.

2. Ответьте на вопросы тестового контроля.

Бланк трудового договора.

Трудовой договор

_______№_______

_______________

о приеме на работу

________________________________________________________________________________________________________________________________

(ф. и. о.)

1.Организация___________________________________________________________________________________________________в лице _______

(ф. и. о., должность)

именуемая в дальнейшем «Организация», и гражданин _____________________________

__________________________________________________________________

(ф. и. о.)

именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий договор о нижеследующем.

2.Работник___________________________________________________

(ф. и. о.)

Принимается на работу _________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

на должность_________________________________________________________________

(наименование должности)

по квалификации______________________________________________________________

(разряд)

3. Договор является: договором по основной работе

договором по совместительству

(нужное подчеркнуть)

4. Вид договора: – на неопределенный срок;

- на определенный срок;

- на время выполнения определенной работы.

5. Срок действия договора

начало работы_____________________________________________

окончание работы_________________________________________

6. Срок испытания - без испытания

_____________________________________________________________

(продолжительность испытательного срока)

7. Работник должен выполнять следующие обязанности:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Организация обязана организовать труд работника, создать условия для безопасного труда, оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать обусловленную договором заработную плату

9. Особенности режима рабочего времени:

- неполный рабочий день________________________________________

- неполная рабочая неделя ______________________________________

- почасовая оплата________________________________________________

10. Работнику устанавливается:

- должностной оклад (тарифная ставка)__________________руб. в месяц

- надбавка (другие выплаты)_________________________________________________________________________________

11. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью:

-основной_______________________________________________

-дополнительный______________________________________

12. Другие условия договора, связанные со спецификой труда__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Работник Организация

(Работодатель)

_________________________ ________________________

_________________________ ________________________

_________________________ ________________________

_________________________ ________________________

Арес:____________________________________________________________________________________________________________

_________________________ Наименование Подпись

должности

____________________________________________________________________________________________________________________

(паспортные данные) _____________________________________________Печать

Подпись _________________________________Расшифровка_________________________________

подписи

Тестовый контроль знаний.

Выберите правильные ответы.

ТЕСТ 1.

1. Трудовые договоры могут заключаться:

а) на неопределенный срок;

б) на определенный срок;

в) бессрочный договор.

2. Если сезонный работник решил досрочно расторгнуть трудовой договор, то он обязан в письменной форме предупредить об этом работодателя за:

а) 2 календарных дня;

б) 3 календарных дня;

в) 4 календарных дня.

3. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив работодателя за:

а) 1 месяц;

б) 1 неделю;

в) 2 недели.

4. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора:

а) паспорт;

б) трудовую книжку;

в) справку о жилплощади

5. Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, устанавливается испытательный срок:

а) 2 недели;

б) 1 месяц;

в) не устанавливается.

Ответы на вопросы теста должны выглядеть следующим образом:

1. – а, б, в

2. – а, б

3. – а, б, в

4. – а

5. – б

                                        Вопросы для самоконтроля:

Перечислите существенные условия трудового договора. Назовите дополнительные условия трудового договора. Назовите виды трудового договора. На какой срок заключается трудовой договор? Документы, предъявляемые при заключении трудового договора. Что является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника? В течение, какого срока работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации? Как оформляется приём на работу? Для кого не устанавливается испытательный срок при приёме на работу? Общие основания прекращения трудового договора.

Практическая работа № 8

Тема: Ознакомление с порядком расторжения трудового

Цель работы: определение правомерности действий работодателя и работника в соответствии с трудовым законодательством

Инструкция по выполнению работы:

1. Запишите в тетрадь тему, цель практической работы.

2.  Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом.

3. Выполните задания для самостоятельной работы.

4. Сделайте вывод, запишите в тетрадь.

Время выполнения 2ч

Теоретический материал

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Содержание трудового договора

В трудовом договоре указываются:

– фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;

– сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;

– идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

– сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

– место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

– место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

– трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

– дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

– условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

– режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

– компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

– условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

– условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

– другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

– об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

– об испытании;

– о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

– об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

– о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

– об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

– об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Общий порядок заключения трудовых договоров. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Вступление трудового договора в силу. Трудовой договор вступает в силу, как правило, со дня его подписания работником и работодателем либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

Трудовой договор с лицами, не достигшими 16 лет

По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). При соблюдении определенных условий трудовое законодательство не запрещает заключать трудовые договоры с работниками моложе 16 лет.

