Методические рекомендации к практической работе по теме «Народный костюм»
учебно-методическое пособие

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, ведение студентами тетрадей для практических работ. Практическая работа включает познавательные задания по тексту документов. Работы выполняют функции изучения нового материала, развития навыков анализа, классификации, систематизации и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине

«История родного края» по профессии

43.01.09 «Повар, кондитер»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, ведение студентами тетрадей для практических работ. Практическая работа включает познавательные задания по тексту документов. Работы выполняют функции изучения нового материала, развития навыков анализа, классификации, систематизации и обобщения.

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народный костюм»

Практическая работа рассчитана на 45 минут, включает анализ документа с заполнением таблицы. Работа выполняет функцию изучения нового материала, развития навыков анализа, сравнения, классификации. Результаты оформляются в тетрадь для практических работ.

Задание: изучите предложенный текст, заполните таблицу «Текстильные технологии»

Этап

Сырьё

Действия

Назначение (название) материала

«На Руси прядение было известно издавна. Крестьяне сами изготовляли нити. Нити добывались из стеблей дикого хмеля. Широко распространена была среди прядильщиц рогожа. Она изготавливалась из рогоза, котоый растёт по берегам рек, его коричневые султаны часто называют камышом. Ткань, сделанная из волокон рогоза, - рогожа – использовалась для хозяйственных целей. Одежда из такой ткани была не просто непрестижной – социально неприемлемой, означавшую последнюю степень бедности, до которой может докатиться человек. Даже в нелёгкие времена такая одежда считалась постыдной. Единственным допустимым видом рогожной одежды был плащ от дождя.

Для рубашек нужно было много конопли. Она выращивалась на огородах каждой семьи. Конопля делилась на две особи: мужскую (посконь) и женскую. Посконь шла на изготовление тонкой ровной ткани для праздничной одежды, полотенец для божниц, подзоров, занавесок, праздничных скатертей, тонких кружев, пелёнок. Более грубое волокно шло на изготовление мешков, кулей, фартуков, сумок, неводов.

Ещё одно удивительное прядильное растение – липа. Волокно от липы хотя и грубое, зато дешёвое: липой были всегда богаты русские леса. Из луба старых деревьев получали мочало. Название этого материала произошло из способа его получения; прежде, чем отодрать от коры волокно, её на всё лето замачивали. Из такого волокна ткали половики и плотные ткани.

Часто использовали волокнистое растение пустырей и гарей – кипрей узколистый (иван-чай). С заготовленных осенью стеблей снимали кожицу, разделяли её на волокна и сушили

В старину была известна «лесная шерсть» - волокнистый материал, извлекаемый из сосновых иголок. Иглы распаривали, вываривали в щёлоке, расчёсывали, отмывали и сушили. Полученное волокно шло на изготовление тёплых вязанных вещей. Сосновая одежда считалась не только тёплой, но и очень полезной предупреждающей ревматизм.

Из крапивы тоже далали ткани. Они были достаточно широко распространены, так как имели несколько преимуществ даже перед льном. Крапивная пряжа мягче, обладает лучшей теплопроводимостью: летом в ней прохладнее, а зимой теплее. Пряжа из крапивы значительно дешевле льняной.

Старательная пряха могла напрясть за день триста метров нити.

Образующиеся после прядение волокна очёсы (пакля) шли на изготовления дорожек, домашней обуви (чуни).

Пряжу часто окрашивали в разные цвета. Каждая женщина имела свои секреты крашения, которые передавала по наследству. Крестьянки, не знавшие химии, из одного и того же растения получали красители до четырёх разных цветов. Растений, содержащих красящие вещества, у нас много. Красный цвет получали из душистой кашки, коры тёрна, жёлтый – из фиалки и мать-и-мачехи. Розовый – из коры яблони и ивы. Голубой – из полевого василька. Коричневый – из череды. Бордовый – из кожуры лука. Синий – из шалфея, спорыша, ягод ежевики. Шишки хмеля использовались при изготовлении зеленоватой краски, как и крапива с коноплёй, листья щавеля, кора черёмухи и тополя. Растворы красок готовили на хлебном квасе, щёлоке, дубовом уваре. Добавляли ржавое железо, которое усиливало краску.

На ткацком станке из нитей изготавливати полотно. Ткани делали самого простого полотняного переплетения, иногда с выткаными полосками. В сёлах современных Ивнянского и Ракитянского районов ткали в много ремизной технике, создавая красивые узоры «белым по белому». Домотканые полотна в русских сёлах изготавливались шириной 36 – 42 см, а в украинских – 40 – 48 см. Длина доходила до 20-25 метров. Расторопная крестьянка-ткачиха могла в среднем соткать в день простого и гладкого без узорной выработки холста от 8 до 11 метров. С узорной выработкой – намного меньше. Две женщины могли выткать густо насыщенный узором платок размером метр на метр за 5-7 дней в свободное от домашних и полевых работ время.

Вытканные за зимний сезон холсты с наступлением тёплой весны отбеливали: пропаривали в домашнем щёлоке  - растворе из древесной (берёзовой, ольховой) и подсолнечной золы. Для отбеливания использовались мука, сывототка и даже навоз. Считалось, что хорошо отбеливает холсты роса. Затем в солнечную погоду холст расстилали на траве. Повторяли по 5-6 раз в течение недели. Потом холсты мочили в речной, дождевой и колодезной воде и расстилали на траве мокрого луга или болота. Иногда расстилали холсты и по сугробам. Под лучами солнца через месяц суровость холстов исчезала, они становились белыми и мягкими.

Наконец, ткань нужно было выгладить: влажный холст накручивали на скалку и с усилием неоднократно прокатывали по ней рубель. Готовые холсты хранили в сундуках, скатанные в тугие рулоны.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1. Белгородоведение: учебное пособие для СПО [Электронный ресурс] / К.С. Дроздов, В.Н. Замулин, А.А. Крисанов. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 210 с.

2. Города и сёла Белогорья/: Шебекинский, Волоконовский, Валуйский, Вейделевский, Ровеньский районы / Карабутов А.Н., Кряженков А.Н., Пчелинов-Образумов А.А. – Рыбинск, Медиарост, 2018. – 176 с.

3. Белгород / Лимаров А.И. – Рыбинск: Медиарост, 2018. – 256 с.

4. Природный мир Белогорья / Арбузова М.В., Соколов А.Ю. – Рыбинск: Медиарост, 2016. – 204 с.

5. История Белгородчины / Коннов Ю.В., Папков А.И., Сарапулкин В.А. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 116 с.

6. Традиции и народное творчество Белгородчины / Жиров М.С., Жирова О.Я. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 116 с.

Дополнительные источники:

  1. Кулакова Е. В цвету трава – косить пора // Крестьянская Русь. – 2016. - №24. – С. 7.
  2. Кулакова Е. Огород – для всех доход// Крестьянская Русь. – 2018. - №23. – С. 7.
  3. Кулакова Е. Печь топить – дрова рубить // Крестьянская Русь. – 2015. - №41. – С. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Традиционное жилище»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народная кухня»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПреподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письмен...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народные ремёсла и промыслы»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"

Методические рекомендации к практическим  работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"...