Как организовать проектную деятельность со студентами
методическая разработка

Биткова Ольга Анатольевна

Работа раскрывает суть работы над проектной деятельности. Структура работы: полезные советы, планирование, пошаговая инструкция. В конце работы читателя ожидает бонус - треюования к речи выступающего и 5 метапредметных результатов, которых достигнут студенты в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc719.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Методическая разработка преподавателя     «Психологии»

                            Битковой Ольги Анатольевны

                         Как организовать проектную деятельность со студентами.

В данной разработке, уважаемые педагоги, вы узнаете о том, как  можете сопровождать проектную деятельность студентов. Методический материал содержит пошаговую инструкцию, памятку и и рекомендации.

Чтобы помочь студентам реализовать себя в роли исследователя и углубить знания в дисциплине, а также развить навыки публичного выступления, предложите принять им участие в проектной деятельности.

Для чего участвовать в проектной деятельности?

Что полезного для себя приобретет педагог и студент в совместной деятельности над проектом?

Польза для студента. В процессе работы над проектом студент углубит знания, сформирует рефлексию, критическое мышление, позитивный опыт сотрудничества и делового общения, повысит самооценку и реализует себя в роли исследователя. А также сформирует ИКТ-компетенции, навыки публичных выступлений, отношение к поиску новых знаний как к ценности и примет участие в конференциях.

Польза для педагога. В процессе работы педагог сможет развить творческий потенциал студента. Руководство проектами способствует самореализации профессиональных и исследовательских компетенций, а также возможность участвовать в конференциях и профессиональных конкурсах, иметь публикации, развивать интеллектуальные способности. А наличие сертификатов, дипломов и благодарственных писем за сопровождение проектной деятельности студентов поможет успешно пройти аттестацию.

Выявление склонности студента к проектной работе

Участие студента в проектной деятельности должно быть на добровольной основе

Психологическая диагностика выявит направленность и склонность студента к проектной работе. Учитывайте следующие особенности личности студента, склонного к исследовательской деятельности:

Особенности мышления. Исследовательский тип мышления (критичность ума, сформированность логических операций, высокий интеллект, наблюдательность).

Мотивационно-познавательная сфера. Высокая поисковая активность, любознательность, целеустремленность, самостоятельность мышления, позитивное отношение к познанию.

Личностные особенности студента. Креативность, желание реализовать себя в научном творчестве; признание познания, науки, научных знаний как общечеловеческой ценности; амбиции студента, которые он реализует в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, желании иметь печатные работы в сборниках.

Профессионально-личностные особенности. Исследовательский профессиональный тип (по Голланду); желание студента реализовать свои профессиональные планы в области науки.

Роль педагога в сопровождении проектной деятельности

Педагогу необходимо выстраивать

со студентом партнерские и деловые отношения

При работе над проектом студент решает значимую для него проблему. Поэтому предполагается кардинально изменить форму организации образовательного процесса. Здесь важно не передавать знания, а направлять деятельность студента. Итак, рассмотрим действия, оказывающие развивающий эффект в сопровождении студентов:

Консультировать. Задавайте вопросы, которые стимулируют размышление, анализ и самостоятельную оценку деятельности. Важно удержаться от подсказок, направить мышление ребенка в то русло, где он найдет ответ. Во время консультирования отвечайте только на возникающие у ученика вопросы. В процессе работы помогайте детям соизмерять свои желания и возможности.

Мотивировать. Раскрывайте перед студентами ситуацию научно-исследовательской деятельности, как ситуацию творчества и свободы самоопределения, самореализации.

Быть в роли фасилитатора. Помогайте найти экономичный и эффективный путь решить научно-исследовательскую проблему: от ее обсуждения до окончательной реализации научного замысла студентов.

Наблюдать. Отслеживайте процесс научно-исследовательской деятельности на каждом этапе и ее результаты.

Формировать. Целенаправленно формируйте личностные качества студента, рефлексию, самооценку, умение делать осознанный выбор и осмысливать его последствия, отстаивать свои убеждения.

Замотивируйте студента к проектной деятельности

Важно, чтобы между педагогом и студентом сохранялись взаимное доверие, психологический комфорт, которые обеспечат успешность совместной деятельности. Сформируйте поисковую ситуацию, стимулируйте интерес студента.


Структура проекта:
– титульный лист;
– введение;
– теоретическая часть;
– практическая часть;
– заключение

Проблемы, с которыми может столкнуться студент. Студент испытывает сложности в определении темы; ему не хватает исследовательских умений и навыков; он теряет интерес к теме, не может найти или структурировать материалы исследования; в ходе работы в команде студентов кто-то выбывает или происходит конфликт. На этих этапах поддерживайте студента и сохраняйте интерес к исследовательской деятельности.

