"Технология организации самостоятельной деятельности обучающихся в производственном обучении"
статья

На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Технология организации самостоятельной деятельности обучающихся в производственном обучении

На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:

- обучение на уровне требований передовой техники производства;

- обучение на основе производительного труда;

- наглядность обучения;

- систематичность и последовательность в обучении;

- доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- прочность усвоения знаний и навыков.

                                Инновационные технологии в обучении

        Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.        На своих уроках я использую компьютерное сопровождение. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.                 Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке производственного обучения можно разделить на два этапа.         Первый - компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только мастер п/о в качестве средства визуализации материалов урока. Второй - компьютерное сопровождение. На этом этапе кроме использования мастером п/о компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станков и оборудования, свойств материалов, технологического процесса и т. д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например - с целью допуска ученика к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.                                        Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.                                Также на уроках производственного обучения идет работа с конспектами, которая  позволяет развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние «могу», «умею», чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества.        

                        

                      Современные уроки производственного обучения

        Современные уроки производственного обучения отличаются от традиционных содержанием, организационно-методической стороной,  уровнем активизации познавательной деятельности, темпом прохождения материала, высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Главное, что должно отличать урок в условиях реформы от традиционности, - это его высокий конечный результат, то есть усвоение непосредственно на уроке основного содержания, формирование профессиональных умений и навыков, успешное решение задач воспитания и общего развития учащихся.                        Большое практическое значение имеет воспитание в процессе производственного обучения конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым рабочим.                                                Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности.                

               Инновационные методики оценки деятельности учащихся

        Объективная оценка уровня достижений обучающихся предназначена для:

- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям государственного образовательного стандарта;

- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;

- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.

        Сегодня в качестве инновационных средств используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.                                                                         В своей работе я использую такие методы, как:                                

- самостоятельная работа;

- тестирование;

- мониторинг;

- дифференцированный зачет.

        Самостоятельная работа - проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка знаний  и усвоения пройденного материала (например, соблюдение правил БУТ, рациональное использование материалов, правила эксплуатации оборудования и инструментов и т. д.).                                                                Тестирование - является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений.                                         Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог - обучающийся», позволяющие наблюдать и, по мере необходимости, корректировать продвижение обучаемого от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе.                                                                                 Дифференцированный зачет - форма итогового контроля, проводимого в удобной для преподавателя форме, по итогам профессионального модуля.

                                           

Заключение

        Важным направлением в работе мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.                                                        Мастера производственного обучения должны обладают высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов, вызывать интерес к своему предмету, владеть персептивными способностями, культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал, быть заинтересованными в успехах обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности

Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.....

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

Включение обучающихся в активную познавательную деятельность на уроках производственного обучения

Вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность, руководство ею - это ответственная и сложная задача каждого мастера производственного обучения. Воспитание активности и познавательной де...

Учебное пособие по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях очной формы обучения по специальности Фармация

  В учебном пособие отражены вопросы общей рецептуры – раздела фармакологии о правилах выписывания в рецептах различных лекарственных форм. Приведены примерыпо выписыванию лекарствен...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самостоятельная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредствен...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся

при реализации ПМ.02 "Разработка конструкций и шаблонов лекал"...