Открытый урок (план - конспект) на тему: « Так и рвется душа из груди молодой» ( коллективное музицирование)
план-конспект урока

Дисциплина: Коллективное музицированиеТема: « Так и рвется душа из груди молодой» Цели: - научить детей чисто, стройно петь в один голос;

           - добиться слитного звучания голосов;

           - углубить знания обучающихся о единстве музыкального и устного народного   

            творчества в песне;

           - выучить русскую народную песню « Во кузнице».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_tak_rvetsya_dusha_iz_grudi.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУ ДО « Детская музыкальная школа» п.г.т. Благоево

                     

Открытый урок (план - конспект)

на тему:

 « Так и рвется душа из груди молодой»

( коллективное музицирование)

                                                       преподаватель                                                                                

                                                                  Вакуленко Н.А.

                                                                   (класс коллективного

                                                                                                         музицирования)                                                                                  

                             

п.г.т. Благоево

2018 г.

                                                     План урока:

Дисциплина: Коллективное музицирование

Тема: « Так и рвется душа из груди молодой»

Цели: - научить детей чисто, стройно петь в один голос;

           - добиться слитного звучания голосов;

           - углубить знания обучающихся о единстве музыкального и устного народного    

            творчества в песне;

           - выучить русскую народную песню « Во кузнице».

Ход урока: (1.15 мин. – 35мин. + 5 мин. + 35мин.)

     

Наименование работы

Хронометраж

1.

Беседа по теме «Так и рвется душа из груди молодой»

       15 мин.

2.

Настройка певческих голосов: вокально-хоровая работа

       20 мин.

3.

Перемена

         5 мин.

4.

Разучивание русской народной песни « Во кузнице».

Инсценировка и игра  на инструменте р.н.п. «Во кузнице»

Инсценировка песни «Бай качи» ирга.

       

       30 мин.

5.

Итог занятия. Домашнее задание.

         5 мин.

               

Используемый материал:

  1. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста/

сост. Н. Сорокин. – Вып. 1-3.- М.: Музыка, 1986-1989.

  1. Князева, О.Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1997.

Ход занятия

  1. Беседа по теме

           (Звучит в исполнении педагога русская народная песня « Во кузнице»)

           - Как вы уже догадались, речь на нашем занятии пойдет о русской народной песне. Это жанр фольклора и музыки. Тема нашего занятия – « Так и рвется душа из груди молодой».

            Послушайте строки из стихотворения Алексея Васильевича Кольцова «Русская песня».

                            Так и рвется душа

                            Из груди молодой!

                            Хочет воли она,

                            Просит жизни другой!

 

            - Что же это за произведения, которые сочинил сам народ? В чем сила, красота и обаяние русской народной песни?

             Сначала один сочинил, другой услышал и что-то добавил, чтобы стало интереснее, красивее. И каждый раз, когда исполняется народное произведение, оно как бы заново рождается исполнителем, потому что, опираясь на общее, главное (традиции), певец импровизирует, вносит что-то свое, то есть творит уже на имеющемся музыкально- литературном варианте. Так вместе, коллективно, всем народом сочиняются песни, прибаутки, колыбельные, потому и называются они – народные.

             - Кто был первым собирателем русских народных песен?

             (Первым русским собирателем песен был Кирша Данилов, живший в XVIII в. Он выпустил сборник «Древние российские стихотворения». В XIX в. песни собирали писатели и композиторы: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков.)

     Народные песни бывают разные по форме: исторические, лирические , календарные, хороводные и протяжные, плясовые.

     -Какие вы народные песни знаете? («Среди долины ровныя…», «Бай, качи…», «Капустка», «Плетень», )

Народные песни поются как без инструмента (acapella), так и с сопровождением.

Отгадайте музыкальные загадки

          В руки ты ее возьмешь,                             Ду-ду, ду-ду-ду, да-да-да,да-да!

          То растянешь, то сожмешь.                        Вот так поет она всегда.                                                                                                                                                          

          Звонкая, нарядная,                                       Не палочка, не трубочка.

          Русская двухрядная.                                     А что же это?...(дудочка)

          Заиграет, только тронь.  

          Как зовут ее…  (гармонь)

          Ой, звенит она, звенит,

          Всех игрою веселит!

          А всего-то три струны

          Ей для музыки нужны.

          Кто такая? Отгадай-ка,

          Это наша…(балалайка)

 

  1. Настройка певческих голосов
  1. Подготовка вокального аппарата.
  2. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку.
  3. Упражнения для начинающих вокалистов.

Упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Здесь требуется активная работа языка. При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам. Упражнение можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2-3 ноты).

Выполняем упражнение на слог «на». Делаем упражнение на слог «на» нараспев, очень лениво.

  1. Упражнения для работы над певческим дыханием.

Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д.

  1. Дикционная речевая разминка.

Скороговорка «Дыбы»

  1. Распевание

     Во время пения упражнений внимательно следите за чистотой интонирования, за своевременным вдохом и выдохом, за округленным формированием гласных, точным исполнением ритма и темпа всеми поющими.

     Будем петь чисто, стройно в один голос. Добиваться слитного звучания голосов.

     Обратите внимание на нотную запись на доске.

    Учимся петь, чисто интонируя:

     А) мажорный звукоряд ( до 1-й октавы – до 2-й октавы) в восходящем и нисходящем движении (с названием нот). Сначала пропеваем ноты сверху вниз, а затем снизу вверх;

     Б) мажорное трезвучие. Сначала пропеваем звукоряд из пяти нот. Затем в данном звукоряде выделяем звуки, входящие в трезвучие. И наконец, поем трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.

     Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия является ладотональной настройкой к песне.

     Пропевание.

     Упражнение – гамма звукоряда, протягиваемая сверху вниз на слогах ми – ма, лю, ма.

     Упражнение способствует ровности и звонкости звучания.

  1. Разучивание русской народной песни « Во кузнице».

     

     Прослушивание всей песни в исполнении педагога.

     - О чем эта песня? Понравилась ли она вам? Какие слова вам непонятны?

     Разучивание песни по фразам.

     Исполнение песни.

     1-й и 4-й куплет – динамическое и темповое развитие.

     2-й и 5-й куплет – ускоряя, усиливая звук.

     3-й и 6-й куплет – снова спокойно.

     Исполнение песни индивидуально, дуэтом.

     Исполнение песни с аккомпанементом и без него, с игрой на ложках и калатушке.

     Подвижная игра под песню «Бай качи»

       Правила игры:

       Выбираются 2 ведущих ( грачи), остальные  дети встают в 2 круга ( в середине каждого круга лежит по одному разноцветному колечку (баранка) и под песню водят хоровод:

                    Бай качи, качи, качи, глянь баранки- калачи.

                    Глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи.

                    Налетели тут грачи,похватали калачи.

                    Нам осталися бараночки.

       Дети садятся на коленки закрывают глазки. В это время «грачи» берут «калачи» и переносят их в другое место. Затем говорят: «Раз-два-три, беги». Какой круг быстрее соберется возле своей баранки – тот и выиграл.

                   

      IV.      Итог занятия.

     - Над  чем мы работали сегодня на занятии?

     (Учили р.н.п.  «Во кузнице» в разных вариантах, выполняли упражнения для певческого голоса.)

     Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

     Домашнее задание: повторить текст песни « Во кузнице»; найти оригинальные эмоциональные характеристики двух основных ладов – мажора и минора; прохлопать  ритмический  рисунок  мелодии; сочинить  музыкальные интонации (радость и грусть).

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"

Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...

Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"

Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...

Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...