Информационные технологии в образовательном процессе
статья

Доманова Татьяна Владимировна

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях, а информатизация образования становится ключевым условием развития общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnye_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в образовательном процессе

Доманова Татьяна Владимировна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края «Ставропольский базовый медицинский колледж»

ГБПОУ СК «СБМК»

г. Ставрополь

преподаватель иностранных языков  

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях, а информатизация образования становится ключевым условием развития общества.

Информатизация (по А. П. Ершову) - это система следующих взаимосвязанных процессов:

  • информационного - обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;
  • познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общечеловеческих институтов;
  • материального - строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.

Таким образом, современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.

В настоящее время в России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательным учреждением.

В 2005 году стартовал проект "Информатизация системы образования" (проект ИСО), реализуемый Национальным фондом подготовки кадров.  Цель этого проекта — создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство. Данный проект рассчитан на пять лет и осуществляется по трем основным направлениям: "Учебные материалы нового поколения", "Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования" и "Создание системы межшкольных методических центров".

Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 2006—2010 годы. В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования. Удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет Федеральным центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), предоставлен во многих образовательных учреждениях.

ИКТ в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности.

На мой взгляд, их применение в образовательном процессе, значительно повышает интерес учащихся к различным дисциплинам, расширяет знания и помогает им влиться в мировое информационное пространство.

Мой опыт использования информационных технологий в учебном процессе подтверждает их возможности в:

—  оптимизации и модернизации процесса обучения;

—  осуществлении диагностики и управлении учебным процессом;

—  использовании мультимедиа-технологий;

—  организации разнообразных форм деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

- реализации принципов многоуровневости, вариативности, личностной ориентации процесса обучения;

- развитии навыков анализа информации, исследовательской деятельности;

- стимуляции мотивации учащихся к обучению;

- повышении их социальной и профессиональной мобильности;

- расширении кругозора, формировании коммуникативных умений.

Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер — это мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи. По моему мнению, в образовании "педагогическая технология" и ''информационная технология" — это в определенной степени синонимы. Потому что информационная технология обучения удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность), она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.

В настоящее время я работаю над применением следующих направлений ИКТ:

1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

2) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

3) мультимедийные программные продукты;

4) компьютерные средства телекоммуникаций.

Эти направления реализуются через следующие виды уроков:

Использование собственных программных продуктов.

Многие преподаватели освоили пакет программ из стандартного набора “Офиса, прежде всего – это “MS PowerPoint”. Эта программа позволяет быстро и без больших временных затрат подготовить так называемую презентацию по любому предмету, которая позволяет широко использовать визуальный канал. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся на занятии.

Электронное издание (ЭИ) - совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео–, фото– и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе — магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD–ROM, DVD), а также опубликовано в электронной компьютерной сети

Учебное электронное издание (УЭИ) содержит систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивает творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ  отличается высоким уровнем исполнения и оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Электронный учебник (ЭУ) - основное УЭИ, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой  

Метод проектов

Метод проектов всегда ориентируем на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов, широко применяемого рядом педагогов, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Метод проектов обычно предполагает решение какой-то проблемы, что предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Осуществить все эти виды уроков можно через следующие формы работы с техническими средствами.

1. В аудитории достаточно компьютеров, каждый студент работает индивидуально под контролем преподавателя, но такая работа неприемлема во многих учебных заведениях из-за нехватки рабочих мест.

2. В аудитории несколько компьютеров, за каждым работает одновременно несколько учащихся. Такая форма работы:

  • Учит студентов работать в группе
  • Учит словесно выражать свое мнение и слушать других
  • Развивает коммуникативные навыки, навыки сотрудничества

3. В аудитории только один компьютер.

Использование проектора и экрана дает возможность совмещать на занятии работу с программой и другие формы деятельности:

  • Ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране.
  • Обсуждение просмотренного материала с группой
  • Совместное решение предлагаемых заданий
  • Индивидуальная работа в тетради, альбоме и др.

Что же положительного дают такие уроки?

  • Ребятам очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету.
  • Каждый студент выбирает себе тот темп, который ему больше подходит, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял.
  • Обучение идет индивидуально.
  • Способствует развитию самостоятельности.
  • Материал снабжен рисунками, различная цветовая гамма, звуковое сопровождение, если это возможно, все это оказывает положительное воздействие на ученика.
  • Сочетается контроль и самоконтроль.
  • Дает возможность быстро и эффективно тестировать.

Уже сегодня можно утверждать, что внедрение ИКТ способствует:

  • индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
  • изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
  • стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
  • усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий; 
  • повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
  • изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.

Список использованной литературы.

  1. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 256 с.
  2. Матрос Д. Ш., Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Издание 2-е, исправленное и дополненное.- М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей редакцией В. С. Кукушина. – Серия “Педагогическое образование”. – Ростов н/Д: издательский центр “Март”, 2002. 320 с.
  4. Intel “Обучение для будущего”: Учебное пособие. – 4 –е изд., испр. – М.: Издательство – торговый дом “Русская Редакция”, 2004. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА)

информационные технологии в образовательном процессе (на примере краснодарского гуманитарно-технологического колледжа)...

Развитие информационных технологий в образовательном процессе.

Развитие информационных технологий в образовательном процессе....

Развитие информационных технологий в образовательном процессе.

Развитие информационных технологий в образовательном процессе....

«Использование современных педагогических технологий, в том числе информационно – коммуникационных в образовательном процессе»

Основным направлением федеральной и региональной политики в сфере образования является: формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социальн...

«Внедрения информационных технологий в образовательный процесс на примере урока физической культуры»

Необходимость использование электронных технологий в физическом воспитании....

Использование информационных технологий в образовательном процесса СПО

В работе анализируется опыт использования информационно-коммуникационных технологий в ГБПОУ СО «Сызранском колледже искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»  г.о. Сызрань, который позво...

Методическая разработка. На тему: «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс»

Методическая разработка «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс» предназначена для преподавателей, в частности, преподавателей профессиональных образовательных орган...