Свойства бумаги
план-конспект занятия

Чернова Наталия Сергеевна

Программное содержание:

Учить узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); сравнивать их качественные характеристики и свойства; развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (моделей ; расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности путем включения их в мыслительные действия.

 

Образовательная область: Познание. Исследовательская деятельность.

 

Цель: Расширение кругозора детей о бумаге.

 

Задачи образовательной деятельности:

Образовательные:

1. Дать знания о бумаге и ее свойствах, о том как его делают.

Развивающие:

1. Развивать доказательную речь.

2. Развивать логическое мышление при экспериментировании

3. Стимулировать познавательный интерес детей

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Материал к занятию:

Различные виды бумаги (писчая, оберточная, салфеточная, чертежная) ; ножницы, розетки с водой, энциклопедия, полоска бумаги 20 * 3см., квадрат белой бумаги 10 * 10см., квадратный колпак с кисточкой, мантия, дырокол.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности на тему: «Свойства бумаги»

Образовательная область: Познание. Исследовательская деятельность.

Интеграция с образовательными областями:

1. «Коммуникация»

2. «Чтение художественной литературы»

3. «Социализация».

4. «ФЭМП»

Подготовительная к школе группа

Воспитатель: Чернова Наталия Сергеевна

г. Канаш, 2012г.

Программное содержание:

Учить узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); сравнивать их качественные характеристики и свойства; развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (моделей ; расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности путем включения их в мыслительные действия.

Образовательная область: Познание. Исследовательская деятельность.

Цель: Расширение кругозора детей о бумаге.

Задачи образовательной деятельности:

Образовательные:

1. Дать знания о бумаге и ее свойствах, о том как его делают.

Развивающие:

1. Развивать доказательную речь.

2. Развивать логическое мышление при экспериментировании

3. Стимулировать познавательный интерес детей

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

Различные виды бумаги (писчая, оберточная, салфеточная, чертежная) ; ножницы, розетки с водой, энциклопедия, полоска бумаги 20 * 3см., квадрат белой бумаги 10 * 10см., квадратный колпак с кисточкой, мантия, дырокол.

Ход занятия:

Рассматривание детской энциклопедии.

Что за книгу мы рассматриваем?

Что такое энциклопедия?

А еще как можно узнать то, что нам неизвестно?

(Дети отвечают).

Вос – ль:

А я думаю, что нам нужно отправиться в страну ДОКОРУПО.

Что это за страна такая?

Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО,

Поскольку великая эта страна

На карту не может быть нанесена.

В ту страну не идут поезда

И самолет не летает туда,

Но если всмотреться внимательным взглядом

Во все, что с тобою находится рядом,

То не придется дорогу искать

В страну ДОКОторой РУкою ПОдать.

- Да, ДОКОРУПО – это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора.

Давайте если вы не против, встанем и возьмёмся за руки, скажем слова: «Раз. два, три – в ДОКОРУПО попади» (три раза).

Воспитатель одевает шляпу.

- Здравствуйте, ребята, я профессор исследовательских наук

Знай Ответовна приглашаю вас в свою лабораторию. Сегодня, я предлагаю вам стать исследователями.

Тема нашего исследования «Свойства бумаги»

(Презентация бумага)

(На столе квадраты бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная)

- Ребята, какую бумагу вы видите у себя на столе (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) .

- Что общего у этих видов бумаг (вся бумага горит, мнется, режется, намокает)

Давайте попробуем, возьмем бумагу и попробуем её смять.

- Какой вид бумаги сминается быстрее? А какой медленнее?

Возьмем бумагу и попробуем ее разрезать. Какой вид бумаги режется быстрее?

Попробуем бумагу разорвать, опустить в емкость с водой.

Какая бумага быстрее разорвется, намокнет?

Таким образом мы можем составить схему свойства бумаги .

(Бумага бывает тонкая, а бывает толстая, разного цвета, гладкая или шершавая, горит, намокает, режется, рвется, мнется)

- Чем отличается (По толщине, по цвету, одна быстрее намокает, а другая медленнее, одна сминается быстрее, а другая медленнее.

Сейчас мы с вами проведём один эксперимент.

(На столах листы бумаги 7*7 и разделенные на 4 равных сектора)

Вос – ль:

Возьмите белый квадратный листок. Какая это фигура? (Квадрат). Какого цвета квадрат (Белого.) Сколько маленьких квадратов входит в большой квадрат (Четыре)

Вос – ль:

выполните действие с предметом:

- Сложите листок пополам. Что получилось (прямоугольник)

- Во сколько раз этот прямоугольник меньше квадрата? (в два раза)

- Какая получится фигура, если этот прямоугольник сложить пополам?

(квадрат). Во сколько этот квадрат меньше квадрата исходного? (в 4 раза)

- Какое действие мы выполняли, два раза складывая листок?

(Деление на 2 и 4) .

Воспитатель дыроколом делает один прокол в центре листка бумаги, сложенного вчетверо. Получается сквозное отверстие в листке бумаги.

Если развернуть листок один раз, какая фигура получится? (прямоугольник) Сколько будет видно отверстий? (два)

Во сколько раз этот прямоугольник больше маленького квадрата (В два раза)

Воспитатель разворачивает листок один раз и демонстрирует правильность ответов.

Если развернуть листок еще раз, какая получится фигура? (Большой квадрат) .Сколько будет видно отверстий? (Четыре) Во сколько раз большой квадрат больше маленького квадрата? (В 4 раза)

Какое действие мы с вами выполняли, разворачивая листок два раза? (Умножение на 2 и 4)

Молодцы! А сейчас мы с вами будем изобретателями.

