Педагогический проект "Первый шаг для своей страны"
проект

Безрукова Татьяна Георгиевна

Данный проект разрабатывался участниками конкурса "Преподаватель года - 2015". цель проекта - организация адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_no2.docx43.81 КБ
Файл gruppa_no2.pptx445.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  на тему:

Организация адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональной образовательной организации

«Первый шаг для своей страны»

Разработчики:

Мацкевич Эльвира Александровна

Косарева Людмила Владимировна

Безрукова Татьяна Георгиевна

Петровалова Надежда Васильевна


Содержание

Введение        3

Рабочий план реализации проекта        6

Бюджет проекта        9

Заключение        10

Список использованных источников        12

Приложение 1        13

Приложение 2        15

Введение

Текущее столетие как перспективную эпоху жизнеутверждения человечества квалифицируют различно: «век скоростей», «век интеграции», «век информации».

Сегодняшняя система образования не удовлетворяет в полной мере требованиям сохранения и развития интеллектуального и нравственного потенциала студентов.  В частности, говоря о профессиональном образовании, мы понимаем в первую очередь профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Мы отождествляем понятия "образование" и "профессия", в то время как рыночная экономика в современном обществе требует, чтобы каждый человек выступал как субъект с широкими возможностями выбора. Поэтому образованность сегодня - это не многознание и профессиональная компетенция, а высокий уровень теоретической общеобразовательной, общенаучной,общепрофессиональной подготовки.

         Мы считаем, что понятие «образованность» тесно связано с понятием «социализация» (от лат . socialis – общественный), которое определяется как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

В современной психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой.

Актуальность нашей темы проекта состоит в том, что   адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Бывшие школьники, поступающие учиться – только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков, зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. Вхождение молодых людей в ссузовскую систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу.

Противоречие состоит в том, что процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Проблема адаптации студентов является одной из ключевых в современных исследованиях в сфере образования и, несмотря на разницу в целях, формах и содержании работы учебных учреждений, остаётся единой для всех подсистем образования. Процесс  адаптации выступает на первый план в условиях существенного, кардинального изменения жизнедеятельности  человека, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении и личностном развитии. Начало обучения в ссузе хронологически совпадает с новой стадией психологического развития человека, активным формированием его социальной зрелости, интенсивным нравственным и интеллектуальным развитием, моделированием образовательного и жизненного пути, выработкой оценочного отношения к условиям собственной жизнедеятельности.

Цель проекта  - организация  процесса адаптации студентов первого курса.

Исходя из цели вытекают следующие задачи:

  1. Проанализировать понятия адаптации и адаптивности;
  2. Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников;
  3.  Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников.
  4. Определить условия успешной адаптации студента-первокурсника.

Объект -   профессиональная образовательная организация как среда адаптации студентов.

Предмет  -  студент  первого курса как субъект процесса адаптации в условиях обучения в профессиональной образовательной организации.

Гипотеза  заключается в предположении о том, что адаптация студентов – первокурсников к среде профессиональной образовательной организации будет более успешной, при реализации организованного педагогического сопровождения.

Методы проектной деятельности:

  1. теоретико-методологический анализ данных литературы;
  2. эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ документации образовательной организации);
  3. психологическое тестирование;
  4. статистические методы.

Социально – педагогическая значимостьрезультата проекта: разработаны практические рекомендации по организации обучения, ориентированного на адаптацию студентов первого курса.


Рабочий план реализации проекта

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия. Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается “активный поиск себя”. Даже отлично окончившие школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызвать множество трудностей.

Одну из главных обязанностей  в процессе адаптации студентов – первокурсников к условиям обучения в профессиональной ОО выполняют  тьюторы, координаторы, адаптеры, которые в начале учебного года берут на себя роль наставников для обеспечения процесса адаптации первокурсников.

Для осуществления процесса адаптации подготовлены буклеты с основными направлениями работы ОО.

Исходя из вышесказанного,  разработан рабочий  план реализации проекта:

Направление работы

Методы и формы работы

Сроки реализации

1. Психологическая адаптация (мое Я)

1. Помочь студентам раскрыть своеобразие своей личности. 
2. Воспитывать потребность в самопознании и самооценке. 
3. Диагностировать состояние здоровья студентов, их индивидуальные особенности

1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры. 
2. Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов. 
3. Индивидуальная работа со студентами: 
· обсуждение индивидуальных трудностей;
· выработка позитивного отношения к временным неудачам.

Сентябрь

2. Социальная адаптация 
· Я и коллектив 
· Я и социум

1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах нового набора.
2. Помочь раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности.
3. Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора.
4. Поддерживать и развивать инициативы первокурсников.
5. Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии.
6. Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями.
7. Вовлечение студентов в работу городских, областных и федеральных молодежных объединений.

