Методическая разработка " Портфолио обучающегося как инструмент взаимодействия с работодателем"
методическая разработка

Селезнева Лариса Владимировна

Методическая разработка по созданию портфолио обучающегося СПО, как эффективный инструмент взаимодействия с работодателем по окончании обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_microsoft_word.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ  

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета

Протокол № ___ от ______

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель Педагогического совета

Директор СПб ГБПОУ «КПТ»

______________ А.А. Бадашков

приказ №____ от _________

                                           МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

« ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

                                                        С РАБОТОДАТЕЛЕМ»

                 Разработала мастер производственного обучения по профессии

                                                         43.01. 09 Повар, кондитер

                                                   Селезнева Лариса Владимировна

                                                                    2019

Аннотация: В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Методическая разработка посвящена проблеме презентации обучающегося колледжа на рынке труда, эффективному взаимодействию  с работодателем посредством  предоставления своего портфолио. Содержит методические указания к его составлению и оформлению.

Методичка может быть полезна для мастеров производственного обучения,  кураторов, студентов колледжей  по профессии   «Повар, кондитер», « Кондитер», « Технолог общественного питания»

Содержание:

1. Введение.  

 2. Портфолио как педагогическое средство фиксации и анализа личностных достижений обучающихся в образовательном процессе колледжа

3.  Практический опыт разработки портфолио как средства взаимодействия обучающихся с работодателем

4.   Рекомендации к структуре выпускного портфолио обучающегося с учетом требований и пожеланий работодателя

5.   Заключение

6.   Список использованной  литературы  

ВВЕДЕНИЕ

Перед современной системой образования стоит главная задача — максимальное удовлетворение потребностей личности в образовательных услугах и доступность для граждан всех видов образования. Основной целью системы образования должна стать подготовка специалиста, отвечающего требованиям рыночной экономики, способного успешно конкурировать на рынке труда за счет высокой профессиональной подготовки.

Решение главной задачи и достижение основной цели невозможно без применения образовательных инструментов в деятельности профессиональных учебных заведений. Создание эффективных форм обучения и освоение профессиональных компетенций с применением новейших технологий имеет большое значения для дальнейшего наиболее эффективного взаимодействия молодого специалиста с работодателем и дальнейшего своего продвижения и закрепления на рынке труда.

Для достижения этих целей современному выпускнику нужно уметь донести до сознания работодателя выгоды от использования продуктов и услуг начинающих специалистов. И действительно, эффективные коммуникации с работодателем – ключевой фактор успеха любого специалиста.

В настоящее время широкое развитие получила такая важная форма взаимодействия как портфолио выпускника, которое является важнейшим способом доступа на рынки труда, как эффективное средство самопрезентации молодого специалиста.

В методическом пособие представлена  технология составления портфолио для эффективной презентацией перед работодателем.

  1. Портфолио как педагогическое средство фиксации и анализа личностных достижений обучающихся в образовательном процессе колледжа

Портфолио студента колледжа или вуза – это своего рода реклама, смысл которого - в демонстрации наиболее ярких, интересных, одним словом, ключевых моментов учебной, профессиональной и даже личной жизни будущего молодого специалиста.

Цель - предстать перед потенциальным работодателем с наиболее выигрышной стороны и убедить последнего в наличии тех необходимых для трудоустройства и успешного продвижения по карьерной лестнице навыков, которые так востребованы в нынешнем обществе в целом и котируются в глазах конкретного работодателя в частности.

В портфолио студента находит свое отражение весь спектр научных, творческих, спортивных и личных достижений, которыми может похвалиться будущий молодой специалист. Подтверждением служат наглядные свидетельства в виде красиво оформленных дипломов, грамот, фото и прочих документов, имеющих отношение к делу. Создавать портфолио студента его будущему владельцу стоит начать уже в первый год студенческой жизни. Помимо прочего, такое занятие отлично повышает мотивацию к планированию карьерных перспектив и овладению навыками дисциплины и самоорганизации. Если же первокурсник отнесся к делу легкомысленно. и не поторопился зафиксировать начало студенческой жизни, заведя «копилку достижений», то от выпускника она требуется в обязательном порядке. Ведь к окончанию учебного заведения ему следует поторопиться с самоопределением в профессиональном и личностном плане.

