Приемы активизации нравственного развития личности.
статья

Батыргалиева Гульназ Бекбулатовна

Понятие нравственности:

  • (мораль) – совокупность норм  и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
  • Особая форма общественного сознания и вид общечеловеческих отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_aktivizatsii_nravstvennogo_razvitiya_lichnosti.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

           Приемы активизации нравственного развития личности.

«В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность». А. Энштейн

Понятие нравственности:

  • (мораль) – совокупность норм  и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
  • Особая форма общественного сознания и вид общечеловеческих отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
  • Система внутренних прав  человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Задачи нравственного воспитания:

  • Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
  •    Вооружение обучающихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;
  •    Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения, обучающихся путём организации их практической деятельности;
  •    Организация нравственного самовоспитания детей.

Нравственное воспитание подразумевает следующие компоненты:

  1. Целенаправленную работу по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.);
  2. Актуализацию всех источников нравственного опыта обучающего (это учебная, общественно полезная, внеклассная работа; отношения между обучающимся в группе, отношения  с родителями, отношения преподаватель – студент, повседневный стиль и «тон» работы учебного заведения);
  3. Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

  Говоря о  методах нравственного воспитания,  целесообразно 

придерживаться универсальных классификации.

Методы формирующие  сознание (рассказ, диспут, беседа, убеждение).

Методы формирующие поведение (упражнение, приучение, соревнование).

Методы стимулирующие поведение (поощрение, наказание, взрыв).

Диагностические методы (ранжирование, анкетирование,

тестирование, социометрия).

Два важнейших направления:

  •   Организация оценочной деятельности. Основная роль оценочной деятельности – выработать отношение к познанному, к явлениям действительности как к ценным или не ценным для самого человека. Целый ряд приёмов выполняет данную функцию, особое значение среди них принадлежит рефлексии, направленной на осознание человеком собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов.
  • Второй путь нравственного развития связан с созданием ситуаций «проживания», про чувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые обучающийся включён в процессе своей жизнедеятельности.

Предлагаю  Вам элементы современных технологий нравственного воспитания, приёмы активизации нравственного развития личности, которые могут быть использованы классными руководителями, куратором  при организации этических бесед, дискуссий, тренингов и других форм работы.

Приёмы, стимулирующие аналитическую оценочную деятельность  обучающихся:

  •      Анализ противоречивых высказываний;
  •      Анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний;
  •      Анализ проблемных вопросов;
  •      Анализ нравственных проблемных ситуаций;
  •      Дилемма.

Приёмы организации работы с нравственными понятиями:

  • Поиск близких и противоположных понятий;
  •  Коммуникативное письмо;
  •  Незаконченное предложение;
  •  Контраргументы;
  •  Ранжирование.

Приёмы активизации нравственных эмоций и чувств:

  • Актуализация эмоционального опыта;
  • Визуализация;
  •  Символический рисунок;
  • Цветопись.

Приёмы организации игрового взаимодействия:

  •  Игра-драматизация;
  •  Игра-загадка;
  •  Игровое моделировании;
  •  Игра с последующей рефлексией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект: «Духовно-нравственное воспитание школьников, как основа гармонического развития личности в условиях колледжа-интерната».

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение духовно - нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения.  Формирование высоко - ...

Дидактические приемы активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "МАЛЯР"

Активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познав...

Статья СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Статья рассказывает об опыте применения технологии создания ситуации успеха в учебной деятельности...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

Театральная самодеятельность в воспитательной деятельности, как средство духовно-нравственного развития личности детей с нарушениями слуха

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, вопросам социальной интеграции и реабилитации детей с нарушениями слуха через театрализованную...