Методические рекомендации к практической работе по теме «Народные ремёсла и промыслы»
учебно-методическое пособие

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, ведение студентами тетрадей для практических работ. Практическая работа включает познавательные задания по тексту документов. Работы выполняют функции изучения нового материала, развития навыков анализа, классификации, систематизации и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине

«История родного края» по профессии

43.01.09 «Повар, кондитер»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, ведение студентами тетрадей для практических работ. Практическая работа включает познавательные задания по тексту документов. Работы выполняют функции изучения нового материала, развития навыков анализа, классификации, систематизации и обобщения.

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народные ремёсла и промыслы»

Практическая работа рассчитана на 45 минут, включает анализ документа с заполнением таблицы. Работа выполняет функцию повторения и обобщения. Результаты оформляются студентами в тетрадь для практических работ.

Задание: изучите предложенный текст. Заполните таблицу:

Занятие

Центры

Способности, качества

Орудия труда, материалы

Содержание /результат работ

Приметы, обряды, запреты, связанные с занятием

По итогам заполнения таблицы ответьте на вопросы:

1. Чем отличается промысел от ремесла?

2. Разграничьте приведённые в таблице ремёсла и промыслы.

«На Руси с глубокой древности самые необходимые вещи в быту крестьяне делали сами. Секреты мастерства передавались от родителей к детям. Традиционные мужские занятия были связаны с обработкой дерева, металла, камня, глины, кожи. Женские – с тканями. Сезонный характер земледельческого труда позволял крестьянам в свободный зимний период заняться каким-либо делом, чтобы иметь дополнительные доходы. Такие домашние семейные промыслы назывались кустарными. Ремеслом же называют более профессиональный труд. Ремесленники специализировались на своём деле, проходили выучку и зарабатывали на жизнь только продажей своих изделий.

Кузнечное дело с глубокой древности считалось одним из самых уважаемых. Кузнецам приписывали магическую силу, благодаря способности повелевать огнём и металлом. В любом селении кузнец, или коваль, как его называли на юге России, был самым нужным и всем известным человеком. В период строительства Белгородской оборонительной черты, в 1630-1650-е годы, в повседневной жизни городов-крепостей труд кузнецов пользовался особым спросом. Нужно было подковывать боевых коней, изготавливать и чинить оружие и доспехи. Для простых горожан – ковать топоры, косы, серпы, гвозди и многое другое. К 1780-м годам в каждом уезде насчитывалось уже до 40 и более кузниц. Широкое распространение кузнечное ремесло получило в Старом Осколе, Короче, Шебекино, Борисовке. Дальнейшее развитие ремесла на Белгородчине, в том числе и кузнечного, обусловлено двумя причинами. Во-первых, значительный рост населения вынуждал сельских жителей искать способы заработка, не связанные с земледелием. Во-вторых, крупные землевладельцы преводили своих крепостных на денежный оброк. Крестьяне могли заниматься ремеслом и торговлей. Центрами многих ремёсел становились крупные сёла и слободы. Здесь было выше число мастеров и больше возможность сбыта. Кузнецы селились в основном на окраине города или села, поскольку их работа была связана с использованием открытоко огня. Так, в слободе Борисовке до сих пор сохранилась целая улица с историческим названием – Ковалёвка. Народ окружил кузнецов легендами и поверьями. Кузнец мог выковать плуг или меч, врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни, перековать старое в молодое. Работали кузнецы круглый год. Летом – преимущественно по заказам селян: занимались подковыванием лошадей, ремонтом хозяйственного инвентаря. Зимой по заказам местных торговцев выделывали на продажу подковы, цепи, петли. Для работы сходились 2-3 человека. Один был мастером, другие – подручными, молотобойцами. Земледелием кузнецы не занимались вообще, а свои наделы сдавали в аренду. Необходимые для работы железо и уголь продавались в местных лавках. К XX веку в свяхи с развитием металлообрабатывающей промышленности кузнечное дело приходит в упадок».

