Цифровые образовательные ресурсы
электронный образовательный ресурс

 Для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование .Презентации к ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon umk_shkola_prezent.zip1.53 МБ
Файл tsor_v_muz._obrazovanii.docx26.44 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-методический комплект «Музыка» Авторы: Сергеева Г.П. (руководитель проекта), Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина Издательство «Просвещение»

Слайд 2

Идеи Д.Б. Кабалевского в содержании УМК «Музыка» Духовно-нравственная направленность Связь с жизнью Опора на закономерности музыки (жанры, язык, образ, стиль) Методы познания, адекватные интонационной природе музыки Критерии отбора материала: художественность, воспитательная ценность, педагогическая целесообразность Целостность урока музыки Разнообразие видов музыкально-практической деятельности учащихся

Слайд 3

Программы «Музыка», «Искусство» Программа «Музыка» 1-4 классы Программа «Музыка» 5-9 классы Программа «Искусство» 8-9 классы

Слайд 4

«Музыка» 1-7 классы «Искусство» 8-9 классы Программа «Музыка». 1-4 классы (2001-2005 гг.) - Включена в концепции начального образования: «Школа России», «Преемственность», «Традиционная школа». Программа «Музыка». 5-9 классы (2004-2006 гг.) - В связи с изменением Стандарта по образовательной области «Искусство» перерабатывается с учетом предпрофильной подготовки и профильного обучения . Программа интегративного курса «Искусство» 8-9 классы (2006 гг.) Авторы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская - УМК «Искусство» 8-9 классы (Учебник, CD ( творческие задания для учащихся, музыкальный материал для учителя, методическое пособие (2007 г.)

Слайд 5

Особенности содержания УМК «Музыка» Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта (2004 г.): фольклор, музыка религиозной традиции; «золотой фонд» классического наследия; современная (академическая и популярная) музыка; Усиление роли русского музыкального искусства: вхождение ребенка в мир музыки «от родного порога»; Концентрический принцип структурирования материала; Формирование музыкальной культуры учащихся на основе развития ассоциативно-образного мышления; Интеграция основного и дополнительного музыкально-эстетического образования и воспитания

Слайд 6

Виды музыкально-практической деятельности учащихся Восприятие музыки и размышления о ней; Пение – хоровое, ансамблевое, сольное; Инструментальное музицирование; Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; Импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные; Выполнение творческих заданий (рабочие и творческие тетради) Исследовательские ученические проекты (6-7 классы)

Слайд 7

Методы музыкального обучения Художественного, нравственно-эстетического познания музыки Интонационно-образного и жанрово-стилевого постижения музыки Эмоциональной драматургии урока Перспективы и ретроспективы в обучении Создания «композиций» Художественного контекста (выхода за пределы музыки) Сходства и различия («тождества и контраста»)

Слайд 8

УЧЕБНИК Содержание: фольклор, музыка религиозной традиции, классика, современная музыка Структурная единица – разворот Понятийный аппарат учебника Вопросы и задания для учащихся Ассоциативно-образный ряд: - литературный (проза и поэзия); - изобразительный (тематические рисунки, фотографии, репродукции различных видов и жанров изобразительного искусства, нотная графика)

Слайд 9

РАБОЧАЯ (ТВОРЧЕСКАЯ) ТЕТРАДЬ Задания разного типа: Выявление интонационно-образных, жанрово-стилевых особенностей музыкальных сочинений Закрепление закономерностей музыки, ее основных понятий (интонационная природа, жанры, стиль, язык и др.) Подбор произведений искусства, созвучных музыке Разработка программ концертов, конкурсов, афиш, либретто, сочинения о музыке и музыкантах Импровизации (вокальные, ритмические, пластические и др.) Рисование на темы полюбившихся музыкальных произведений

Слайд 10

ХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала Адресована учителю музыки, включает в себя: Музыкальные произведения из учебников и тетрадей Дополнительный музыкальный материал (вариативность) Адаптированные фрагменты из сочинений крупных жанров Песенный репертуар (темы инструментальных и вокальных сочинений, песни современных композиторов, в том числе авторская песня)

