Презентация "Общие закономерности развития человека"
презентация к уроку

Тушкова Елена Серафимовна

Дорогие друзья, предоставляю вашему вниманию презентацию к лекции "Общие закономерности развития человека". Надеюсь, она обдегчит вам освоение данной темы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общие закономерности развития Лекция Педагогика Составитель : Е.С. Тушкова Преподаватель , к.п.н .

Слайд 2

План лекции 1. Процесс развития личности 2. Наследственность и развитие 3. Влияние среды на развитие личности 4. Деятельность как фактор развития 5. Развитие и воспитание 6. Контрольные вопросы 7. Список литературы

Слайд 3

Процесс – движение вперед , изменение . Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа . Развитие – процесс количественных и качественных изменений всех возрожденных и приобретенных свойств организма человека в процессе индивидуальной жизни.

Слайд 4

Факторы, влияющие на развитие: наследственность, социальная среда, воспитание, вид деятельности. Развитие человека Физическое развитие – это изменения анатомического и физиологического характера. Показатели физического развития : рост, вес, телосложение, АД, ЖЕЛ, состояние опорно-двигательного аппарата. Психологическое развитие человека – это изменения в психических процессах и их протекании. Показатели психического развития : характер и объем внимания и памяти, особенности мышления, запас слов.

Слайд 5

Наследственность – это передача от родителей детям определенных качеств и особенностей обусловленных генетической программой. Носители наследственности – гены (греческое слово, ген – означает «рождающий»). Свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

Слайд 6

Наследственные программы развития человека включают детерминированную (определяющую) и переменную части. Детерминированная часть определяет то общее, что делает человека человеком. Эта часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, такие как задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

Слайд 7

Переменная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человек приспособиться к изменению условий его существования. Эта часть наследственной программы предоставляет условия для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования.

Слайд 8

Влияние среды на развитие личности Человек становится личностью только в процессе социализации , т. е. в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называют средой. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда . Ближняя среда – это семья, родственники, друзья. Дальняя среда – это социальная среда – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов.

Слайд 9

Развитие и воспитание Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, в педагогике существует термин «чувствительность» или «восприимчивость» к воспитанию. Чувствительность к воспитанию с возрастом меняется. Чем меньше возраст, тем больше чувствительность к воспитанию.

Слайд 10

Чувствительность к воспитанию зависит от: от особенностей личности от уровня воспитанности от авторитета педагога от коллективного мнения от стиля отношений от такта педагога

Слайд 11

Сила воспитательного воздействия зависит также и от уровня развития, уже достигнутого ребенком. Выделяют два уровня умственного развития: уровень актуального развития зона ближайшего развития На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором – он не может сам справится, поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перешла бы в зону актуального развития.

Слайд 12

Деятельность как фактор развитии Под деятельностью понимается все многообразие занятие человека, все то, что он делает. Основные виды деятельности: игра, учение, труд. По своей направленности деятельность может быть: познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия)

Слайд 13

Деятельность может быть активной и пассивной. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Выделяют следующие виды активности: познавательная активность – обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, духовная активность – обеспечивает духовное и нравственное развитие ребенка, трудовая активность – определяет готовность много и успешно трудиться.

Слайд 14

Контрольные вопросы Что вы понимаете под развитием личности? Что является движущей силой развития? Какими факторами обуславливается развитие человека? Назовите части наследственной программы. Как проявляется влияние ближней среды на развитие личности? Как влияет на развитие личности воспитание? Что такое среда? Что такое “зона акутального развития” и “зона ближайшего развития”? Как влияет деятельность на развитие личности? Какие основные виды деятельности школьников вы знаете? Зависит ли развитие от активности личности? Как?

Слайд 15

Берн Э. Игры, в которые играют люди.- СПб, Лениздат, 2006- 207 с. Богословский В.В.,Ковалева А.Г. Общая психология, М.,-2007-304 с. Богоров В.В. Антропология возраста, СПб, 2011-430 с. Гуревич П.С. Психология и педагогика, М., ЮНИТИ, 2005-320 с. Кузнецов А.А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности// Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск,-2014-115 с. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Академ. 2004- 352 с. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 2002-383 с. Милородова Н.Г. Психология и педагогика. М., Юристь 2005-334 с. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., Академия 2005- 334 с. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях

Лакунова Е.А. преподаватель математикиГБОУ СПО МО «Подольский колледж». Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях....

Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

В своей основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, поз...

"Общие и специфические закономерности психического развития"

Запросы практики специального обучения детей с разными нарушениями развития с момента создания соответствующих образовательных учреждений стимулировали в первую очередь пси-хологическое изучение позна...

Олимпиада по ОП.07 Культурология «Сущность культуры и закономерности её развития»

Олимпиада по ОП.07 Культурология представляет собой тестирование по темам:Культура как предмет познания. Место культурологии в системеПонятие культуры.Функции культуры.Структура и сущность культурыОсн...

Здоровый человек и его окружение Лекция. 4. Рост и развитие человека

Лекция  4.    Рост и развитие человекаПонятия: «рост»  и  «развитие».Основные закономерности роста и развитияКраткая характеристика стадий роста и...

Тема 6.6. Раздел 5 "Происхождение человека". Тема урока "Антропогенез и его закономерности".

Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных мл...