Методическое пособие Реализация компетентностного подхода средствами внеаудиторной самостоятельной работы.
учебно-методическое пособие

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно- воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности. Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает: - способность занимать в обучении активную позицию; - готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей; - умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность; - привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации; - осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

 Материал может быть использован преподавателями СПО, где учебным планом предусмотрены курсовые работы.

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_posobie_samostoyatelnaya_rabota_studentov2016.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГБПОУ Шарьинский

 аграрный техникум Костромской области»

_______________Е.В. Арутюнян

«____»_______________ 20____г.

Методическое пособие

Реализация компетентностного подхода средствами внеаудиторной самостоятельной работы.

Для специальностей «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Механизация сельского хозяйства», «Земельно-имущественные отношения», «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Разработала преподаватель: Голубева Валентина Васильевна

г. Шарья

2016 г

Рассмотрено на заседании ПЦК

Общепрофессиональных дисциплин профессиональных модулей.

Протокол № _______

От «____»________________20___ г.

_________________________________

Председатель ПЦК_________________

Рецензенты:

Кучина М.П.__________________


Одобрено научно-методическим советом ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

Протокол № _____________________

От «____»________________20___ г.

Председатель ____________________

                                Ф.И.О.

Аннотация.

Голубева В.В

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно- воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности. Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает: - способность занимать в обучении активную позицию; - готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей; - умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность; - привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации; - осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

 Материал может быть использован преподавателями СПО, где учебным планом предусмотрены курсовые работы.

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления.

Оглавление

Пояснительная записка                                                        стр.4

Введение                                                                        стр.6

  1. Теоретическая часть                                                        стр.8
  2. Методическая часть                                                        стр.13

Заключение                                                                        стр.18

Список литературы                                                                стр.20

Рецензия                                                                        стр.22

Приложения                                                                        стр.23


Пояснительная записка

Самостоятельная работа студента - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Актуальность пособия состоит в том, что в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах, позволяя реализовать компетентностный подход к образовательному процессу.

. С помощью метода проектов, возможно обучить человека любого возраста:

-выявлять и формулировать проблемы;

-проводить их анализ;

-находить пути их решения;

-работать с информацией из различных источников;

-находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

-применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Методическая цель- показать методику самостоятельной работы студентов при написании курсовых работ и проектов, обеспечивающую повышение мотивации познавательного интереса обучающихся техникума, к изучению профессиональных модулей специальных дисциплин, как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Задачи:

1.Реализовать в действии компетентностный подход к образовательному процессу.

2.Разработать основные требования к осуществлению обучения по методу проектов.

3.Расширить, закрепить и углубить знания обучающихся полученных на уроках.

4.Способствовать повышению творческой активности обучающихся.

5.Способствовать развитию интереса обучающихся к выбранной профессии.

6.Развивать логическое мышление, внимание, память, речь обучающихся.

7.Способствовать формированию информационно-коммуникативных умений (использование различных источников информации, подготовка публичного выступления).

8.Способствовать формированию навыков самостоятельного поиска материала, умения анализировать, обобщать, формулировать выводы, обосновывать их.

9. демонстрировать необходимость полученных знаний в своей профессии.

Концептуальные подходы.

Основными методами работы обучающихся являются: проектно-исследовательская деятельность, работа с научно-популярной литературой.

Форма организации – индивидуальная

Механизм реализации Программы обучения.

Руководителем программы обучения по модулю -является преподаватель, ведущий модуль, который несет ответственность за разработку реализацию, конечные результаты, а также определяет формы и методы реализации программы.

Руководитель программы составляет ее с учетом следующих особенностей:

Участие принимают все обучающиеся техникума.

Использовать разнообразные формы и методы работы.

Обязательность итогового мероприятия, охватывающего основные положения и смысл модуля.

Обязательность открытого способа фиксирования итогов.

Кадровое обеспечение. Руководитель программы обучения Голубева В.В. имеет высшее экономическое образование, высшую квалификационную категорию, является призером регионального методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области в номинации «Методические пособия» в 2012,2013,2015 годах.