Также трудовой договор вправе заключать и лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, если они:

– получили общее образование;

– продолжают освоение основной общеобразовательной программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения;

– оставили в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки, и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). Ограничение для работы четырнадцатилетних заключается в следующем: трудовой договор с ними может быть заключен только для выполнения легкого труда в свободное от учебы время, чтобы не нарушать учебный процесс.

Срок трудового договора

Согласно ст. 58 ТК РФ трудовой договор заключается либо на неопределенный срок, либо на определенный срок не более 5 лет – срочный трудовой договор.

Срочный трудовой договор заключается в силу характера предстоящей работы или условий ее выполнения, когда невозможно заключить трудовой договор на неопределенный срок. Ст. 59 ТК РФ регламентирует случаи заключения срочного трудового договора.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.  Если же ни одна сторона не потребовала расторжения трудового договора после истечения срока его действия и работник продолжает работать, то условие о срочном трудовом договоре утрачивает силу и договор считается заключенным на неопределенный срок.

Испытание при приеме на работу

Ст. 70 ТК РФ предусматривает установление работодателем по соглашению с работником при заключении трудового договора испытания, в целях проверки соответствия работника поручаемой работе. Срок испытания составляет 3 мес., для руководящих должностей, включая главных бухгалтеров и их заместителей – 6 мес. но если трудовой договор заключен на срок от 2 до 6 мес. испытательный срок не должен превышать 2 недель. Ст.70 ТК РФ устанавливает категории граждан, в отношении которых испытание при приеме на работу не разрешается:

– лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

– беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

– лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;

– лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;

– лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;

– лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

– лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;

– иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором.

Если в трудовом договоре отсутствует условие об испытании, то это значит, что работник принят на работу без этого условия. Но в случае, если работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора, условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.

В период испытания на работника распространяется действие трудового законодательства.

Ст. 71 ТК РФ указывает на то, что при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор до истечения срока испытания, предупредив об этом работника в письменной форме не позднее чем за 3 дня, с указанием на причины, послужившие признать его не выдержавшим испытание.

Трудовая книжка. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, пункт Трудового кодекса или иного федерального закона.

Работодателям—физическим лицам (в т. ч. индивидуальным предпринимателям) делать записи в трудовой книжке запрещено. Документом, подтверждающим время работы у таких работодателей, является письменный трудовой договор.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. На предприятие для заключения трудового договора обратились следующие лица: подросток 16 лет, окончивший 8 классов общеобразовательной школы; офицер, уволенный в запас из рядов Вооруженных Сил РФ; домохозяйка, ранее нигде не работавшая; выпускник высшего учебного заведения. Какие документы должен представить каждый из вышеуказанных лиц? В течение, какого срока должна быть оформлена трудовая книжка на впервые поступающих на работу, какие сведения в нее вносятся, где она должна храниться?

Задача 2. На собеседовании при приеме на работу от гражданина потребовали паспорт, трудовую книжку, характеристику с последнего места работы, копию документа о высшем образовании, справку с места жительства, справку из налоговой инспекции о предоставлении сведений об имущественном положении. Гражданин обратился за консультацией к адвокату. Какую информацию сообщил гражданину адвокат?

Задача 3. При заключении трудового договора с Ивановым о его работе в должности повара 5 разряда директор предприятия предложил в указанный договор включить следующие условия: о режиме работы; о размере заработной платы; о соблюдении правил внутреннего трудового распорядка предприятия; об обязательстве Иванова в течение первых двух лет работы не использовать ежегодный или другие виды отпусков (учебный, по уходу за больными членами семьи и др.); об обязательстве не принимать участия в забастовке; об обязательстве не работать по совместительству у другого работодателя. Законны ли предложенные условия?

