Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности
рабочая программа на тему

Симинова Татьяна Александровна
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (далее – ФГОС НПО) по профессии 260807.01 Повар, кондитер. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 260807.01 Повар, кондитер Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на освоение следующих общих компетенций, включающих в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Процесс изучения дисциплины направлен на освоение профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности: ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ. ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов. ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров. ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы. ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий. ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога. ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем. ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары. ПК 3.2. Готовить простые супы. ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты. ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы. ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом. ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом. ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом. ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы. ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы. ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов. ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы. ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями. ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты. ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски. ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда. ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда. ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки. ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки. ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб. ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия. ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки. ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты. ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные. ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные. В результате изучения учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности обучающийся должен: знать: • Принципы рыночной экономики; • Организационно-правовые формы организаций; • Основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; • Механизмы формирования заработной платы; • Формы оплаты труда; уметь: • Ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции; • Применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях; • Защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа; - самостоятельной работы обучающегося – 16 часов. Итоговой формой контроля по учебной дисциплине ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности является дифференцированный зачет в тестовой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.04_ekonomika-povarkonditer.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И ТРАНСПОРТА»

РАССМОТРЕНО:

Председатель МО

__________________Т.М. Утюж

Протокол №________

«____»______________2015 года

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебно-методической работе

_________________О.И.Анисимова

«____»________________2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 04. Экономические и правовые основы

производственной деятельности

для подготовки обучающихся по основной профессиональной образовательной программе начального профессионального образования по профессии НПО

260807.01 Повар, кондитер

Нормативный срок обучения 2 г. 5 мес.

Орел-2015

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (далее  ФГОС НПО) по профессии 260807.01 Повар, кондитер

Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Орловский техникум агротехнологий и транспорта»

Разработчик: Симинова Т.А., преподаватель спец. дисциплин БОУ ОО СПО «Орловский техникум агротехнологий и транспорта»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

21

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности

        

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 260807.01 Повар, кондитер

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на освоение следующих общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.  Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Процесс изучения дисциплины направлен на освоение профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.

ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.

ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.

ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.

ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.

ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.

ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.

ПК 3.2. Готовить простые супы.

ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.

ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.

ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.

ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.

ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.

ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.

ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.

ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.

ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.

ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.

ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.

ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.

ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.

ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.

ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.

ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.

ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.

ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.

ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.

ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.

ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.

ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.

В результате изучения учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности обучающийся должен:

знать:

  • Принципы рыночной экономики;
  • Организационно-правовые формы организаций;
  • Основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
  • Механизмы формирования заработной платы;
  • Формы оплаты труда;

уметь:

  • Ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
  • Применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
  • Защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;

- самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.

Итоговой формой контроля по учебной дисциплине ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности является дифференцированный зачет в тестовой форме.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

8

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

В том числе:

самостоятельная внеаудиторная работа

16

Промежуточная аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

25

Тема 1.1. 

Предприятие общественного питания в условиях рынка

Содержание учебного материала:

4

1

Сущность рынка. Принципы рыночной экономики. Предприятие в условиях рыночной экономики: понятие, сущность, основы функционирования, виды.

1

1*

2

Понятие отрасли и предприятия общественного питания. Функции общественного питания. Место отрасли в структуре национальной экономики. Этапы и перспективы развития отрасли.  Задачи предприятий общественного питания в условиях рыночных отношений. Классификация предприятий общественного питания. Типы, классы предприятий. Конкуренция в отрасли.

1

3

Организационно-правовые формы хозяйствования в общественном питании.

1

Практическое занятие №1.

Игра-соревнование «Предприятие общественного питания как хозяйствующий субъект»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Подготовить сообщение на одну из тем:

Понятие предпринимательской деятельности, ее принципы и виды.

Процедура создания нового предприятия.

Прекращение деятельности предприятия: реорганизация и ликвидация.

