Общие развивающие упражнения на месте
учебно-методический материал

Терешина Наталья Сергеевна

Терминалогия описания общих развивающих упражнений на месте.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oru_gimnastika.docx215.55 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая терминология общеразвивающих упражнений.

Мы получаем большое количество методических разработок от учителей физкультуры. Среди них планыконспекты уроков, тематическое планирование, авторские программы, сценарии спортивных праздников и внеклассных мероприятий. К сожалению, некоторые из них бывает очень сложно понять. Причина кроется в несоблюдении правил терминологии физических упражнений. Поэтому публикация профессора Евгения Земскова является весьма своевременной и полезной.

В предлагаемом материале представлена практическая терминология основных положений и движений головой, руками, туловищем, ногами и их сочетаний при проведении общеразвивающих упражнений, с которыми учителя физкультуры сталкиваются практически на каждом уроке. В ближайшее время мы планируем опубликовать практическую терминологию основных гимнастических упражнений, входящих в школьную программу по физическому воспитанию.

 

http://bmsi.ru/_uf/image/48.gif

Основными терминами для описания ОРУ являются: стойки, положения рук и ног и основные движения ими; наклоны, повороты туловища, присед, полуприсед, выпад, упор, сед. При помощи основных терминов может быть описано множество физических упражнений с общеразвивающей направленностью, используемых в повседневной профессиональной спортивной деятельности.

В настоящее время специалисты по физической культуре не соблюдают или нарушают правила гимнастической терминологии. При проведении общеразвивающих упражнений можно слышать: «Руки перед собой…», «В обход по залу…», «вращения», «захлестывая ноги…»; слова, словосочетания (термины), не соответствующие смысловому понятию реальных движений.

В текстах государственных и авторских программ, научных и методических статьях, в конспектах уроков, представленных на конкурс «Учитель года», допускаются терминологические погрешности в записи общеразвивающих упражнений, произнесении строевых команд и др.

Настоящие факты свидетельствуют о недостаточной прочности знаний терминологии и умений применять ее учителями в практической деятельности.

В учебном процессе терминология – это физкультурная лексика, которая охватывает систему, составляющую совокупность терминов. Терминология способствует краткому, точному названию и доступному описанию ограниченной формы физического упражнения (телодвижения), повышению моторной плотности урока, управлению деятельностью учеников, достижению образовательного, воспитательного воздействия; делает учебный процесс более целенаправленным. В широком смысле терминология является профессиональным языком общения специалистов в педагогических системах «учитель – учитель», «учитель – ученик», «ученик – учитель», «ученик – ученик – учитель» для написания конспектов, научнометодических материалов.

Название движения состоит из главного слова (термина), которое характеризует сущность движения, и из дополнительных слов, которые либо предшествуют главному, либо стоят после него.

Каждое движение выполняется из определенного исходного положения, которое имеет свое название; затем следует само движение, которое завершается конечным положением.

Основные термины исходных положений (сокращенно – и.п.).

Стойка (стойки) – вертикальное положение тела вверх или вниз головой и с опорой ногами или руками.

http://bmsi.ru/_uf/image/49.gif

Основная стойка (сокращенно – о.с.) соответствует выполнению команды «Смирно!», ноги вместе, но в тексте это не пишется и не произносится

Стойки выполняются с различным положением ног. К терминам «стойка» относятся:

http://bmsi.ru/_uf/image/50.gif

Стойка ноги врозь. При этом ноги расставляются на ширину плеч. По правилу сокращения «ноги на ширине плеч» не пишется и не произносится

http://bmsi.ru/_uf/image/51.gif

Широкая стойка (ноги разведены значительно шире плеч, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги)

http://bmsi.ru/_uf/image/52.gif

Стойка ноги врозь, правая (левая) спереди

http://bmsi.ru/_uf/image/53.gif

Стойка ноги врозь скрестно, правая (левая) спереди

http://bmsi.ru/_uf/image/54.gif

Стойка на коленях (туловище и бедро составляют прямую линию)

http://bmsi.ru/_uf/image/55.gif

Стойка на правом (левом) колене (другая нога, согнутая в суставе на 90°, выставлена вперед, но это в тексте не указывается)

Стойки выполняются с различным положением рук. В этом случае описание видов стоек осуществляется по правилу «снизу вверх». Вначале указывается положение ног, затем – рук.

