Участие в окружной научно-практической конференции (выступление, публикация)
статья

Сарбина Лариса Николаевна

Участие в региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование урока русского языка в начальной школе в условиях инклюзивного обучения Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югра « Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» Подготовили: Сарбина Лариса Николаевна, преподаватель Лопатина Дарья Валерьевна, студент группы 314Н/1 специальности « Преподавание в начальных классах »; г. Нижневартовск, 2016г.

Слайд 2

Ключевые изменения ФГОС НОО (2009год) 1) Ориентация на результаты образования. 2) Объектами итогового контроля являются : личностные, метапредметные и предметные результаты. 3) Стандарт учитывает потребности детей с ОВЗ . 4) Системно- деятельностный подход. 1. Каким должен быть урок в инклюзивном образовании? 2. Чем инклюзивный урок отличается от традиционного? 3 . Как спроектировать и реализовать инклюзивный урок?

Слайд 3

Проектирование инклюзивного урока индивидуализации обучения и воспитания Реализация новых целей требует от учителя : формирования УУД в течение учебного года операционализации содержания обучения с использованием «задачного» подхода алгоритмизации и самого процесса урока, и способов универсальных и предметных действий активного применения групповых и коллективных форм обучения

Слайд 4

«Анализ занятия с учащимися классов инклюзивного обучения » (А . Д. Барбитова , С. Б. Гнедова, Центр инклюзивного образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования) - общей характеристики урока, - планирования урока с обозначением этапов инклюзии детей с ОВЗ и формирования навыков, - наличия индивидуальных программ обучения, - организации обучающей среды и структуры учебной деятельности, - типа занятия и методов обучения, общения и мотивации учащихся на уроке, - деятельности учителя на уроке, - самочувствия учителя на уроке, - взаимодействия учителя и тьютора на уроке, - выявления ошибок, допущенных учителем, - рекомендаций, - словаря употребляемых в анкете терминов.

Слайд 5

Тема : Состав слова (3 класс, УМК «Школа России» Тип урока: урок обобщения (построения системы знаний) Цели: Содержательная: систематизировать и обобщить знания по теме «Состав слова». Деятельностная : развитие умения обобщения, систематизации знаний. Коррекционные: формирование навыка классификации с опорой на наглядные материалы, формирование навыков адекватной самооценки УРОК

Слайд 6

Ш…ССЕ М…ТРО П…ЛЬТО РАД…О



Предварительный просмотр:

Сарбина Лариса Николаевна,

преподаватель БУ «Нижневартовский

социально-гуманитарный колледж

Лопатина Дарья Валерьевна (соавтор,

обучающаяся группы314Н/1 специальности

«Преподавание в начальных классах»)

Региональная научно-практическая конференция

«Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Проектирование урока русского языка в начальной школе в условиях инклюзивного обучения

Педагоги, принявшие идею инклюзии  обозначают следующие  проблемы:

  • каким должен быть урок в инклюзивном образовании?
  • чем инклюзивный урок отличается от традиционного?
  • как спроектировать и реализовать инклюзивный урок?

С 2.К сожалению, в практике инклюзивного образования нет однозначного ответа на данные вопросы, однако попытки их решения имеются, на такую попытку решились и мы со студенткой 3 курса Лопатиной Дарьей в ходе педагогической практики в  одной из школ города.

Несколько слов о том, каким путем мы шли к этой непростой задаче

Естественно: через теоретическую подготовку. Помог нам в этом и стандарт

С 3.Одним словом, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий и средств организации обучения, об индивидуализации формы выполнения заданий, о выборе оптимальных способов и сроков представления результатов, о качественном подходе при оценивании результатов.

От необходимости индивидуализации подходов к обучению пришли к пониманию того, что в инклюзивных классах правильнее всего опираться на личностно-ориентированные технологии, которые наиболее полно сочетается с системно-деятельностным подходом.

