Электронный УМК как инструмент организации и поддержки учебного процесса на занятиях математики
методическая разработка

Цацаева Татьяна Николаевна

К системе среднего профессионального образования в настоящее время предъявляются новые требования не только по содержанию профессиональной подготовки специалистов среднего звена, но и по самой системе организации учебного процесса.УМК – это совокупность нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.Содержание УМК, отражает модульно-деятельностный подход к обучению, в котором сделан акцент на активную позицию обучаемого, который заинтересован в своих знаниях, а педагог осуществляет управление: мотивирование, организацию, координацию, консультирует и контролирует.Основными компонентами (модулями) УМК по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» являются: программно-планирующий модуль, учебно-методический модуль, диагностико-контролирующий модуль и справочный материал, глоссарий, проектная деятельность. Каждый блок имеет свои особенности и структуру, отражающие компоненты учебной дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Электронный учебно-методический комплекс как инструмент организации и поддержки учебного процесса на занятиях Математики.

Цацаева Т.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

К системе среднего профессионального образования в настоящее время предъявляются новые требования не только по содержанию профессиональной подготовки специалистов среднего звена, но и по самой системе организации учебного процесса. Современный работодатель отдает преимущества при приеме на работу специалисту, способному к профессиональному самообразованию, творчески ориентированному к выполняемой работе, обладающему активной профессиональной позицией при организации производственной деятельности на своем рабочем месте. В соответствии с этим возрастает роль и значение новых подходов к комплексному учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, в том числе к разработке учебно-методических комплексов (УМК) по учебным дисциплинам.

УМК – это совокупность нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.

Разработка и использование УМК по учебной дисциплине «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач:

четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе;

фиксация и конкретизация учебных целей и задач дисциплины;

отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с учебной дисциплиной;

последовательную реализацию внутри- и междисциплинарных логических связей;

рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;

определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;

определение оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

Исходя, из этих задач были определены: структура и содержание УМК.

Содержание УМК, отражает модульно-деятельностный подход к обучению, в котором сделан акцент на активную позицию обучаемого, который заинтересован в своих знаниях, а педагог осуществляет управление: мотивирование, организацию, координацию, консультирует и контролирует.

Поэтому, важно предложить обучающемуся полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного освоения учебной дисциплины.

Задачами преподавателя при этом являются: консультирование, оценка всех тем и разделов учебной дисциплины, мотивационная деятельность по активному привлечению обучающихся к самостоятельной и практической деятельности.

Основными компонентами (модулями) УМК по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» являются: программно-планирующий модуль, учебно-методический модуль, диагностико-контролирующий модуль и справочный материал, глоссарий, проектная деятельность. Каждый блок имеет свои особенности и структуру, отражающие компоненты учебной дисциплины.

1. Программно-планирующий модуль. Функционально программно-планирующий модуль обеспечивает прохождение рабочей программы учебной дисциплины экспертизы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС, а также планомерность обучения и включает в себя:

1.1. Выписку из ФГОС СПО;

1.2. Выписку из ФГОС ООП;

1.3. Примерную программу дисциплины;

1.4. Рабочую программу учебной дисциплины;

1.5. Календарно-тематический план учебной дисциплины;

2. Учебно-методический модуль. Учебно-методический модуль обеспечивает в комплексе обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность студентов и включает в себя:

2.1. Теоретический блок (конспекты лекций по темам)

2.2. Практический блок (Комплект практических работ и методические рекомендации к ним)

2.3. Сборник задач повышенной сложности

2.4. Комплект карточек-заданий

2.5. Список основной и дополнительной литературы;

Для изучения учебной дисциплины разработаны конспекты лекций по темам рабочей программы, контрольные вопросы для самопроверки, используются учебники и учебные пособия. При работе с учебником осуществляется подход «обучающийся - учебник - преподаватель». Практические задания имеют вариативность, и различаются по уровню сложности, что обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Оценка практических работ основана на бальной системе, каждая работа имеет 20-ть баллов. Студент может сам выбрать, какие задания он выполнит и на какую оценку. Осуществляется мониторинг за выполнением практических работ.

