Математика
план-конспект урока

Капралова Анна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

 141300, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная, 29, тел/факс  . 8(496) 540-51-92

Открытый урок по математике

для учащихся 2 класса по теме:

«Прямоугольник»

Составитель: Капралова А.Ю.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

24.01.2017 года

Технологическая карта урока

Авторы

Капралова Анна Юрьевна

Класс

2класс

Автор УМК

М.И.Моро, М.А.Бантова,  Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.Степанова.  Математика, часть -2  

 М.: «Просвещение»2012

Тема урока

Прямоугольник

Тип урока

Изучение нового материала. Урок – исследование.

Формы урока

Индивидуальная, работа в паре,  в группе, фронтальная, самостоятельная

Методы урока

Репродуктивный, частично – поисковый  

Цель урока

Создать условия для организации исследовательской деятельности для успешного ознакомления  с прямыми углами прямоугольника.

Задачи

Образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и четырёхугольников, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, совершенствовать  навык устного счета.

Развивающие: развивать пространственное мышление, навык устного счёта, образное мышление, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать и обобщать.

 Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Формируемые УУД

Формировать УУД:

Личностные УУД: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

 Регулятивные УУД: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; определяют последовательность действий; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения; способны к саморегуляции;

Коммуникативные УУД: умеют слушать, слышать и понимать партнёров; правильно выражать свои мысли в речи; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве, как партнёров, так и самих себя; взаимно контролируют деятельность друг друга.

 Познавательные УУД: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; осознано и произвольно строят речевое высказывание; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: приемы сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд; отличительные особенности задачи,        отличительные  особенности прямоугольника; геометрические  фигуры.

Уметь: выполнять сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд, приемы сложения и вычитания по частям; решать задачи изученных  видов; определять геометрические фигуры по их отличительным признакам; определять вид угла при помощи модели прямого угла.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; адекватная позитивная осознанная самооценка и самопринятие; моральная самооценка;

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Уметь контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность. 

 (Регулятивные УУД).

Уметь с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; учиться работать в группе, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

(Коммуникативные УУД). 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Оборудование

   учебник «Математика» (автор  М.И.Моро, М.А.Бантова), рабочая тетрадь №2.

Ход  урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Проговаривают девиз урока

Организует  психологический настрой

Улыбнитесь друг другу, мне, нашим гостям. С маленькой удачи начинается большой успех.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся всё у нас получится.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

II. Актуализация знаний

III. Сообщение темы и цели

Запись в тетрадях числа

Число 3

Число 30

Дети выходят по одному к  доске и передвигают буквы к числовым выражениям

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока.

Посмотрите на доску, какое сегодня число?

Что вы знаете об этом числе? (какое число предыдущее, а какое последующее?)

Назовите число, которое состоит из 3 единиц?

Число, в котором 3 десятка, а число единиц равно нулю?

Каллиграфическая минутка.

Пропишите в тетрадях строчку чисел 3 и 30, чередуя их.

Урок у нас необычный.

Урок - исследование.

- Вы будете   исследователями.

- Исследования вы будете проводить  и фиксировать на листах исследования.

- И начнём наш урок, как обычно, с устного счёта.

Вычисли значение каждого выражения и соотнеси это значение с соответствующей ему буквой и расставьте в таблицу в порядке уменьшения.

-Прочитайте это слово.

Организует формулирование темы урока учащимися

Организует постановку цели учащимися

Ручки в руки надо взять,

Будем числа мы писать.

Что за числа? Вы узнайте,

Поскорей их называйте.

Карточки «Расшифруй слово», на работу отводится 5 минут.

60 – 20 …    33-г               87-6…  55-я  

16+30…       40-о              34+3…  81-п

26+7…         27- л             62+8…   70-р

77-50…        46- м            59-4…    37-у

5+0…            5 – к             12+6…18 -н

22+8…          30 -0             25-15… 10 – и              

33-13…        20 –ь              

81

70

55

46

40

37

33

30

27

20

18

10

5

п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь  взаимно контролировать деятельность друг друга.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

IV. Подготовка к усвоению новых знаний

По количеству углов.