  1. Заполнить таблицу «Особенности предприятий различных организационно-правовых форм»
  2. Ответить на контрольные вопросы:
  1. Объясните, чем вызывается необходимость объединения предприятий в рыночной экономике?
  2. Перечислите, какие цели функционирования предприятия общественного питания в условиях рыночной экономики являются наиболее важными?
  3. В чем состоит значимость предприятия как основного звена рыночной экономики?
  4. Назовите цели функционирования некоммерческих организаций.
  5. Перечислите основные разделы Устава организации.
  6. Назовите, какие государственные органы осуществляют регистрацию юридических лиц в Орловской области?
  7. С какого момента организация считается зарегистрированной?
  8. Назовите основания отказа в государственной регистрации юридического лица.
  9. Какие гарантии предоставляет государство малому предпринимательству.
  10. Назовите формы организации предприятий общественного питания в современных условиях.
  11. Какие обособленные структурные подразделения могут создавать юридические лица?
  12. Объясните, что представляет собой холдинговая компания.

3

Тема 1.2.

Показатели экономической эффективности предприятия общественного питания

.

Содержание учебного материала:

6

1

Производственная программа предприятия общественного питания. Экономическое обоснование выпуска продукции. Товарооборот предприятия общественного питания: понятие, структура, факторы, влияющие на товарооборот.

1

1

2

Основные и оборотные фонды предприятий общественного питания: экономическая сущность, показатели эффективности.

1

1

3

Издержки производства и обращения: состав, структура. Контроль над издержками в ходе коммерческой деятельности. Себестоимость продукции общественного питания.

1

1

4

Порядок и особенности ценообразования. Ценовая политика предприятия общественного питания.  Валовой доход предприятия общественного питания: понятие, сущность, источники образования. Экономическое обоснование размера валового дохода.

1

1

5

Прибыль: источники формирования, факторы, влияющие на прибыль. Значение прибыли в рыночных условиях.

1

1

Практическое занятие №2.

Расчет показателей экономической эффективности предприятия общественного питания.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Ответить на контрольные вопросы:

  1. Из каких частей состоит товарооборот ПОП?
  2. Обоснуйте роль и значение товарооборота как экономического показателя.
  3. Какие показатели находят отражение в производственной программе ПОП?
  4. Объясните, каким образом можно повысить пропускную способность обеденного зала.
  5. Что такое товарные запасы и какова их роль в сфере обращения?
  6. Какие группы факторов влияют на издержки ПОП?
  7. Для чего необходимо деление затрат на постоянные и переменные?
  8. Какие расходы предприятия относятся на финансовые результаты деятельности предприятия?
  9. Для чего составляется смета затрат на производство?
  10. Какие основные направления экономии издержек производства и обращения должны предусматривать предприятия в планируемом периоде?
  11. Какие методы ценообразования выгоднее применять на ПОП? Обоснуйте.
  12. Какие методы калькулирования себестоимости продукции применяют на предприятиях?
  13. Назовите источники образования валового дохода предприятия питания.
  14. Опишите механизм формирования чистой прибыли предприятия.
  1. Построить график, отражающий взаимосвязь между объёмом продаж и структурой издержек, отметьте на нём точку безубыточности.
  2. Заполнить схему «Структура торговой надбавки (наценки)»
  3. Заполнить схему «Формирование балансовой и чистой прибыли»
  4. Решение задач.

2

Тема 1.3.

Организация труда на предприятии общественного питания.

Содержание учебного материала:

2

1

Персонал предприятия и его структура. Планирование и движение персонала предприятия.  Показатели производительности труда в общественном питании.

1

1

2

Организация труда на предприятии общественного питания: понятие, принципы, элементы.

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Подготовить сообщение на одну из тем:

Профессионально-квалификационная структура кадров.

Методы измерения и оценки производительности труда.

2 . Законспектировать определение понятия «фонд оплаты труда».

3. Составить схему «Нормы труда»

4. Ответить на контрольные вопросы:

  1. Какие категории работников относятся к производственному персоналу ПОП?
  2. Какие последствия для предприятия связаны с текучестью кадров?
  3. Почему на предприятии производительность труда должна опережать среднюю заработную плату?
  4. Что такое профессия?
  5. Дайте определение экономически активного населения.

2

Тема 1.4.

Механизмы формирования заработной платы. Формы оплаты труда.

