Из истории бумаги
план-конспект урока по теме

 

Практические занятия по Методике преподавания технологии (труда) с практикумом ориентируют студентов специальности 050709 Преподавание  в начальных классах на проявление самостоятельности в работе с различной литературой, способствуют углублению, систематизации знаний, формированию убеждений. Отличительная особенность данной дисциплины состоит в том, что эти занятия базируются на практической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_1.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие 1

«Танграм»  или китайская головоломка

Цель:

  1. расширение, углубление, систематизация и закрепление знаний по измерению и разметке;
  2. формирование интеллектуальных умений и навыков;
  3. развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Форма организации занятия: Работа по  предметному образцу, его графическому изображению,  с подробным анализом.

Оборудование и материалы:

Разметочные и контрольно - измерительные инструменты:  линейка (300 мм); угольник (200х200х200х мм); циркуль; карандаш ТМ; Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: ножницы, нож переплетный  с укороченным клинком, шило канцелярское короткое, гладилка, просечка для бумаги и картона, кисть для клея.

Материал для вступительной беседы

Из истории бумаги

Сейчас даже трудно представить, как бы люди обходились без бумаги, бумага используется для письма, графических работ, создания художественных и бытовых изделий. Она идет на упаковку товаров. Из более плотной бумаги – картона делают коробки, ящики. Специально обработанная бумага идет на изготовление деталей машин, изоляторов, из бумаги даже пробовали делать мосты и самолеты.

Но больше всего бумага нужна для печатанья газет, журналов. Благодаря этому между людьми быстро распространяется различная информация, знания. Мы знаем, как жили, что делали, о чем думали люди много веков тому назад. Благодаря бумаге потомки узнают, как жили мы.

Что же такое бумага?

Бумага- войлок, состоящий из размельченных растительных волокон разной величины и оттенков цвета.

В древние времена писали на папирусе. Это растение более 30 веков (с древнейших времен до раннего средневековья) служило источником получения писчего материала. Папирус – это гигантское многолетнее растение с почти безлистными стеблями высотой до 5-ти метров и диаметром до 7-ми см. Папирус растет в тропической зоне, преимущественно в Восточной Африке. Он образует обширные густые заросли в неглубокой воде вдоль берегов рек и озер, а также своеобразные папирусные болота. С глубокой древности папирус широко использовался в Египте.

Писчий материал из папируса изобрели в Древнем Египте примерно с 3 тыс. до нашей эры. Для его получения сердцевину свежих стеблей разрезали вдоль на узкие, шириной в палец полоски, которые раскладывали в два слоя так, что полоски одного слоя располагались в продольном, а другого - в поперечном направлении, причем края полосок налегали друг на друга. Затем оба слоя сильно сдавливали и благодаря содержанию в сердцевине папируса клейкого вещества они склеивались, образуя тонкие эластичные листы. Их высушивали на солнце, полировали кусочками слоновой кости или раковины и склеивали затем в свитки шириной 20-30 см и длиной до 10 м, а иногда  и до 40 м.

Папирусом называют и сам  писчий материал и рукописи, написанные на нем. Сейчас папирус выращивают только как декоративное растение в садах и  парках Египта, Бразилии  и некоторых других стран с теплым климатом. В XII веке производство папируса прекратилось. Место папируса прочно заняла бумага.

Изобретение бумаги приписывают китайцам. В 1957году в северной провинции Китая Шеньси в пещере Баоцло обнаружили гробницу, в которой были найдены обрывки листов бумаги. Их исследовали и установили, что бумага была изготовлена во II в. до н.э.

Вначале сырьем для нее в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Но этого материала было недостаточно, поэтому основным источником сырья стали некоторые волокнистые материалы. Как правило, китайцы брали особый сорт крапивы, растущей в их стране. Крапиву подвергали специальной обработке: в яму, вырытую в земле, укладывали ее слоями и пересыпали известью. Сверху все заливали водой. Волокна склеивались, затем их промывали, высушивали и толкли. Затем мастер размешивал мелкие волокна крапивы с водой и зачерпнув ковшом, выливал в сито (форму), тряс, как просеивают муку. От сотрясения волоконца спутывались, переплетались между собой. Вода из формы выливалась, а на сетке оставался лист бумаги. Чтобы лист стал ровным и гладким, его мокрым выкладывали на хорошо отшлифованный каменный стол, сверху  придавливали каменной плитой, затем высушивали  и бумага была готова. Она походила на желтую оберточную бумагу.

