Статья «Творческие встречи - способ мотивации создания мобильного коллектива студии электроакустической музыки «АккСи+»
статья

Брызгалова Марина Олеговна

«Творческие встречи - способ мотивации

создания мобильного коллектива

студии электроакустической музыки «АккСи+»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorch_vstrechi_sploch_kolva.doc68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Брызгалова Марина Олеговна

Педагог дополнительного образования

               Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района Санкт-Петербурга

«Творческие встречи - способ мотивации

создания мобильного коллектива

студии электроакустической музыки «АккСи+»

В 2011году  в ГБУ ДО Дворец детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга появился новый творческий коллектив -  студия электроакустической музыки «АккСи+».  Занимаясь в нашем коллективе, ребята приобретают навыки музицирования на клавишном синтезаторе, знакомятся с нотной грамотой, основами гармонии, учатся создавать собственные аранжировки. Приобретают  навыки игры соло и в ансамбле, опыт концертных и конкурсных  выступлений.  

 Сегодня в  нашем коллективе занимаются около 70 юных музыкантов от 5 до 18 лет.  Это  четыре сплоченных и дружных ансамбля со своими названиями и репертуаром: уже ставшие Лауреатами конкурсов «Музыкальные вирусы» и «Озорные нотки», делают первые шаги в мир музыки: «Магнит» и «Музыкаторы». В студии есть и свои звездочки-солисты, юные музыканты имеют еще и свой сольный репертуар, которым радуют нас на концертах, участвуют в конкурсах, где становятся Лауреатами. Ребята относятся друг к другу с уважением и заботой. Они заинтересованы своим любимым занятием и стремятся узнать больше нового, чтобы лучше развивать свои способности.
                  И сегодня хотелось бы поделиться с вами некоторым опытом работы по формированию детского коллектива в системе дополнительного образования.

      Большую роль в становлении студии сыграл опыт использования синтезатора как аккомпанирующего инструмента в ансамбле аккордеонистов «АккСи+». Клавишный синтезатор довольно быстро занял лидирующие позиции, создавая прекрасные возможности для творческого музыкального самовыражения учащихся, открывает мир музыки с совершенно другой стороны, о которой они даже не догадывались: область электронной аранжировки музыки – музыкальной деятельности нового типа, без которого немыслимо электронное музицирование.

  Увидев огромные возможности синтезатора и стабильное проявление интереса учащихся к новому инструменту, постепенно сложилась методика работы по обучению игре на синтезаторе, созданию аранжировок, обогащению творческого развития учащихся.

Популяризация клавишного синтезатора привела к введению номинации «Синтезатор» в конкурсы инструментальной музыки, а также к организации конкурсов электроакустической музыки различных уровней, в которых юные музыканты студии «АккСи+» участвуют и становятся Лауреатами с 2012г., выступая как соло, так  и ансамблем.

Традиционно обучение детей игре на музыкальных инструментах осуществляется в форме индивидуальных занятий, которые постепенно перешли в систему платных услуг. С 2013г занятия в нашей студии проводятся только в группах, в каждой  из которых  не менее 15 детей 1-го года обучения.

         Групповые занятия несомненно имеют ряд положительных особенностей. Это эффективное формирование у учащихся учебной мотивации, сценического поведения, артистизма, самостоятельности, учебной активности, знаний, а также развитие коммуникативных способностей, активная социализация, реализация воспитательных функций.. В коллективе дети чувствуют себя намного увереннее и проявляют свои способности наиболее ярко. С одной стороны, присутствующий в коллективе дух товарищеского соперничества не только рождает заинтересованность, но и придаёт атмосфере занятий динамичность и приподнятость. С другой стороны, в коллективе необходимо чувство слаженной, совместной стройной игры, которая возможна после продолжительного общения ребят друг с другом. Именно в коллективе воспитываются такие качества, как взаимопонимание, чувство ответственности, инициативность, дисциплинированность.

Многие  преподаватели по классу ЭМИ  используют положительные стороны групповых занятий наряду с традиционными индивидуальными уроками, но чаще это занятия в малых группах: дуэты, трио, которые формируются  из детей уже владеющими навыками игры на инструменте. Между тем, учебно-методическaя литературa, посвященная синтезатору, направлена только на индивидуaльную форму обучения и не рассматривает вопросов начального обучения детей игре на синтезаторе в группе.