Результаты реализации программы:

  • Повышение познавательного интереса обучающихся;
  • Формирование креативных, коммуникативных умений и развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;
  • Расширение и углубление знаний, обучающихся по модулю или дисциплине;
  • Формирование междисциплинарных компетенций, обучающихся;
  • Методические материалы преподавателя;
  • Творческие работы обучающихся;

К организации обучения по технологии «образовательный проект» предъявляют следующие требования: проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания; студенты должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность должна иметь целесообразный и понятный им характер; работа студентов должна быть осмысленной и активной; студенты должны стремиться четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей.

Данное методическое пособие предназначается для преподавателей всех дисциплин и модулей, по которым учебным планом предусмотрены курсовые проекты.


Введение.

Болонская декларация (1999 г.) и иные документы об образовании, принятые в последние годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является среднее профессиональное образование. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 г. в Берлине во время саммита европейских министров образования. Полноценное вхождение в Болонский процесс потребовало от нашей страны реформирования системы обучения в целом. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, совместимых с европейскими, а для их реализации – соответствующую нормативную базу и практику преподавания. После подписания Болонской декларации в России были разработаны и в декабре 2004 г. одобрены Правительством «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ». В этом документе впервые декларировалась реализация в нашей стране в ближайшей перспективе основных принципов Болонского процесса: необходимость формирования перечня образовательных программ и Национальной рамки квалификаций, соответствующих международным классификаторам образовательных программ и Европейской рамке квалификаций.

Госстандарты третьего поколения, в соответствии с принципами Болонского процесса ориентированы преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

Обязательным условием разработки стандартов было участие в этом процессе профессиональных объединений работодателей, а где это возможно – использование новых профессиональных стандартов для формулирования требуемых компетенций выпускников

В рамках Болонского процесса было решено перенести акценты с содержания образования на результаты обучения. Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части). В ходе обучения компетенции формируются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в коллоквиумах и студенческих научных конференциях, работе в коллективных студенческих научно-исследовательских и творческих проектах, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями и научным руководителем выпускной квалификационной работы, прочих видов образовательной деятельности.

Основные задачи, стоящие перед педагогической практикой на современном этапе:

  • построение эффективного содержания обучения, обеспечение возможности его гибкого изменения.
  • обеспечение возможности индивидуализации содержания обучения и педагогического воздействия.
  • формирование у обучаемых твердых действенных знаний, преобразуемых в практическую деятельность.
  • обеспечение активной познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся.
  • создание условий для максимальной реализации творческого потенциала педагога и обучаемого.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать - быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов, что и является главной целью методического пособия.

Самостоятельная работа студентов в техникуме является важным видом учебной и научной деятельности студента. Государственным стандартом предусматривается, как правило, не менее 50% часов из общей трудоемкости дисциплины или модуля на самостоятельную работу студентов в связи с этим, обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения.

.


1.Теоретическая часть.

Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей, способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования, перед которой стоят разные задачи, в том числе:

•        формирование навыков самообразования и самореализации личности;

•        непрерывное образование в течение всей жизни человека;

•        систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники, технологий и т.д.

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, сокращаются сроки от момента научного открытия до его внедрения в практику. В связи с этим от специалистов любой отрасли производства требуется высокоразвитое мышление, разносторонние знания и умение систематически пополнять их, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, осваивать новую технику и технологию. Причём необходимо не столько умение извлекать из памяти в готовом виде основы когда-то усвоенных знаний, сколько умения глубоко и всесторонне оценивать новые факты, явления, задачи и способность успешно решать их.

     Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.    Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

     В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

•         изучение и систематизацию официальных государственных документов: законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети интернет.

•        изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

•        подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;

•        подготовка к презентациям и дискуссиям;

•        участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Основная задача средне-профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов, так как предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке. Среди основных видов самостоятельной работы студентов традиционно выделяют: подготовка к лекциям, семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам, презентациям и докладам; написание рефератов, выполнение лабораторных и контрольных работ, написание эссе; решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; участие в научной работе.

 Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания, и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.

Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует цели:

        систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

        углубления и расширения теоретических знаний;

        формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

        развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

        формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

        формирования практических (обще учебных и профессиональных) умений и навыков;

        развития исследовательских умений;

        выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

        формирование умений и навыков выявлять общее и частное;

        формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения

        сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;

        строить доказательства на основе существенных признаков.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

•        подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);

•        основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

•        заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Главным требованием к формированию целей образовательного процесса является, требование их соответствия сущности и назначению образования, определяемыми современной образовательной парадигмой. Для достижения необходимого соответствия целесообразно выражать цели образования в форме компетенций, реализуя компетентностный подход к образовательному процессу.

