Доклад на тему: «Массовая работа в школьной библиотеке»
статья по теме

Иргит Уля Партизановна

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Наконец, они являются необходимым условием социализации последней.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 г. Чадана

Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Доклад на тему:

«Массовая работа в школьной библиотеке»

Выполнила: педагог–библиотекарь

Иргит Уля Партизановна

Чадан–2014г.

Массовая работа в школьной библиотеке

Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу, из которых, впрочем, состоит почти вся сегодняшняя история библиотечного дела в России. Внедряя все более активно в нашу жизнь и деятельность новые информационные и коммуникативные технологии, мы вынуждены все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.

Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере детского чтения: спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать);  функциональная (вторичная неграмотность); взаимодействие чтения и средств массовой информации; проблема массовой культуры в чтении детей и подростков.

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Наконец, они являются необходимым условием социализации последней.

Работа школьной библиотеки, в том числе, и массовой, отличается некоторыми особенностями. Первое и самое главное, очень большая нагрузка на школьного библиотекаря. На большее у него не должно оставаться времени, но, как правило, школьную библиотеку посещают далеко не 30 человек в день, да к этому нужно прибавить работу с фондами, учебниками, справочно-библиографическую работу и т.д.

Формы работы со школьниками имеют немаловажное значение в реализации поставленных целей. В последнее время традиционные формы работы с книгой,  такие как устный журнал,  читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге уходят в прошлое, заменяясь новыми, более живыми, интерактивными формами работы: брейн-рингами, КВНами, различными играми, виртуальными путешествиями и т.п.  Хотя, конечно, чтение вслух, викторины,  литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы, продолжают оставаться популярными и сейчас.

Наиболее доступные и малотрудоемкие с точки зрения  затрат времени и подготовки: чтение вслух, обзор литературы  (обзор-беседа, обзор у выставки, обзор-лекция), викторина.
Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная игра (брейн-ринг, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т.д.
Мероприятия, которые помимо предварительной подготовки, требуют значительной индивидуальной работы со школьниками: КВН, литературная композиция, литературный праздник (посиделки, литературный утренник, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.
Подготовка и проведение мероприятия включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Библиотекарь должен определить тему, состав аудитории, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности. Сюда входят:
–организационный момент: создание сценария, формирование команды, встречи с учителями, подготовка информации о мероприятии;

–подготовительный этап: организация книжных выставок, проведение обзоров литературы, индивидуальная работа со школьниками, подготовка реквизита;
– проведение  мероприятий;

–заключительный этап: обсуждение мероприятия со школьниками и преподавателями, написание сочинений, оформление отчетов, отзывов и альбомов.

Различные формы массовой работы имеют свои особенности.
Чтение вслух -  наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с младшими школьниками. Помогает заинтересовать ребенка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно. Более того, оно приучает к внимательному слушанию текста. Естественно, выбирая эту форму работы с книгой очень важно соблюдать определенные требования. Необходимо читать четко, внятно, не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы в тексте. Вместе с тем, это должно быть выразительное чтение, эмоционально  окрашенное, способное держать внимание ребенка, ибо не секрет, что монотонное, однообразное чтение текста или чтение с запинками не будут слушать даже взрослые, каким бы интересным не было его содержание.
Иногда после чтения можно провести беседу с ребятами о прочитанном, но это вовсе не обязательно. Подчас более действенным оказывается просто чтение без комментариев, которое дает ребенку возможность самостоятельно осмыслить прочитанное. Кстати заметим, что исследования называют одной из причин, которые отвращают детей от чтения, необходимость писать отзыв, отчет о прочитанном. Можно предложить нарисовать рисунки после занятия, т.к. дети младшего школьного возраста охотно рисуют.
 При проведении таких занятий библиотекарь должен учитывать следующие моменты.  Продолжительность чтения, учитывая возраст маленьких слушателей, должна составлять в первых-вторых  классах 20-25 минут, в третьих – четвертых  - 30-35 минут. Если чтение вслух сопровождается видеофрагментами, то их целесообразно показывать  в конце занятия, поскольку зрительные образы оказывают более сильное эмоциональное воздействие на школьников и после них аудиторию очень трудно успокоить. Если библиотекарь во время чтения заметил нарушение дисциплины, не следует прерывать чтение и делать замечания, надо постараться привлечь внимание нарушителей, чтобы не портить эффект для всех остальных и не создавать ситуации принуждения.
Обзоры литературы - это традиционная и проверенная форма работы, которая может быть действенной, если при ее использовании соблюдать несколько правил. Первое и самое главное – обзор должен быть интересным, живым. Сухая аннотация и скрупулезное перечисление выходных данных не интересны даже взрослым, не говоря уже об учащихся школы. Кроме того, с различными возрастными группами следует проводить различные виды обзоров. Например, младшие школьники намного лучше воспринимают материал, если рассказ перемежать беседой, зачитывать интересные отрывки и показывать яркие иллюстрации. Поэтому наиболее приемлемым видом обзора здесь будет обзор-беседа или обзор у книжной выставки. Со старшими школьниками впрочем, ничуть не проще. Конечно, здесь можно провести классический библиографический обзор, или обзор-лекцию, когда рассказ о книге сменяется интересным фактическим материалом. Главная цель обзора и в том и в другом случае – привлечь внимание к книгам, заинтересовать читателя, сделать так, чтобы он захотел взять эту книгу и прочитать ее. В противном случае эффект будет обратный.
Прекрасно «оживляют» обзор и привлекают внимание слушателей игровые моменты. В этом случае, перемежая подачу информации о книгах с фрагментами игр, можно добиться прекрасных результатов.