http://bmsi.ru/_uf/image/56.gif

Стойка ноги врозь, руки в стороны

http://bmsi.ru/_uf/image/57.gif

Стойка ноги врозь, руки вперед

http://bmsi.ru/_uf/image/58.gif

Стойка ноги врозь, руки вверх

http://bmsi.ru/_uf/image/59.gif

Стойка руки назад

http://bmsi.ru/_uf/image/60.gif

Руки в стороны

http://bmsi.ru/_uf/image/61.gif

Стойка ноги врозь, руки в стороны

В положении руки в стороны ладони обращены вниз, но при описании направление ладоней вниз не указывается и не пишется. Если при описании положений руки в стороны положение кистей иное, то направление ладоней обязательно должно быть указано: например, «стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед, или назад, или вверх, или правая ладонь вперед, левая ладонь назад» и т.д. Те же требования предъявляются при описании положения руки вверх.

http://bmsi.ru/_uf/image/62.gif

Руки вверх

http://bmsi.ru/_uf/image/63.gif

Стойка ноги врозь, руки вверх

В положении руки вверх ладони обращены внутрь, но в тексте это не указывается.

Стойка ноги врозь предполагает разведение ног на ширину плеч, о чем в тексте не пишется.

http://bmsi.ru/_uf/image/64.gif

Широкая стойка, руки на пояс (ноги разведены значительно шире плеч), тяжесть тела равномерно распределяется на ноги

Другие положения рук:

http://bmsi.ru/_uf/image/65.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/66.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/67.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/68.gif

Руки за голову

Руки перед грудью

Руки вверхнаружу

Руки вверх скрестно

Вышеуказанные положения рук являются симметричными.

Ниже приведены асимметричные положения:

http://bmsi.ru/_uf/image/69.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/70.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/71.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/72.gif

Левая (правая) рука в сторону (другая рука вниз, но ее положение не указывается)

Левая рука вверх

Правая рука вверх, левая рука в сторону

Левая рука внизнаружу, правая рука вверхнаружу

Симметричные положения согнутых рук:

http://bmsi.ru/_uf/image/73.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/74.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/75.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/76.gif

Руки на пояс

Руки за голову

Руки к плечам

Руки перед грудью

http://bmsi.ru/_uf/image/77.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/78.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/79.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/80.gif

Руки в стороны, согнуты вниз

Руки вниз, согнуты вперед

Руки вперед, согнуты к плечам

Руки назад, согнуты

Асимметричные положения рук:

http://bmsi.ru/_uf/image/81.gif

Правая рука на пояс, левая рука за голову

http://bmsi.ru/_uf/image/82.gif

Правая рука согнута вверх, левая рука согнута вниз

Движения руками выполняются с малой, средней и большой амплитудой.

Малая амплитуда характеризуется перемещением руки в пространстве не более чем на 90°. В этом случае при терминологической записи указываются только положения рук.

Например:

И.п. – о.с.

http://bmsi.ru/_uf/image/83.gif

1 – руки назад.

http://bmsi.ru/_uf/image/84.gif

2 – руки в стороны.

http://bmsi.ru/_uf/image/85.gif

3 – руки вперед.

http://bmsi.ru/_uf/image/86.gif

4 – и.п.

http://bmsi.ru/_uf/image/87.gif

Средняя амплитуда обозначается термином «дуга» (дугами, дугой).

Амплитуда перемещения рук (руки) составляет более 90° и менее 360°.

Большая амплитуда обозначает, что перемещение руки соответствует 360°, т.е. по кругу. Поэтому здесь используются термины «круг», «круговые движения».

Например:

И.п. – стойка руки в стороны.

http://bmsi.ru/_uf/image/88.gif

1 – дугами книзу, руки вверх.

http://bmsi.ru/_uf/image/89.gif

2 – круг руками внутрь

http://bmsi.ru/_uf/image/90.gif

3 – дугами наружу, руки вниз

http://bmsi.ru/_uf/image/91.gif

4 – и.п.

http://bmsi.ru/_uf/image/92.gif

Направление движений руками по дуге и по кругу определяется начальным перемещением рук из различных положений.

 

Из положений

кверху
книзу

http://bmsi.ru/_uf/image/93.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/94.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/95.gif

 

Руки в стороны

Руки вперед

Руки назад

Движения руками дугой (дугами) и круг (круги) руками выполняются кверху – книзу. Например:

– дугой книзу, руки вверх;
– дугой кверху, руки вниз;
– круг руками книзу;
– круг руками кверху.

Движения дугой (дугами), круг (круги) выполняются также вперед – назад, наружу – внутрь.

http://bmsi.ru/_uf/image/96.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/97.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/98.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/99.gif

О.с.

