Доклад на РМО "Работа школьной библиотеки по развитию у учащихся читательской компетенции"
статья

Поздняк Ольга Петровна

Доклад "Работа ШБ по развитию у учащихся читательской компетенции" можно использовать при подготовке мероприятий, на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Работа школьной библиотеки по развитию

у учащихся читательской компетенции

(доклад на РМО )

Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Её необходимо развивать с раннего детства. Книга - это один из источников, развивающий  творческий потенциал ребенка,  поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую  компетентность. 

Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек.

 С появлением компьютера в мире  отношение к книге сильно  изменилось. Сейчас можно получить любую  информацию с экрана телевизора или компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.                                             

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время   уменьшилось.  Виной этому - интернет. В чтении книг  подрастающее поколение перестало видеть смысл.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер. (американский философ)

Целью образования в современной школе как раз и является развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребёнка. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.

 Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому, очень важно   вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению,  и не только в стенах школы, но и дома. Вести совместную работу с родителями по домашнему чтению со своими детьми.

Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.

Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства. Цель учителя и библиотекаря - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.

Книга - это один из источников, развивающий  творческий потенциал ребенка,  поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность. Важно, чтобы на мероприятии, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.

Школьная библиотека – первый опыт социальной коммуникации ребенка. Приобщение его к книге. Экскурсия в библиотеку. Здесь они знакомятся с книжными выставками, правилами для читателей. Заповедями читателей. Когда 1-классники заканчивают азбуку. Мы совместно с учителями начальной школы проводим праздник «Посвящение в читатели»

Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются распространенные  формы и методы организации библиотечных  занятий: Я на своем примере расскажу, какие формы и методы использую я в своей работе.

Например - метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям). Этот метод можно применять и при индивидуальном общении и с классом. Также это громкое чтение и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.

Библиотечно-библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию.

«Из чего состоит книга» (знакомство со структурой книги) – 2кл.

«Разноцветные страницы»2/3кл

«О чем расскажут книжные страницы» (об истории создания книги, с использованием мультимедиа ) – 3кл.

«Книга не просто какая-то небыль, это мир настоящий с землёю и небом»-4кл.

«Мы путешествуем друзья по словарям от А до Я» (знакомство со справочной литер. ) – 4/5кл.

«Восьмое чудо света» (интеллектуальная игра по истории создания книги) – 6/7кл.

«Презентация книг Галины Тарасовой» (амурская писательница)

Библиотечные тематические уроки предполагают такие формы и методы как:

Урок - путешествие. Основная задача этого занятия – дать максимальную информацию о том писателе, произведении, историческом периоде, географическом месте в которое отправляемся в путешествие. Вовлекая при этом учащихся, давая им возможность проявить свои читательские способности.

«Звёздный час по сказкам А.С. Пушкина» (литературная игра) – 3-4кл.

«Путешествие в страну знаний» (литературная игра) – 3/5кл.

«Путешествие по берегам Байкала» (экологический час, с обзором литературы) -5/6кл.

«Библиопутешествие в мир профессий» ( знакомство с профессиями в игровой форме) – 5/6кл

Заочная экскурсия проводится с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна  в музей того или иного писателя, по историческим местам, достопримечательностям и т.д. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждениях этой экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.

«Памятники литературным героям» (заочная экскурсия)- 3/4кл.

«Царскосельский лицей» ( об истории создания лицея и его выпускниках) – 8/9кл.

«Библиотеки мира» (для 9-11кл.)

«Праздничный календарь» -это мероприятия связанные с какими-нибудь календарными праздниками и датами.

«Мама и мы» (урок – беседа с презентацией) - 3кл.

«Мохнатые друзья» (к Всемирному Дню кошек) – 2/4кл.

Информационный час: «Подростки и курение» (к международному Дню борьбы с курением)

Литературная гостиная.  Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило,  приглашаются учителя, родители и ученики других классов.

«Здравствй , Пушкин!» (литературный час с презентацией) – 8-9 кл.