«Гончарное дело – производство керамики. Всевозможные горшки, кринки, корчаги, жбаны, миски и чашки были нужны и крестьянам, и горожанам. Керамическая посуда способна долго сохранять качество пищи: в ней хорошо держится тепло или холод, не скисает молоко, не черствеет мучная выпечка. Изделия из глины дешевы, но недолговечны, поэтому спрос на них был постоянным. Гончарство в Белгородском крае было развито почти повсеместно. Основными центрами производства керамики были Старый Оскол и слобода Борисовка. Горшколепу помогали все работоспособные члены семьи: мужчины тянули посуду на ножном гончарном круге, а женщины и дети лепили глиняную игрушку. Мастерство гончара передавалось от отца к сыну, у каждого мастера были свои секреты. Были и свои копанки, то есть места, откуда бралось исходное сырьё. Гончары знали, что глины разнообразны по происхождению, составу и качеству. Качество глины гончар выявлял при обжиге опытным путём: если посуда трескалась, значит, масса слишком жирная и требовала добавки песка, если хрупкая – следует добавить жирных глин. В день мастер мог произвести от 30 до 40 штук различных изделий: горшков, тарелок, кувшинов. Более длительной была работа по изготовлению дымоходгых труб: их старались делать неповторимыми по форме и орнаменту, нанесённому на изделие. Работали каждый день, пока не скапливалось сотни три изделий, необходимых для заполнения одного горна. До обжига посуда должна была просохнуть на воздухе: летом её выставляли на доски обязательно в тень, зимой – в мастерской на полках. Один из этапов – обработка поверхности посуды. В Старом Осколе, например, делали красивую поливную керамику, покрытую глазурью. Приготовление поливы тоже требовало знаний и опыта. У приезжих торговцев на рынке покупали свинец и глазурь. Свинец пережигали в чугунке на костре. Затем полученный порошок просеивали через сито и добавляли глазурь. Чистый свиец давал жёлтую поливу; чтобы получить зелёную, добавляли медный купорос, коричневую – марганец. Этим составом покрывали поверхность хорошо просохшего изделия. Был и другой рецепт: посуду обмазывали дёгтем и обваливали в свинцовом порошке. Этот способ был более дорогим, но такая посуда считалась более качественной, богатой и красивой. Иногда сосуды украшали линейным или волнистым орнаментом с различными вариациями. Полосочки, завитки, зубчики – у каждого мастера был свой почерк. Одни выполняли рельефные узор палочкой по сырой глине, затем обжигали посуду. Другие лепили накладные части украшений и покрывали их цветной глазурью, третьи брали гусиные или куриные перья и расисывали уже обожжённые изделия. Краску белую делали из мела, черную – из сажи, добавляя туда яичный белок, молоко, немного сахара. Самый ответственный момент работы – обжиг. В Старом Осколе гончары Казацкой слободы умело использовали рельеф местности. Горн для обжига был углублён в склон холма так, что топочная камера находилась под землёй, а верхнее отверстие горна – на поверхности холма. Внутри камера была выложена огнеупорным кирпичом. Гончар залезал в горн и осторожно укладывал посуду, которую ему сверху подавал помощник. Затем горн закрывали. Обжиг начинался постепенно, чтобы изделия успели прогреться и не треснули. В течение трёх часов температуру прибавляли. Обжиг длился 8 часов. Затем ещё примерно 12 часов горн остывал. После этого сам мастер извлекал котовую посуду. Часто прямо к горну подъезжала подвода и забирала изделия а продажу. Продавалсь гончарная посуда и глиняная игрушка на местных и дальних ярмарках: посредники-скупщики везли её в Харьковскую и Полтавскую губернии. Покупая горшки, хозяйки постукивали по их боку: если звук глухой, то попался горшок мужского пола, а если чистый, звонкий, то «горшица». Еда в «горшицах» получается вкуснее. Но в доме должны быть и те, и другие, чтобы в семье царило согласие. Гончарное дело на Белгородчине просуществовало до 1940-х годов. А после войны с развитием промышленности появились новые виды посуды из металла, керамики, пластмассы».

«О времени возникновения иконописания в Борисовке нет точных данных. В 1711 году владелец слободы Борис Петрович Шереметев основал Богородоце-Тихвинский женский монастырь. Для росписи храмов и обучения икнописанию местных жителей в Борисовку приехалиживописцы из Санкт-Петербурга. Расцвет иконописного промысла приходится на вторую половину XIX века. Изделия местных живописцев пользовались большим спросом на юге и юго-западе России: поставлялись в Курск, Малороссию, на Кавказ, в Болгарию и Сербию. Создавать произведения, имеющие художественную ценность, могли лишь самые лучшие мастера. Но часто мастер работал быстро, на поток. В погоне за дешевизной появляются иконописцы низкоквалифицированной категории – «личкуны». Они писали в иконах только лики да руки, а остальное пространство покрывалось фольгой и прочими украшениями. Иконописцы работали у себя дома круглый год, за исключением воскресенья и праздников. Рабочий день длинся с раннего утра до позднего вечера с перерывом на еду и отдых. Состоятельные мастера покупаи кисти и краски в Харькове, бедные покупали все необходимое в местных лавках. Иконописцы брали в ученье мальчиков 11-12 лет. У «личкунов» обучались 2-3 года, а у «красочников» - 4 – 5 лет, причём брали только грамотных. За обучение не платили, но первые два года ученики жили «на своих харчах», а вторые два – на хозяйских. Появление к началу XX века печатных, литографских икон наносит сильный удар по кустарям, которые не выдерживают конкуренции с печатным станком. Чтобы поддержать старинный промысел и повысить мастерство кустарей, в июле 1902 года в Борисовке открылась учебная иконописная мастерская. Четырёхлетний курс в школе был бесплатным. Бесплатно выдавались все учебные принадлежности. Сюда принимались мальчики от 10 до 14 лет, окончившие начальную школу. Рограмма обучения включала рисунок и живопись, а главное – иконописание по лучшим образцам византийского, киевского, московского, новгородского стилей. Эта шкоа закрылась после начала Первой мировой войны.