Треугольники и четырёхугольники.

Два.

Ученик показывает прямой угол в треугольнике.

Четырёхугольники.

Первый–нет,

Второй – да

Прямоугольник у которого все углы прямые

Организует деятельность учащихся при работе над геометрическими фигурами.

Как эти фигуры можно разделить на группы?

Уберите пятиугольники.

-Какие группы фигур остались?

Сколько треугольников?

Какой из них имеет прямой угол? Докажите с помощью угольника.

Уберём треугольники. Какие фигуры остались?

Определяют виды углов.

Можно ли эти четырёхугольники назвать прямоугольниками.

А какой четырёхугольник  называется прямоугольником.

(На доске нарисованы фигуры)

                

 

Уметь отличать прямоугольник от других геометрических фигур.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать предметы  по их форме и размерам, конструировать, делать умозаключения выводы, обобщать.

Уметь сравнивать, классифицировать предметы  по их форме и размерам, конструировать, делать выводы, обобщать. 

V. Физминутка

Музыкальная  физминутка

« Мы чертёжники»

Для глаз

Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой - прямой угол, а левой - острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.

VI. Практическая деятельность учащихся

Задание  «Исследование»

Работаем  в группах  на листах с геометрическими фигурами.

1 группа:

Мы считаем, что эта фигура прямоугольник,

потому, что у фигуры 4 прямых угла.

2 группа:

 Мы считаем, что эта фигура не прямоугольник.

Потому, что у этой фигуры нет прямых углов.

3 группа:

Мы считаем, что фигура под номером 3 прямоугольник.

Потому что, у фигуры  4 угла прямые.

Нет.

Потому, что есть четырёхугольники, у которых не все  углы прямые.

Прямоугольник

Четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется  прямоугольником. Противоположные стороны равны.

 Задание  каждой группе:  предлагается фигура, вам надо провести исследование и сделать вывод  будет  ли ваша фигура -  прямоугольником или нет.

Выберите себе руководителя.

Раздаю листы с фигурой для каждой группы (1-ой группе прямоугольники, 2-ой группе - ромбы, 3-ей группе - квадраты)  

Ребята, сделайте вывод по исследованию.

- Найдите  четырёхугольники в классе и исследуйте их.

( На стенах в классе развешаны геометрические фигуры: красные – прямоугольники, желтые – круги, синие квадраты, зелёные – ромбы, синие – трапеции).

-Какие группы больше найдут фигур с прямыми углами.

-Любой ли четырёхугольник является прямоугольником? Почему?

Отгадайте загадку:

По каким признакам узнали, что это прямоугольник?

                

Давайте составим план выполнения вашего исследования.

Что будете делать, чтобы провести  исследование?

1.Взять угольники и определить виды углов четырехугольника

2. Приложить угольник к каждому углу.

3.Измерить стороны, сравнить противоположные.

4.Сделать вывод.

Итак, начинайте проводить исследование по составленному вами плану.

(стол, тетрадь, плакат, пенал, доска)

Пусть я не зовусь квадратом,

Он приходится мне братом.

Все мои прямы углы,

А четыре стороны

Лишь попарно равны.

Уметь определять вид угла при помощи модели прямого угла.

Уметь  определять геометрические фигуры по их отличительным признакам

Уметь проявлять самостоятельность, личную ответственность.

Уметь  выбирать наиболее эффективные способы в зависимости от конкретных условий.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

VII.Закрепление

изученного материала

1,3,5 - верно  

Самостоятельно чертят геометрические фигуры по заданию учебника.

 

Участвуют в самопроверке выполненного задания

Работа по листу  оценивания

Работа с учебником

-Рассмотрите четырёхугольники, изображённые в задании 1 с.14

-Выпишите номера прямоугольников. Проверьте работу друг друга.

Начертите в тетради:

1)Треугольник, имеющий прямой угол;

2)Четырёхугольник, у которого все углы прямые;

3)Четырёхугольник, у которого 2 угла прямые, а 2 другие – не прямые.

