Компетентностный подход к организации самостоятельной работы студентов
статья

Нижегородов Роман Владимирович

В современных условиях во всех образовательных организациях проявляется тенденция к возрастанию роли самостоятельной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками.

Научные исследования и накопленный опыт убеждают, что без систематически организованной самостоятельной работы невозможно стать высокопрофессиональным специалистом, а главное - невозможно самосовершенствоваться после окончания учебы в процессе профессиональной деятельности. Именно самостоятельная работа студентов рассматривается как важнейшая составляющая их познавательной учебной деятельности, мощный резерв повышения качества образования, усиления эффективности учебно-воспитательного процесса. Поэтому темой для самообразования, над которой я работаю, является именно учебная самостоятельная деятельность студентов в контексте компетентностного подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nizhegorodov.doc44.5 КБ
Office presentation icon nizhegorodov.ppt156 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход к организации самостоятельной работы

студентов

Р.В. Нижегородов

ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»

В современных условиях во всех образовательных организациях проявляется тенденция к возрастанию роли самостоятельной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками.

Научные исследования и накопленный опыт убеждают, что без систематически организованной самостоятельной работы невозможно стать высокопрофессиональным специалистом, а главное - невозможно самосовершенствоваться после окончания учебы в процессе профессиональной деятельности. Именно самостоятельная работа студентов рассматривается как важнейшая составляющая их познавательной учебной деятельности, мощный резерв повышения качества образования, усиления эффективности учебно-воспитательного процесса. Поэтому темой для самообразования, над которой я работаю, является именно учебная самостоятельная деятельность студентов в контексте компетентностного подхода.

Цель моей деятельности - определить требования и условия, необходимые для организации самостоятельной работы студентов при реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов.

Задачи:

- создать условия для организации самостоятельной работы студентов;

- способствовать формированию у студентов навыков самостоятельной, учебной, научно-исследовательской и практической работы;

- содействовать развитию и углублению профессиональных, научных и практических интересов студентов;

- способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущих специалистов.

Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельную работу студентов по преподаваемым дисциплинам я реализую в следующих формах:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных и практических работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Это:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это участие в научно - исследовательской, проектно - изыскательской, методической работе, проводимой в образовательном учреждении.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры.

4. Участие в олимпиадах по дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т. д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу.

7. Мотивационным фактором в интенсивной самостоятельной учебной работе студента в первую очередь является личность преподавателя. Преподаватель должен быть примером для студента как профессионал, как творческая личность.

При изучении каждой учебной дисциплины или профессионального модуля организация самостоятельной работы студентов представляет единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

В практике работы мной применяются  разнообразные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

- подготовка и написание рефератов, докладов, студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;

- выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и т.д.;

- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;

- выполнение курсовых работ и проектов;

- подготовка к участию в научно-практических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

В соответствии с ФГОС СПО в  ходе самостоятельной работы студент должен:

- освоить теоретический материал по изучаемой учебной дисциплине (отдельные термины, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т.д.);

- применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции модели (написание рефератов, докладов).

Преподаватель должен:

- информировать студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требованиях к результатам работы, формах контроля самостоятельной работы;

- осуществлять методическое сопровождение самостоятельной работы студентов в рамках учебной дисциплины/профессионального модуля и контроль ее результатов;

- проводить групповые и индивидуальные консультации по организации самостоятельной работы в целях обеспечения устойчивой обратной связи и коррекции.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

При этом Федеральный Государственный образовательный стандарт предполагает овладение общими компетенциями студентами в полном объеме вне зависимости от формы обучения.

Например, целью освоения по специальности «Землеустройство» профессионального модуля ПМ 02. «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения» является приобретение студентами общих компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности где формируются и демонстрируются следующие общие компетенции (ОК):

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

При этом важно понимать, что развитие общих и профессиональных компетенций не возможно без правильно организованной самостоятельной работы, результативность которой во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

Для методического обеспечения организации самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС и модернизации профессионального образования необходимо выполнить следующие условия:

- систематически проводить пополнение и обновление библиотечного фонда;

- создание электронного методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся образовательного учреждения.

Выполнение этих условий позволяет стимулировать процессы, направленных на методическое обеспечение и организации самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении, приведение структуры профессиональной подготовки в соответствие с актуальными потребностями рынка труда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования и науки Липецкой области ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж» Компетентностный подход к организации самостоятельной работы студентов Усмань, 7 июня 2019 г. Подготовил преподаватель Нижегородов Р.В.

Слайд 2

Научные исследования и накопленный опыт убеждают, что без систематически организованной самостоятельной работы невозможно стать высокопрофессиональным специалистом, а главное - невозможно самосовершенствоваться после окончания учебы в процессе профессиональной деятельности. Актуальность

Слайд 3

определить требования и условия, необходимые для организации самостоятельной работы студентов при реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов. Цель моей деятельности -

Слайд 4

Задачи: 1. Создать условия для организации самостоятельной работы студентов; 2. Способствовать формированию у студентов навыков самостоятельной, учебной, научно-исследовательской и практической работы; 3. Содействовать развитию и углублению профессиональных, научных и практических интересов студентов; 4. Способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущих специалистов.

Слайд 5

Самостоятельная работа реализуется: Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных и практических работ. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. В библиотеке, дома, в общежитии при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Слайд 6

Факторы - способствующие активизации самостоятельной работы. Полезность выполняемой работы. Участие студентов в творческой деятельности. Интенсивная педагогика Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т. д. Факторы контроля знаний. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу. Личность преподавателя.

Слайд 7

При изучении учебной дисциплины и профессионального модуля организация самостоятельной работы студентов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: Внеаудиторная самостоятельная работа; Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Слайд 8

Самостоятельная работы студентов: подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы; выполнение домашних заданий разнообразного характера; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-практических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Слайд 9

В соответствии с ФГОС СПО в ходе СРС должен: - освоить теоретический материал по изучаемой учебной дисциплине (отдельные термины, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т.д.); - применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции модели (написание рефератов, докладов).

Слайд 10

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются: уровень освоения студентом учебного материала; умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

Слайд 11

В процессе освоения профессионального модуля формируются следующие общие компетенции ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Слайд 12

Для методического обеспечения организации СРС при реализации ФГОС необходимо выполнить следующие условия: - систематически проводить пополнение и обновление библиотечного фонда; - создание электронного методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся образовательного учреждения.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа  в процессе изучения математики. Рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность самостоятельной работы...

Выступление на педагогической конференции "Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы студентов на занятиях по математике"

Студент и выпускник колледжа должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но также владеть методами исследовательской работы и уме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...

Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении

Итоговая аттестационная  работа на тему "Организация проектной деятельности  обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода  в обучении"В работе рассмотрены теоретическ...

Методическое пособие Реализация компетентностного подхода средствами внеаудиторной самостоятельной работы.

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим дол...

Организация внеурочной работы на основе деятельностно-компетентностного подхода

Материал освещает опыт работы по организации внеурочной работы на основе деятельностно-компетентностного подхода и содержит необходимые дидактические и методические материалы. Рекомендуется для профес...