сценарий "Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия

Театрализованное представление ко Дню Знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»

(Театрализованное представление, посвященное Дню Знаний)

На фоне песни "И в сентябрьский день погожий" звучит дикторский текст:

Здравствуй, школа!

О тебе с волнением

Пишем мы нескладные стихи...

Каждый год приходит пополнение,

А уходят лишь выпускники... !

Каждый год сюда приходят шумные

Первоклашки - пёстрый хоровод:

Звонкие, задумчивые, умные

И учитель в класс их поведёт.

Утром спать нам почему-то хочется,

Но зовёт нас в плавание звонок...

Проплывают детство и отрочество,

И приходит юность на порог!

Добрый день, дорогие ребята, учителя и родители! Сегодня у нас замечательный праздник День знаний. Ведь сегодня по всей нашей необъятной стране тысячи школьников пришли в школу на праздник первого звонка. И мы поздравляем вас, дорогие ребята, уважаемые учителя и родители, с этим памятным днём в вашей жизни, желаем вам здоровья, счастья, успехов в учении. А чтобы этот праздник запомнился надолго, мы предлагаем вам отправиться в праздничное путешествие на корабле, где всех ребят ждут весёлые приключения, разные неожиданности, встречи с героями сказок и мультфильмов. Счастливого плавания, друзья, в страну знаний!

Раздаются звуки корабельного колокола. Занавес открывается. Сценическая площадка оформлена под палубу корабля. Звучит фрагмент песни «Белый пароход».

... Где ты - где ты, где ты,

Белый теплоход?

Капитан, капитан,

Полный ход.

КАПИТАН: Приветствую вас, дорогие школьники, и всех вас, дорогие учителя и родители! Разрешите представиться - я капитан этого судна. И сегодня нам с вами предстоит необыкновенное морское путешествие в страну знаний. Но прежде чем отправиться в большое плавание, нам необходимо дать название нашему кораблю.

Дело в том, что недавно наш корабль попал в шторм и буквы от названия нашего судна разбило волной. Мы собрали их, и сейчас я прошу вас помочь мне составить заново название нашего корабля.

Формируется 2 команды по 6 - 8 человек. Участникам игры раздаются 2 комплекта букв. Побеждает команда, правильно и быстро составившая название корабля.

КАПИТАН: А пока обе команды трудятся, я хочу провести с залом небольшую разминку, а заодно и выяснить, готовы ли вы к новому учебному году и не растеряли ли за лето знания и смекалку.

Слушайте мои загадки и все вместе хором отвечайте.

Кто шагает с сумкой книг

Утром в школу?                                         (Ученик)

Очень скоро встретит вас

Ваш просторный светлый                        (Класс)

В коридоре топот ног,

То зовёт всех в класс                                (Звонок)

Если всё ты будешь знать,

То получишь цифру                                (Пять)

Если будешь знать едва,

То получишь цифру                                (Два)

Веселятся Коля, Лена

Это значит...                                        (Перемена)

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные                                         (Тетрадки)

                                Карандаш кто потерял

Тот забыл, что есть                                (Пенал)

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная                                        (Задача)

Долгожданный дан звонок,

Это кончился                                        (Урок)

КАПИТАН: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с моим заданием. Вижу я, что вы все хорошо отдохнули за лето и готовы к новому учебному году. А сейчас посмотрим, как справились наши команды со своим заданием.

Подводятся итоги по составлению названия корабля.

КАПИТАН: Прекрасно, ребята. У вас отличное название корабля «Школьный», да и команда, что надо! Вот теперь можно выходить в плавание. Отдать швартовы, сняться с якоря, полный вперёд!

Звучит песня «Белый пароход».

КАПИТАН: Ну, что ж, друзья, вот мы и отправились в большое плавание и я предлагаю вам отпраздновать это событие весёлым танцем «Морская даль».

Участники (команда корабля) исполняет весёлый танец.

КАПИТАН: Друзья, мне кажется, что мы стоим на месте. Что же случилось? Ведь мы только начали своё путешествие. О, мы сели на мель у какого-то острова. Сейчас посмотрю в бинокль, что же это за остров такой и есть ли на нём обитатели.