Содержание учебного материала:

4

1

Понятие оплаты труда, сущность и функции заработной платы. Виды заработной платы. Организация оплаты труда.

1

1

2

Механизмы формирования заработной платы на предприятиях общественного питания. Тарифная система.  МРОТ. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы оплаты труда. НДФЛ.

1

Практическое занятие №3.

Расчет заработной платы, отпускных, пособия по временной нетрудоспособности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Составить схему «Организация оплаты труда на предприятиях»

2. Решение задач.

2. Ответить на контрольные вопросы:

  1. Чем отличается номинальная заработная плата от реальной?
  2. Какие существуют формы и системы оплаты труда? Составьте схему.
  3. Какой минимальный размер оплаты труда действует в настоящее время в РФ?
  4. Что входит в затраты предприятия на рабочую силу?
  5. Каким образом государство регулирует оплату труда?
  6. Какие надбавки и доплаты устанавливаются к заработной плате работника? Укажите их размеры.
  7. Как осуществляется контроль за расходованием средств на оплату труда?
  8. Как формируется фонд заработной платы?

2

Контрольная работа №1 по темам Раздела 1

1

РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19

Тема 2.1.

Правовое регулирование трудовых отношений

Содержание учебного материала:

1

1

Понятие и субъекты трудовых правоотношений. Трудовое законодательство: понятие, источники. Трудовой кодекс, подзаконные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения. Локальные нормативные акты, принимаемые трудовыми коллективами, администрацией и выборным профсоюзным органом.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Ответить на контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте трудовое правоотношение (его понятие, субъекты, основания возникновения, изменения и прекращения).

2. В чем состоят отличия трудовых правоотношений от иных правоотношений, связанных с трудом, и регулируемых иными отраслями права?

3. Охарактеризуйте группу правоотношений, предшествующих трудовым.

4. Какими документами регулируются трудовые отношения в РФ?

2. Изучить Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) и ответить на вопросы:

1. Какие категории граждан признают занятыми?

2. Какая работа считается подходящей?

3. Перечислите основные права и обязанности, определяющие статус безработного.

4. В каких случаях гражданину может быть отказано в регистрации в качестве безработного?

5. каков порядок привлечения граждан к общественным работам?

6. Назовите основные направления политики в области занятости в РФ.

2

Тема 2.2.

Трудовой договор

Содержание учебного материала:

5

1

Понятие и стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Испытание при приеме на работу. Изменение определенных сторонами условий трудового договора.

2

1

2

Основания и порядок расторжения трудового договора: по соглашению сторон, по инициативе работника, по инициативе работодателя.  Порядок оформления увольнения. Выходное пособие. Ответственность администрации за задержку трудовой книжки.

1

Практическое занятие №4.

Решение задач.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Ответить на контрольные вопросы:

1. Какова структура содержания трудового договора?

2. По каким критериям трудовой договор отграничивается от гражданско-правовых договоров в сфере труда?

3. В каких случаях могут заключаться срочные трудовые договоры?

4. Для каких работников нельзя устанавливать испытание?

5. В чем отличие перевода на другую работу от перемещения?

6. В каких случаях работник отстраняется от работы?

7. Каковы особенности расторжения трудового договора по сокращению штата или уменьшению численности работников?

8. Как расторгнуть трудовой договор по инициативе работника?

2. Подготовить сообщение на одну из тем:

  1. Коллективные переговоры. Коллективный договор. Понятие и структура
  2. Понятие трудового договора и его содержание. Виды трудовых договоров
  3. Понятие и значение дисциплины труда, методы  ее обеспечения.

3. Составить трудовой договор .

4. Решение  задач.

3

Тема 2.3.

Правовое регулирование оплаты труда

Содержание учебного материала:

6

1

Основные государственные гарантии по оплате труда. Оплата по труду. Установление заработной платы. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Стимулирующие выплаты. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы.

1

1

2

Оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных. Оплата сверхурочной работы, в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, оплата времени простоя.

1

1

3

Материальная ответственность сторон трудового договора: материальная ответственность работодателя, возмещение морального вреда, причиненного работнику. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Полная материальная ответственность. Коллективная (материальная) ответственность за причинение ущерба.