-Раскрасьте прямоугольник.

- Проверьте, так ли вы выполнили работу.

В листе самоконтроля оцените себя

-Если вы выполнили  первое задание, то оцените свою работу только зелёной точкой.

-Если выполнили первое и второе задания, то оцените свою работу синей точкой,   а кто выполнил  все три задания, то это только точка красного цвета.

Взаимопроверка. Поменяйтесь листами. Проверьте по образцу и оцените свою работу.

Поменяйтесь обратно листами и отметьте точки того цвета, каким оценили вашу работу.

Задание №1 с.14

Задача №2 с.14

самопроверка с доски

Ф.И. ученика

Вид задания

Отметка

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

IX. Итог урока

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Организует учащихся на самооценку своей работы

Организует рефлексию.

Выставляет аргументированные отметки

Плюс. Минус. Интересно.

Плюс

Минус

Интересно

  1. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции.
  2. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  3. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали  и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.

- Какова ваша работа сегодня?

- Кого бы хотели особенно отметить?

Строить высказывания рефлексивного характера

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

X.Домашнее задание  

Записывает домашнее задание.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

Дома: с.14 №4

Практическое задание: найти  дома предметы грани, сторон которых  являются прямоугольники.




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

 141300, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная, 29, тел/факс  . 8(496) 540-51-92

Открытый урок по математике

для учащихся 4 класса по теме:

«Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть ноль»

Составитель: Капралова А.Ю.

учитель нвчальных классов

первой квалификационной категории

18 сентября 2018 года

Цели:

  1. Образовательная:
  • Познакомить с алгоритмом деления многозначного числа на однозначное, когда в частное выносится нуль;
  • Повторить устную и письменную нумерацию, вычитание многозначных чисел, нахождение компонентов действий умножения и деления; решение текстовых задач изученных видов; деление на однозначное число изученных способов;
  1. Развивающая:
  • Продолжить работу над совершенствованием письменных и устных вычислительных навыков;
  • Способствовать развитию внимания, памяти учащихся, умения мыслить: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;
  • Способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных;
  1. Воспитывающая:
  • Прививать интерес и любовь к математике как учебному предмету и области знаний;
  • Воспитывать положительный настрой на учебу, желание учиться;
  • Воспитывать аккуратность, организованность, дисциплину.


Оборудование: карточки, опорные схемы, таблицы, электронная презентация, компьютер, экран.

Организационный этап

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь не зевать,

Чтобы лучше всё понять!

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

« Где есть желание, найдётся ?»

Здесь пропущено слово , которое состоит из 4 букв и из 3звуков.

« Где есть желание, найдётся путь» .

Как вы думаете путь к чему? ( к знаниям, к умениям)

Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: Что я не знаю? Сам найду способ!

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

- Пожелайте друг- другу удачи

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Мозговой штурм

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Сегодня на уроке мы закрепим приёмы письменного деления трёхзначного числа на однозначное, будем учиться  делить трёхзначное число на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

Устный счёт

Задание.

Поставьте арифметические знаки   между данными цифрами так, чтобы выражения стали верными  

9      9      9    =     2

Проверьте себя.

(9 + 9) : 9    =     2

Задание

В первую строку запищите все трёхзначные числа, которые состоят из цифр 4, 5, 6 (цифры в записи чисел не повторяйте). Подчеркните нечётные числа.

- во вторую строку запишите частные от деления чётных трёхзначных чисел первой строки на 2 и частные от деления чисел 456 и 564 на 4.

Проверьте себя.

456, 465, 546, 564, 645, 654

228, 273, 282, 327,  114, 141

 Если все вычисления вы сделали правильно, то во второй строке получились пары чисел, записанные одними и теми же цифрами: 228 и 282,  273и 327, 114 и 141.

Задание

Деревянный куб со стороной 30 см покрасили краской, а затем распилили на кубики со сторонами 10 см.

Запишите в строчку, сколько среди них кубиков, окрашенных с трёх сторон?              

С двух сторон?              

С одной стороны?              