Смотрит в бинокль.

КАПИТАН: Всё ясно, мы сели на мель у острова «Лоботряс». Придётся высадиться на берег и узнать в чём тут дело.

Звучит песенка «Первоклассника». Появляется Лень.

ЛЕНЬ:                 В школе стали загружать

Чем только не знаю

Я учебники давно

Даже не листаю.

Что, когда нам задают

Мало интересно

Я ведь Лень, крутая Лень

Это всем известно.

Припев:                Вот ведь я какая

Всем, как мать родная

Загляну и к вам

Я в этот день

ЛЕНЬ: Привет, капитан! Разреши представиться ребятам? Я Лень – Несусветная. Я терпеть не могу школу и всякие там занятия. Я люблю поесть, поспать, поозорничать! И живу я на этом острове не одна, а со своим другом сердечным Шаляй-Валяем разлюбезным. Он, как и я, ненавидит школу, а любит бездельничать, озорничать, в мяч погонять.

Звучит музыка из песни "Шаляй-Валяй", на сцену выходит Шаляй-Валяй.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: Привет, детвора! Здравствуйте, мальчишки! Громче отвечайте! Здравствуйте, девчонки! Кто я, угадайте? Вы узнали меня? (Кланяется на 3 стороны).

Я Шаляй-Валяй,

Лентяй и шалунишка,

Весёлый я мальчишка

Хожу от скуки,

Засунув руки в брюки.

И что это за жизнь

Невесёлая пошла!

Плохо дело, братцы,

Не с кем и подраться.

ЛЕНЬ: Привет, Шаляй-Валяй! Посмотри сколько в зале ребятишек собралось. И я уверена, что половина из них лентяи, разгильдяи и ротозеи.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: А это мы сейчас проверим. А ну, ребятишки, кто не ленив, хорошо учится, похлопайте в ладоши!

ЛЕНЬ: А кто лентяй, бездельник и лоботряс вместе со мной громко крикнем – «Я»! Что, нет таких в зале?

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ:         Да есть такие в зале, Лень,

Просто им даже крикнуть – «Я» лень.

А мы расставим им сети,

Затянем в болото

Невежества, лени и страха.

Ведь мы разгильдяи

Ведь мы лоботрясы

Лентяи большого размаха!

КАПИТАН: Ах вы, бездельники и лоботрясы! Видать, я не зря припас дубину! А ну-ка, подставляйте спину!

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: (вертится, озорничает). Ишь, чего захотел... Ну, пошутили мы, пошутили. Капитан, палками бей, верёвками связывай, но лучше всего никак не наказывай!

КАПИТАН:                Уговорили! Дарую вам прощение!

За это, Шаляй-Валяй,

Хоть пой, хоть пляши

Но весели ребят от души!

Принимайся за дело, лоботряс,

Чтоб ровно через пять минут

Веселье царило тут.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ:         Капитан, я выполню любое ваше желание.

Но, прежде, дайте провести состязание.

Эй, девчонки - конопушки,

У вас рыжие веснушки.

Эй, мальчишки - мальчиши,

Озорные малыши!

Я самый большой весельчак и озорник. Ребята, а вы любите озорничать? Тогда я приглашаю на сцену самых озорных девчонок и мальчишек, и предлагаю повеселиться.

На фоне веселой музыки проводятся игры «Петушиный бой» и шуточный бокс с завязанными глазами "Веселый ринг". Шаляй-Валяй бегает по сцене и подзадоривает игроков.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: Здорово, я просто в восторге. Давно не испытывал такого спортивного удовольствия.

ЛЕНЬ: Ух и поразмялись мы с тобой, Шаляй-Валяй. Вон сколько ребятам синяков да шишек понаставили.

КАПИТАН: Ах ты, Шаляй-Валяй, лоботряс ты и бездельник, чему ты ребят учишь! Видно, ты неисправим. Где моя дубинка...

ЛЕНЬ: Постой, капитан, дай нам шанс исправиться! У нас с Шаляй-Валяем есть полезные советы для ребят, они им в школе пригодятся. Позволь зачитать.