Задача 4. Кириллов был принят на работу поваром с месячным испытательным сроком. По указанию руководителя он приступил к работе с 11 сентября, хотя в приказе о приеме на работу датой начала работы значилось 15 сентября. 14 сентября с Казаковым был расторгнут трудовой договор в связи с тем, что он не выдержал испытания. Правомерны ли действия руководителя? Каков порядок расторжения трудового договора при неудовлетворительном результате испытания? Вправе ли работник по своей инициативе уволиться в период испытательного срока?

Задача 5. С выпускником высшего учебного заведения Никитиным, получившим диплом инженера-технолога, был заключен трудовой договор о его работе в ресторане в качестве заведующего производством с испытательным сроком в один месяц с 20 марта. 17 апреля Некрасова ознакомили с приказом о расторжении с ним трудового договора как не выдержавшим испытания при приеме на работу. Законны ли действия руководителя данной организации?

Практическая работа № 9

Тема: Решение правовых ситуаций по теме: Рабочее время и время отдыха.

Цель работы: определение правомерности действий работодателя и работника в соответствии с трудовым законодательством

Инструкция по выполнению работы:

1. Запишите в тетрадь тему, цель практической работы.

2.  Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом.

3. Выполните задания для самостоятельной работы.

4. Сделайте вывод, запишите в тетрадь.

Время выполнения 2ч

Теоретический материал

Рабочее время и время отдыха по трудовому кодексу

Конституция РФ закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37). Важное значение для восстановления трудоспособности и удовлетворения личных интересов и потребностей граждан имеет закрепленное в Конституции РФ право на отдых. Гарантиями права на отдых являются: установление максимальной продолжительности рабочего времени в ТК РФ (не более 40 ч в неделю), ограничение сверхурочных работ, установление выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (он предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы). Трудовое законодательство предусматривает также ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые различным категориям работников в дополнение к основным. Рабочее время и время отдыха - это два взаимосвязанных института трудового права. Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (например, простой не по вине работника, оплачиваемые перерывы в течение рабочего дня (смены) и др.) [ст.91 ТК]. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисление трудового стажа и других трудовых прав. В трудовых книжках отметка о работе с неполным рабочим временем не делается. Неполное рабочее время устанавливается обычно по соглашению сторон. Условие о неполном рабочем времени должно быть отражено в трудовом договоре или оформляться в качестве дополнения к нему. Закон не ограничивает круг лиц, для которых допускается работа на условиях неполного рабочего времени. Оно может быть установлено любому работнику по его просьбе и при согласии на это работодателя. [Снигирева И.О. Рабочее время и время отдыха. М., 2000. С. 8.] Вместе с тем в случаях, указанных в ст.93 ТК РФ, работодатель обязан установить работнику по его просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Однако неполное рабочее время может устанавливаться не только по просьбе работника и в его интересах, но и по инициативе работодателя. правовой отпуск труд отдых 1. Понятие рабочего времени и его виды Режим рабочего времени - один из важнейших факторов организации труда. Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени [ст.91 ТК].

Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886120

© Библиофонд

Ответы к тестовому заданию по теме «Рабочее время и время отдыха»

ВАРИАНТ-1

1. Время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению — это...

а) рабочее время;

б) время отдыха;

в) время обучения.

2. Какие из перечисленных пунктов являются видами времени отдыха?

а) перерыв в течение рабочего дня;

б) праздничные нерабочие дни;

в) все варианты верны.

3. Какая привилегия предоставляется для работников, работающих в холодное время года?

а) специальный перерыв для обогрева и отдыха;

б) дополнительный отпуск;

в) повышение заработной платы.

4. Какова нормальная продолжительность рабочего времени?

а) 36 часов в неделю;

б) 38 часов в неделю;

в) 40 часов в неделю.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени для работников в возрасте до 16 лет сокращается на:

а) 16 часов в неделю;

б) 5 часов в неделю;

в) 4 часа в неделю.

6. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится:

а) без изменений;

б) пропорционально отработанному им времени;

в) все ответы неверны.

7. Продолжительность ежедневной работы для работников в возрасте от 15 до 16 лет не может превышать:

а) 7 часов;

б) 6 часов;

в) 5 часов.

8. Продолжительность ежедневной работы в 7 часов устанавливается для работников в возрасте:

а) от 14 до 15 лет;

б) от 15 до 16 лет;

в) от 16 до 18 лет.