Внедрение групповой формы занятий начального обучения игре на синтезаторе является новым, и даже пугающим своими  сложностями в плане организации и дисциплины, моментом в работе педагога. Так как  дети, приходящие в коллектив, не имеют музыкальной подготовки и не владеют игрой на инструменте, работа группы ведется с «чистого листа». И здесь на первый план выходит более важное и главное, нежеле скорость обучения игре на инструменте, это создание сплоченного коллектива! Создание детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами. Нужно увлечь, любыми способами заинтересовать и сделать все, чтобы детям было интересно на занятиях. Это игры на знакомство, снятия напряжения, придумка названия группы ансамбля, упражнения на сплочение, знакомство и приобщение к традициям студии.

Я считаю, что необходимо  создать условия, при которых учащийся испытывает череду эмоций. Ведь когда задействованы чувства и эмоции учащихся, учебный процесс проходит конструктивнее.

Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»

Потом восхищение: «Как здорово!»

И, наконец, восторг: «И я так могу!»

Также учебный прoцесс, осуществляемый на оснoве группoвой формы обучения, будет бoлее эффективным, если сoблюдать следующие педагoгические услoвия: 

-учет психолого-возрастных осoбенностей личности,

-взаимообучение учащихся,

-постановка перспективных целей,

-моделирование ситуаций концертного выступления,

-создание благоприятного психологического климата, доброжелательной и комфортной атмосферы для установления межличностных отношений, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым (обращаемся друг к другу только по именам, старшие помогают младшим, анализируя ошибки при игре у одного учащегося, исправляем их  проигрывая совместно);

-создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения  (за любое, даже самое маленькое достижение используем похвалу, аплодисменты);

-организация различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях: беседы, встречи с интересными людьми, концерты, внутренние конкурсы, праздники, тематические вечера, прогулки. Большинство мероприятий уже стали традиционными мероприятиями нашей студии, которые мы поддерживаем, а также по мере развития коллектива, вводим и новые традиции. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция.

Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела, помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.  Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в нашем коллективе, какие отношения складывались у них с ребятами и  педагогом. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы.

Остановимся на наиболее важных традициях.

Детские праздники 

В начальный  период формирования коллектива, когда ребята только начинают знакомиться между собой, для снятия эмоционального напряжения и чувства тревожности у ребят проводятся наши детские праздники с чаепитиями,  творческими номерами и конкурсами: День музыки, Хэллоуин, новогодняя елка в ДДЮТ, весенний праздник «Дизайн-бюро». Дети в восторге от таких праздников, это очень сплачивает коллектив, заряжает положительными эмоциями. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже возникает желание оказать помощь в организации воспитательной работы.

Конкурс солистов студии «Я уже артист», «Моя аранжировка»

В нашей студии  уже стало традицией проведение наших внутренних конкурсов солистов «Я уже артист», «Моя аранжировка». Занятия в студии групповые – ансамблевые, но благодаря нашему волшебному инструменту и возможности работать в наушниках, я могу выстроить работу таким образом, чтобы каждый ребенок смог играть соло, а не только свою партию в ансамбле. И на наших конкурсах у всех ребят есть возможность продемонстрировать свои навыки владением инструментом, создания своей аранжировки,  управлением настройками синтезатора, получить опыт выступления на сцене и бурные аплодисменты. А родителям дает возможность увидеть реальные успехи своих детей в обучении игре на синтезаторе. У родителей укрепляется вера в возможности детей, их таланты. Взрослые с удовольствием посещают наши конкурсы, гордятся своими детьми, что ведет к сближению отношений между ними, приходит понимание приобретения синтезатора для домашнего музицирования.

 Творческие видео

         В 2017-2018 учебном году у нас появилась новая традиция: запись творческого видео. К новому году мы записываем для родителей видео-поздравление с концертными номерами ансамблей. А к празднованию Юбилея студии сняли 3 видео-фильма, в которых ребята делятся впечатлениями о наших занятиях и мероприятиях.  Для детей это очень хороший опыт и сложная работа, тк на видео должно быть все супер-идеально сыграно, без ошибок. А для родителей радостный сюрприз и повод для гордости.

Творческие встречи, семейные праздники 

Чтобы наша студия «АккСи+» жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. Совместной работе с родителями я стараюсь уделять особое внимание через атмосферу сотворчества внутри коллектива, проводя совместные мероприятия. Для решения организационных вопросов проводятся родительские собрания, он-лайн беседы, есть группа нашей студии в «контакте». Такое тесное общение с родителями коллектива приносит новый импульс в создании настоящего содружества педагога – ребенка – родителя.