1

1

1

4

Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства.

1

1

Практическое занятие №5.

Решение задач.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка реферата.

2

Контрольная работа №2

1

3

Дифференцированный зачет

2

3

Всего:

48

* Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

С целью реализации программы дисциплины целесообразно иметь учебный кабинет социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • наглядные пособия: таблицы, диаграммы, графики;
  • учебно-методические материалы: инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий для тестирования.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет  и мультимедиа-проектор, интерактивная доска.

3.2.  Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

1.2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014) // СЗ РФ. 2000. - № 32.   ст. 3340; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.05.2015.

1.3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // СЗ РФ. 2002. - № 1 (ч. 1). ст. 3; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 06.10.2015.

1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Российская газета. 2001. - № 256. – 31 декабря; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.05.2015.

1.5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 1994. - № 32. ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2015.

1.6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 1996. - №5. ст. 410; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.07.2015

1.7. Об обществах с ограниченной ответственностью : Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 1998. - N 7. ст. 785; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.07.2015.

1.8. Об акционерных обществах : Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. - N 1. ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.07.2015.

1.9. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) : Федеральный закон от 19.07.1998 N 115-ФЗ (ред. от 21.03.2002) // Собрание законодательства РФ. 1998. - N 30. ст. 3611; Российская газета. 2002. – 04 апреля.

1.10. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. - N 48. ст. 4746; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2015.

1.11. О производственных кооперативах : Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. - N 20. ст. 232; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.12.2011

1.12. О защите конкуренции : Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2006. - N 31 (1 ч.).  ст. 3434; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015.

1.13. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 2007. - N 31. ст. 4006; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015.

1.14. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2001. - N 33 (часть I). ст. 3431; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2015.

1.15. О защите прав потребителей : Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. - N 15. ст. 766 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2015.

1.16. О занятости населения в Российской Федерации : Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. - N 17. ст. 1915; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2014.

1.17. О прожиточном минимуме в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) Собрание законодательства РФ. 1997. - N 43. ст. 4904; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2012.

1.18. О минимальном размере оплаты труда : Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2000. - N 26. ст. 2729; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.12.2014.

1.19. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1999. - N 14. ст. 1650; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2015.

1.20. Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания : Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) // Собрание законодательства РФ. 1997. - N 34. ст. 3980; Собрание законодательства РФ. 2012.

1.21. "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст).

1.22. "ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст)

1.23. "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов") (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст)

1.24. "ГОСТ Р 53995-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 575-ст)

1.25. "Санитарные правила для предприятий общественного питания. СанПиН 42-123-5774-91" (утв. Минздравом СССР 19.03.1991) (вместе с "Санитарными требованиями к выработке кондитерских изделий с кремом на предприятиях общественного питания", "Санитарными требованиями к производству мягкого мороженого на предприятиях общественного питания")

2. Учебная литература:

Основная:

2.1. Экономика: Учебник для профессий и специальностей социально-экономического профиля / Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жаннин П.А. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 336 с.

2.2. Основы экономики : учебник. – 2-е изд. / В.Г. Слагода. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 224 с. – (Профессиональное образование).

2.3. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования. / Певцова Е.А. - М.: Изд. центр «Академия», 2013.- 424 с.

Дополнительная:

2.4. Введение в экономику и бизнес: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.В. Липсиц. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 208 с.

2.5. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум /  Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жаннин П.А. – М.: Академия, 2012.

2.6. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола, П. А. Жанин. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 144 с.

2.7. Основы рыночной экономики и предпринимательства. – Ч. 1, 2/ В.Б. Борохов. – М.: изд. ИРПО, 2000. – 77 с.

2.8. Экономическая теория: Учебник / под ред. Кузнецова Н.Г. – М.: ИКЦ «МарТ», 2007. – 528с.

2.9. Основы потребительской культуры: Методическое пособие. / В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 128 с.

2.10. Трудовое право России: учебник для бакалавров / отв. ред. Ю.П. Орловский. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 854 с.

2.11. Маркетинг: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Г. Матюшенкова. – 1-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.