Портфолио в переводе с французского означает: «излагать»; «формулировать»; «нести»; «лист»; «страница» или «досье»; «собрание достижений»; В переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».

Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио - новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях, то слово "портфолио" обнаружится только орфографическом словаре Российской академии наук. Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.

Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, проектной, социальной, коммуникативной, профессиональной и т.д.

Таким образом, портфолио является инструментом выражения качественной и многоуровневой оценки компетенций, измерения индивидуального прогресса студентов, самопрезентацией для работодателей, а значит, важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов в образовании.

содержание портфолио может включать материалы в виде рисунков, фотографий, видео или звуков, рукописные материалы или другие образцы работ, компьютерных дисков и копий, стандартизированных или определенных программой испытаний. Кроме того, портфолио может содержать информацию от людей, знающих обучающегося, так же как и непосредственную самооценку обучающегося.

Таким образом, портфолио, в нашем понимании, является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений человека за определенный период времени. Его применение позволяет решать задачи не только контроля, но и планирования, организации и самоорганизации, включения студента в процесс развития своих компетенций, поощрения активности и самостоятельности (например, возможность выбора базового учреждения для прохождения практики, участия в студенческих научно-практических конференциях, публикация результатов научных исследований, трудоустройство и т.д.). Расширения возможностей обучения и самообучения (участие в научно-исследовательской работе кафедры, проектной деятельности, социальной работе и т.д.), развития навыков рефлексии и оценивания различных направлений деятельности будущего специалиста.

Итак, портфолио отвечает запросам всех участников образовательного процесса: студент – преподаватель - работодатель. Об использовании портфолио в колледже говорят лишь отдельные документы и факты, информация носит скорее проблемный и проектный характер, чем описательный и методический. Поэтому, рассматривая тему создания портфолио в колледже, имеет смысл еще раз остановиться на некоторых основных  аспектах.

2. Портфолио,  как инструмент взаимодействия обучающихся с работодателем

На протяжении целого ряда лет, отмечают специалисты по рекрутингу и развитию карьеры в сфере управления персоналом, одним из важных шагов по развитию карьеры выпускников учебных заведений является самопрезентация в форме портфолио карьерного продвижения.[22]

Однако, студенты учебных заведений не пользуются этим уникальным инструментом. Создание и использование портфолио в учебном заведении  необходимо в связи с процессами становления постиндустриального общества, в условиях которого образование становится ключевым основанием формирования «общества знаний», основанного на главенстве «производства» интеллектуального продукта. Вторая важная причина необходимости внедрения портфолио - включение российской системы высшего образования в Болонский процесс.[23] Не менее значимыми являются внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс вуза и поиск способов развития качеств личности, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.

Когда молодой специалист устраивается на работу или ищет возможность продолжить свое образование, то на руках он имеет лишь диплом и вкладыш с оценками. Для того чтобы сегодня быть востребованным на рынке труда этого уже не достаточно.

Работодатель вынужден проводить разного рода испытания и собеседования, чтобы понять: кто перед ним и каков же его творческий потенциал?[24]

В Колледже пищевых технологий ежегодно готовились портфолио выпускника в печатном виде, на мой взгляд они носили однотипный, шаблонный характер и  как указывалось выше недостаточно полно раскрывали информацию о выпускнике перед работодателем как о перспективном сотруднике.

С введением нового стандарта ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 вводится и новая форма ГИА, апробация которой уже прошла в 26 регионах России.[22] Эта форма экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

В этой связи, на наш взгляд, в Колледже пищевых технологий актуальным может быть сегодня создание электронного портфолио молодого специалиста – с включением сюда видеороликов и презентаций  практических работ, которая дает возможность работодателю увидеть результаты освоения профессиональных компетенций претендента на работу, его достижения в различных областях в ходе учебного процесса, а также дает возможность оценить  его творческий потенциал.

 Обучающийся, создающий портфолио, фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный практический опыт и достижения.