Слайд 11

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала (на аудиокассетах и компакт-дисках) Адресована учителю, включает в себя: Музыкальные произведения учебников и тетрадей Записи выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей Классические произведения в современной обработке Перечень музыкальных сочинений, ссылки на произведения из фонохрестоматия других классов Хронометраж звучащих сочинений Завершенность звучания сочинений дает возможность использовать их как на уроках музыки, так и во внеурочных формах занятий

Слайд 12

Методическое пособие для учителя В новом издании будут предложены: тематическое планирование по четвертям; примерные сценарии уроков музыки, их варианты; методы, способы и приемы изучения содержания УМК; информация для учителя культурологического, музыковедческого, исторического характера; вопросы и задания для учащихся 1-4 классы

Слайд 13

Цифровой образовательный ресурс на основе мультимедийных технологий ЦОР для 1-4 классов включает в себя: Текстовой информационный материал, фрагменты прозы, поэзии, словарь терминов и понятий, эмоциональный словарь Видео (фрагменты опер, балетов, мюзиклов, концертное исполнение сочинений, презентации исполнителей и исполнительских коллективов и т.п.) Зрительный ряд (фотографии, репродукции, нотные примеры) Анимацию (изображение в игровой форме сюжетов музыкальных произведений) Звуковой ряд (запись музыкального материала УМК) Систему творческих интерактивных заданий для учащихся

Слайд 14

Методические пособия для учителя 5-6 классы; 7 класс Описание конкретных технологий (методы, способы и приемы работы учителя) Информация культурологического, музыковедческого, исторического характера Сведения о композиторах, отдельных сочинениях Формы организации уроков Вопросы и задания для учащихся Организация проектной деятельности Тематическое планирование Диагностика музыкального развития

Слайд 15

Разделы учебников «Музыка» 1 класс: «Музыка вокруг нас», «Музыка и ты» 2 - 4 классы: «Россия Родина моя»; «День, полный событий»; «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»; «В музыкальном театре»; «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5 класс: «Музыка и литература»; «Музыка и изобразительное искусство». 6 класс: « Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки» 7 класс: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»; «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Слайд 16

УМК «Музыка» 1 класс Учебник-тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (3 аудиокассеты, CD )

Слайд 17

УМК «Музыка» 2 класс Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия ( 2 аудиокассеты, CD )

Слайд 18

УМК «Музыка» 3 класс Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (3 аудиокассеты, CD)

Слайд 19

УМК «Музыка» 4 класс Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (3 аудиокассеты, CD )

Слайд 20

УМК «Музыка» 5 класс Учебник Творческая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (3 аудиокассеты, CD)

Слайд 21

УМК «Музыка» 6 класс Учебник Творческая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (6 аудиокассет, CD)

Слайд 22

УМК «Музыка» 7 класс Учебник Хрестоматия Фонохрестоматия (С D) Методические рекомендации

Слайд 23

Диагностика уровня музыкального развития учащихся Критерии музыкального развития: Проявление интереса к музыкальным занятиям Степень развития эмоционального и осознанного восприятия Музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят исполнять, слушать) Степень развития умений и навыков музицирования (пение, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, импровизации, игра на простейших инструментах и др.) Характер размышлений о содержании музыки (эмоциональный словарь, оценочные суждения, их индивидуальность, избирательность) Творческие проявления учащихся в музыкально-практической деятельности Проявление музыкальности во внеурочных формах работы Формы диагностики: Письменное тестирование (на основе звучащей музыки, ассоциативных связей, самодиагностики); Наблюдение («Дневник наблюдений»), выявление уровней – высокий, средний, низкий); Творческие задания; Участие в разработке и презентации исследовательских ученических проектов

Слайд 24

Исследовательский ученический проект Задачи проекта: Активизация познавательных интересов к музыке как части жизни Развитие креативного (творческого) мышления Формирование исследовательских умений, разнообразных способов деятельности, коммуникативных навыков Тип проекта: Культурологический Интегративный Критерии оценки защиты проекта: Актуальность темы, практическая направленность ее решения Полнота, оригинальность раскрытия темы Умения делать выводы, обобщения, аргументировать свою точку зрения Практическая деятельность участников проекта Художественное оформление проекта: музыка, слайды, видеоролики, web -презентации, литературное и сценическое решение проекта и др.

