Спицин Юрий Сергеевич ОПЫТ ИСПАНИИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ
статья

Спицин Юрий Сергеевич

Для современного мира характерны перемены цивилизационного значения, высочайший динамизм и глобальность социально-политического и

экономического развития практически всех стран, что обусловлено воздействием таких мощных факторов, как научно-промышленная и информационная революции на рубеже XX – XXI вв. Начало 90-х гг. XX в. и по настоящее время характеризуется во всех странах особым вниманием к качеству человека, качеству образования, качеству интеллектуальных ресурсов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПАНИИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

УЧАЩИХСЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ МИРЕ

Спицин Юрий Сергеевич

аспирант

Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск,

Пятигорский государственный лингвистический университет

Для современного мира характерны перемены цивилизационного значения, высочайший динамизм и глобальность социально-политического и

экономического развития практически всех стран, что обусловлено воздействием таких мощных факторов, как научно-промышленная и информационная революции на рубеже XX – XXI вв. Начало 90-х гг. XX в. и по настоящее время характеризуется во всех странах особым вниманием к качеству человека, качеству образования, качеству интеллектуальных ресурсов.

В странах Европы осуществляются интенсивные процессы реформирования школы, что закономерно вызывает все больший взаимный

интерес к изучению международного опыта и выявлению возможностей его

использования в национальных образовательных системах. В Испании накоплен значительный опыт гражданского образования, который может быть творчески использован в российской школе в условиях перехода к постиндустриальному обществу.

В испанском образовании имеются многовековые традиции гражданского образования, которые менялись на протяжении различных эпох. Испанская система просвещения в конце 18-начале 19 вв. объективно играла роль своеобразной экспериментальной лаборатории, где наглядно проявлялись и проходили проверку жизнью новые тенденции развития народного образования в Испании. В настоящее время ведущие испанские политики и деятели образования заинтересованы в использовании имеющегося потенциала гражданского образования для сохранения конкурентоспособности государства

[6].

По Д. Беллу, «постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания. Постиндустриальное общество предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов» [1, с. 15].

В отечественной педагогике становление постиндустриального общества определяет новые контексты в жизни человека и общества: высокий статус знания и информации, осознание высокой роли личностных качеств во всех видах человеческой активности.

Модернизация образования может предотвратить развитие конфликтов,

если общество предоставит личности возможности для освоения новых методов использования знания и информации [3, с. 80].

В постиндустриальном обществе, научные разработки становятся главной движущей силой экономики – базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника [4]. Качество образования как фактор прогресса в государствах постиндустриального типа проявляется прежде всего в таких основных требованиях, как создание условий для развития личности и формирование гуманистической основы взаимодействия личности, общества и государства. В связи с этим системы качества образования, понимаемые как совокупность целей, норм, ресурсной базы, образовательного процесса и конечного результата, необходимых для обеспечения целенаправленного управляемого влияния на формирование личности выпускника, стали ключевым показателем конкурентоспособности учреждений и организаций, реализующих образовательные услуги.

Система образования в Испании в условиях перехода к постиндустриальному обществу претерпевает значительные изменения,

стремительно интегрируется в общеевропейскую систему. Нарастание нравственных, гражданских проблем в испанском обществе, рост насилия,

необходимость борьбы с расизмом и национализмом, интеграционные процессы, происходящие в Европе, становление поликультурного общества в Испании побуждают испанских педагогов и Правительство искать и разрабатывать новые продуктивные способы формирования у молодежи основ гражданской культуры [12, с. 37].

Именно с этой целью с 1996 по 2000 была проведена реформа образования, затронувшая в основном начальную и среднюю школы. Начальное образование – является обязательным в Испании. Основной целью начального образования является привитие основ общей культуры, развитие навыков чтения, письма, культуры речи, усвоение элементов математики, обучение иностранному языку, развитие физических и художественных способностей, самостоятельности мышления. Нововведениями по закону 1990 г. Являются изучение современного иностранного языка. Осуществляется адаптация обучения к потребностям детей. Школьный предмет «Гражданское право и Права человека изучается школьниками в начальном образовании в 3-6 классах. Обязательное среднее образование – это новый этап развития школьного образования. Учебные планы и программы обязательной средней школы эквивалентны дидактическим документам соответствующего этапа образования в европейских странах. Основной целью среднего образования является подготовка школьников как для продолжения образования в бакалавриате, так и для получения профтехобразования средней и высшей ступени по модулям.

Учебный предмет «Гражданское образование и Права человека» в обязательном среднем образовании изучается с 8 по 11 классы [5, с. 275-276].