КАПИТАН: Ну что ж, даю вам еще один шанс исправиться.

ЛЕНЬ: Слушайте, ребята, это полезные советы, мы их с Шаляй-Валяем специально для вас написали.

Если рано - рано утром

Неохота просыпаться,

И вставать и одеваться,

В школу на урок идти

Продолжайте спать спокойно,

А про школу позабудьте!

Как проснётесь, так идите

Сразу в видео - салон.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ:        Если выдали учебник

Вам в ужасном состоянии

Вы ничуть не огорчайтесь

Можно делать самолёты,

Корабли, «лягушек», бомбы

Из учебника листков.

ЛЕНЬ:                        Если в классе на уроке

Вам захочется заняться

Чем-нибудь полезным очень,

Например, поесть конфету,

Вы учителю скажите:

«Перестаньте издеваться!»

Он, сражённый речью грозной,

Будет долго вас хвалить.

Ну а вы берите смело

Свой портфель и выходите

В коридоре вы спокойно

Дожуёте шоколад.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ:        Если ты пятерку хочешь,

А не выучил урок,

То не сразу к педагогу

Рэкетира посылай

Ты проверь, а вдруг учитель

Знает тайны Тэйквандо?

Если знает, то придётся

Видно выучить урок!

ЛЕНЬ: Вот какие мы умненькие советы специально для ребят придумали!

КАПИТАН: И ничего в них умненького нет, правда ребята? А вы, как были лентяями, бездельниками и лоботрясами, так ими и останетесь!

А ведь теперь без грамоты пропадешь

Далеко без грамоты не уйдешь

Ни попить без грамоты,

Ни поесть.

На воротах номера не прочесть.

Так что подумай хорошенько, Шаляй-Валяй, как дальше жить будешь.

(Поёт)                        Ты парнишка неплохой,

Не совсем пропащий,

Только думай головой

Ты как можно чаще.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ:         Что же делать мне теперь?

Весь засох от скуки

Телевизор, койка, дверь

Да пустые руки.

ВМЕСТЕ:                         То ли еще будет,

То ли ещё будет,

То ли еще будет

Ой - ой - ой!

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ:         Видно, нам без грамоты не прожить.

ЛЕНЬ: Видно, надо грамоту изучить. Капитан, возьми нас на свой корабль, мы вместе поплывём в мир знаний.

КАПИТАН: Ну что ж, это хорошее решение! Снимайте наш корабль с мели и поплывём дальше.

На фоне музыки Лень говорит заклинание.

ЛЕНЬ:                        Призываем мы злой дух! Ух!

Ты ребятам помоги, помоги!

И корабль их отпусти, отпусти,

На курс нужный наведи, наведи!

КАПИТАН: Готово! Ура! Готово! Можно отправляться дальше. Свистать всех наверх! Отдать швартовы! Поднять паруса! Прощай, остров «Лоботряс».

ЛЕНЬ и ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: Прощай!

Звучит мелодия песни «Белый пароход».

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: Товарищ капитан, а не пригласить ли ребят на палубу нашего корабля. Мы бы хотели повеселиться вместе с ними, отпраздновать своё путешествие в страну знаний.

КАПИТАН: Это можно. Свистать всех ребят на палубу корабля. Танцуем танец «Чунга-чанга».

После танца звучит тревожная мелодия. Дети спускаются в зал.

КАПИТАН: Внимание! Впереди вижу замок. Пришвартовываемся.

Из замка раздаётся музыка и появляется 3 головы Змея Горыныча.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ:         Мажут бедного меня

Поет                                Фигурально черным дёгтем.

Разве в том моя вина,

Что растут такие когти?

Не найдётся для змеи

Слова доброго привета

А ведь головы мои

Все равно что Дом Советов.

1-Я ГОЛОВА: Вот спросите у меня, что-нибудь спросите?

2-Я ГОЛОВА: Ну, например, таблицу умножения...

3-Я ГОЛОВА: Например, на цифру пять.

Все головы попеременно (беглой скороговоркой), убыстряя темп, отвечают таблицу умножения.