9. Какова максимальная продолжительность времени работы для работников, занятых на работе с вредными условиями труда при 30 часовой рабочей неделе?

а) 8 часов;

б) 7 часов;

в) 6 часов.

10. К работе в ночное время не допускаются:

а) беременные женщины;

б) женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет;

в) все варианты верны.

11. Порядок работы в ночное время для творческих работников определяется:

а) соглашением сторон трудового договора;

б) постановлением Министерства культуры;

в) все ответы верны.

12. Работа по совместительству не может превышать в день:

а) 2 часов;

б) 3 часов;

в) 4 часов.

13. Какой орган власти вправе переносить выходные дни на другие дни?

а) Правительство Российской Федерации;

б) профсоюзный орган;

в) орган МСУ.

14. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет…

а) 28 дней;

б) 30 дней;

в) 25 дней.

15. Отпуск без сохранения заработной платы работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака предоставляется на срок…

а) 5 дней;

б) 2 дня;

в) 3 дня.

16. В каких случаях ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части?

а) по соглашению между работником и работодателем;

б) по решению работодателя;

в) по решению профсоюзного органа.

17. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется следующим категориям работников:

а) работникам, имеющим особый характер работы;

б) работникам, работающим при сменной работе;

в) работникам, работающим на сверхурочных работах.

18. Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника в следующих случаях:

а) при производстве работ, необходимых для устранения производственной аварии;

б) при производстве работ, необходимых для обороны страны;

в) все ответы верны.

19. При восстановлении механизмов, когда неисправность их может вызвать прекращение работ для значительного числа работников, применяется:

а) сверхурочная работа;

б) работа в ночное время;

в) работа по совместительству.

Ответы к тестовому заданию по теме «Рабочее время и время отдыха»

ВАРИАНТ-2

1. В каком возрасте допускается привлечение к сверхурочным работам работников?

а) в 18 лет;

б) в 16 лет;

в) в 14 лет.

2. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника в течение двух дней подряд:

а) 7 часов;

б) 5 часов;

в) 4 часа.

3. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам допускается:

а) не допускается вообще;

б) с письменного согласия лечащего врача;

в) с письменного согласия самого инвалида.

4. Как компенсируется работа работникам, работающим в режиме ненормированного рабочего дня, если невозможно предоставить отпуск?

а) компенсируется, как работа на вредной работе;

б) компенсируется, как сверхурочная работа;

в) компенсируется, как работа в ночное время.

5. Какое время учитывается в стаж работы для исчисления ежегодного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях?

а) фактически отработанное время;

б) фактически отработанное время с учетом выходных дней;

в) фактически отработанное время с перерывом в рабочее время.

6. По истечении, какого периода времени появляется право у работника на ежегодный оплачиваемый отпуск?

а) по истечении 7 месяцев;

б) по истечении 6 месяцев;

в) по истечении 8 месяцев.

7. Какой документ должен отражать продолжительность и очередность отпусков?

а) график отпусков;

б) учетный лист отпусков;

в) карта учета отпусков.

8. Каким документом пользуются при переводе отпуска на другой срок?

а) соглашением сторон;

б) Трудовым кодексом Российской Федерации;

в) Уставом организации.

9. Ежегодный дополнительный отпуск предоставляется:

а) всем работникам;

б) беременным женщинам;

в) работникам, имеющим особый характер работы.

10. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем должен быть:

а) не более 3-х календарных дней;

б) не менее 3-х календарных дней;

в) не менее 7-ми календарных дней.

11. До истечения 6 месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника может быть предоставлен:

а) работникам в возрасте до 18 лет;

б) работникам, усыновившим ребенка до 3-х месяцев;

в) все варианты верны.

12. Денежная компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается в случае:

а) увольнения работника;

б) его письменного согласия;

в) распоряжением руководителя.

13. Режим рабочего времени должен предусматривать:

а) оплату труда;

б) предоставление льгот работнику;

в) продолжительности рабочей недели.

14. Особенности режима рабочего времени определяются в порядке, устанавливаемом:

а) Правительством Российской Федерации;

б) Государственной Думой;

в) Министерством труда.