Большое внимание в ходе социальных преобразований уделяется вопросам гражданского образования. Гражданское образование – это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести вклад в развитие своей страны. Гражданское образование направлено на воспитание гражданственности личности в условиях гражданского общества [2, с. 315].

Эпоха постиндустриализации в Испании началась в 50-х гг. XX века. В

этот период в Испании был установлен диктаторский режим во главе с генералом Франко. Франкистская диктатура строилась на насилии, терроре, массовых репрессиях, попрании элементарных человеческих прав.

Отличительной чертой образовательной системы в период франкистской диктатуры (1939-1975) являлось осуществление образования и воспитания подрастающих поколений в духе авторитаризма, фанатичного подчинения власти, консерватизма под эгидой католицизма – единственной и официальной религии франкистского государства. Основные постулаты франкистского образования основывались на принципах иезуитской педагогики.

В 1970 году, во времена диктатуры Франсиско Франко в содержание школьного образования был введен учебный предмет «Формирование национального духа». Преподавание этого предмета было нацелено на воспитание законопослушных граждан, призванных следовать законам авторитарного государства и религиозным нормам. В связи с этим инициативы Франко по введению учебного предмета «Формирование национального духа» были негативно восприняты в клерикальных и педагогических кругах.

После смерти Франсиско Франко (1975 г.), в Испании в 1978 была принята Конституция, а вместе с ней последовали новые реформы образования в школах Испании. Все нововведения начали осуществляться с 70- х годов XX в., вплоть до начала XXI века. В 1997 году, опираясь на рекомендации Совета Европы, правительство разработало и утвердило рекомендации по введению нового школьного предмета «Гражданское образование» [7].

Изначально (2000 год) Правительство Испании и Министерство Образования в содержании гражданского образования выделяли следующие аспекты: моральное и гражданское образование, образование для мира и равенства, возможности между полами. Предмет «Гражданское образование»

был так же веден с целью стимулировать у молодежи формирование полезных привычек и здорового образа жизни, поскольку многие молодые люди употребляют кокаин и другие синтетические наркотики [11].

Представители Правительства Испании и Министерства образования

полагают, что гражданское образование создает условия для развития свободных людей, способствует воспитанию у учащихся чувства самоуважения, личного достоинства, свободы, ответственности. Будущие граждане должны знать свои права и обязанности. В Законе о гражданском образовании (2002 год) подчеркивается необходимость изучения в школе тем, которые затрагивают интересы и проблемы школьников современного мира [8, с. 19].

Основываясь на Рекомендациях Совета Eвропы от 12 декабря 2002,

Испанское правительство предложило ввести в школы страны предмет   «Гражданское образование и Права человека». Министерство образования

Испании сформулировало три основных цели гражданского образования:

– овладение учащимися знаниями, характеризующими теорию и практику

демократии и прав личности, формирование у школьников гражданской

позиции;

– развитие ответственности гражданской культуры для мирного решения

конфликтов;

– формирование граждан, способных активно участвовать в жизни общества

[14].

Учебный предмет «Гражданское образование и Права человека» вводится в систему школьного образования Испании Законом от 7 декабря 2006 года (№ 1513). Основными задачами изучения предмета «Гражданское образование» в школах Испании являются следующие:

1. Усвоение понятий «свобода» и «ответственность», «права» и

«обязанности».

2. Знание истории и этических ценностей. Роль религии, философии в

жизни человека.

3. Знание прав человека и законов конституции Испании. Этические

ценности демократии. Права и обязанности детей и подростков.

4. Знание политической структуры Испании и основных понятия прав,

экономики, политики и этики страны.

5. Умение грамотно рассуждать по этическим темам.

6. Овладение этическими ценностями: эмпатия, понимание, уважение,

чувство справедливости, чувство патриотизма, толерантность.

7. Способность продуктивно решать конфликты.

8. Способность к активному участию в политической и социальной жизни

общества [13].

В результате изучения предмета «Гражданское образование и права человека» испанские школьники должны усвоить: понятия «свобода» и «ответственность», «права» и «обязанности»; знать историю и этические

ценности; роль религии, философии в жизни человека, права человека и законы конституции Испании, права и обязанности детей и подростков.