« Любимые женщины С. Есенина» (лит-ый час к юбилею С. Есенина с презентацией) – 9/11кл.

«Неведомый избранник» (лит-но – муз. час с презентацией, посвящённый М,Ю. Лермонтову) – 10/11кл.

Лите-ые гостиные проходили к юбилею М.Ю. Лермонтова, Ф.Тютчева, М. Цветаевой, В.Высоцкого, А.Фета

Мероприятия с использованием ролевых игрИнсценирование отрывков из произведений. 

Такие мероприятия способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Праздник для уч-ся 1-4кл. и детей детского сада к юбилею Х.К. Андерсена: «Волшебник детства моего». (Театрализованное представление с музыкальным сопровождением, презентацией).

Подобные праздники проходят ежегодно. С. Маршак, С.Михалков, Н.Носов и В.Драгунский,

А. Барто, К.Чуковский. Юбилеи этих писателей мы отмечали .

«Великий рассказчик» (лит-й праздник к юбилею М. Твена) – 5/7кл.

«Чехов – писатель на все времена» -5/7кл.

«Великий баснописец» (И. Крылов) -5/7кл.

Литературные и интелектуальные игры

«Мир сказок нам всегда открыт» (литературная игра по сказкам с рекомендацией книг) -2/3кл.

«В лес по загадки» (экологическая игра) -2/4кл.

«Мой вопрос – ваш ответ» (интеллектуальная игра) - 6/7кл.

«Необычный урок» (литературная игра) - 5кл.

«Волшебный круг» (интеллектуальная игра) – 5/6кл.

«Мой вопрос – ваш ответ» (интеллектуальная игра) - 6/7кл.

«Для любознательных ребят» (интеллектуальная игра) - 8кл.

«Отвечаем без ошибок» (интеллектуальная игра) - 9/10кл.

«Литературный турнир» (по страницам произведений классиков) - для 10/11кл.

«Что, г\де, когда» (интеллектуальная игра) - 11кл.

Уроки мужества обязательные. Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны.

«Письмо неизвестному солдату» (с презентацией и музыкальным оформлением) -3/6кл.

«Дети войны» (урок памяти о детях войны, с презентацией) -3/7кл.

«Что мы знаем о войне» (викторина) - 7-11кл.

«Военное детство» (устный журнал о детях-героях Великой Отечественной войны с использованием мультимедиа) -5/6кл.

 «А память сердце бережет» (музыкально-поэтическая композиция об Афганистане с использованием мультимедиа)–9/11кл.

Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций). К каждому мероприятию проводятся конкурсы рисунков. Наши дети принимают участие в районных конкурсах, проводимых детской районной библиотекой.

Для развития читательской компетенции у школьника можно использовать следующие приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей прочитанного изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек – малышек. Можно предложить детям придумать и написать и оформить свою книгу. Можно использовать разноцветные закладки для прочитанных книг.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции нужно объединять усилия учителя и библиотекаря. Использовать педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.

Книга-это духовное завещание одного   поколения другому. Вся жизнь   человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…   А.И. Герцен



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок немецкого языка "Час поэзии" совместно со школьной библиотекой

Данную разработку можно использовать на уроке немецкого языка  по теме "Фридрих Шиллер - романтик всея Руси" в 10-11 классах....

Методическая разработка занятия на английском языке к Международному дню школьных библиотек

Продолжительность занятия: 90 минутВозраст детей 13-15 летЦель занятия: - формирование творческих способностей и коммуникативной компетенции детей в области истории и культуры;- умение использовать зн...

Доклад на тему: «Массовая работа в школьной библиотеке»

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, под...

Доклад на тему: «Массовая работа в школьной библиотеке»

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, под...

"Школьная библиотека - центр поддержки и развития чтения".

Работа школьной библиотеки в совершенствование по пропоганде книги и чтения среди обучающихся...

Муниципальный проект «Создание заданий в формате PISA для формирования и оценки читательской компетенции учащихся на основе текстов краеведческого содержания»

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий,...