1-Я ГОЛОВА: А вот чего-нибудь посложней!

2-Я ГОЛОВА: Ну, например, сколько звёзд на небе, отчего ветер дует?

3-Я ГОЛОВА: Почему вода мокрая?

1-Я ГОЛОВА: Отвечаю - звезд на небе видимо - невидимо.

2-Я ГОЛОВА: Ветер дует от сквозняка.

3-Я ГОЛОВА: Вода мокрая потому, что жидкая.

1-Я ГОЛОВА: Ещё вопросы будут?

2-Я ГОЛОВА: Ну, спросите, ну спросите у меня?

3-Я ГОЛОВА: Ну, не стесняйтесь, ну, не стесняйтесь.

КАПИТАН:                Опустел наш школьный сад

Паутинки в даль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

1-Я ГОЛОВА: Сентябрь.

КАПИТАН: Молодец!

2-Я ГОЛОВА: И мне загадку, и мне.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ:        Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней

Станешь в десять раз умней.

2-Я ГОЛОВА: Книга.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: Смотри-ка, угадали!

3-Я ГОЛОВА: И мне загадайте?

ЛЕНЬ:                         То правое, то левое

Оно понежит ушко.

Всегда такая белая

И мягкая ...

3-Я ГОЛОВА: Подушка.

ЛЕНЬ: Ты смотри, и эту отгадали!

1 -Я ГОЛОВА: Какой я умненький!

2-Я ГОЛОВА: Какой я башковитенький!

3-Я ГОЛОВА: Какой я образованенький!

ГОЛОВЫ (вместе). А теперь моя очередь вопросы задавать!

1-Я ГОЛОВА: Кто вы такие?

2-Я ГОЛОВА: Что вам надо?

3-Я ГОЛОВА: И куда путь держите?

КАПИТАН: Отвечаю на первый вопрос. Мы пассажиры корабля "Школьный". Я его капитан.

ЛЕНЬ: Отвечаю на второй вопрос. Мы хотим узнать дорогу.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: Отвечаю на третий вопрос. А держим мы путь в страну знаний.

КАПИТАН: Укажите нам, Змей Горыныч, путь в страну знаний.

ГОЛОВЫ (вместе). А почему это я должен сделать? Я-то тут причём?

ЛЕНЬ: А потому что у тебя три головы, ты умный и всё знаешь!

ГОЛОВЫ (вместе). Конечно, знаем, конечно все. И даже немножко больше.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: Ну и подскажи!

1-Я ГОЛОВА: Вопрос, конечно, интересный!

2-Я ГОЛОВА: Вопрос, конечно, не простой...

3-Я ГОЛОВА: Я бы даже сказал, сложный вопрос.

ГОЛОВЫ (вместе). Прежде чем указать вам дорогу в страну знаний, я должен узнать, подготовлены ли вы к этому ответственному шагу? Сейчас я задам вопросы, а вы громко и дружно отвечайте "да" или "нет".

Проводится игра «Что хотите говорите».

1-Я ГОЛОВА:                Что хотите, говорите,

А у вишни красный цвет.                (Да)

2-Я ГОЛОВА:                 Что хотите, говорите,

Рыбий жир вкусней конфет?                (Нет)

3-Я ГОЛОВА:                Что хотите, говорите,

А в конце любого слова

Можно ставить мягкий знак?         (Нет)

1-Я ГОЛОВА:                 Что хотите, говорите,

А с девчонками мальчишки

Не дерутся никогда.                        (Да)

2-Я ГОЛОВА:                 Что хотите, говорите,

А девчонки на уроках

Не болтают никогда.                        (Да)

3-Я ГОЛОВА:                 Что хотите, говорите,

В тундре водятся слоны.                (Нет)

1-Я ГОЛОВА:                 Что хотите, говорите,

Дети все дружить должны?                (Да)

2-Я ГОЛОВА:                 Что хотите, говорите,

Каждый может, если хочет,

Пробежаться вдоль реки?                (Да)

3-Я ГОЛОВА:                 Что хотите, говорите,

В сетях бьются рыбаки.                (Нет)

1-Я ГОЛОВА:                Что хотите, говорите,

Сказки любят все на свете.                (Да)

3-Я ГОЛОВА:                         Ведь когда не ерунда отвечают дети «да»,

Когда смысла просто нет, отвечают дети «нет».