 2.12. Менеджмент: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.

2.13. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие/ под ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. – М.: КНОРУС, 2006. – 400 с.

2.14. Экономика общественного питания/ под ред. Н.И. Кабушкина. – М.: ООО «Новое знание», 2000. – 304 с.

3. Научные и периодические издания:

3.1. «Общественное питание»

3.2. «Торговля и общественное питание»

3.3. Российская газета.

3.4. Журнал «Вопросы экономики».

3.5. Журнал «Карьера».

3.6. Журнал «Человек и труд».

3.7. Газета «Экономика и жизнь».

3.8. Газета «Коммерсант» др.

4. Интернет-ресурс:

4.1. Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. [2011]. URL: http://pravo.gov.ru/index.html (дата обращения: 2.09.2014).

4.2. КонсультантПлюс : [сайт]. [2003].  URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 2.09.2014).

4.3. Гарант : [сайт]. [2003].  URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 2.09.2014)

4.4. Бухгалтерская справочная система БСС «Система Главбух» : [сайт]. [2007].  URL: http://www.1gl.ru/about/ (дата обращения: 2.09.2014)

4.5. Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. [2007].  URL: http://minfin.ru/ru/ (дата обращения: 3.09.2014).

4.6. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - М., [2010 -]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 2.09.2014).

4.7. РБК daily [Электронный ресурс] : ежедневная деловая газета. –Электрон. дан. - М., 1995 - . - URL: http://rbcdaily.ru/ (дата обращения: 4.09.2014).

4.8. РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - М., 1995 - . - URL: http://www.rbc.ru/ (дата обращения: 4.09.2014).

4.9. Интернет ресурсы по экономике.  Форма доступа:  http://www.new-management.info/

4.10.    Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма  доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.04. Экономические и правовые основы производственной деятельности осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение знаний:

принципы рыночной экономики;

Тестирование, устный и письменный опрос, терминологический диктант, подготовка и защита реферата, решение ситуационных задач, проверка конспектов, схем

организационно-правовые формы организаций

Деловая игра, тестирование, устный и письменный опрос, терминологический диктант, подготовка и защита реферата, решение ситуационных задач, проверка конспектов, схем

основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения

Тестирование, устный и письменный опрос, терминологический диктант, подготовка и защита реферата, решение ситуационных задач, проверка конспектов, схем

механизмы формирования заработной платы

Тестирование, устный и письменный опрос, терминологический диктант, подготовка и защита реферата, решение ситуационных задач, проверка конспектов, схем

формы оплаты труда

Тестирование, устный и письменный опрос, терминологический диктант, подготовка и защита реферата, решение ситуационных задач, проверка конспектов, схем

Освоение умений:

ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции

Практическая работа, тестирование, устный опрос, подготовка докладов, сообщений, письменный опрос

применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

Практическая работа, тестирование, устный опрос, подготовка докладов, сообщений, индивидуальные задания

защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

Практическая работа, тестирование, устный опрос, подготовка докладов, сообщений, письменный опрос, индивидуальные задания

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕМЫ  РЕФЕРАТОВ

по учебной дисциплине ОП.04 Экономические и правовые основы производственной деятельности

для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

по профессии НПО

260807.01 Повар, кондитер

  1. Права профсоюзов и объединений работодателей в сфере труда.
  2. Социальное партнерство в сфере труда
  3. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
  4. Защита персональных данных работника.
  5. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников.
  6. Рабочее время и время отдыха.
  7. Дисциплина труда.
  8. Охрана труда.
  9. Общие вопросы международно-правового регулирования труда.
  10.  Международные трудовые стандарты.
  11.  Правовое регулирование заработной платы
  12.  Гарантии и компенсации в сфере оплаты труда.
  13. Трудовые споры.
  14.  Дисциплинарная ответственность и ее виды.
  15.  Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
  16.  Труд женщин (характеристика законодательства).
  17.  Труд молодежи (характеристика  законодательства).
  18.  Комиссия по трудовым спорам. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС.
  19.  Органы и организации по содействию занятости населения. Формы трудоустройства и меры социальной поддержки безработных.
  20.  Забастовка: понятие и порядок объявления. Незаконные забастовки.
  21.  Особенности регулирования труда педагогических работников.
  22.  Особенности регулирования труда надомников и работников религиозных организаций.
  23.  Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц
  24.  Особенности регулирования труда лиц,  работающих по совместительству.
  25.  Профессиональные союзы: понятие, права и обязанности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Варианты заданий к контрольной работе №1.