Предлагая создать электронное портфолио, мы учли его основные характерные черты: целеполагание, обновляемость, полнота, индивидуальность, творчество, научность.

  1.   Рекомендации к структуре выпускного портфолио обучающегося с учетом требований и пожеланий работодателя

Методические рекомендации по созданию электронного портфолио:[9]

Портфолио заполняется обучающимся с первого курса. Обучающиеся определяют цели, планируют свою деятельность на ближайшее время и работают над портфолио в соответствии с личным планом до выпуска. Создание Портфолио  начинается  осуществляться самим обучающимся в печатном (папка-накопитель с файлами)виде с  момента поступления в Колледж,  а  на выходе из Колледжа готовится электронная версия –презентация с  включением короткого ролика сдачи Демонстрационного экзамена. Так же прилагается экспертный лист оценивания экзамена (приложение №7) и полученные документы: паспорт компетенций WorldSkills (паспорт освоенных профессиональных компетенций и умений по международным стандартам), диплом СПО (среднего профессионального образования).

Все материалы, заносимые в портфолио датируются и систематизируются согласно учебного плана и графика выхода на практику.

В структуру портфолио обучающегося предлагается включить следующие структурные элементы:

1.Титульный лист. Он оформляется на отдельном листе и содержит следующую информацию: наименование учебного заведения, год начала работы с портфолио.        

2. Содержание: перечень основных разделов.

 2.1 Раздел 1

 Общие сведения: фотография, фамилия, имя, отчество обучающегося, год рождения;

название профессии с указанием специализации;

год поступления в образовательное учреждение;

год окончания образовательного учреждения;

самопрезентация (резюме, автобиография, эссе);

 2.2 Раздел 2

Портфолио социальных документов :

(копия аттестата, свидетельства о рождении, паспорта, страхового пенсионного свидетельства, ИНН).

2.3 Раздел 3 Рабочее портфолио.

Раздел 3.1. Официальные документы. В этом разделе помещаются все имеющиеся у обучающегося сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение по программам дополнительного образования; информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах; копии документов (свидетельств), подтверждающих участие обучающегося в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.) и другие документы по усмотрению автора.

Раздел 3.2. Уровень профессиональных знаний. Данный раздел портфолио ориентирован на отражение уровня профессиональных знаний обучающегося, реализуемого в различных направлениях деятельности, таких как ведение научно-исследовательской работы, написание курсовых и дипломных работ, индивидуальная программа по самообразованию, которая включает в себя написание рефератов, контрольных работ, разработка междисциплинарных проектов (заданий), презентаций.

Раздел 3.3. Уровень профессиональных умений. В данном разделе фиксируются материалы, отражающие деятельность автора портфолио по обобщению и распространению профессиональных знаний в виде участия в научно-практических конференциях, конкурсов профессионального мастерства в колледже и за его пределами, творческих отчетов, рефератов, докладов

Раздел 3.4. Уровень профессиональных навыков.

В данном разделе студентом фиксируются показатели качественной результативности реализации профессиональных знаний и умений в процессе прохождения учебной практики на производстве.

Критериями качества являются:

1.        дневник по практике – в печатном виде, заполняется от руки обучающимся;

2.         отчет о прохождении практики, характеристика с места прохождения практики, аттестационный лист освоенного производственного модуля – в печатном виде

3.        Видеоролик и/ или  презентация о выполнении учебного задания и практических навыках на предприятии.

Раздел 3.5. Участие во внеучебной деятельности.

Помимо реализации основной учебной деятельности активного, творческого специалиста, зачастую характеризует участие во внеучебной воспитательной и культурно-досуговой деятельности, к которой относятся следующие формы: подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставок

Раздел 3.6. Дополнительное образование будущего специалиста. 

Творческая активность будущего специалиста может быть реализована не только в рамках учебной и внеучебной деятельности, но и при получении дополнительного образования. В этом разделе фиксируется отсутствие или получении дополнительного образования

 Раздел 4. Показательное портфолио.

Раздел 4.1. Сведения о награждениях и поощрениях (дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, благодарственны е письма)

Раздел 4.2. Сведения СМИ (вырезки, копии из средств массовой информации о личных достижениях)

 Раздел 5. Портфолио отзывов и рекомендаций. 