ГОЛОВЫ (вместе) Молодцы ребята, вижу все хорошо подготовились к школе, очень внимательные и смекалистые. Так и быть, укажу я вам дорогу в страну знаний. Вот вам волшебный компас. Держитесь строго намеченного курса и никуда не сворачивайте. Компас вас сам выведет.

КАПИТАН: Спасибо тебе, Змей Горыныч.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: До свидания!

ЛЕНЬ: Счастливо оставаться!

1-Я ГОЛОВА: Смотрите, какие вежливые!

2-Я ГОЛОВА: Какие заботливые!

3-Я ГОЛОВА: Какие смышленые!

КАПИТАН: Свистать всех наверх. Отдать швартовы. Курс на Страну Знаний. Полный вперед!

Звучит мелодия песни "Белый пароход ".

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Ни пуха вам, ни пера! Счастливого плавания, друзья!

КАПИТАН: Ну что ж, друзья, мы верный взяли курс. И я приглашаю всех на палубу корабля повеселиться вместе с нами.

Общий танец под музыку песни «Антошка».

КАПИТАН: Внимание! Прямо по курсу Страна Знаний. Бросить якорь!

Под мелодию песни «Маленькая страна» на сцене появляется надпись «Страна знаний».

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: Есть бросить якорь!

Звучит мелодия песни «И в сентябрьский день погожий».

МЕРИ ПОППИНС:         Я рада приветствовать вас, ребята!

Добро пожаловать в страну знаний!

Вы хорошо отдохнули, здравствуйте!

Вы хорошо загорели, здравствуйте!

Очень скучала я по вас, здравствуйте!

Рада, что встретилась с вами, здравствуйте!

КАПИТАН: Вам рапортуем, что мы все здоровы.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: К новому году, конечно, готовы.

ЛЕНЬ:                         С радостью, с солнечным настроением

Ждём сентября мы с большим нетерпением.

МЕРИ ПОППИНС:         Вот пришел желанный час,

Ты зачислен в первый класс!

Ты, дружок, послушай нас,

Мы даём тебе наказ:

Всем о школе расскажи,

Честью школы дорожи!

Содержи всегда в порядке

Книжки, прописи, тетрадки.

Ты должен хорошо читать,

Писать, считать и все на «пять»!

Аккуратен, вежлив будь,

Здороваться не позабудь!

Должен знать ты на «отлично»

Драться в школе неприлично.

Слушай папу, слушай маму

И учительницу тоже...

Ты усваивай программу

Если что, то мы поможем!

Если выполнишь наказ,

Во второй готовься класс!

А сейчас я хочу поиграть с вами. Слушайте внимательно и правильно подсказывайте слова:

Весной венки из одуванчиков

Плетут конечно только...

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у...

Коньки на льду чертили стрелочки,

В хоккей с утра играли...

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах...

При всех померяться силёнкой

Конечно любят лишь...

Боятся темноты трусишки

Все как один, одни...

Шёлк, кружева, и в кольцах пальчики

Выходят на прогулку...

Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданием, и я надеюсь, что в школе вы будете так же внимательны. А вам, уважаемые учителя, наши милые преподаватели, мы хотим пожелать:

Пусть будет так, чтоб и жизни Вашей светлой, доброй,

Всегда Вас окружали дети, как цветы,

Чтоб школа Вам была надёжной пристанью

Счастливой, светлой, полной доброты'

Выступление ансамбля танца «Родничок».

МЕРИ ПОППИНС: А теперь я приглашаю всех ребят и преподавателей на весёлый танец.

КАПИТАН: Итак, дорогие друзья, наше праздничное путешествие подошло к концу, и мы желаем вам успехов.

ЛЕНЬ: Побольше весёлого звонкого смеха.

ШАЛЯЙ-ВАЛЯЙ: Побольше хороших друзей и подруг.