Методика проведения обзора литературы отработана. Каждый обзор должен иметь вступление, основную часть (непосредственное знакомство с книгами) и заключение. В обзоре библиотекарь должен кратко раскрыть содержание рекомендуемой литературы. Подчеркнем, что раскрыть содержание не означает пересказать его. Обзор для учащихся среднего и старшего возраста – это по сути дела, беседа или лекция на определенную тему с привлечением иллюстративного материала, в качестве которого выступают книги. Количество книг, которые можно использовать в обзоре  может быть различным - от одной до десятка. Это зависит от цели, темы обзора, выделенного времени и возможностей библиотеки.

Викторины и литературные загадки - это формы работы, которые развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьникам.
Викторины – занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы.

Литературные загадки  - это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т.п.

Не случайно они пользуются большим успехом у школьников. Действительно, здесь ребята могут проявить свои познания, а в том, что они это очень любят делать, нет никакого сомнения. (У меня перед глазами стоит сцена из мероприятия, которое мы проводили с второклассниками, когда желание малышей ответить на вопросы было так велико, что некоторые даже стонали, а один ребенок подползал по ковру все ближе и ближе к ведущему, держа высоко вверх поднятую руку). При проведении викторин существует одна опасность - эмоциональный накал иногда превышает нормы предельно допустимой концентрации, и тогда возникают шум, гвалт, и, что самое недопустимое – обиды и необъективность оценки.  Поэтому надо сразу совершенно четко организовать систему ответов, которая позволит отвечать ребятам по порядку.
Подготовка к викторине - предварительная работа с предлагаемой литературой, организация книжной выставки, обзор у книжной выставки, заранее вывешенные вопросы. 

Кстати, можно порекомендовать новые формы викторин – видеовикторина – показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к детским книгам.

Литературные игры и праздники пользуются наибольшей популярностью у школьников, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, дают возможность воспринимать материал более эмоционально. А мы знаем, что часто именно эмоции определяют направление интересов личности.

К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утренники, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других.

Эти формы работы развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал учащихся, придают мероприятиям живой, неформальный характер. Они расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.

Игровые формы действенны, когда они проводятся в системе. Они могут быть следующим этапом после проведения обзора литературы или частью системы мероприятий, посвященных одной теме.  Методика проведения предполагает, что библиотека объявляет заблаговременно тему литературной игры, книги, рекомендуемые для подготовки, демонстрируются на книжной выставке, предлагаются в обзоре литературы. Срок подготовки может быть небольшим, примерно 10-15 дней, в значительной степени это зависит от объема предполагаемого материала.
Брейн-ринги, КВНы тоже можно проводить с маленькими читателями, но они не будут такими эффективными, потому что формы коллективной и самостоятельной работы еще сложны для них. Здесь существует опасность, что многие из ребят будут просто сидеть и тихо переживать. Зато при работе со школьниками среднего и старшего возраста эти формы незаменимы. Преимущества их в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят в неформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания. Они способствуют  приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить познания и начитанность целого класса.   