Если студент не может найти проблему для исследования, то используйте упражнение в виде незаконченных предложений. Оно поможет отыскать ту тему, которую студент пока еще не увидел и не определил для себя. Попросите закончить предложения:

1. Меня все время с детства мучает вопрос…

2. Когда я утром встаю, то думаю…

3. Торопясь в колледж, я все время пребываю в мысли…

4. Я очень хотел (а) получить ответ на вопрос…

На каждом этапе подготовки проекта проводите

 рефлексию, обсуждайте проблемы и результаты

Ответы студентов необходимо трансформировать в проблему и научный вопрос. Например: Когда я утром встаю, подхожу к своему окну и думаю… Ответы: как хочется спать (темы в области режима дня, физической и психической усталости и способах поддержания работоспособности); что мне сегодня приснилось (темы в области снов и сновидений); хочу, чтобы день стал для меня счастливым (темы в области счастья, эмоциональных состояний); позвонит он мне или не позвонит (темы любви, дружбы, отношений).

При помощи наводящих вопросов помогите студенту прийти к осознанию и формулировке темы следующим образом: «Что именно ты хотел узнать, проверить? Какая область наук тебе интересна? К кому ты можешь обратиться за помощью помимо преподавателей колледжа? Какая у тебя есть возможность, чтобы провести исследование на определенной базе?» (Группа, студенты колледжа, производственный коллектив.)

Пошаговая инструкция, чтобы подготовить проект

Чтобы вам достичь высоких результатов

                в работе со студентами по проектам

и повысить качество образовательного процесса,

воспользуйтесь пошаговой инструкцией.

Шаг 1. Выберите тему
Тема должна быть интересна самому студенту. Это повышает мотивацию. Если студент не хочет участвовать, то не настаивайте. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Примеры тем по дисциплине «Психология»: «Психологические особенности молодых людей, которые входят в субкультуры», «Исследование прокрастинации подростков», «Экстрим как образ жизни», «Влияние внешнего вида на успешность обучения», «Проблема психологического здоровья», «Влияние цвета на настроение» и др.

Шаг 2. Работа с источниками информации
Выясните, что студент знает по выбранной теме. Посоветуйте ему обратиться в библиотеку или к интернету, а также к профессионалам в исследуемой теме.

Шаг 3. Согласуйте время для консультаций
Договоритесь со студентом, в какое время вам удобно обсуждать проект. Важно, чтобы консультации не отвлекали от основных занятий, планируйте их во внеурочное время.

Шаг 4. Спланируйте этапы работы
Обязательно контролируйте, чтобы студент соблюдал последовательность проекта. Помогите после выбора темы, сформулировать цель исследования, объект, предмет, гипотезу и задачи. Далее студент самостоятельно работает с источниками информации (словари, энциклопедии, учебники, монографии, научные статьи). Совместно обсудите, как студент может провести практическую часть. Предложите создать анкету, опросник, эксперимент или воспользуйтесь уже известными методиками, тестами. Далее покажите студенту, как обрабатывать результаты, строить диаграммы и подводить итог.

Шаг 5. Участвуйте в конференциях
Помогите студенту подготовить презентацию и психологически подготовьте к выступлению, помогите распределить время и уверенно отвечать на вопросы. Готовый проект презентуйте на внутриколледжной, областной или всероссийской конференции.

Памятки для студента по подготовке проекта

Выберите памятку для студентов

 «Как уверенно презентовать проект»,

 «Как распределить время, чтобы презентовать проект»,

 «Как уверенно отвечать на вопросы».

Используйте эти памятки в процессе подготовки к выступлению на конференциях 

После того как студент завершил работу над проектом – подайте заявку на участие в конференции. Вы можете направить ребенка на студенческую конференцию, а себя укажите как научного руководителя проекта. Также участвуйте в Международной, Всероссийской или Региональной конференции. Для этого вам нужно зайти на сайт и подать заявку. Обратите внимание на сроки подачи заявки, требования к проекту, форме проведения (очно или дистанционно) и есть ли там подходящая для вас секция.

Участие в проектной деятельности

позволяет студентам

развить следующие общие компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

5 метапредметных результатов,

которых достигнут студенты в проектной деятельности

  1. Студенты умеют самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы.
  2. Самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения познавательных задач.
  3. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  4. Определяют понятия, создают обобщения, устанавливают аналогии, умеют классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  5. Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работают индивидуально и в группе.