МЕРИ ПОППИНС: Отметок хороших и знаний сундук.

КАПИТАН: Свистать всех наверх! Поднять якорь! Отдать швартовы!

Звучит мелодия песни «Белый пароход».

Занавес закрывается.




Предварительный просмотр:

Тема открытого занятия: «Лидер-это!..»

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала учащихся, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Задачи:

-Расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в понятии «Лидер»;

-выявить основные психологические характеристики лидера;

-отработать навыки  групповой деятельности;

-воспитать положительное отношение к первенству; поощрить стремления учеников      стать лидерами в какой-либо области деятельности.

Категория участников: подростки 13-17 лет

Количество участников: 10 человек

Время проведения: 45 мин

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Предполагаемый результат:

  • информированность участников об основных качествах лидера;
  • проработка участниками некоторых лидерских качеств.

Ход занятия:

Стихи под музыку (Роберт Рождественский)

Если вы есть – будьте первыми!
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – лучшими книгами.

Первыми будьте, и только!
Пенными, как моря.
Лучше второго художника – 
Первый маляр.

Спросят вас оробело:
- Что же тогда окажется:
Если все будут первыми,
Кто пойдет замыкающим?

А вы трусливых не слушайте,
А вы их сдуйте, как пену.
Если вы есть – будьте лучшими!
Если вы есть – будьте первыми!

Если вы есть – попробуйте
Горечь зеленых побегов.
Примериваясь, попробуйте
Великую ношу первых!

Как самое неизбежное, 
Взвалите ее на плечи.
Если вы есть – будьте первыми!
Первым трудней и легче.

Педагог: «Добры день! Тема нашего сегодняшнего занятия: Лидер-это?

Но прежде чем начать мы с вами познакомимся необычным способом, я пущу конверт, в котором будут листочки с началами фраз, каждый по очереди должен достать один из листочков, назвать свое имя, и продолжить фразу, например, меня зовут Юрий Я словно птица, потому что…чувствую свободу!».

Фразы, написанные в конверте:

1.Я словно птица, потому что…

2.Я могу быть ветерком, потому что…

3.Я прекрасный цветок…потому что…

4.Я тропинка…потому что…

5.Я чувствую себя только что распустившимся листочком, потому что….

6. Я чудесный утренний рассвет, потому что…

7. Я смело принимаю важные решения… потому что…

8. Я очень уверенный в себе человек…потому что…

9. Я словно прозрачная вода в роднике…потому что…

10. Я ставлю перед собой цели…потому что…

Педагог: «

. Я предлагаю вам узнать друг друга с необычной стороны.

Попробуем найди людей по описанию. В блокнотах необходимо заполнить таблицу и написать своё имя, затем написать в таблице имена тех, кто подходит под предложенное описание.

Моё имя

_______________________________

Моё имя

_______________________________

Фамилия человека, чьё имя как у тебя

_______________________________

Фамилия человека, чьё имя как у тебя

_______________________________

Глаза такого же цвета

_______________________________

Глаза такого же цвета

_______________________________

Отчество то же, что и у Тебя

_______________________________

Отчество то же, что и у Тебя

_______________________________

День рождение в том же месяце

__________________________________

День рождение в том же месяце

__________________________________

Рост ниже тебя

_______________________________

Рост ниже тебя

_______________________________

У кого остались незаполненные строки? Вот мы и узнали друг друга еще с одной стороны.

Педагог: А теперь по кругу прошу назвать по одному  качеству, которым, по вашему мнению обладает лидер.

(Названные участниками способности записываются на листе ватмана в столбик. Затем, основываясь на данных способностях, участникам предлагается вывести определение понятию «лидер)

Педагог: А теперь давайте все вместе дадим определение, кто такой лидер…

(ответы детей)

Определение понятия «ЛИДЕР

Лидер (от англ. ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе.

Педагог: В книгах А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского приводятся общие и специфические качества лидера.

Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером):

  • Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
  • Активность – умение действовать энергично, напористо;
  • Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
  • Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
  • Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
  • Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
  • Самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
  • Работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу;
  • Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;
  • Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
  • Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):

  • Организаторская проницательность – тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;.

