Этнокультурная и личностная идентичность в условиях развития гражданского общества.
статья

Процесс воспитания личностной и этнокультурной идентичности в образовательном пространстве современной России предполагает складывание целостной картины мира; выработку человеком собственной жизненной позиции; воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье и согражданам; формирование нравственной, эстетической, правовой и экологической культуры учащихся; интеграцию личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающую формирование исторического сознания; воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnaya_i_lichnostn.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурная и личностная идентичность в условиях развития гражданского общества.

Полиэтничность, поликультурность населения Российской Федерации ставят перед российской системой образования ряд серьёзных задач. От решения данных задач во многом зависит культурно-ценностное и языковое единство общества, культурная и духовная разногласия этносов и отдельных людей, культурное обеспечение полноценной самореализации личности.

Процесс воспитания личностной и этнокультурной идентичности в образовательном пространстве современной России предполагает складывание целостной картины мира; выработку человеком собственной жизненной позиции; воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье и согражданам; формирование нравственной, эстетической, правовой и экологической культуры учащихся; интеграцию личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающую формирование исторического сознания; воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России.

Этнокультурная идентичность позволяет индивиду воспринимать и осознавать свою общность с самобытной культурой того или иного этноса. Характерность, самобытность этнической культуры проявляется в особенностях образа жизни, семейно-бытового уклада, пищи, одежды, а также в привычках, фольклоре, традиционных ремеслах, народных промыслах и т. д. Особенности и богатства этнической культуры передаются от поколения к поколению с помощью соблюдения традиций, представляющих собой совокупность стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, мировоззренческих установок, характерных для определенной этнической группы.  Гражданская идентичность подтверждает о наличии двух не вступающих в конфликт уровней самосознания: возможности одновременно чувствовать себя частью самобытной этнокультуры и представителем гражданской общности, личностью полиэтничной российской нации.  На сегодняшний день очень важно, чтобы российская полиэтничная общность стала системным единством этнокультурной и общегражданской структуры общества, который будет содействовать росту гражданского патриотизма и этнической толерантности.

Личностная идентичность - это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, участие в социальной и политической жизни страны, которое является очень существенным для личности.

Базовые ценности человеческого сознания включают:

·     патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·     социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·     гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·     семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·     труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·     наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·     традиционные российские религии.

·     искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·     природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·     человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

На сегодняшний день Россия находится перед проблемой нахождения модели интеграции, учитывающей интересы всех ее народов, поэтому поиски идентичности, способной консолидировать граждан страны, актуальны не только для политиков, они также становятся и важной задачей науки и образования. В зарубежной и отечественной историографии авторами уделяется значительное внимание изучению различных аспектов данной проблемы (З. Фрейд, Л.М. Дробижева, А.Г. Санина, А.Л. Набок, Е.М. Арутова, И.М. Габдрафиков, М.В. Шакурова и др.) [3].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что идеология гражданственности в условиях России не должна обострять или игнорировать этнокультурные различия. Ее задача – признание вариативности этнокультурных различий и дальнейшая межэтническая интеграция на базе единой национально-гражданской идентичности как поля взаимной толерантности и общей солидарности. В системе образования при организации, как учебной, так и внеклассной работы следует обширно использовать накопленный опыт гражданского и патриотического воспитания. Психолого-педагогическая деятельность в этом направлении активно оказывать содействие формированию у детей, подростков и юношей фундаментальных принципов гражданского общества, основанного на приоритете толерантности, правового сознания, осознания гражданской и этнокультурной идентичности, как своей, так и всех других народов, независимо от их численности; активного гражданского участия в жизни общества.  Результативность процесса формирования личностной идентичности обучающихся образовательных организаций  во многом зависит от степени изучения  истории России, обществознания, истории и культуры субъектов РФ, основ духовно-нравственной культуры народов России, а формирование этнической идентичности, восприятие своей «малой Родины» во многом определяется эффективностью изучения национальной культуры, истории родного края (краеведения), национального (родного) языка, национальной литературы, т.е. предметов социально-гуманитарного цикла.

Список использованных источников

  1. http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
  2. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС. Режим доступа: http://www.uchmet.ru/library/material/145058/ (11.10.2012)
  3. Дробижева Л.М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России (что может и чего не может дать демократизация) // Общественные науки и современность, 2005. – № 2. – С.16-28; Санина А.Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход / Социологическое исследование: ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН.- М., 2012. - № 12. – С. 57-65; Арутова Е.М. Идентичность и этнические установки молодежи Башкортостана / Институт гуманитарных исследований Республики Башкортостан. – Уфа, 2012. - № (10). – С. 39-48; Шакурова М.В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности / Классный руководитель: научно-методический журнал. – М., 2014. - № 1. – С. 58-72; Габдрафиков И.М. Молодежь в полиэтничных регионах России (на примере РБ) // Духовно-культурные ценностные ориентации молодежи в эпоху глобализализации: сб. научных статей международной научно-практической конференции. – Уфа, 2015. – С. 117-129.
  4. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации  
  5. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии. XIX– начало XX века. – М., 2004.  
  6. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России  /Отв. ред. В.С. Магун. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Применение личностно - ориентированной технологии при развитии фонетико- фонематической стороны речи на уроках английского языка»

Вашему  вниманию я  хочу предложить мастер-класс по актуальной для начальной школы теме: «Применение личностно- ориентированной технологии  при  развитии  фонетико- фонематиче...

Гражданин в гражданском обществе

«Чтобы себя и мир спасти,    Нам нужно, не теряя годы,    Забыть все культы    И ввестиНепогрешимый культ природы.»(В. Фёдоров.)...

Государство и гражданское общество

Изучение темы "Государство и гражданское общество" в курсе "Основы социологии и политологии"...

Молодёжь как участник создания правового гражданского общества (научная статья)

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания молодого поколения. Именно от уровня правосознания молодежи зависит будущее управление обществом и государством, поэтому правовое самоопределен...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБЩЕЖИТИИ ЮРЬЕВЕЦКОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Организация воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на формирование социально значимых качеств личности...