Компетенция представляет собой сложное, интегрированное понятие, характеризующее способность человека реализовывать весь свой потенциал (знания, умения, личностные качества) для решения профессиональных и социальных задач в определенной области).

Промежуточная аттестация для оценки качества освоения профессиональных компетенций по окончании изучения профессионального модуля состоит в проведении экзамена (квалификационного).

Основными формами промежуточной аттестации являются:

  • экзамен по отдельной дисциплине;
  • комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;
  • зачет по отдельной дисциплине, (практике);
  • курсовая работа (проект);
  • итоговая контрольная работа;

Выполнение студентом курсовой работы (проекта) осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины или модуля, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и изменений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

        Курсовая работа – это самостоятельное исследование студентом определенной проблемы, комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся конкретной финансовой ситуации.

Курсовая работа не должна составляться из фрагментов статей, монографий, пособий. Кроме простого изложения фактов и цитат, в курсовой работе должно проявляться авторское видение проблемы и ее решения.

Организация основных этапов подготовки курсовой работы студентом включает:

•        ознакомление с предложенной тематикой, выбор направления, формулирование темы;

•        консультация и обсуждение цели и задач работы, основных моментов избранной темы;

•        консультирование по вопросам подбора литературы;

•        составление предварительного плана;

•        составление графика выполнения курсовой работы.

•        работа с литературой (необходимая литература подбирается студентом самостоятельно);

После подбора литературы целесообразно сделать рабочий вариант плана работы. В нем нужно выделить основные вопросы темы и параграфы, раскрывающие их содержание.

Составленный список литературы и предварительный вариант плана уточняются, согласуются на очередной консультации с руководителем.

Руководитель проверяет и корректирует рабочий вариант текста курсовой работы. На основе рабочего варианта текста руководитель вместе со студентом обсуждает возможности доработки текста, его оформление. После доработки курсовая работа сдается руководителю для ее оценивания.

Защита курсовой работы студентов проходит в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Подготовка выпускных квалификационных работ осуществляется в соответствии с установленными правилами техникума и принципиально имеет тот же подход.

Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов

Метод проекта состоит из последовательных этапов:

-Формулирование цели.

-Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

-Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов;

-разработка или выбор путей выполнения проекта.

-Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения

-Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.). На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

-работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.  Если проект лонгитюдный (долговременный), то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;

-оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Квалификационный экзамен по Профессиональному Модулюможет быть проведен в форме выполнения и защита курсового проекта(работы).

Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы, если видом итоговой государственной аттестации, определяемым в соответствии с Государственными требованиями по данной специальности, является выпускная квалификационная работа.


2.Методическая часть

Требования к структуре курсовой работы (проекта):

Курсовой проект (работа) – это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная под руководством преподавателя, одна из основных форм учебных занятий и форм контроля учебной работы студентов.

По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно - экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 15-20 страниц печатного текста.

 По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель работы;
  • теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;
  • заключения, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
  • списка используемой литературы;
  • приложения.

 По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
  • основной части, которая обычно состоит из двух разделов; в первом разделе теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая: часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;
  • заключения, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
  • списка используемой литературы;
  • приложения.

 По структуре курсовая работа опытно - экспериментального характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
  • основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
  • в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
  • второй раздел представлен практической частью, в которой содержаться план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ опытно-экспериментальной работы;
  • заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
  • списка используемой литературы;
  • приложения.

 По содержанию курсовой проект может носить конструкторский или технологический характер. По структуре курсовой проект состоит из пояснительной записки и практической части.

Пояснительная записка курсового проекта конструкторского характера включает в себя:

  • введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель;
  • расчетную часть, содержащую расчеты по профилю специальности;
  • описательную часть, в которой приводится описание конструкции и принцип работы спроектированного изделия, выбор материалов, технологические особенности его изготовления;
  • организационно-экономическую часть;
  • заключение, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
  • список используемой литературы;
  • приложения.