Так мы вместе отпраздновали юбилей нашей студии в арт-пространстве кафе «64 зерна». У нас получился замечательный праздник – концерт. С просмотром презентации 2011г, вспомнили как все начиналось на Стачек, концертом всех учащихся с сольными и ансамблевыми номерами, и возможностью сыграть на шикарном красном рояле! Показали три наших фильма, которые мы сняли специально к этому событию. А наши разносторонне талантливые дети подготовили поздравительные творческие номера со стихами и песнями. И в завершении праздника нас ждал сюрприз – авторский торт с фейерверком! родители в восторге, а дети пишут, что это был самый лучший день в жизни и они не представляют свою жизнь без «АккСи+».

Большую часть времени коллектив совместно с педагогом проводят в ДДЮТ. Но проведенное вместе время в неформальной обстановке, во внеурочное время, помогает детям и педагогу ближе узнать друг друга как личность, узнать о вкусах, мнениях, мыслях друг друга. Общие мероприятия, походы на концерты, проведения различных праздников помогают выработать единые нормы поведения. Помогают детям, родителям и педагогу чувствовать друг друга, переживать, скрашивают учебный процесс. У воспитанников появляется возможность взглянуть на педагога, как на человека, родителя, друга.

И вот когда начался новый музыкально-творческий учебный год, открыли мы его снова вместе, совершив веселое и полосатое путешествие по прекрасной Неве на большом двухэтажном теплоходе под живую музыку профессиональных музыкантов блюзовой сцены Санкт-Петербурга - FORREST GUMP. Замечательная музыка, радость встречи, песни, танцы, и красивые виды нашего города никого не оставили равнодушными. Надеюсь, музыкальный теплоход тоже станет традиционным. При проведении таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой и со своими детьми, удивляются талантам, которые раскрывают дети при проведении праздников. Налаживается контакт между педагогом и родителями.

Продолжились наши творческие встречи в оранжерее Таврического сада на концерте ретро-ансамбля «Пролетарское танго» с мастер-классом по живописи маслом,  посетили концерт и пошумели на мастер-классе ансамбля барабанщиков «Drum time» в белом зале киностудии «Лендок», посетили традиционный Фестиваль музыки для баяна-аккордеона в КЗ «У Финляндского». А недавно вместе встречали весну на семейном празднике «Вместе! Дружно! Весело!», на котором и хороводы поводили, частушки попели, поиграли в народные игры, а семейные команды выступили с импровизированными творческими номерами, поучаствовали в музыкальной викторине.  

В заключении хочется еще раз oтметить несoмненную ценнoсть занятий учащихся в группе, где всегда возникают осoбые отнoшения совместногo творчества, причастнoсти общему делу, что спосoбствует взаимообогащению и партнерским, дружеским отношениям между учащимися и педагогом. oднако в музыкальном образoвании эти тенденции носят скорее характер новатoрства и требуют дальнейшего изучения, разрабoтки и развития методики групповых занятий начального обучения игре на клавишном синтезаторе.

Главное в нашей системе - это воспитание ребенка, воспитание увлеченности предметом той деятельности, которой он отдает предпочтение, а основной инструмент воспитания - это коллектив. У каждого   педагога есть свои способы формирования коллектива, свои творческие подходы, свои инновации. Необходимо обмениваться своим опытом друг с другом, применять идеи на практике, что поможет в нашем общем деле - деле воспитания детей. Это цель каждого педагога, который не равнодушен к своей работе с детьми. Будем к ней стремиться.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа творческой встречи с Ш.А. Амонашвили и П.Ш. Амонашвили.

Программа творческой встречи с Ш.А. Амонашвили и П.Ш. Амонашвили.В ходе которой мы ознакомились с основными принципами гуманной педагогики и осуществили показ образовательной деятельности основанной н...

«Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+»

Статья по теме: «Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+»...

Статья «Творческая форма отчета театрально- музыкальных, инструментальных коллективов в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения»

. Наша тема — это дистанционные отчеты в системе доп. образования в виде онлайн-программ, онлайн-концертов, онлайн-конкурсов, онлайн-марафонов, онлайн-флешмобов и т.д....

«Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г

laquo;Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+»...

Презентация «Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г

Презентация «Особенности групповых занятий  в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г...

Внутренний конкурс солистов «Моя аранжировка» Студии электроакустической музыки «АккСи+» 5 декабря 2021г.

Внутренний конкурс солистов «Моя аранжировка» Студии электроакустической музыки «АккСи+» 5 декабря  2021г....

Доклад "Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях в Цирковой студии"

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.Ситуация — это сочетание условий, которые...