К изготовлению борисовских икон относится целый куст местных промыслов. Доски для икон изготавливали столяры – «дощечники». Другие столяры специализировались на киотах – особых плоских и грубоких рамах для икон, закрытых стеклом. Киоты делали простые и резные. Использовали древесину липы и осины. Летом работали у себя во дворе, а зимой – прямо в доме, используя обычные столярные инструменты. Один мастер мог изготовить за неделю 20 киотов. В день киотчик зарабатывал 50 копеек. В канун революции иконами занимались более тысячи борисовских кустарей. Промысел был обречён и исчез после 1917 года».

«Изготовление глиняной игрушки было преимущественно женским занятием, подсобным при основном – гончарном деле. Идея линяной игрушки в Старый Оскол была привезена переселенцами из северных и центральных территорий России ещё в период городов-крепостей Белгородской черты. Фигурки лепились из белой глины, расписывались жидкой глиной красного цвета в виде вертикальных полос. Формы игрушек, найденных в окрестностях бывшей Казацкой слободы, предельно условны и обобщены, в них почти нет деталей. Например, черты лица не проработаны, а только обозначены налепом с защипом, чтобы наметить форму носа. Глаза и рот намечали плоской палочкой. Фигурки людей отражали черты эпохи. Так, XVII век – суровый период в истории Белгородчины. Неслучайно типичная игрушка в это время – всадник, воин. В пластике и росписи женских образов просматривается связь с традицией земледельческого культа. Идея плодородия выражена в росписях на передниках – в изображении овалов, напоминающих форму зерна. Свисток в игрушке – не просто детская забава. Наши предки считали, что этот звук способен уберечь человека от злых сил».

«Плетение лаптей – излюбленное занятие стариков. Это работа кропотливая, требующая сноровки. Сначала заготавливали лыко. Чтобы сплести пару лаптей, нужно было ободрать три - четыре молодых липовых деревца. Затем лыко вымачивали, выпрямляли, убирали верхний слой, нарезали узкими длинными полосами, прилаживали к деревянной колодке. Плести помогал кочедык – подобие кривого шила. Труднее всего было плести задник лаптя: здесь надо было свести все кончики полосок и закрепить. Это работа неспешная, требующая времени: Хороший мастер за день мог сплести не более двух пар лаптей. Лапти были повседневной обувью, их носили на огородные работы, они снашивались в три дня».

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1. Белгородоведение: учебное пособие для СПО [Электронный ресурс] / К.С. Дроздов, В.Н. Замулин, А.А. Крисанов. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 210 с.

2. Города и сёла Белогорья/: Шебекинский, Волоконовский, Валуйский, Вейделевский, Ровеньский районы / Карабутов А.Н., Кряженков А.Н., Пчелинов-Образумов А.А. – Рыбинск, Медиарост, 2018. – 176 с.

3. Белгород / Лимаров А.И. – Рыбинск: Медиарост, 2018. – 256 с.

4. Природный мир Белогорья / Арбузова М.В., Соколов А.Ю. – Рыбинск: Медиарост, 2016. – 204 с.

5. История Белгородчины / Коннов Ю.В., Папков А.И., Сарапулкин В.А. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 116 с.

6. Традиции и народное творчество Белгородчины / Жиров М.С., Жирова О.Я. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 116 с.

Дополнительные источники:

  1. Кулакова Е. В цвету трава – косить пора // Крестьянская Русь. – 2016. - №24. – С. 7.
  2. Кулакова Е. Огород – для всех доход// Крестьянская Русь. – 2018. - №23. – С. 7.
  3. Кулакова Е. Печь топить – дрова рубить // Крестьянская Русь. – 2015. - №41. – С. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства"...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Традиционное жилище»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народная кухня»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПреподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письмен...

Методические рекомендации к практической работе по теме «Народный костюм»

Преподавание учебной дисциплины «История родного края» предполагает выполнение практических занятий. Выполнение практических работ обусловливает индивидуальную письменную форму контроля, в...

Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"

Методические рекомендации к практическим  работам по дисциплине "Основы поиска работы и трудоустройства", профессия "Контролер банка"...