Практическая часть курсового проекта как конструкторского, так и технологического характера может быть представлена чертежами, схемами, графиками, диаграммами, сценариями и другими изделиями или продуктами творческой деятельности в соответствии с выбранной темой.

Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями к оформлению письменных работ.

Организация выполнения курсовой работы (проекта):

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы (проекта) осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины.

На время выполнения курсовой работы (проекта) составляется расписание консультаций. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.

В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначения и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы студентов.

Работа студентов над выполнением курсовой работы (проекта) производится по графику, составленному преподавателем-руководителем курсовой работы (проекта). Выполнение графика всеми студентами группы проверяется преподавателем-руководителем каждую неделю.

Основными функциями руководителя курсовой работы (проекта) являются:

  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы (проекта);
  • оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
  • контроль хода выполнения курсовой работы (проекта);
  • подготовка письменного отзыва на курсовую работу (проект).

По завершении студентом курсовой работы (проекта) руководитель проверяет, подписывает ее вместе с письменным отзывом, передает студенту для ознакомления.

Письменный отзыв должен включать:

  • заключение о соответствии курсовой работы (проекта) заявленной теме;
  • оценку качества выполнения курсовой работы (проекта);
  • оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы (проекта);
  • оценку курсовой работы (проекта).

Проверка, составление письменного отзыва и прием курсовой работы (проекта) осуществляет руководитель курсовой работы (проекта) вне расписания учебных занятий. На выполнение этой работы отводится один час на каждую курсовую работу (проект).

Защита курсового проекта (работы) является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на прием проекта (работы), так как курсовая работа (проект) является подготовкой к итоговой государственной аттестации. ( Приложение № 1).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

При подготовке к защите курсовой работы студент должен знать основные положения работы, выявленные проблемы и мероприятия по их устранению, перспективы развития рассматриваемой экономической ситуации. Защита курсовой работы проводится в техникуме при наличии у студента курсовой работы, рецензии и зачетной книжки. Оценка - дифференцирована. Преподаватель оценивает защиту курсовой работы и заполняет соответствующие графы в ведомости и в зачетной книжке.

Не допускаются к защите варианты курсовых работ, найденные в сети интернет, сканированные варианты учебников и учебных пособий, а также копии ранее написанных студенческих работ.

Рекомендуется использовать программные продукты, позволяющие отслеживать плагиат.

Курсовая работа (проект) оценивается по пятибалльной системе. Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа (проект) выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы (проекта) на оценку не ниже «удовлетворительно».

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), предоставляется право выбора новой темы курсовой работы (проекта) или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок для её выполнения.        

Подготовка

ВАЖНО: Заранее продумывать тематику курсовых проектов по своей учебной дисциплине(модулю) с учетом современного состояния отрасли. Своевременно утверждать тематику на заседании ПЦК. Продумывать структуру курсового проекта, содержание отдельных разделов в зависимости от темы.

Составлять методические рекомендации, особенно по выполнению расчетной и графической части курсового проекта. Учить студентов работать с различными источниками информации в процессе изучения учебной дисциплины. Учить студентов технически грамотно представлять курсовой проект на защите, аргументировать, доказывать правильность предлагаемых технических решений. Определить четкие критерии оценки работы студентов. Критерии оценки курсовых проектов:

1 Элементы исследования

 Исследование с привлечением собственных наблюдений, собственная обработка, анализ Исследование на основе литературных источников. Реферативная работа с обобщением и собственными выводами. Компилятивная работа

2 Достижения автора. Собственная постановка проблемы, участие в эксперименте, собственная разработка отдельных вопросов

3 Эрудиция.  Усвоение знаний сверх учебной программы. Знание основных положений в рамках учебной программы.

4 Изложение.  Четкая композиция доклада, изложение выразительное, компактное, логичное. Отсутствует стройность и последовательность изложения. Доклад читается.

6 Оформление расчетно-пояснительной записки

 Расчетно-пояснительная записка выполнена в соответствии с требованиями стандарта, все разделы изложены логично и последовательно, расчеты выполнены без ошибок, имеются небольшие недочеты в содержании и оформлении расчетно-пояснительной записки. Имеются существенные недочеты в содержании и оформлении расчетно-пояснительной записки

7 Библиография Представлена достаточно полно, используются ссылки. Число источников ограничено, изучены поверхностно

8 Особое мнение.