Поэтому говоря о проектировании инклюзивного урока стоит опираться на структуру урока деятельностного, который уже достаточно полно описан методистами.

С 4.В проектировании урока поможет и «Анализ занятия с учащимися классов инклюзивного обучения», разработанный и опробированный сотрудниками Центра инклюзивного образования Ульяновского  института повышения квалификации и переподготовки работников образования А. Д. Барбитовой и С. Б. Гнедовой. Он состоит из нескольких блоков:

- общей характеристики урока,

- планирования урока с обозначением этапов инклюзии детей с ОВЗ и формирования навыков,

- наличия индивидуальных программ обучения,

- организации обучающей среды и структуры учебной деятельности,

- типа занятия и методов обучения, общения и мотивации учащихся на уроке,

- деятельности учителя на уроке,

- самочувствия учителя на уроке,

- взаимодействия учителя и тьютора на уроке,

- выявления ошибок, допущенных учителем,

- рекомендаций,

- словаря употребляемых в анкете терминов.

На основании данного анализа может строиться  работа по повышению эффективности профессиональной деятельности педагога с учащимися класса, в котором реализуется инклюзивное обучение.

С 5.Кроме того, в  основу проектирования урока русского языка по теме: «Состав слова» (тип урока: обобщение изученного) легли рекомендации педагога-психолога, учителя, работающего с классом 3-й год:

  1. АлгоритмизациЯ и самого процесса урока, и способов универсальных и предметных действий
  2. Осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности. Задания должны быть доступны для ребенка, дифференцированы и по уровню сложности и по качественным особенностям. В этом случае каждый ребенок будет чувствовать свою включенность в образовательный процесс.
  3. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель  использует  разные виды деятельности:

а) начинает урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использует только в середине урока;

в) чередует задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использует сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, игры,  (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

4. Обязательное использование практических и наглядных методов: рассматривание и манипуляции с натуральными предметами, картинками; работа со схемами, таблицами. Это обеспечивает участие трех сенсорных каналов (аудиального, визуального, кинестетического).

5. Трудности усвоения написания «трудных слов» связаны с неотчётливым восприятием слов на слух, слабостью выработки связей между слуховым восприятием и движением руки во время письма, в результате чего может наступить быстрое забывание, потеря полученного навыка.

Лучшему усвоению написания слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.

Данные рекомендации помогли сформулировать:

Коррекционные задачи урока, ориентированные на развитие способностей и возможностей ребенка, а также на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Повторю, что каждое задание, которое было предложено  «особенным» детям  отвечает определенному алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

 учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;

 учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы.

 пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинаем выполнения задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем и т.д. с каждым действием задания;

 итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).

Письменные задания:

 учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;

 детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается либо в самой карточке, либо на доске, на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий);

 проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции

В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...

Участие в окружной научно- практической конференции (форуме)

Участие в региональных научно - практических конференциях и форумах(2017, 2018г.) по вопросам организации общего, профессионального и дополнительного оьразования инвалидов и лиц с ограниченными возмож...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Подготовка к участию в студенческой научно – практической конференции (семинару, олимпиаде)»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...

XII Всероссийская научно-практическая интернет - конференция "Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования" с международным участием

Статья "подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе элементов дуального обучения в БУ "Урайский политехнический колледж"...

Статья для участия в Международной научно-практической конференции «Эффективные методы и приемы образовательной деятельности» на тему "ЗНАЧЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Одной из важнейших особенностей педагогического мастерства является профессиональная компетентность педагога, а также его способность к накоплению, повышению и распространению своего опыта. Среди трад...

Отчет об участии в Юбилейной Научно - практической конференции "Актуальные вопросы организации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи"

Обучающиеся ГБУЗ ДЗМ "МК №1" группы Сд 31-2  и Ф41-2 посетили  Юбилейную Научно - практическую конференцию "Актуальные вопросы организации скорой, в том числе скорой спец...