Работа с одаренными детьми в младшей школе
статья

Сегодня выявление одаренных детей,работа с ними и забота о них становятся важнейшими  задачами не только школы,но и государства в целом .Поэтому в 1998 году Министерство образования Российской Федерации заявило Федеральную целевую программу  "Одаренные дети ".На первом этапе осуществления названной целевой программы была разработана  "Рабочая концепция одаренности".На следующем этапе данная концепция претерпела переработку и расширение ,в частности,в обнавленном варианте был отражен согласованный подход ведущих отечественных ученых-психологов в трактовке понятия "детская одаренность".

По замечанию Т.В.Захарченко ,подобный подход  к формированию концептуальной теоретической базы позволяет решить ключевые проблемы одаренности.

В частности ,не регламентируется определение cущности  понятия "одаренность",выявление и описание ее типов и видови др.В связи с этим названная выше ФЦП акцентирует внимание на условиях ,следование котором и соблюдение которых способствовали бы максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей .

Некотрые ученые пишут о том ,что программа наөеливает  на "выявление одаренности  с раннего возраста ,развитие ,оказание адресной поддержки каждому ребенку ,проявившему незаурядные способности ,разработку индивидуальных образовательных траекторий развития детей и с обязательным учетом специфики их творческой и интелектуальной одаренности". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Сегодня выявление одаренных детей, работа с ними и забота о них становятся важнейшими задачами не только школы, но и государства в целом. Поэтому в 1998 году Министерство образования Российской Федерации заявило Федеральную целевую программу (ФЦП) «Одаренные дети». На первом этапе осуществления названной целевой программы была разработана «Рабочая концепция одаренности». На следующем этапе (2002 г.) данная концепция претерпела переработку и расширение, в частности, в обновленном варианте был отражен согласованный подход ведущих отечественных ученых-психологов в трактовке понятия «детская одаренность».

По замечанию Т.В. Захарченко, подобный подход к формированию концептуальной теоретической базы позволяет решить ключевые проблемы одаренности.

В частности, не регламентируется определение сущности понятия «одаренность», выявление и описание ее типов и видов и др. В связи с этим названная выше ФЦП акцентирует внимание на условиях, следование которым и соблюдение которых способствовали бы максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей [1].

Некоторые ученые пишут о том, что программа нацеливает на «выявление одаренности с раннего возраста, развитие, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных образовательных траекторий развития детей и с обязательным учетом специфики их творческой и интеллектуальной одаренности» [2]. Полагаем, чем раньше будет выявлена одаренность, тем больше имеется времени и возможностей для ее дальнейшего развития.

На наш взгляд, одаренность складывается из следующего комплекса факторов: любознательности ребенка; умения выстроить им причинно-следственные связи между рассматриваемыми явлениями; предметной соотнесенности этих явлений; умения делать объективные выводы; стремления узнавать новое и др. Очень важным в развитии одаренности ребенка является целесообразный и эффективный выбор той области знаний (искусство, природа, техника, общество, наука, спорт и т. д.), которая будет ему интересна. Как можно раннее выявление сферы приоритетных интересов ребенка имеет определяющее значение [3]. Речь, несомненно, идет о дошкольном и младшем школьном возрасте.

В рамках проектного подхода можно определить направления работы педагога, обеспечивающего психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в начальной школе:

1. Диагностика для выявления одаренных детей: «Карта интересов для младших школьников», Тесты Торренса; для родителей: «Карта одаренности», анкета одаренности по А. И. Савенкову и другие;

2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей о проявлениях одаренности младших школьников, особенностях их обучения и воспитания;

3. Создание в начальной школе психолого-психологических условий для проявления и развития одаренности у детей;

4. Оказание помощи и поддержки одаренным детям в решении возникающих у них проблем;

5. Формирование в детском коллективе позитивной установки на признание одаренности как социальной ценности.

Итоговыми формами работы с одаренными детьми являются их активное участие в олимпиадах по всем предметным областям, различных конкурсах, научно-практических конференциях учащихся.

Таким образом, образовательная среда, в которой находится одаренный школьник, должна, с одной стороны, инициировать его интерес на осуществление того или иного вида познавательной деятельности, с другой стороны, становиться средством личностного определения и самоутверждения, с третьей – быть источником освоения общечеловеческих ценностей и нравственных норм.

Список литературы

  1. Захарченко Т. В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей // Одаренный ребенок. 2011. № 1. С. 97–101.
  2. Мальчевская, М. Л. Использование поисковых методов обучения на уроках литературного чтения в развитии познавателнього интереса младших школьников / М. Л. Мальческая // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2014. № 13. С. 120–123.
  3. Ишмурзина А.Д. Одаренные дети в начальной школе // Сборник статей «Педагогическое образование». №1. 2018. С.13-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми в школе.

Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...

Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)

Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми

В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...

Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.

Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...