Дистанционное образование
статья

Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дистанционное образование35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное образование

В течение последних нескольких десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В данный момент во всем мире происходит развитие спектра образовательных услуг для обеспечения дистанционного образования, характеризующегося огромным числом обучающихся, количеством вовлеченных образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования [1].

Дистанционное образование – это способ обучения, характеризующийся рядом специфических черт:

  • взаимной пространственной удаленностью обучающихся, обучающих и источников информации;
  • набором специальных технологий, обеспечивающих двунаправленное взаимодействие субъектов образовательной деятельности и источников информации;
  • сочетанием синхронных и асинхронных технологий обучения и общения (on-line и off-line технологии);
  • ориентацией на самостоятельную образовательную деятельность обучающихся.

Понятие «дистанционное образование» отличается от обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от обучающего, но прежде всего, способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты. При этом роль обучающего не сводится к простой трансляции информации. Он стимулирует и поддерживает устойчивую позитивную мотивацию обучающегося за счет следующих факторов:

  • адекватной и удобной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося;
  • постоянно поддерживаемой обратной связи как реакции на результаты деятельности обучающегося, оценки его деятельности;
  • организации возможностей общения и взаимодействия, обучающихся в процессе совместной творческой деятельности (реализации дистанционных проектов).

Дистанционное образование позволяет решать следующие воспитательные задачи:

  • формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности;
  • формирование ответственности за результаты собственного труда;
  • формирование коммуникативных навыков, умения продуктивно взаимодействовать с людьми;
  • помощь в самоопределении личности, в формировании стойких интересов к учению, познавательной активности, расширение кругозора;
  • создание возможностей для успешной социальной адаптации.

Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание.

При дистанционном обучении учитель и ученик пространственное разделены друг от друга, но при этом они могут взаимодействовать с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, используя электронную почту и Интернет.

Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома или в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Причем делать это можно в любое удобное для ученика время [2].

Дистанционное обучение актуально для учащихся, которые, по разным причинам, пропускают большое количество уроков, но при этом самостоятельно осваивают материал программы. Также оно позволяет продолжить обучение во время карантина.

Еще лет 20 назад это бы показалось научной фантастикой, но теперь это стало повседневной реальностью. Возможность учиться дистанционно появилась только после революции в развитии сетевых технологий. Развитие Интернета привело к тому, что нашлись люди, решившие материализовать эту затею.

Что такое дистанционное обучение или дистанционное образование? Попробуем разобраться. Казалось бы, тут все просто, сажай преподавателя к веб камере с одной стороны, а детей – на другом конце, запускайте видеоконференцию и вперед. Дистанционно? Да. Но эффективность здесь будет такая же, как и в обычном классе, единственный плюс при этом будет в том, что ребенку  не надо ходить в школу. Часто это существенный плюс. Ведь бывает что рядом школы нет, или есть, но район плохой или обстановка в школе неблагоприятная или ребенок часто болеет и много пропускает занятий, либо занимается спортом и часто ездит на соревнования и т.д. Однако вся мощь от дистанционного обучения проявляется, только если прибавить к удаленному доступу учителя с учениками современные компьютерные программные средства.

При дистанционном обучении могут возникнуть такие сложности:

  • Контроль над обучением детей здесь не такой как в обычной школе. Многое дано на откуп самого ученика и его родителей. В частности, нет гарантии того что ребенок все решает сам, а не кто-то это сделает за него. Нет гарантии того, что ребенок запомнил, к примеру, правило, какой-то факт, а не нашел его через поисковую систему в Интернете или подсмотрел в учебнике.
  • Нет физического взаимодействия учитель – ученик.
  • Дистанционное обучение стоит существенных денег, поэтому не все могут себе его позволить, особенно когда детей в семье много.
  • Нет общения со своими сверстниками.

Достоинств имеется несравненно больше:

  • Не надо каждое утро вставать и куда-то идти (ехать, или везти детей), а потом еще и бежать и встречать со школы.
  • Нет ненужных классных часов, линеек, дежурств по классу (школе).
  • Не нужно покупать школьную форму, носить учебники.
  • Рядом с ребенком нет никаких случайных, иногда неприятных людей, никто не орет на ребенка.
  • Не тратится много времени на ненужные предметы. Можно водить ребенка на спортивную секцию вместо уроков физкультуры.
  • Обучение проходит практически на индивидуальном уровне, нет нужды в репетиторах.
  • Больше свободного времени, можно учиться в любом месте, где есть нормальный интернет.
  • Ребенок приучается к большей самостоятельности при получении знаний [4].

В общем, при использовании дистанционного обучения контроль знаний будет иметь вид не привычный для ученика обычной школы. Это то же самое, если вдруг в обычной школе ученикам разрешат писать контрольную работу или сочинение дома. Если цель – приобрести знания, а не просто получить аттестат, то дистанционное обучение идеальный вариант.

Как же построены все системы дистанционного обучения? Естественно на основных принципах современного интернета, сочетаний веб технологий, видеосвязи, электронной почты.

Итак, для дистанционного обучения нужны:

  • Интернет с нормальной скоростью и ПК с веб камерой.
  • Программные средства для видеосвязи – например, скайп (Skype) на ПК учителя и учеников.
  • Специализированный сайт с обучающими курсами, на который вы переходите, как правило, по ссылке с сайта учебного заведения дистанционного обучения. Для размещения средств дистанционного обучения наиболее подходит система управления обучением Moodle [3].

Принцип обучения. Ученики сидят перед компьютерами дома, учитель – на рабочем месте, либо тоже дома. Общение идет посредством видеосвязи, например, через скайп (который уже де-факто стал стандартом голосового и видео общения в сети). На этом уровне может происходить объяснение материала и получать ответы на вопросы. "А как же объяснять без доски и мела?" – спросите вы. Это не проблема, учитель показывает ученикам свой рабочий стол, запускает программу для рисования (любое средство, облегчающее объяснение, презентацию, видеоролик) и рисует с помощью мышки или графического планшета точно так же, как на обычной школьной доске. Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у ученика. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке ученик, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д.  В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, учитель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с учениками. Может создавать  и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д.  Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал. Работоспособность всей системы дистанционного обучения поддерживает специально выделенный администратор, но это, конечно, в первую очередь проблема школы. Ответственность за работоспособность клиентской части, той, что у ученика дома, ложится на родителей. Вот самые общие принципы работы системы дистанционного обучения.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

Подводя итог, можно отметить, что дистанционное обучение в идеальном случае:

  • предоставляет возможность проходить обучение, не выходя из дома;
  • обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;
  • предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;
  • предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;
  • снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;
  • позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования.

Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.

 


Список использованных литературных источников:

  1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. – Ростов на Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.
  2. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения.-М.: «Знание», 2000. – 276 с.
  3. Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. – М.: «Прометей», 1989. – 135 с.
  4. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. – Уфа, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Ростове-на-Дону

           Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребено...

Дистанционное образование как важнейшая подсистема образования в современном мире.

В статье рассмотрены проблемы становления дистанционного образования в современном обществе...

Физический эксперимент в системе дистанционного образования

В статье рассмотрены особенности физического эксперимента в системе дистанционного образования....

Роль дистанционного образования в учебном процессе

Статья посвящена применению форм дистанционного образования в современном мире. Основная задача статьи - обосновать и аргументировать дистанционное образование, как новую форму обучения. В статье прив...

Особенности и перспективы дистанционного образования

В последнее время в образовательной среде наблюдается тенденция развития дистанционных форм получения образования. Многие высшие учебные заведения начинают предлагать возможность получения как первого...