Рецензия на курсовой проект:

1. Соответствие проекта заявленной теме.

2. Актуальность темы.

.3. Теоретическая и практическая значимость проекта.

 4. Глубина изучения специальной литературы.

5. Обоснованность выводов.

6. Оформление работы.

7. Рекомендации и выводы рецензента.

8. Оценка качества выполнения курсового проекта.

9. Оценка полноты разработки поставленных вопросов.

 10. Оценка курсового проекта.

Порядок проведения защиты  

Защита курсового проекта представляет собой устный публичный отчет студента, на который ему отводится 7-8 минут, ответы на вопросы членов комиссии. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач проектирования, его актуальность, описание выполненного проекта, основные выводы и предложения, разработанные студентом в процессе курсового проектирования.  

Критерии оценки курсовых проектов

Оценка "ОТЛИЧНО" выставляется в том случае, если:

содержание работы соответствует выбранной специальности и теме работы; работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер,  отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического  исследования  проблемы, различных подходов к ее решению; показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой; даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы (в отдельных случаях допускается опора на вторичный анализ имеющихся данных); в работе проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализовать результаты исследования; широко представлена библиография по теме работы; приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его выводы; по своему содержанию и форме работа соответствует всем предъявленным требованиям.

Оценка “ХОРОШО”: - тема соответствует специальности; содержание работы в целом соответствует заданию; работа актуальна, написана самостоятельно дан анализ степени теоретического исследования проблемы; основные положения работы раскрыты на достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями курсовой работы; составлена библиография по теме работы.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": - работа соответствует специальности; имеет место определенное несоответствие  содержания работы заявленной теме; исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер; содержание приложений не  освещает решения поставленных задач.

Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": - тема работы не соответствует специальности; содержание работы не соответствует теме; работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений; курсовая работа носит умозрительный и (или) компилятивный характер; предложения автора четко не сформулированы


Заключение

 Многие важные события последних лет в образовании России связаны с разработкой и началом реализации нового, уже третьего поколения образовательных стандартов. Теперь в соответствии с принятыми законами – это федеральные государственные образовательные стандарты. Введение новых стандартов, построенных в компетентностном формате и регламентирующих не содержание образования, а требования к структуре, результатам освоения основных образовательных программ и условиям их реализации, дающих образовательным учреждениям свободу в формировании своих образовательных программ в ответ на запросы работодателей и возможность построения гибких, модульных учебных планов. Велика и существенно возрастает роль профессиональной общественности в разработке образовательных стандартов, их сопряжении с профессиональными стандартами, построении таких образовательных программ, которые позволяли бы учитывать меняющиеся требования работодателей, бурное развитие науки и техники, использовать современные, чрезвычайно разнообразные и эффективные образовательные и в том числе информационные технологии в учебном процессе. Образовательным учреждениям предстоит реально воплощать в жизнь все образовательные новации последнего времени и преподаватели в первую очередь являются разработчиками содержательных аспектов новых образовательных программ, а также реализуют эти идеи в учебном процессе.

Введение нового поколения образовательных стандартов является многоаспектной задачей, затрагивающей интересы всей системы образования.

Курсовая работа(проект)– более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций.

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Выполняется в индивидуальном порядке. Ответ должен быть хорошо продуманным, четким, конкретным.

Приведенные в данной работе рекомендации дадут возможность многим преподавателям применить их на практике

Памятка преподавателю по организации самостоятельной работы студентов

1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов.

4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.

5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам.

6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.

7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.

В заключении хочется отметить, что проведение самостоятельной работы в форме написания и защиты курсовых проектов(работ) способствуют усилению познавательной активности, возрастанию стремления углубить, пополнить и применить полученные знания в своей профессиональной деятельности, а также узнать что-то новое и интересное.


Список литературы.

