Духовно- нравственное воспитание на уроках химии
статья

Аюпова Лайсан Фатыховна

Духовно – нравственное развитие и воспитание студентов являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Изучение научных открытий и освоение культурного наследия народов является важной стороной изучения химии на уроках и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ

Аннотация: Духовно – нравственное развитие и воспитание студентов являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Изучение научных открытий и освоение культурного наследия народов является важной стороной изучения химии на уроках и во внеурочное время.

Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, личностная активность, химические понятия и законы.

«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего»

Д.И.Менделеев

Социальный заказ современному преподавателю заключается в том, чтобы поднять наше образование на более высокий и качественный уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса как развитие ключевых компетенций, так и воспитание нравственности, патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

Одной из граней воспитания является изучение и освоение культурного наследия. Культурное наследие – это совокупность культурных ценностей, доставшихся человечеству от прошлых эпох, выдержавших испытание временем и передающихся из поколения в поколение.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Нравственные ориентиры, в настоящее время, претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. И наша задача, по моему глубокому убеждению, сделать всё возможное, чтобы наши выпускники стали духовно богаче. В последние годы обнаруживается снижение интереса учеников к изучению химии. Если дети равнодушны к предмету, учёба становится тяжёлой повинностью. Поэтому нам, преподавателям, необходимо решать вопросы: как учить, увлекая и вовлекая их в процесс познания, как содействовать проявлению личностной активности?

Процесс усвоения знаний – творческий процесс, следовательно, он должен нести ребенку радость, давать вдохновение, прививать чувство успешности, быть эмоционально окрашенным. Не должно быть чувства страха перед учителем за неправильный или неточный ответ. «Если охоты учиться нет – учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой», – пишет известный педагог-новатор С. Соловейчик. Студенты легче воспринимают материал, если при объяснении вносятся элементы занимательности и ассоциативного мышления. 

При изучении химии студентами первого курса педагогического колледжа также стоит вопрос о важности химических законов, понятий и химической терминологии. На первом же уроке – диспуте «Химия и моя будущая профессия» будущие педагоги приходят к выводам что, в современной жизни, в особенности, в жизнедеятельности человека химия играет исключительную роль, т. к. нет ни одной отрасли науки и производства, не связанной с применением химии.

В процессе изучения химии студенты сталкиваются с разными проблемами. Одна из таких проблем – освоение химического языка. А что такое химический язык?

- Химический язык в широком смысле – это не только язык химии, но и отчасти язык предметов, тесно связанных с химией, как предметы физика, география, астрономия, биология, история, русский язык и литература. Химический язык определяет, как «совокупность химической терминологии, символики и номенклатуры, так и правил их составления, преобразования, истолкования и оперирования ими». Поскольку химический язык – это язык научный, то на него накладываются речевые особенности, для научного стиля речи: логичность, доказательность, точность, лаконичность, использование специальной терминологии. К основным трудностям в освоении химической терминологии можно отнести: неточное знание содержания отдельных терминов, исходящих из знания свойств отдельных химических элементов и веществ.

Богатейшие возможности химической терминологии, его смысловые значения очень хорошо раскрываются в различных формах фольклора, таких, как пословицы и поговорки, сказки и загадки. На уроках химии пословицы и поговорки тонким намеком раскрывают отдельные свойства химических элементов и веществ.

Тематика высказанных пословиц и поговорок различна, охватывает широкий спектр свойств веществ. Правильному истолкованию смысловых значений высказанных пословиц и поговорок помогает знание физических и химических свойств, способов получения, применения химических веществ. Например, очень много пословиц и поговорок высказаны о химических элементах «золото» и «серебро».

Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью (татарская пословица). Булат не гнется, а золото не ржавеет. Человек не пуговица серебряная: он блестит разно (русские пословицы).

Заметное место в формах фольклора отводится народным загадкам. Мир народных загадок удивителен, его язык точен и лаконичен. Познавательная сторона содержания загадки позволяет раскрыть перед ней двери не только урока литературы, но и урока химии. Их легко разгадать, если хорошо знать отличительные особенности физических и химических свойств веществ. Применение химической терминологии в пословицах, поговорках, в различных формах русской лексики, на правильном истолковании химических терминов и основывается вся занимательная химия, химия во внеурочное время. Основываясь на это, можно составлять сколько угодно пословиц и поговорок, стихов и загадок. Для этого важно знать основные законы химии, химические понятия, свойства веществ, понять смысл словосочетаний, чтобы правильно истолковать химические термины, чтобы найти правильное применение терминов в различных формах фольклора. Расширяем познавательный интерес с точки зрения и химии, и русской лексики.

Стандарт нового поколения предусматривает самостоятельное выполнение обучающимся индивидуального проекта под руководством учителя по выбранной теме. Индивидуальные проекты по темам: «Химические сюжеты в литературе», «Металлы в искусстве», «Химия и литература – точки соприкосновения» соединяют золотыми нитями химиков и филологов.

Важную роль в нравственном воспитании обучающихся играют научные открытия. Науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина. Дети должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых. При изучении химических реакций, нужно задуматься, какой путь научного поиска стоит за химическими формулами, учащиеся должны знать, что к любому знаку в уравнении химической реакции надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда. Нужно понимать, что существует моральная мера ответственности за научное открытие, Учащиеся должны анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков. Если на уроке химии, студенты хотя бы немного прикоснутся к миру прекрасного, доброго, то можно сказать, что в какой-то мере их душа и мысли станут чище, нравственнее.

Естественнонаучные предметы формируют целостную научную картину мира. Постоянный процесс эволюции научного знания - это не только овладение научным подходом к решению различных образовательных задач, формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, но овладение умениями сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни, воспитание ответственного и бережного отношения к истокам своего народа.

Список литературы

  1. Даль В.И. «Пословицы русского народа»
  2.  Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006.
  3.  Соловейчик С.С «Педагогика для всех» Лит. Рес:АСТ, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание в условиях формирования ключевых компетенций на уроках литературы.

Духовно – нравственное воспитание в условиях    формирования   ключевых  компетенций   на уроках литературы...

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....

Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)

В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разруш...

Использование активных форм преподавания в духовно-нравственном воспитании студентов на уроках литературы

Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и ве...

Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.

Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...