15. Дайте определение ненормированного рабочего дня:

а) особый вид работы;

б) особый режим работы;

в) все ответы верны.

16. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается:

а) коллективным договором;

б) руководителем организации;

в) распоряжением Министерства труда.

17. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение:

а) представительного органа работников;

б) совета директоров предприятия;

в) все ответы верны.

18. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем:

а) за 1 месяц до введения их в действие;

б) за 2 месяца до введения их в действие;

в) за 3 месяца до введения их в действие.

19. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами:

а) коллективного договора;

б) трудового договора;

в) внутреннего трудового распорядка организации.

20. Учетный период не может превышать:

а) 6 месяцев;

б) 12 месяцев;

в) 18 месяцев.

21. Разделение рабочего дня на части происходит с учетом мнения:

а) акционеров организации;

б) совета директоров организации;

в) выборного профсоюзного органа данной организации.

1-б

2-в

3-а

4-в

5-а

6-б

7-в

8-в

9-б

10-а

11-а

12-в

13-а

14-а

15-а

16-а

17-а

18-в

19-а

20-а

21-в

22-б

23-б

24-а

25-б

26-а

27-а

28-в

29-б

30-в

31-а

32-в

33-а

34-б

35-а

36-а

37-а

38-б

39-б

40-в

: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886120

© Библиофонд

Практическая

работа № 10

Тема: Решение правовых ситуаций по теме: Правовое регулирование труда женщин

Цель работы: определение правомерности действий работодателя и работника в соответствии с трудовым законодательством

Инструкция по выполнению работы:

1. Запишите в тетрадь тему, цель практической работы.

2.  Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом.

3. Выполните задания для самостоятельной работы.

4. Сделайте вывод, запишите в тетрадь.

Время выполнения 2ч

Теоретический материал

Практическая работа № 11

Тема:Решение правовых ситуаций по теме:

Трудовой распорядок. Дисциплина труда

Цель работы: определение правомерности действий работодателя и работника в соответствии с трудовым законодательством

Инструкция по выполнению работы:

1. Запишите в тетрадь тему, цель практической работы.

2.  Внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом.

3. Выполните задания для самостоятельной работы.

4. Сделайте вывод, запишите в тетрадь.

Время выполнения 2ч

Теоретический материал

 Литература:

Основная:

1Экономика: Учебник для профессий и специальностей социально-экономического профиля / Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жаннин П.А. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012.

2. Основы экономики : учебник. – 2-е изд. / В.Г. Слагода. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010.  – (Профессиональное образование).

3. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования. / Певцова Е.А. - М.: Изд. центр «Академия», 2013.

Дополнительная:

4  Экономика 1часть Иванова С.И. 2012 изд. Вита - пресс.

5. Введение в экономику и бизнес: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2008.

6. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум /  Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жаннин П.А. – М.: Академия, 2012.

7. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола, П. А. Жанин. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. 2.7. Основы рыночной экономики и предпринимательства. – Ч. 1, 2/ В.Б. Борохов. – М.: изд. ИРПО, 2000. – 77 с.

8. Экономическая теория: Учебник / под ред. Кузнецова Н.Г. – М.: ИКЦ «МарТ», 2007.

9. Основы потребительской культуры: Методическое пособие. / В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко. – М.: Вита-Пресс, 2007.

10. Трудовое право России: учебник для бакалавров / отв. ред. Ю.П. Орловский. – М.: Издательство Юрайт, 2014.

11. Маркетинг: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Г. Матюшенкова. – 1-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

 12. Менеджмент: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"...

Рабочая программа по предмету "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО "Парикмахер"...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»

Аннотация к методическим указаниям по выполнению практических работ по дисциплине «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» Название дисциплины«Экономические и правовые осно...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профе...

УД "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

Экономические и правовые основы профессиональной деятельности1.1.   Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной програм...

Методическая разработка практического занятия по общепрофессиональной учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

Методическая разработка практического занятия в составе раздела «Правовые основы производственной деятельности» общепрофессиональной учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производст...

Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Экономические и правовые основы производственной деятельности»

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондитер; профессиональны...