Педагог:  Лидер-это тот кто умеет работать в группе, чтобы настроиться на групповую работу, давайте все встанем в круг и возьмёмся за руки и сделаем  упражнение «Импульс», (Все участники становятся)

Упражнение «Импульс»..

Инструкция: «Сейчас по моей команде мы отправим импульс любви,  доброты и активность на творческую работу. Я пожимаю руку моему соседу справа, он своему соседу справа и т.д., пока этот импульс не вернется ко мне. Очень важно делать это упражнение улыбаясь, представляя, что через Вас действительно проходит импульс, делающий Вас счастливее и Вы, приумножая, посылаете его дальше.

Теперь все закрыли глаза,  и мы повторим это упражнение в обратную сторону. Молодцы! А сейчас самое главное! Импульс пойдет от меня одновременно сразу в обе стороны. И на ком он сойдется – будет самым счастливым человеком, по крайней мере, на сегодняшний день».

Кто у нас сегодня самый счастливый человек? Давайте мы его «искупаем» в лучах славы (дружные аплодисменты)

Прошу всех сесть на свои места.  (Участники садятся по кругу, ведущий встает в центр

Педагог: мы с вами настроились на групповую работу, определили, какие качества присущи Лидеру, я предлагаю вам деловую игру «Качества и умения лидера» Для этого вам нужно разделиться на группы.(2)

Деловая игра «Качества и умения лидера».

1.Вам необходимо нарисовать портрет лидера, используя бумагу и фломастеры. Попробуйте в рисунке отразить качества, которыми, по-вашему, должен обладать лидер. Вам дается 5 минут на обсуждение того, как вы будете рисовать и 10 минут, чтобы нарисовать портрет. Во время самой работы необходимо соблюдать полную тишину. Общаться можно только невербально (т.е. без слов, только жестами)

  2.Вы нарисовали портреты. Теперь по одному человеку от группы нам попытаются пояснить, что нарисовано. Вторая группа может задавать уточняющие вопросы. Рядом с портретом выписываем качества, которыми обладает нарисованный лидер. Теперь давайте из двух таблиц качеств сделаем одну. (Выписываются качества лидера без повторений). Перепишите эти качества себе на листок и галочками отметьте те качества, которыми, по-вашему, вы обладаете.

3.Посмотрите друг на друга. Многие из вас обладают качествами, которые мы назвали.. По моему сигналу вы все встаете со своих мест и начинаете двигаться по комнате с целью обмена качествами. Если вы видите, что какое-то качество ярко выражено у другого, вы просите немножко этого качества, при этом совсем необязательно, что этого качества не должно быть у вас самих. Те качества, которые просите вы, отмечаете в левой колонке вашего списка качеств, качества, которые просят у вас вы отмечаете в правой колонке. Одно и то же качество вы можете попросить у нескольких человек. На эту работу вам дается 10 минут. (После разбираем, кто сколько собрал качеств и сколько отдал)

Педагог: Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером. Давайте попробуем вместе с вами разобраться в типологии лидерства.

Ситуативное лидерство (практическое задание)

В разных ситуациях лидерами могут быть совершенно разные члены группы

Сиамские близнецы. Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая другого были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-то поделку (самолет, пароход и др.) Пара делает все только свободными руками. Условия выполнения задания постепенно усложняются: сначала два участника находятся в равных условиях, затем один закрывает глаза, затем оба участника работают с закрытыми глазами. При выполнении тренинга разговаривать запрещено. Обсуждение тренинга сводится к вопросам: был ли лидер в группе? почему один из участников был лидером? и т.п.

Рисование картины (практическое задание)

(Группа должна нарисовать дом за определенное ограниченное время и так, чтобы каждый член группы принял участие в рисовании. (Обсуждение - кто взял на себя ответственность нарисовать основные части, кто рисовал просто штрихи. Можно сделать возврат к ситуативному лидерству. Перед началом упражнения группа делится на две части).

Педагог: Как вы заметили, выполняя данные упражнения, что существует ситуативный лидер, формальный и неформальный лидер. Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому дается понятие.