Кроме того, учащиеся должны иметь представление о политической структуре Испании, уважать людей других национальностей, развивать чувство патриотизма, развивать понятие «хороший гражданин» [10]. Рассматривая сущность, цели и задачи школьного предмета «Гражданское образование и Права человека» в Испании, нужно отметить тот факт, что

реформы и Законы по введению учебного предмета «Гражданское образование и Права человека» в школы Испании оказывают существенное влияние на политику и воспитание гражданина страны. Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Испании. В них формирование гражданина определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом, между областями. Анализ учебных планов и образовательных программ, действующих в современных испанских школах, а также проведенные нами беседы с учителями и посещение учебных занятий

свидетельствуют о том, что гражданское образование тесно связано со многими учебными дисциплинами, в которых речь идет об общей культуре гражданина, воспитании гражданственности. В условиях демократических преобразований в Европе и Испании гражданское образование становится важным инструментом для развития у молодежи самосознания, гражданской ответственности, общественной инициативности и активности [9, с. 39].

На современном этапе гражданское воспитание в Испании рассматривается учеными и педагогами в контексте европейских образовательных интеграционных процессов. Стратегия гражданского воспитания в Испании основывается на опыте таких международных организаций, как Совет Европы, ЮНЕСКО, Европейский Союз, ценностями которых являются демократия, мир, уважение к правам человека, толерантность к другим культурам и их носителям.

Список литературы:

1. Бауман З. Мыслить социологически. –М., 1996.

2. Голев А.Г. Педагогика. Лекции для студентов. Ч.2. –Пятигорск: ПГЛУ, 2009.

3. Курносов И.Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. –М.: Книжный мир, 1997.

4. Постиндустриальное общество. –URL :http://ru.wikipedia.org/wiki/ [электронный ресурс].

5. Фастова В.Н. Образование и педагогика в Испании: История и современность// Образование в современном мире: достижения и проблемы: Коллективная монография / под ред. академика ГАН РАО Ю.С. Давыдова. –М. –Пятигорск: РАО-ПГЛУ, 2009.

6. Argelia Queralt. Educació para la ciudadaní.

–URL: http://www.eldiario.es/agendapublica/impacto_social/Educacionciudadania_

0_149785223.html [электронный ресурс].

7. Actualidad del Ministerio. La libertad posible: ideas para una educació para la

ciudadaní. –URL: http://www.mecd.gob.es/portada-mecd/ [электронный ресурс].

8. Estefania Lera J.L. El fracaso escolar: Punta del icederg del sistema educativo // Revista de Ciencias de la Educacion. –Madrid, 2001.

9. Jares X.R. Educació para la Ciudadaní. –Madrid, 2006.

10. La educacion en la Espana en la epoca de la dictatura 1938-1970. –URL:

http://www.upct.es/seeu/_as/divulgacion_cyt_09/Libro_Historia_Ciencia/web/mapacentros/ La%20educacion%20durante%20la%20Dictadura.htm [электронный ресурс].

11. La educacion para la ciudadania de Zapatero y la estupidez de Camps. –URL:

http://andressantoindependientesxpaiporta.blogspot.com/2008/10/la-educacion-para-laciudadania- de.html [электронный ресурс].

12. Montesino P. Manual para los maestros de escuelas de pávulos. 3-ra ed. –Bilbao: Imp. J.E. Delmas, 1964.

13. Necesidad y constitucionalidad de la asignatura «educacion para la ciudadania». – URL:http://institucional.us.es/revistas/cuestiones/21/art_5.pdf [электронный ресурс].

14. Una iniciativa de servicio. Profesionales por la etica. –URL:

http://www.profesionalesetica.org/wpcontent/uploads/downloads/2012/10/EpC_20_cuestiones.pdf [электронный ресурс].__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)

В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской ...

Спицин Ю.С. (статья ВАК) Приоритеты гражданского образования в Испании начала XXI века.

В статье раскрываются приоритеты гражданского образования в общеобразовательных учреждениях современной Испании, которые определяют цель, задачи и содержание формирования у испанской молодежи нравстве...

Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)

В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Ро...

Спицин Юрий Сергеевич ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСПАНСКОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Усиление взаимодействия стран и народов в современном глобальном мире, интенсивные  процессы реформирования образования в мировом сообществе  объективно усиливают потребность академического ...

Ю. С. Спицин Задачи гражданского образования в Испании в контексте интреграционных процессов Европейского Союза

В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды  Экономические и политические противоречия существуют ...

Ю.С. Спицин Скаутское движение как форма гражданского образования в школах Испании.

В XXI веке в европейских странах особое внимание уделяется гражданскому образованию школьников. Наряду с обучением конкретным дисциплинам педагоги решают важную задачу подготовки школьников к будущей ...

Спицин Юрий Сергеевич КОНЦЕПЦИИ О ВОСПИТАНИИ В ИСПАНИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕН

Аннотация: В статье раскрывается значимость теоретического обоснования и практической реализации идей гражданского воспитания  на исторических основах и традициях Испании. Определены и охарактери...