Слайд 25

Перспективы Разработка программ и пособий: Предшкольное музыкальное образование и воспитание детей Предпрофильная подготовка учащихся (факультативы, элективные курсы) Профильное обучение старшеклассников («Музыка мира: диалог культур») Цифровые образовательные ресурсы для разных возрастных групп



Предварительный просмотр:

«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки   как одна из инновационных технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса».

          Мы живем  в  век бурного развития информационных технологий, в современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии, которые буквально пронизали все области человеческой деятельности. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. В связи с этим сегодня большое внимание учеными уделяется потенциалу информационно-компьютерных технологий в образовании, в том числе и  музыкальном.

Повсеместно появляются методические разработки, направленные на включение в учебный процесс цифровых устройств, пришедших на смену устаревшим ТСО. В последнее время появилось несколько классов устройств, которые были ранее неизвестны: экранные, проекционные, интерактивные, виртуальные и пограничные между ними.

Сегодня же главным цифровым помощником учителя музыки  становится не компьютер и обилие периферийного оборудования, а синтезатор, ставший преемником традиционного музыкального инструмента и благодаря функциональности превзошедший его многократно. 

Одним из требований ФГОС является: « развитие общих  музыкальных способностей  обучающихся, а также  образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа  музыкальных образов».

           Максимально заинтересовать, активизировать детей, приобщить их к лучшим произведениям в области классической, джазовой, народной и современной музыки может только педагог, заинтересованный и увлеченный музыкой, а так же владеющий современными образовательными технологиями.

Электронные клавишные инструменты прочно сохраняют свои позиции как универсальные цифровые помощники учителя музыки.

Основными чертами современной методики является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель стимулирует современный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом.

Необходимо гибкое сочетание традиционного подхода к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом  процессе ученик получает возможность прикоснуться  к тайнам творчества композитора – исполнителя – слушателя.

Обязательный минимум содержания не исключает, более того, предполагает применение различных частных методик, ориентированных на совершенствование хорового пения, музыкально-ритмического воспитания, игры на музыкальных инструментах.

В условиях реформирования российского образования, введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования, возрастает повышение качества общего музыкального образования.

Среди стратегических направлений реформирования российского образования  особый интерес вызывает переход к профильному обучению на старшей ступени школы, опирающийся на сложившиеся традиции углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла. Этот шаг позволяет реально обеспечить общеобразовательный характер содержания образования в начальной  и основной школе,  сосредоточить вопросы предпрофильного характера  в содержании соответствующих профилей (в том  числе художественно-эстетического). Такой подход будет способствовать существенной разгрузке начальной и основной школы, созданию потенциала развивающего обучения.

Современные возможности синтезатора,  как мощного помощника при  изучении оркестровых инструментов (средства, позволяющие продемонстрировать звучание того или иного инструмента), яркого ассистента при разучивании и исполнении песен в классе, также являются катализатором мотивации учеников.

Первостепенной задачей учителя музыки  является поддержание  своего собственного тонуса и заинтересованности детей.

Стоит отметить, что в рамках  пройденной  производственной практики, мне приходилось наблюдать, как по-разному протекал педагогический процесс у различных педагогов и студентов,  как взаимосвязаны уровень их  подготовки и мотивация детей к обучению.

Необходимо  стимулировать желание детей творить и через  творчество самовыражаться. Используя караоке-приставку или синтезатор можно не просто вовлечь ребенка в процесс развития музыкальных способностей, но и максимально его активизировать. Всем известно, что ребенок не обладает большим запасом терпения. Он быстро загорается желанием, к примеру, написать музыку, и, столкнувшись с серьезными проблемами, быстро теряет интерес.

Не умея играть на фортепиано, ребенок может разучить несложную попевку на синтезаторе. А умная электроника разнообразит его исполнение, добавит целый оркестр авто-аккомпанемента.

Сегодня наиболее широко распространены  инструменты, основанные на семплерной технологии.  В память такого устройства записаны семплы (образцы звучания) различных цифровых и акустических инструментов. Нажимая клавиши, исполнитель извлекает звуки различной высоты. Также дополнительно можно настроить эффекты и фильтры, позволяющие получать более качественное, естественное и обогащенное обертонами звучание.

Синтезаторы начального уровня представляет собой недорогие,  небольшие, красочные  устройства, рассчитанные на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Имеется мини-клавиатура охватом 2-4 октавы, до ста тембров (зачастую присутствует полный набор ударных), до тридцати стилей авто-аккомпанемента,  встроенные динамики.