Китайцы долго скрывали технологию изготовления бумаги от соседних народов. И только примерно 12 веков назад умение изготавливать бумагу перешло к другим народам.

Первая бумажная мастерская в Европе  была основана в Германии  в 1290г. Такие фабрики быстро распространялись по странам Европы -Германии, Испании , Англии, Швейцарии, в особенности около университетских городов . Начиная с XIV в. производители стали обращать внимание на  качество бумаги.

На Руси собственное бумажное дело началось в 80-х годах XVII в. Во времена Петра 1, который обустройство бумажных мельниц заимствовал из Голландии. Уже в 1719г. Коллегией адмиралтейства был опубликован указ о продающихся сортах бумаги. В этом же указе перечислено множество сортов, начиная с толстых больших листов для рисования и заканчивая картузной и аптечной бумагой.

Важнейшим нововведением начала XIX в стало получение целлюлозы из древесины. Она была получена в разных странах и отличалась в основном способом производства (механическим или химическим).

В настоящее время мировая бумажная промышленность полностью перешла на получение бумаги из древесины.

Представленный квадрат знаком многим. Эту занимательную игрушку называют «Китайская головоломка». Появилась она в Китае около 4 тыс. лет назад. Она служила для развлечения и для обучения элементарной геометрии.

Сначала необходимо начертить квадрат со стороной 100 мм, используя для этого тонкий цветной  картон или ватман, затем сделать на нем разметку и разрезать на отдельные геометрические фигуры:

  1. прямоугольный треугольник (большой) - 2шт.
  2. прямоугольный треугольник (средний)   - 1шт.
  3. прямоугольный треугольник (малый)      - 2шт.
  4. квадрат                                                         - 1шт.
  5. параллелограмм                                          - 1шт.

Из полученных геометрических фигур можно составить не только множество различных изображений, но и целые картины, если использовать квадраты разных цветов. Цвет элементов в одном квадрате должен быть одинаковым.

Чтобы сложить эти семь геометрических фигур в исходный квадрат – придется подумать. Каждый элемент необходимо плотно приложить друг к другу, переворачивать элементы нельзя.

При выполнении работы необходимо помнить, что в каждую фигурку должны входить все 7 элементов квадрата, причем они не должны заходить друг на друга, а только примыкать без зазора. Если сложить их аккуратно, то готовые фигурки получатся красивые и легко узнаваемы. Для выполнения данного задания необходима не только сообразительность, но и большое терпение. Следует отметить, что более простые фигурки сложить труднее.

Из этих 7 кусочков разрезанного квадрата можно не только складывать забавные фигурки, но и получать начальные сведения по геометрии.

Требования к работе: Необходимо составить 3 разнообразные фигурки. Составленные фигурки должны быть наклеены на картон. Работа оформляется в паспарту, формат произвольный.

Вопросы для контроля:

  1. Какое растение первоначально использовалось для производства бумаги?
  2. Сколько фигур можно составить из предложенного квадрата?
  3. Сколько элементов разрезанного квадрата необходимо использовать для составления фигурки?
  4. Какие сведения можно получить, складывая определенные фигурки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где, когда и на какое время бумага может заменить текстиль?

Бума́га (предположительно от итал. bambagia, либо тат. бумуг — хлопок)– это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесна...

Одежда из бумаги

Одежду можно шить из любых материалов, и даже из бумаги. Первые массовые упоминания о бумажной одежде появились в шестидесятых годах прошлого столетия после рекламной компании американской фирмы...

Презентация к теме "Рынок ценных бумаг"

Презентация  по  теме  "Рынок  ценных  бумаг"  может  использоваться   при  изучении   финансовых  рынков  по  экономике  и ...

Тестовые задания по учебной дисциплине « Экономика» по теме «Рынок ценных бумаг»

Тестовые задания предназначены для студентов обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), а также может быть использовано студентами экономических специальностей и...

Сборник заданий для зачета по дисциплине "Рынок ценных бумаг"

Данный сборник может быть использован для зачета и выполнения студентами обязательной контрольной работы....

"Использование тонированной бумаги в рисунке"

План-конспект урока по рисунку для 1 класса ДХШ...

Ласточка из бумаги в технике «моделирование из бумаги»

Тема: «ласточка из бумаги в технике «моделирование из бумаги»»Цель: научить учащихся делать ласточку из бумаги, раскрыть творческий потенциал у учащихсяЗадачи: закрепить умения...