В данном разделе могут быть представлены отзывы педагогов, руководителей практики, письменные рекомендации  руководителей, отзывы о качестве  деятельности обучающегося и ее результатах.

Раздел  6. Портфолио самоанализа (рефлексия обучающегося)

 Портфолио самоотчета и самооценки (самоанализ результатов по итогам семестров, самооценка, планы на будущее).

В заключении этого портфолио прилагается отзыв эксперта с демо-экзамена обучающегося.

 Так же прилагается паспорт умений, если он был  получен обучающимся по окончании экзамена.

Основная масса работодателей участвует в движении «Союз молодых профессионалов России» и активно участвует в дуальной подготовке будущих специалистов, поэтому наличие Паспорта умений у выпускника будет являться приоритетом для трудоустройства молодого специалиста и даст ему больше возможностей карьерного роста.

Возможно в недалеком будущем сама форма портфолио отпадет и буде вытеснена паспортом умений, данные которого заносятся в  электронную систему интернет мониторинга (eSim).

Но на данном этапе освоения профессии  оно еще является актуальным инструментом.

Требования работодателя к выпускнику совпадают с требованиями ФГОС и портфолио является важной составляющей образовательного процесса, как подтверждение успешного освоения профессиональных и общих компетенций.

 Конечно, оно немного видоизменится, добавятся некоторые компоненты в его структуру и возможно оно будет подаваться работодателю в электронном виде.  

В свете новых требований к освоению программы с появлением новых образовательных стандартов теперь в портфолио будет включен и паспорт умений как основное и неоспоримое подтверждение освоения профессиональных компетенций обучающимся.

С получением паспорта умений портфолио выпускника будет играть более эффективную роль при взаимодействии с работодателем, как неоспоримое доказательство освоения профессии.

Заключение

Методическая разработка призвана помочь обучающемуся и преподавателю.

Педагогические технологии позволяют раскрыть тему полностью.

Рассматриваемые в данной разработке методы и приемы позволяют усовершенствовать форму написания портфолио, развивают интерес обучающегося к собственному профессиональному развитию, усиливают мотивацию к изучаемой профессии.

На примере колледжа пищевых технологий мы рассмотрели предпосылки к успешному формированию профессионального портфолио обучающегося, это:

 – активное участие работодателя в учебном процессе, формирование новых профессиональных компетенций в свете последних экономических изменений на рынке труда и в соответствии с экономической ситуацией и потребностями российского и европейского рынков труда;

- интеграция учебного процесса в профессиональную деятельность на основе требований предприятий-партнеров, работодателей;

- введение инновационных методов обучения в профессиональном образовании, а именно модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании, интегрирующего в себе основные идеи компетентностного и модульного подходов, рассматривается перспективным и востребованным направлением в современной образовательной политике нашей страны;

Список литературы:

1.Брагинец Ольга Николаевна, преподаватель «Сравнительная характеристика ФГОС СПО и ФГОС СПО 3+ на примере анализа ФГОС по специальности СПО» 20.02.01 (280711) Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2005. – № 3

3. Демонстрационный экзамен – новый формат подведения итогов обучения. Образование 21.11.2017https://academy-prof.ru

4. Зеленская Е.В. Компетентностный подход - основа модернизации Российского образования. [Электронный ресурс], URL: http://elena-zelenskaj.ucoz.ru/news/2009-07-04-18

5. Ильмушкин Г.М., Михайлов А.В. Анализ проблемы подготовки специалистов рабочих профессий // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 3 – стр. 11-14

6. Лыгина Н.И.,Ляпина И.Р.Маркетинговое исследование проблем трудоустройства выпускников вуза (реализация национального проекта «Образование») Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

7. Локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса: 7.1.Положение об организации государственной итоговой аттестации выпускников;

7.2 Положение об аттестационной комиссии при аттестации учащихся.