Неокрашенных ни с одной стороны?

Проверим.

Кубики, окрашенные с трёх сторон

Кубики, окрашенные с двух сторон

Кубики, окрашенные с одной стороны

Кубики, неокрашенные ни с одной стороны

Задание

Найдите общую площадь окрашенных сторон куба.

Проверьте себя.

Для ответа на вопрос задания, надо найти площадь одной грани.

Грань куба – это квадрат. Площадь квадрата находится умножением длин сторон – «а» умножить на «а».

Длина стороны равна 30 см, значит при умножении 30 см на 30 см, получим 900 квадратных сантиметров.

Всего у куба 6 граней.

Чтобы найти общую площадь всех граней куба, нужно площадь одной грани умножить на количество граней.

900 см2∙ 6 = 5400 см2

Этап усвоения новых знаний

Повторим пройденные приёмы письменного деления.

Объясните решение примеров по плану.

872:4

948 : 3

526 : 2

825 :5

Проверьте себя.

872:4=218

948 : 3= 316

526 : 2= 263

825 :5=165

Давайте  познакомимся с новым случаем деления трёхзначного числа на однозначное. Разделим число 428 на 4.

Первое неполное делимое – 4 сотни. Значит,  в частном будет три цифры – ставим три точки.                

Делим сотни: сотен 4, разделим их на 4 и получим в частном 1.                

Умножаем 1сотню  на 4, получаем 4 сотни.                

Из 4 сотен вычитаем 4 сотни, получаем 0.

Делим десятки.                

Десятков 2. Делим два  на 4 и получаем нуль.                

Нуль умножаем на  4, получаем нуль.                

Вычитаем, получаем остаток два.                

Остаток меньше делителя.

Теперь делим единицы.

28  разделим на 4 и получим 7.

7 умножим на 4, получим 28.

Вычитаем, в остатке получаем нуль.

Закрепление материала

Задание.

 Помогите Маше найти пример с ошибкой.

436 : 4 = 109

824 : 4 = 6                        

924 : 3 = 38                      

Решите примеры, в которых допущены ошибки, правильно.

Проверьте себя.

824 : 4 = 206                    924 : 3 = 308

Расшифруйте название самого медленного и редкого на планете вида крокодилов.

А  654 : 6                    И  921 : 3

В  959 : 7                    Л  832 : 4

Г  981 : 3                    А  436 : 4

327

109

137

307

109

208

Давайте узнаем название этого интересного животного.

327

109

137

307

109

208

Г

А

В

И

А

Л

ГАВИАЛ

Гавиал - самые медленные и редкие крокодилы. В 1970 году они считались исчезнувшими животными, но благодаря программе по искусственному выведению животных, разработанной в Индии, они были выведены до 1500 особей. Теперь с полной гордостью можно сказать, что этот вид сохранился.

Решите задачу.

В библиотеку привезли 615 учебников для 2 класса, а для 3 класса в три раза меньше, чем для второго. Для 4 класса привезли учебников  в два раза больше, чем для третьего класса. Сколько всего привезли учебников.

Проверьте себя.

Решение.

1) 615:3=205 (уч.) для 3 класса.

2) 205*2=410 (уч.)  для  4 класса.

3)  615+205+410=1230 (уч.) всего.

Ответ: привезли 1230 учебников.

Этап подведения итогов

Закончите фразу.

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке я научился…

Мне легко далось…

У меня вызвало затруднение…

Рефлексия

Нарисуйте в тетради маленький круг. Закрасьте его тем цветом, который соответствует вашему настроению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.

Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.

Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...

Готовимся к ЕГЭ. Математика. ЗАДАНИЕ 11 (Петрашова В. Н. - учитель математики высшей категории)

Готовимся к ЕГЭ. Математика. ЗАДАНИЕ 11 (Петрашова В. Н. - учитель математики высшей категории)...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе: «С математикой –в космический полёт»

Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.• Упражнять в счё...

Внеклассное мероприятие по математике: "Математика вокруг нас"

В  начале вечера  объявляю студентам цели проведения: -- расширить знания...