Руки вверх

Руки в стороны

Руки вперед

Например:

http://bmsi.ru/_uf/image/100.gif

Круг руками вперед.

http://bmsi.ru/_uf/image/101(1).gif

Круг руками наружу

http://bmsi.ru/_uf/image/102.gif

Дугами внутрь, руки вниз

Положения и движения головой: вертикальное положение головы, наклон головы вперед, наклон головы влево, наклон головы вправо; поворот головы налево, поворот головы направо.

С учетом исходных положений движения головы выполняются дугой, по кругу (круг головой влево, круг головой вправо). При терминологической записи всегда пишется слово «голова».

Движения туловищем:

http://bmsi.ru/_uf/image/103.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/104.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/105.gif

http://bmsi.ru/_uf/image/106.gif

Наклон вперед

Наклон вперед прогнувшись

Наклон назад

Поворот туловища налево (направо)

По терминологической записи при выполнении наклонов слово «туловище» не пишется и не произносится – только при скручивании (повороте) позвоночника, например: «наклон прогнувшись, руки на пояс»; «наклон назад», но не «наклон назад прогнувшись», так как наклон назад согнувшись выполнить невозможно; «поворот туловища направо (налево)».

Положения ног. Согласно правилам сокращения слово «нога» не пишется и не называется, заменяется на «правая» или «левая».

http://bmsi.ru/_uf/image/107.gif

Правая (левая) вперед на носок

http://bmsi.ru/_uf/image/109.gif

Левая (правая) в сторону на носок, руки в стороны

http://bmsi.ru/_uf/image/110.gif

Правая (левая) согнута вперед, руки на пояс

http://bmsi.ru/_uf/image/111.gif

Правая (левая) вперед, руки за голову

Движения ногами выполняются махом, подъемом, выставлением.

К группе положений и движений ногами относят термины «выпад» (выпады), «полуприсед» и «присед»:

http://bmsi.ru/_uf/image/112.gif

Выпад правой (левой) вперед, руки в стороны

http://bmsi.ru/_uf/image/113.gif

Выпад влево (вправо), руки вверх

http://bmsi.ru/_uf/image/114.gif

Полушпагат правой (левой), руки на пояс

http://bmsi.ru/_uf/image/115.gif

Полуприсед, руки на пояс.

http://bmsi.ru/_uf/image/116.gif

Присед, руки в стороны

Термин «упор» предполагает выполнение упражнения, когда опора приходится на руки и ноги. При этом мышцы туловища испытывают значительное напряжение.

К упорам относят:

http://bmsi.ru/_uf/image/117.gif

Упор присев

http://bmsi.ru/_uf/image/118.gif

Упор лежа

http://bmsi.ru/_uf/image/119.gif

Упор лежа на согнутых руках

http://bmsi.ru/_uf/image/120.gif

Упор лежа сзади

http://bmsi.ru/_uf/image/121.gif

Упор лежа сзади, согнув ноги

http://bmsi.ru/_uf/image/122.gif

Упор лежа правым (левым) боком

http://bmsi.ru/_uf/image/123.gif

Упор присев на левой (правой), правая (левая) в сторону на носок

Термин «сед» используют при описании упражнений, выполняемых в партере:

http://bmsi.ru/_uf/image/124.gif

Сед

http://bmsi.ru/_uf/image/125.gif

Сед согнув ноги

http://bmsi.ru/_uf/image/126.gif

Сед углом

http://bmsi.ru/_uf/image/127.gif

Сед в группировке

http://bmsi.ru/_uf/image/128.gif

Сед на пятках, руки на пояс

http://bmsi.ru/_uf/image/129.gif

Сед ноги врозь

http://bmsi.ru/_uf/image/130.gif

Сед углом, руки в стороны

К данной группе могут быть отнесены положения лежа: на животе, на спине, на боку.

Названия положений рук определяются по отношению к туловищу:

http://bmsi.ru/_uf/image/131.gif

Лежа на спине, руки вперед (а не вверх)

http://bmsi.ru/_uf/image/132.gif

Лежа на животе, руки вверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

СООБЩЕНИЕ: «Систематизация коррекционно-развивающих упражнений по ЭМП»

СООБЩЕНИЕ:«Систематизация коррекционно-развивающих упражнений по ЭМП»...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе среднего (полного) и общего образова

Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе основного общего образования Норматив

Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...

Презентация" Методика коррекционно- развивающих занятий с использованием логоритмических упражнений для детей с недостатками речевого развития"

В презентации представлена методика коррекционно - развивающих занятий с использованием логоритмических упражнений....

Значение развивающих упражнений и игр на занятиях в театральной студии

Упражнения на развитие воображения и фантазии...

Аудирование на основе коммуникативного подхода и его место в развивающем обучении

Аудирование на начальном этапе обучения, является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение.Именно на начально...