7.3 Положение об организации производственной практики

8. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике. //Вопросы образования.-2004.-№3.-С.201-238

9. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов.  "Управление персоналом", 2006, N 5

10.Рендоренко Ирина.  Статья «Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе реализации ФГОС». Педагогическое  сообщество «УРОК.РФ»

11.Романенкова О.Н. Маркетинговое исследование российского рынка высшего профессионального образования. — Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 36. № 8 (262), 2012, с. 143-146.

12.Соколова Евгения Викторовна, заведующий отделением дополнительного образования и содействия трудоустройству выпускников, КГБПОУ "Канский технологический колледж", г. Канск, Красноярский край, статья Социальное партнерство как механизм независимой оценки соответствия качества подготовки выпускников требованиям работодателей с учетом формирования необходимых профессиональных компетенций и квалификаций

13.Словари и энциклопедии на Академике

14.Совершенствование системы профессиональных квалификаций. Реформирование системы профессиональных квалификаций в странах –партнерах ЕФО.

15.Теоретическая разработка по теме: «Модульно-компетентностный подход к формированию общих и профессиональных компетенцийв учреждении среднего профессионального образования. Директор ОГОУ СПОУППК ,г. Ульяновск, 2011

16. Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала. Информационный бюллетень. – Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 64 с. – (Мониторинг экономики образования ; № 1 (75)).

17. Игонина Е.В. Функции портфолио Студента ВУЗа // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011

18. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента  – СПб: НИУ ИТМО, 2014. – 81 с. ISBN 978-5-7577-0474-6

19. Югфельд Е.А. Среднее профессиональное образование: проблемы подготовки специалистов рабочих профессий. -  Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 1.        - 2015 июль — сентябрь

 http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html

21. SYL.ru: https://www.syl.ru/article/305626/portfolio-studenta-pravila-sostavleniya-i-oformleniya

22.Студфайлс-файловый архив студентов

https://studfiles.net/preview/5866027/page:12/ https://studfiles.net/

23. Студфайлс-файловый архив студентов https://studfiles.net/preview/3816073/

24. Студфайлс-файловый архив студентов https://studfiles.net/

25.Студфайлс-файловый архивстудентов https://studfiles.net/

26. Доклад об итогах реализации государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы за 2015 год

Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831 «Перечень 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих СПО – «ТОП -50»

27.«Единый реестр областей и видов профессиональной деятельности и квалификаций по образованию (в части СПО)».

28. Приоритетный проект "Рабочие кадры для передовых технологий"

29. Федеральные нормативные документы:

 30. Постановление правительства РФ от 15.10. 16 № 1050 Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.

31. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1569 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер"

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71476300/#ixzz5XR5H83vC

32. Приказ Минобрнауки России от 17.11.2017 N 1138

"О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968"

(Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2017 N 49221)

 33. Указ Президента РФ от 30.06.2016 N 306 (ред. от 19.07.2018) "О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам"

34. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция

35. Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Педагогичесий тест как инструмент системы оценки и контроля качества образования"

В данной методической разработке приведены понятия "педагогический тест", моменты для классификации тестов, выделяются этапы разработки и принципы отбора содержания, привлекается внимание к формам тес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МДК 03.04

Данная методическая разрабока предназначена дляпреподавателей и стедентов, обучающихся на заочном отделении по специальности "Дошкольное образование". Данное пособие создаёт возможности для выполнения...

Методическая разработка " Портфолио обучающегося как инструмент взаимодействия с работодателем"

Методическая разработка по созданию портфолио обучающегося СПО, как эффективный инструмент взаимодействия с работодателем по окончании обучения....

Методическая разработка открытого урока по теме "Взаимодействие компьютеров в сети"

Методическая разработка открытого урока по теме "Взаимодействие компьютеров в сети" по МДК 02.01 "Инфокоммуникационные системы и сети". Специальность 09.02.03 Программирование в ко...

Методическая разработка «Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, как один из приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения»

Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, как один из приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения...

Методическая разработка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 13249 "Кухонный рабочий" для уроков практической подготовке (учебная практика) по теме: "Ознакомление со столовой посудой на предприятиях питания"

Методическая разработка содержит виды посуды, используемой на предприятии питания, требования, предъявляемые к столовой посуде, классификация посуды по материалу....