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tusur.ru/ru/education/documents/federal/1.3- 2012.rtf  (дата обращения 10.09.2013)  
  2. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 17.
  3. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в двух томах (под ред. Г.Н. Никольской – том 1 –М. издательская фирма «Кумир» 2001.-360-с
  4. Ахметова Д. 3. Инновационные технологии в работе, деятельности преподавателя вуза // Слагаемые профессиональной компетенции преподавателя вуза. Казань, 2001. - С. 56-75.
  5. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд., перераб., доп. - М. : Большая Российская Энциклопедия; СПб. : Норинт, 2006. - 1456 с.
  6. Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения экспертов). 2-е изд. М., 2003.
  7.  Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. М.: 2006,. №1, С. 27
  8. Дудченко В. С. Понятие «инновация» «инновационное обучение» Режим доступа к ресурсу .http://www.piter.com/contests
  9. Кругликов П. И. методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия» 2002 -480 –с
  10. Карпунина Т. Н. Инновационные подходы в обучении образовательной области «Технология /режим доступа к ресурсу:http://festival.1september.ru
  11. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998. - 180 с.
  12. Михелькевич В. Н. Полушкина Л. И. Мегедь В. М. справочник по педагогическим инновациям .- Самара. Самарский государственный технический университет 1998г.-172с.
  13. Пигров К. С. Диалектика инноваций и образования / Инновации в образовании : сборник материалов конференции. Серия "Symposium". -Вып. 29. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 11-15.
  14. Педагогика : теории, системы, технологии : учебник для студ. высш. и сред.учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 512 с.
  15. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов. Армавир, 2002.-234 с.
  16. Сумнителъный К. Инновации в образовании: мифы и реальность // Народное образование. 2007. - № 4. - С. 89-99.
  17. Фурсенко А. О молодежной политике и об инновациях в образовании // Вестник образования.ноябрь 2005. - № 21.
  18. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации 21 века. М. : Экономика., 2004. - 444 с.

Электронные источники информации

  1. Абдулла СаейдБакер. О содержании понятия «Е-Leaming -электронное обучение Электронный ресурс. // Электронный научно-педагогический журнал. ART 1178. 2007. - июнь. URL: http://l.emissia.peterhost.ru/offline/2007/1178.htm
  2. По материалам http://shkolazhizni.ru rel="nofollow">http://shkolazhizni.ru
  3. Википедия (свободная энциклопедия) Электронный ресурс. // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

Рецензия

АВТОР РАБОТЫ: Голубева Валентина Васильевна

НАЗВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ:

Реализация компетентностного подхода средствами внеаудиторной самостоятельной работы

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Методическое пособие актуально, в современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим должны измениться подходы к планированию, организации учебно- воспитательной работы, в том числе и самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на самостоятельный вид деятельности, который является не просто самоцелью, а средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у студентов активности и самостоятельности. Тема раскрыта доступно для всех желающих ее применить. Язык и стиль изложения понятен.Материал может быть использован преподавателями СПО, где учебным планом предусмотрены курсовые работы.

Данная методическая работа многофункциональна и может применяться по любой дисциплине или модулю, где планируется курсовой проект.

Преподаватель спец дисциплин и профессиональных модулей ____Кучина М. П.

ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»

2 февраля 2016года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе

Данные методические указания носят общий характер и адресованы обучающимся среднего профессионального образования, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих технического про...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ по дисциплине "Информатика" 1 курс (Технология продукции общественного питания)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕпо учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП  ОУД.12 ИНФОРМАТИКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДН...

Методические указания по написанию реферата (внеаудиторная самостоятельная работа) ОП.04 История архитектуры и искусств Раздел 2 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Представленные методические указания по написанию реферата для студентов специальности 270101 Архитектура по дисциплине История архитектуры и искусств разработана в рамках учебной программы для помощи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПМ.01. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО МОНТАЖУ РАБОТЕ УЗЛОВ И ЭЛЕМЕНТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ И РАДИОТЕЛЕВИЗИОННОЙ АППАРАТУРЫМДК.01.01 Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и

Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы  по МДК.01.01 Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевиз...

Методическая разработка "Рекомендации по выполению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины "Обществознание"

Данные методические рекомендации разработаны для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по профессии Художник по костюму при изучении учебной дисциплины Обществознание. Помогают овл...

Компетентностный подход к организации самостоятельной работы студентов

В современных условиях во всех образовательных организациях проявляется тенденция к возрастанию роли самостоятельной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками. Научные исследов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по ОУД 01 « РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целью данного пособия  является  обеспечение  студентов  методическими указаниями по организации внеаудиторной самостоятельной  работы       по...