1. Ознакомление студентов с молодежной политикой ОО.
2. Знакомство с распорядком работы ОО

3. Занятие в школе студенческого актива, включение в деятельность студенческого совета ОО, выборы актива групп.
4. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь ОО, общежития.
5. Создание информационного пространства (стенгазеты, радиогазеты, доска объявлений), освещающего жизнедеятельность ОО.
6. Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.

Сентябрь - октябрь.

3. Педагогическая адаптация 
· Я и учебное заведение 
· Я и учеба

1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.
2. Провести вводный инструктаж по ТБ.
3. Определить степень сформированности у студентов общеучебных умений и навыков.
4. Выявить уровень адаптации студентов к учебной нагрузке.
5. Взаимодействовать с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов нового набора.
6. Обеспечить соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий в ОО.
7. Способствовать выработке сознания студентов на необходимость ведения здорового образа жизни.

1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.
2. Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы.
3. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости студентов во внеурочное время, анализ объема домашнего задания на один день (Месячник «Учись учиться»).
4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям.
5. Рекомендации (памятки) педагогов-предметников по научной организации труда.
6. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний.
7. Выявление условий освещенности учебных аудиторий, качество ежедневных и генеральных уборок.
8. Организация здорового питания.

Сентябрь - ноябрь

4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия)

1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста.

1. Овладение дисциплиной «Введение в специальность».
2. Встреча с выпускниками.
3. Проведение мероприятий в рамках «Неделя специальности».
4. Анкетирование, беседы.

В течение года


Бюджет проекта

Для реализации данного проекта необходимы следующие условия:

  1. Памятные визитки, блокнот, календарь с изображением ОО

4,5*100=450 рублей;

40*100=4000 рублей;

5*100=500 рублей.

  1. Буклеты «Путеводитель первокурсника»

70*100=7000 рублей

  1. Разное (оформление, атрибутика и т.д.)

100*100=10000 рублей

        Итого: 21500 рублей


Заключение

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ОО является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться "свободой", денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Итак, адаптироваться нужно:

Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в школах и ССУЗах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала.

Во-вторых, к новому коллективу. Определить "свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников иногда любой ценой":

одеждой (экстравагантной);

неординарным поведением ("взрослым");

смелостью "непослушания" и т.д.

В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.

В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.

Причины трудностей адаптационного периода:

  1. отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
  2. неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  3. неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;
  4. поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  5. отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;
  6. слабая база знаний из школьной программы.

Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Ожидаемым положительным результатом должно стать: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой, в случае если студент еще до поступления в ОО твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в ССУЗе будет целенаправленным и продуктивным, то адаптация будет осуществляться без особых затруднений.


Список использованных источников

  1. Жилина Л. Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза, ж. «Концепт», выпуск№ s5 / 2013;
  2. Варфоломеев В.Ф. Личностно-ориентированный подход в период адаптации первокурсников к новым условиям обучения; http://www.fcoit.ru/internet_conference/
  3. Попкова О. А.Адаптация студентов первого года обучения.

Приложение 1

План работы сотрудников ОО по организации адаптации первокурсников

Содержание работы

Сроки

Ответственные

I. Аналитико-диагностическое направление.

1. Изучение личных дел студентов.
2. Анкетирование родителей.
3. Составление социальных паспортов.
4. Определение мотивации обучения.
5. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.
6. Определение степени установки на ЗОЖ.

сентябрь 
декабрь-январь 
май-июнь

Социальный педагог
Классные руководители

II. Организация учебного процесса.

Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:
а) НОТ;
б) анализ объема домашнего задания;
в) изучение расписания занятий;
г) посещение уроков;
д) анализ срезовых контрольных работ.

В течение года

Зав. отделениями
Председатели ПЦК
Классные руководители

III. Организация воспитательной деятельности.

 

 

1. Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков, клубов, студий
2. Ознакомление с действующими кружками и секциями города.
3. Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.
4. Формирование правовых знаний первокурсников.
5. Воспитание гражданина, патриота своей Родины.
6. Формирование навыков ЗОЖ.
7. Формирование эстетических ценностей.
8. Привитие трудовых навыков.
9. Участие в мероприятиях в рамках недели специальности, встречи с выпускниками и т.д.
10. Участие в общественных мероприятиях
11. Участие в конкурсе «Группа семестра».

Сентябрь 
Сентябрь 
В течение года

Руководитель физического воспитания
Педагоги дополнительного образования
Классные руководители
Заместитель директора по ВР
Студенческий совет
Методист
Заведующие отделениями

IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников.