- Скажите пожалуйста, кто умеет летать (бабочки, птицы, стрекозы, мухи и т. д.) А что еще может летать? (самолеты, ракета, облако, ковер – самолет и т. д.)

Вос – ль:

подумайте и ответе, бумага может летать? Как сделать, чтобы бумага летала (можно сконструировать бумажный самолёт, голубя, но это уже всем известно. Давайте придумаем другие способы. (дети отвечают)

опыт сопротивление воздуха

Что потребуется?

Два одинаковых куска обычной газетной бумаги.

Инструкция

Скомкайте один из листов. Поднимите руки высоко вверх и отпустите бумагу падать в свободном падении.

Что происходит?

Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно плывет вниз.

Почему это происходит?

Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху.

Вос – ль: А сейчас проведем эксперимент. (На столах лежит полоска бумаги 2 – 3 см. в ширину и 15 – 20 в длину) .Закруглите концы. (дети выполняют)

Как сделать, чтобы полоска летала? (Дети отвечают)

Вос – ль:

Полет - это процесс нахождения предмета в воздушном пространстве и изменения его положения в любую сторону. Обычный полет всегда начинается со взлета (отрыва от земли) и заканчивается приземлением. Полет полоски бумаги будет происходить по – другому. Как вы думаете, как (Дети предлагают свои варианты ответа)

Вос –ль:

Давайте будем испытателями.

Опыт 1.

Возьмите полоску двумя пальцами правой руки, поднимите руку как можно выше. (полоска должна быть расположена горизонтально по отношению к полу и перпендикулярно по отношению к играющему)

Разожмите пальцы – полоска полетит вниз быстро вращаясь, по сложной траектории. Наблюдайте за оптическими иллюзиями при её вращении. Повторите запуск.

Опыт 2.

А ведь полет бумаги может быть сначала снизу вверх, а затем сверху – на землю (на пол). Давайте попробуем.

Зажмите конец полоски пальцами правой руки, подбросьте ее как можно выше, наблюдайте за полетом. Можно запускать вверх одновременно две полоски правой и левой рукой. Траектории полета каждый раз будут разными.

Опыт 3. Конвекция

Спираль вырезается из бумаги (круг разрезанный по спирали) подвешивается на ниточке над свечкой (осторожно, чтоб не загорелась).
Потоки теплого (а значит более легкого) воздуха устремляются вверх и крутят спираль.



Итак, мы вместе сделали маленькое открытие. Полоска вращается в воздухе. Почему это происходит, как вы думаете (Дети высказывают свои предложения) .

Вос – ль: давайте подведем итог нашего исследования.

Под воздействием силы тяжести все предметы падают на землю, воздух при этом оказывает сопротивление. Если предмет тяжелый, то сопротивление не сказывается на его полете, если легкий, тонкий и узкий, как наша полоска бумаги, то под действием воздушных потоков предмет начнет вращаться .

Можно придумать много игр с бумагой, но сначала давайте придумаем название бумажной игрушке. (Дети придумывают название, выбирают лучшее - крылатик) А теперь я вам предлагаю испытать «крылатик» в игре.

Я предлагаю поиграть в игру «Салют».Все сразу по команде взрослого запускают высоко вверх одной рукой несколько «крылатиков», а зрители при этом кричат «Ура! »

А теперь давайте поиграем в игру «Кто выше запустит? »Двое игроков по команде запускают свои «крылатики» вверх. Кто выше запустит, тот и выиграл.

Игра «Кошка и крылатик».

Воспитатель запускает несколько «крылатиков», дети – «кошки» пытаются их поймать. Выигрывает тот, кто схватит «крылатика"» первым.

А теперь я вам хочу предложить домашнее задание.

Дома придумайте новую игру с «крылатиком». Попробуйте изготовить «крылатик» из картона. Запустите две полоски – шириной 1 и 5 см. Определите, какая из них вращается быстрее. А на следующем занятии вы расскажите о своих результатах.

На этом наша встреча с вами заканчивается. Вы сегодня убедились об удивительных свойствах бумаги, о том. Что из нее можно изготовить летающие игрушки, получили задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории бумаги

Практические занятия по Методике преподавания технологии (труда) с практикумом ориентируют студентов специальности 050709 Преподавание  в начальных классах на проявление самостоятельности в...

Где, когда и на какое время бумага может заменить текстиль?

Бума́га (предположительно от итал. bambagia, либо тат. бумуг — хлопок)– это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесна...

Одежда из бумаги

Одежду можно шить из любых материалов, и даже из бумаги. Первые массовые упоминания о бумажной одежде появились в шестидесятых годах прошлого столетия после рекламной компании американской фирмы...

«Свойства строительных материалов, их физические свойства. Стандартизация материалов»

Урок изучения новых знаний разработан для лиц с ограничеными возможностями здоровья и направлен для обобщения  и систематизации знаний о связи состава, строения и свойств строительных матер...

Свойства мелованной бумаги.

Мелование бумаги....

Элементы и множества. Задание множеств. Операции над множествами и их свойства. Отношения и их свойства.

Элементы и множества. Задание множеств. Операции над множествами и их свойства. Отношения и их свойства....

Ласточка из бумаги в технике «моделирование из бумаги»

Тема: «ласточка из бумаги в технике «моделирование из бумаги»»Цель: научить учащихся делать ласточку из бумаги, раскрыть творческий потенциал у учащихсяЗадачи: закрепить умения...