Педагог: Ребята попробуйте ответить на вопрос: Лидерами рождаются, или становятся?

Совершенно очевидно, что не всякий человек может быть лидером. Но каждый, независимо от уровня его образования или материального состояния, способен научить чему-то самых мудрых и самых богатых. Каждый может стать лидером определенным образом, и никто не свободен от обусловленной этим ответственности.

Вы можете считать, что не являетесь «прирожденным лидером». Но почему в таком случае вы были созданы? Каждый из нас наделен уникальными способностями и силой. И каждому предоставлен выбор – использовать их в эгоистических целях или поделиться ими с другими.

Один лидер создает другого, другой – третьего и так до бесконечности, подобно тому, как пламя одной свечи зажигает вторую, вторая – третью и так до тех пор, пока непроницаемая темнота не превратится в сияющий свет.

Игры на выявления лидера

 «Карабас»

 Педагог: Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 10 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

Рефлексия: 

 Педагог: Сейчас предлагаю узнать мнение друг друга.

Упражнение Джеффа «Нужно ли быть лидером?» («Да - может быть - нет»).

Участникам зачитываются утверждения, после заданного высказывания ребята выбирают один из возможных вариантов ответа и подходят к табличке с данным ответом. Варианты ответов: «Да», «Нет», «Не знаю»

  • Лидером быть престижно.
  • Лидер -это человек, который выполняет всю работу.
  • Лидером может быть только молодой человек.
  • У девушек меньше лидерских качеств.
  • Я – лидер.
  • Лидер работает во благо других.
  • Лидер управляет при помощи силы.
  • Лидер должен уметь подчиняться.

Педагог: Развитие лидерских качеств – это сложный и долгий процесс, над которым стоит очень хорошо потрудиться. Да, бывают люди, которым это дано от рождения,  будем считать, что им крупно повезло. Если вы не лидер от природы – не отчаивайтесь, это всегда можно исправить, главное упорно следовать правилам. Удачного вам дня!

Использованная литература:


  1. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства – СПб., 2002
  2. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
  3. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
  4. Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 200


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Лидер-это..»

Слайд 2

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала

Слайд 3

Задачи: Расширить представление о таком явлении, как лидерство, - выявить основные психологические характеристики лидера; -отработать навыки групповой деятельности; -воспитать положительное отношение к первенству; поощрить стремления учеников стать лидерами в какой-либо области деятельности.

Слайд 4

Давайте познакомимся

Слайд 5

Лидер от англ. ведущий, руководитель – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе

Слайд 6

Качества лидера -Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер; - Активность – умение действовать энергично, напористо; - Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений; - Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

Слайд 7

- Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное; - Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца; -Самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

Слайд 8

Работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу; Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали; Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;

Слайд 9

Упражнение «Импульс »

Слайд 10

Деловая игра «Качества и умения лидера »

Слайд 11

Ситуативное лидерство

Слайд 12

Сделай шаг вперед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка контроля знаний по геодезии "Смотр - Общественный контроль знаний"

Цель смотра: 1. Проверка  качества теоретических знаний по дисциплине «Геодезия»; 2. Повышение чувства ответственности за качество компетентности в области геодезии, закрепление и углубление пр...

Формы правления (государственного устройства) стран мира. Содружество стран, возглавляемое Великобританией. Реферат.

Рассмотрение форм правления в различных государствах Мира с точки зрения науки политической гоеграфии. Характеристика монархии и республики. Характерные черты каждой из форм государственного правления...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну знаний Математику»

Конспект НОД предназначен для воспитателей подготовительных групп....

Страны Американского региона. Данные тестовые задания предназначены для использования при контроле уровня знаний в СПО по учебной дисциплине "География туризма"

1. Америка в настоящее время является вторым по популярности туристическим направлением после:А) Европы;Б) Африки;В) Австралии.2. Самая развития страна Северной Америки:А) США;Б) Канада;В) Мексика.3. ...

План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."

План- конспект учебного занятия по теме "Страны на современной политической карте мира. Типология стран."...

КВН «Путешествие в страну знаний»

развивать интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста в условиях соревнования...