Методика подготовки и проведения литературных игр и состязаний включает несколько этапов: вначале продумывается тема, цель, форма игры, которые зависят от предполагаемой аудитории. Библиотекарь самостоятельно или вместе с учителем-предметником готовит вопросы, продумывает условия, пишет сценарий проведения игры. Затем оформляется выставка литературы и делаются обзоры литературы. Учащимся дается время (от одной недели до месяца) на знакомство с темой и книгами. Можно познакомить предполагаемых участников игры с направлениями, по которым будет проводится игра. За одну - две недели до предполагаемого срока вывешиваются красочные объявления для зрителей. Формируется состав жюри,  которое, кстати, может включать школьников более старшего возраста. При проведении игры целесообразно использовать музыку для создания праздничного настроения, для заполнения пауз при подсчете очков и т.д. Если по условиям конкурса предусматриваются письменные задания, необходимо заранее позаботиться о бумаге и карандашах. Перед началом игры ведущий четко объявляет правила и условия игры, очередность ответов, время на их обдумывание.  Хорошо,  если есть возможность поощрить победителей. Если нет призов, можно просто вывесить плакат с результатами конкурса. Это будет приятно выигравшей команде, это поднимет престиж мероприятий, проводимых в библиотеке, это, наконец, покажет работу библиотеки как культурного центра школы.
Литературно-музыкальная композиция развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.
Вместе с тем, это достаточно сложная форма работы, как для подготовки библиотекаря, так и для восприятия школьников. Наиболее целесообразно проводить ее с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музыкальной композиции, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным, или включаться тихим фоном.
Иногда школьные библиотеки проводят литературные вечера или встречи в литературно-музыкальной гостиной. Это сложная  и деликатная работа, которую целесообразно проводить совместно с учителем литературы и предметов художественно-эстетического цикла. Подготовка такого мероприятия требует значительного времени. Перед проведением вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. Под официальной частью мы подразумеваем доклад, или сообщение. Однако, вместо доклада можно включить просто краткое вступительное слово учителя или библиотекаря.
Литературные вечера и встречи могут проводиться как общешкольное мероприятие, посвященное жизни или творчеству отдельного писателя. Здесь первым и основным условием является совместная работа с другими структурными подразделениями школы.
Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп. Большую помощь библиотекарю может оказывать актив библиотеки.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что обязательным условием успешной массовой работы школьной библиотеки является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учителями предметниками.
Огромные перспективы открывают совместные формы работы с библиотеками  централизованных библиотечных систем и специализированных детских и юношеских библиотек, которые имеют богатые фонды и квалифицированных специалистов.

Список использованной литературы:

  1. Бессонов Л.П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе / Л.П. Бессонов. Л., 1960. – 199с.
  2. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе: Книга для учителя / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981.  240с.
  3. Картотека коллективных познавательных и ролевых игр: Методические рекомендации для школ, внешкольных учреждений, лагерей / Под ред. О.С. Газмана и др.  М., 1990. 55с.
  4. Козлова О.В. Библиотекарь в школе: что делает и сколько / О.В. Козлова // Завуч. 2000. №8. С.101-107.
  5. Кондрашов В.Н. литературные викторины: Пособие для учителей / В.Н. Кондрашов. 2-е изд., перераб.и доп. М.: Просвещение, 1968. 248с.
  6. Краткий справочник школьного библиотекаря / Под общ.ред. Г.И. Поздняковой. СПб: Профессия, 2001. 352с.
  7. Куликова С. Литературное творчество как средство самовыражения и воспитания художественного вкуса читателей школьной библиотеки / С. Куликова // Школьная библиотека. 2001. №2. С.22-24.
  8. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству / З.И. Романовская. М.: Педагогика, 1982. 128с.
  9. Селиванова Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе: Из опыта работы / Е.Д. Селиванова. М.: Просвещение, 1982.  72с.
  10. Славина И.И. Литературный клуб старшеклассников / И.И. Славина. М.: Просвещение, 1969.  111с.
  11. Смелова О. И.   Браво, массовая работа! / О. И. Смелова  // Библиотека. 2003. № 2. С. 16-17.
  12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"

Доклад "Самостоятельная работа студентов на уроках литературы"...

Методический доклад на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как залог успеха их дальнейшего профессионального становления».

Данный доклад освещает актуальность и значимость самостоятельной работы студентов, характеризующуюся как деятельность, связанную с воспитанием мышления будущего профессионала. В данной работе описывае...

Доклад на тему: «Самостоятельная работа студента в государственном профессиональном образовательном учреждении»

Основой специального образования является самостоятельная работа студента. Именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возмо...

Доклад по теме «Самостоятельная работа обучающихся на практических занятиях»

Самостоятельная работа обучающихся на практических занятиях...

Доклад на тему: «Массовая работа в школьной библиотеке»

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, под...

Доклад на тему "Опыт работы мастера производственного обучения во время обучения учащихся на строительных объектах (предприятиях) образовательного учреждения"

В докладе отражены ключевые моменты  необходимые для проведения урока производственного обучения в реальных условиях на производстве (предприятии)....

Доклад на тему "Формы работы и методы обучения на уроках ОПК и ОДНКНР"

quot;Формы работы и методы обучения на уроках ОПК и ОДНКНР...