В течение года

Студенческий совет

V. Организация информационного обеспечения студентов нового набора и классных руководителей.

В течение года

Студенческий совет
Редакция стенной студенческой газеты, редакция радиогазеты 

VI. Взаимодействие с родителями.

1. Родительские собрания

2. Индивидуальные консультации.
3. Взаимодействие родительского комитета группы со всеми структурными подразделениями.

В течение года

Классные руководители
Заведующие отделениями
Социальный педагог
Заместитель директора по ВР
Члены родительского комитета

VII. Организационные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии и в частном секторе.

1. Вселение в общежитие.
2. Размещение в частном секторе.
3. Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии (частном секторе).

Сентябрь-октябрь
В течение года

Классные руководители
Заведующие отделениями
Воспитатель общежития
Комендант общежития
Социальный педагог

VIII. Социально-психологическое сопровождение студентов, родителей.

 

В течение года

Социальный педагог

IX. Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников

 

В течение года

Администрация
Заместитель директора по ВР


Приложение 2

(указано в презентации)

  • Календарь
  • Блокнот
  • Буклет «Путеводитель  первокурсника»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: Организация адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональной образовательной организации «Первый шаг для своей страны» Разработчики: Мацкевич Эльвира Александровна Косарева Людмила Владимировна Безрукова Татьяна Георгиевна Петровалова Надежда Васильевна

Слайд 2

Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам Д. Евгенидис Актуальность нашей темы проекта состоит в том, что адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Противоречие состоит в том, что процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Слайд 3

Проблема адаптации студентов является одной из ключевых в современных исследованиях в сфере образования и, несмотря на разницу в целях, формах и содержании работы учебных учреждений, остаётся единой для всех подсистем образования.

Слайд 4

Цель проекта - организация процесса адаптации студентов первого курса . Задачи: Проанализировать понятия адаптации и адаптивности; Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников; Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников. Определить условия успешной адаптации студента-первокурсника.

Слайд 5

Объект - профессиональная образовательная организация как среда адаптации студентов. Предмет - студент первого курса как субъект процесса адаптации в условиях обучения в профессиональной образовательной организации. Гипотеза заключается в предположении о том, что адаптация студентов – первокурсников к среде профессиональной образовательной организации будет более успешной, при реализации организованного педагогического сопровождения.

Слайд 6

Методы проектной деятельности : теоретико-методологический анализ данных литературы; эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ документации образовательной организации); психологическое тестирование; статистические методы.

Слайд 7

Социально – педагогическая значимость результата проекта: разработаны практические рекомендации по организации обучения, ориентированного на адаптацию студентов первого курса.

Слайд 8

Рабочий план реализации проекта 1. Психологическая адаптация (мое Я) 2. Социальная адаптация · Я и коллектив · Я и социум 3. Педагогическая адаптация · Я и учебное заведение · Я и учеба 4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия)

Слайд 9

Бюджет проекта Памятные визитки, блокнот, календарь с изображением ОО 4,5*100=450 рублей; 40*100=4000 рублей; 5*100=500 рублей. Буклеты «Путеводитель первокурсника» 70*100=7000 рублей Разное (оформление, атрибутика и т.д.) 100*100=10000 рублей

Слайд 10

Причины трудностей адаптационного периода: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой; слабая база знаний из школьной программы.

Слайд 11

Ожидаемым положительным результатом должно стать: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой, в случае если студент еще до поступления в ОО твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в ССУЗе будет целенаправленным и продуктивным, то адаптация будет осуществляться без особых затруднений

Слайд 12

Список использованных источников Жилина Л. Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза, ж. « К онцепт », выпуск№ s5 / 2013; Варфоломеев В.Ф. Личностно-ориентированный подход в период адаптации первокурсников к новым условиям обучения; http://www.fcoit.ru/internet_conference/ Попкова О. А. Адаптация студентов первого года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы". Дан...

Я патриот своей страны

Актуальность данной статьи состоит в том, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. М...

Методика проведения классного часа «Что значит быть патриотом своей страны?»

Методика проведенияклассного часа«Что значит быть патриотом своей  страны?»Разработала преподаватель Хлебникова Г.Н....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Люби и знай свою страну"

Мероприятие направлено на воспитание у учащихся гражданской позиции, чувств патриотизма и стимулирование познавательного интереса к изучению истории родной страны;проведение мероприятия в форме игры с...

Сценарий урока мужества, посвященного Дню Героев Отечества "Солдат своей страны"

Проведение урока мужества, посвященного Дню Героев Отечества "Солдат своей страны"...

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов

Работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых Громовой О.И. в своей педагогической деятельности по предметам лесохозяйственного и садово-паркового циклов...

Педагогические технологии, используемые преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла

Настоящая работа содержит сведения о педагогических технологиях, используемых преподавателем Громовым А.Г. в своей педагогической деятельности по предметам землеустроительного цикла...