Вариант I

1. Понятие АО и характеристика его видов.

2. Понятие и классификация издержек предприятия общественного питания.

3. Понятие, функции, социально-экономическое значение общественного питания как отрасли экономики.

4. Задача.

Работнику установлен оклад 9600 руб. Приказом по предприятию установлена премия 20%. Число рабочих дней в месяце - 20. Форма оплаты повременно-премиальная. Определите заработную плату повара, если он отработал все рабочие дни месяца и если он отработал 15 дней.

Вариант II

1. Понятие производственного кооператива и его характеристика.

2. Понятие, состав и структура товарооборота предприятия общественного питания.

3. Понятие предприятия общественного питания. Классификация ПОП по типам.

4. Задача.

Система оплаты труда – повременно-премиальная; число рабочих дней в месяце – 20; дневная тарифная ставка 325 рублей; премия 20% от оклада.

Вариант III

1. Понятие и характеристика ООО.

2. Понятие, функции и виды прибыли.

3. Трудовые ресурсы предприятия общественного питания: понятие, классификация, состав.

4. Задача.

Рассчитать заработок работнику: норма выработки 50т., фактически выполненный объем работ 45т, тарифная ставка 623 руб.

Вариант IV

1. Понятие хозяйственного товарищества, его виды и их отличительные черты.

2. Понятие и классификация основных и оборотных фондов ПОП.

3. Организация труда на предприятии общественного питания: понятие, элементы, уровни и принципы.

Задача.

Рассчитать заработок работнику при уборке сахарной свеклы: норма выработки 40т., фактически выполненный объем работ 60т, тарифная ставка 623 руб. Доплата за сроки 20%, Повышенная оплата на уборке 100%.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Варианты заданий к контрольной работе №2.

Вариант I

1. Права и обязанности работодателя.

2. Виды трудовых договоров.

3. Задача. На предприятие обратился с заявлением о приеме на работу для заключения трудового договора подросток 16 лет, окончивший 8 классов общеобразовательной школы. Какие документы должно представить вышеуказанное лицо? В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся. Каковы требования к ведению и хранению трудовых книжек?

Вариант II

1. Права и обязанности работника.

2. Порядок заключения трудового договора.

3. Задача. На предприятие обратился с заявлением о приеме на работу для заключения трудового договора офицер, уволенный в запас. Какие документы должно представить вышеуказанное лицо? В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся. Каковы требования к ведению и хранению трудовых книжек?

Вариант III

1. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы.

2. Порядок изменения трудового договора.

3. Задача. На предприятие обратилась с заявлением о приеме на работу для заключения трудового договора домохозяйка, ранее нигде не работавшая. Какие документы должно представить вышеуказанное лицо? В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся. Каковы требования к ведению и хранению трудовых книжек?

Вариант IV

1. Материальная ответственность работников.

2. Основания прекращения трудового договора.

3. Задача. На предприятие обратился с заявлением о приеме на работу для заключения трудового договора выпускник среднего специального учебного заведения. Какие документы должно представить вышеуказанное лицо? В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся. Каковы требования к ведению и хранению трудовых книжек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

Отзыв на учебное занятие по учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессия «Повар, кондитер»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее  –  ФГОС) по профессии среднего профессионального образования...

Рабочая программа дисциплины "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

Рабочая программа предназначена для профессии Повар, кондитер и соответствует требованиям к минимальным знаниям и умениям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования, входящей в состав укрупненной г...

ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОП.03 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»

ФОНД КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплине ОП.03 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.03  Экономические и правовые основы профессиональной деятельности  по профессии 36.01.03 «Тренер-наездник лошадей»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ оп. 02 «экономические и правовые основы производственной деятельности»...