3. Диагностико-контролирующий модуль. Диагностико-контролирующий модуль обеспечивает выявление, измерение, и оценивание знаний, умений и навыков у обучающихся по дисциплине, а также степень сформированности общих компетенций и включает в себя:

3.1. Материалы входного и текущего контроля;

3.2. Комплект контрольно-измерительных материалов (КИМ);

3.3. Банк тестовых заданий;

Контроль является необходимым компонентом процесса обучения. Контроль устанавливает факт выполнения или невыполнения, а оценка – качество выполнения. Контроль и оценка стимулируют и активизируют работу, как обучающегося, так и преподавателя. Дидактической функцией контроля является обеспечение обратной связи между преподавателем и студентом, получение преподавателем объективной информации об освоении дисциплины. Инструментом для этого служат КИМ по учебной дисциплине. По дисциплине предусмотрены и проводятся входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

4. Справочный материал. Данный модуль обеспечивает повышение степени восприятия учебного материала и делает его более доступным для обучающихся и в комплексе обеспечивает обучающую деятельность преподавателя и учебно-познавательную деятельность студентов на всех этапах обучения. Он включает в себя:

 4.1.Структурно-логические схемы;

4.2. Опорные плакаты;

4.3. Таблицы, графики, диаграммы;

4.4. Презентации.

5. Глоссарий.

6. Проектная деятельность

6.1. Методические рекомендации

6.2. Тематика проектов (исследовательских работ)

Разрабатывая составляющие и содержание УМК для освоения учебной дисциплины, учитывались основные концептуальные подходы, отмеченные в ФГОС СПО нового поколения и ФГОС ООП. Например, ориентация на результат с учетом минимальных требований к подготовке студентов в соответствии с предъявляемыми требованиями, интеграция теоретического и практического компонентов в обучении, использование активных методов обучения (АМО), обоснованный отбор необходимых теоретических знаний, интегрированных в практические занятия, преобладание самостоятельного изучения теоретического материала обучающимися. А, также был сделан акцент на практико-ориентированную среду обучения с целью формирования как профессиональных, так и общих компетенций. Так, как единство задач формирования общих и профессиональных компетенций отражает интеграцию профессиональных и общеобразовательных циклов в содержании профессионального обучения. Эффект от  реализации УМК по учебной дисциплине во многом зависит и от применения в учебном процессе современных инновационных педагогических технологий (блочно-модульных, информационно-коммуникационных и др.), а также использования разнообразных методов и форм активного обучения.

Вместе с тем работа по разработке и усовершенствованию УМК должна быть систематичной, планомерной и непрерывной. Исходя, из выше изложенного можно сделать вывод о необходимости планомерного мониторинга  внедрения и реализации УМК по учебной дисциплине для повышения эффективности образовательного процесса.


Список литературы

1. Блинов, В.И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст]/В.И. Блинов. – М.: ФИРО,2010. – 18с.

2. Воронцов, А.Б., Чудинова, Е.В. Психолого-педагогические основы развивающего обучения [Текст]/ А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. – М.: АПКиПРО, 2013. – 360с.

3. Плюхина, С.В. Модернизация и компетенции [Текст]/ С.В. Плюхина // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 3.

4. Ярочкина, Г.В. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Г.В. Ярочкина, С.А. Ефимова. – М.: Московский психолого-социальный институт, федеральный институт развития образования, 2006. – 177с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическое занятие "Организация проведения ежедневной текущей уборки" по профессиональному модулю ПМ-03 "Организация обслуживания гостей в процессе проживания"

Представляю план проведения практического занятия по теме "Организация проведения ежедневной текущей уборки" профессинального модуля ПМ-03 "Организация обслуживания гостей в процессе поживания", прово...

Электронный урок как форма организации образовательного процесса

Электронный урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом при использовании современных средств информационно-коммуникационных технологий и разнообразных электронн...

Тезисы к конференции. Внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов по сохранению здоровья семьи и населения в целом. Лущай С.Я., Максимова Г.А., Марач Л.С.

Тезисы к XX Международной научно-практической конференции "СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ, ВОДНЫЕ И СУХОПУТНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СИБИРИ И АРКТИКИ В XXI ВЕКЕ", г.Тюмень, март 2...

Участие во всероссийском конкурсе «Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе" 2018

Приняла участие во всероссийском конкурсе «Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе» в номинации «Лучший электронный образовательный ресурс для проведения дистанционног...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ЕН. 01 Математика

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой УД ЕН.01 Математика с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисциплины.Данные рекомендации пре...