Средние характеристики таких инструментов позволяют использовать несколько таких синтезаторов в классном «оркестре» на уроке музыки. Они просты в обращении, не требуют специальных навыков при игре, имеют небольшие габариты и вес до 2 кг.

Применение подобных устройств имеет массу положительных моментов – ребенок получает более яркие эмоциональные впечатления, знакомится со звучанием различных инструментов, более охотно  участвует в процессе обучения.

          Синтезаторы среднего класса более сложные в использовании на уроке музыки. Они применимы для аккомпанирования хору или солисту, оркестру детских инструментов. Можно заранее записать фонограмму или играть ее непосредственно на уроке. При наличии доступа к  компьютеру, подключенному к сети Интернет, а в синтезаторе – 3,5” дисковода (или иного), - использовать готовые качественные «минусовки» и композиции с бесплатных общедоступных сайтов, это  становится возможным благодаря стандарту MIDI {Musical Instruments Digital Interface}, являющемуся общим для всех подобных инструментов и компьютеру.

С помощью синтезатора можно интересно рассказать о различных музыкальных инструментах, привести пример их звучания. Эта возможность окажется полезной для развития тембрового слуха и обогащения слуховой культуры детей.

В процессе учебной деятельности  преимущества синтезатора перед традиционными инструментами очевидны. Электроника не требует систематической звуковысотной настройки, в процессе игры предъявляет гораздо меньшие требования к мастерству исполнителя, позволяет исполнить аккомпанемент средствами нескольких музыкальных инструментов.

Не менее важной является проблема использования музыкального оборудования на внеклассном мероприятии, проводимом в большом помещении (актовом зале школы и т.д.). У традиционных инструментов здесь проявляется еще одна проблема – малая насыщенность звучания, недостаточная громкость. Синтезатор же предоставляет несравнимо более широкие возможности в области инструментовки и аранжировки. При недостаточности мощности звука следует использовать внешние усилители и акустическую систему.

Не останется синтезатор в стороне и от кружковой работы в школе. Дети с удовольствием  будут учиться играть на  этом современном инструменте, ведь играть на нем легче, чем на фортепиано, а результата можно добиться быстрее, что может стать отличным стимулом для занятий.

         Несмотря на максимальную упрощенность синтезаторов средней категории, сложности на первом этапе иногда возникают. Но стоит  понять общий принцип работы аппарата  и дальнейшее его освоение не отнимет много времени и сил. Кроме того, разобравшись однажды в функциях какого-либо конкретного инструмента, затруднений при работе с синтезаторами других фирм данной категории не возникнет.

         Таким образом, мы приходим к выводу о том, что синтезатор наряду с компьютером - универсальный инструмент, обладающий обширными  возможностями, мощное средство для  организации обучения и повышения его эффективности на уроках музыки. Необходимо активнейшим образом внедрять синтезатор в  образовательный процесс и всячески способствовать использованию подобных высокотехнологичных устройств в педагогической практике.

Литература

  1. Красильников, И. М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе [Текст] / И. М. Красильников. - М.: Экон-Информ, 2011.-205с.
  2. Пешняк,  В.Г. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://bookfi.net/book/632575


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Природные зоны Земли

Урок по природоведению с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), по теме «Природные зоны Земли». 5 класс (УМК: Плешаков).Цель урока: научиться различать основные природные зоны Земли.С...

Мастер – класс по теме «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках производственного обучения»

Данный мастер-класс предназначен для преподавателей и мастеров производственного обучения.Цель мастер-класса: познакомить педагогов и мастеров производственного обучения с технологией конструирования ...

Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»

Учебно-методическая разработка открытого  урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»  Разработка включает в себя пояснител...

Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»

Учебно-методическая разработка открытого  урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»  Разработка включает в себя пояснител...

Цифровые образовательные ресурсы

Примеры ЦОР по преподаваемым дисциплинам...

Цифровые Образовательные ресурсы (ЦОР). Презентация. Тема 1.1.Понятие, цели, функции рекламы. МДК 07.01. Выполнение работ по профессии Агент рекламный (специальность 43.02.10. Туризм, 2 курс)

Данная презентация является мультимедийным сопровождением лекционного материала по Теме 1.1. Понятие, цели, функции рекламы...