Главные вкладки

    Пример проведения словарной работы на уроках русского языка.
    методическая разработка

    Смагина Надежда Вячеславовна

    Пример проведения словарной работы на уроках русского языка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пример проведения словарной работы на уроках русского языка.

    Первым шагом является введение или предъявление слов. Здесь я использую:

    1) загадки,
    2) ребусы (40 а, рас100яние и др.),

    • рассматривание предметных картинок,
    • прослушивание шутливых стихов и т.д.

    Следующим этапом является запись слова с пропуском “трудного” места, или запись с “окошком:”. Здесь, важно, чтобы учащиеся сами определили “трудное” место, т.к. в этом случае процесс письма становится для них более осознанным, совершенствуется орфографическая зоркость.

    После того, как дети записали слово с “окошком”, они пытаются определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся, на помощь приходят авторитетные источники: учитель или словарь.

    Учитель либо сам показывает написание слова, либо предъявляет карточку, либо предлагает посмотреть слово в учебнике.

    Обращение к словарю способствует, во-1х, накоплению опыта работы со словарем, во-2х, формированию умения не только ставить орфографическую задачу, но и решать ее самостоятельно. На этой стадии работы полезно использовать этимологический анализ (если он помогает объяснить написание слова).

    Рассмотрим это на примере слово “малина”. “Некоторые ученые связывают происхождение слова с корнем мал: малиновая ягода состоит из малых ягодок - зернышек”. - Какую же букву нужно написать в первом слоге?

    После того, как в “окошко” вставляется буква, слово прочитывается орфографически.

    Т.о., на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи. Завершающий шаг – запись слова.

    Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование эмоционально-образной памяти детей, одним из свойств которой является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Для успешной работы необходимо ничего не значащие для ребенка информационные элементы связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции, вызывающими интерес. Любопытство, а ещё лучше — улыбку и смех. Кстати, смех не только активизирует эмоциональную память, но ещё и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.

    Ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке и др. Важно, чтобы ассоциативный образ обязательно: 1) был связан со словарным словом каким–то общим признаком (цветом, формой, действием, местом расположения, материалом и т.д.), 2) имел в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в слове.

    Такое слово становится как бы “приёмным родственником” для словарного слова. При этом чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Рассмотрим это на примере. При знакомстве со словами воробей и ворона можно использовать стихотворение “О двух ворах”.

    Как у наших у ворот
    Птичий собрался народ.
    У кормушки не зевают,
    а угощенье налетают,
    Друг у друга отнимают.
    Ты прислушайся скорей
    И услышишь: “Вор, о, бей!”
    Я отвечу не спеша:
    “Не деритесь! Вор, о, на!”

    Стихотворение И. Конькова может помочь при изучении слова петух.

    Петуха спросили дети:
    - Почему зовут вас Петей?
    - Так ответил Петя детям:
    - Хорошо умею петь я.

    А слово “соловей” можно подкрепить стихотворением:

    Слышишь соло меж ветвей?
    Трель выводит соловей.

    - Соло - это выступление одного исполнителя. Возможно, за то, что соловей любит петь в одиночестве на утренней и вечерней зорьке, его так и назвали.

    Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

    сОловей - сОло, нОты,
    гАзета - бумАга,
    кАпуста - зАяц,
    кОрабль - мОре, вОлны
    Одежда - Обувь.

    Ещё один приём, влияющий на качество запоминания, - это использование ассонанса (“Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан”). Этот приём активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.

    При изучении словарных слов можно использовать метод звуковых (фонетических) ассоциаций при удачном созвучии фразы и словарного слова:

    На завтрак рак.

    Кричи ура. ( Из книги В.Волиной “Весёлая грамматика”)

    Костя в костюме, а Павел в пальто.

    Или: дед в деревне,

    дети дежурные,

    завтра на завод.

    Ещё один вариант работы со словарными словами - выполнение рисунков на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с большим удовольствием занимаются этим увлекательным делом.

    (Примеры словарных слов с рисунками).

    После знакомства со словарным словом начинается следующий этап работы тренировочно-закрепительный. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

    В 1-м классе на этом этапе на уроках обучения грамоте часто использую игры.

    Игра 1. Слог потерялся. 
    Слова спокойно жили в книжке, 
    Но книжку вдруг погрызли мышки. 
    От слов начала откусили, 
    Из книжки в норку утащили.
    ...бака (собака)
    ...радь (тетрадь)
    ...сква (Москва)

    Игра 2. Собери слоги.
    нал, пе (пенал)
    ро, ка, со (сорока)
    че, у, ник (ученик)

    Игра 3. Гласные “укатились”.
    с ...б ...к ... (собака)
    в ...р ...н ... (ворона)
    .. .ч .. .т .. .ль (учитель)

    Игра 4. Подскажи словечко.
    На жарком солнышке подсох
    И рвётся из стручков ... (горох).
    Прошу вас все слова назвать, 
    Где – оро- надо написать.

    На уроках письма можно предложить ребятам письмо через кальку по трафаретам, списывание с пропуском букв, перевод напечатанных слов в прописные и т.д.

     В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

    1. Фонетические упражнения. Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

    2. Орфографические упражнения. Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию “опасных” мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что “спрятал” автор, используют такой вид упражнений, как письмо с “дырками”, т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.

    3. Словообразовательные упражнения. Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление у учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

    4. Морфологические упражнения. Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

    5. Синтаксические упражнения. Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

    6. Лексические упражнения. Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

    Учителем предложены карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2-3 классах, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний. Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются.

    Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:

    Упражнение № 1

    Как называется крупный населенный пункт? (Город)

    Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)

    Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”.

    I. вариант “кто?” II. вариант “что?”

    Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.

    Упражнение № 2

    Словарные слова объединяют в тематические группы.

    Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох.

    Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный.

    Подбираю к каждой группе картинки.

    Провожу картинно-словарные диктанты. Дети проверяют работу друг друга, по образцу, написанному на доске или плакате.

    Упражнение № 3

    К словарным словам подбираю загадки, читаю их, дети пишут отгадку – слово. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательствам.

    Стоит копна посреди двора,

    Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

    Упражнение № 4

    Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим одно из них.

    1.На доске в два столбика пишу слова с пропущенной орфограммой.

    М…сяц    В…гон

    С…вер        Б…гаж

    Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с безударными гласными, непроверяемые ударением, обеспечивают хорошее их усвоение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"

    В презентации раскрываются понятия  "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....

    Воспитание доброты и гуманности на примере проведения классных часов с изучением русских сказок, чувашских легенд и восточных притч

    Воспитываем доброту, гуманность, толерантное отношение к другим народам. Чувашия - республика, где проживают в мире многие национальности....

    «Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»

    «Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»...

    Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"

    Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"...

    Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

    Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

    Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

    : «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

    Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

    Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...