Методическая разработка урока «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»
план-конспект урока

Горюнова Елена Павловна

Проектирование урока истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте ФГОС.

Методическая разработка урока «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-kursy.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по курсу «Проектирование урока истории и культуры

Санкт-Петербурга в контексте ФГОС»

Тема: методическая разработка урока

«Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»

                                                                                                 Выполнила:

                                                                                                             Горюнова Елена Павловна

                                                                                                             Преподаватель

                                                                                                             истории и обществознания

                                                                                                             СПб ГБ ПОУ «Колледж

                                                                                                             Петербургской моды»

                                                                 Санкт-Петербург

2019

Тема: «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»

Класс: 9

Раздел программы: Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг).

Цель урока: создать условия для осознания значимости нравственного подвига Ленинграда для всей страны

Задачи урока:

- обучающие: наглядно и образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда в условиях 900-дневной блокады, показать как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм ленинградцев;

 создать условия для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно характеризовать памятные места, связанные с ленинградским подвигом;

 продолжить формирование представлений, обучающихся о том, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей;

- развивающие: развивать умения работать в коллективе, выполняя поставленные перед группой задачи; работать с наглядным материалом, сопоставляя его с текстом, выражать и формулировать свои мысли;

- воспитывающие: воспитание гражданственности, патриотизма; уважения к поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и сохранившему город

Идея: герои блокадного Ленинграда – это обычные жители города.

Проблемный вопрос: Почему же надо хранить память о тех горьких, трагических событиях блокадных дней?

Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, электронная презентация, видеоролик, учебник, набор иллюстраций

Ход урока

  1. Организационный этап.

Приветствие, класс делится на 4 группы.

  1. Мотивационно-целевой этап. Определение темы урока.

Учитель: Мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне. Вы уже знаете о Первом этапе войны и причинах неудач Красной Армии. Враг рвался к Москве.

 Сейчас я предлагаю посмотреть вам этот видеоролик (видеоролик на песню А.Розенбаума «На дороге Жизни)

Учащимся задается вопрос о теме, которая будет на уроке.  Затем вопрос:  Как вы понимаете слово «блокада»?

 Учитель говорит о том, что, если Москва – это сердце России, то Ленинград – душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому-то один из основных ударов фашисты и направили на наш город с целью стереть его с лица земли.  

Учащиеся записывают тему урока. (выводится на экран)

  1. Операционно-деятельностный этап. Применяется метод «Мировое кафе»

Группы работают с текстом учебника. Авторы Л.К Ермолаева, А.Р.Демидова, Н.Г.Захарова, И.З.Захваткина,  Н.В.Казакова, И.А.Карпенко, И.М.Лебедева. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3 (XX  век – начало XXI века).

Каждой группе на стол раздается: ватман с вопросами, маркеры, разноцветные стикеры и листы цветной бумаги (для синкейна)

В ходе урока мы должны ответить на вопросы:

  1. В каких условиях жили ленинградцы?  

Как вели себя ленинградцы во время блокады?

Стр.146-151

  1. Как жили ленинградцы?

Какие научные, образовательные и культурные центры города продолжали работать?

Стр. 151 - 158

  1. Дети блокадного города

 Как оживал город после трагической зимы 1941-42 гг.

Стр.158 - 162

  1. Почему Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?

Как послевоенные поколения сохраняют память о мужестве и героизме ленинградцев? (назвать и охарактеризовать иллюстрации 164,165, 166, 167, 170, 172, 176(1)

После выполнения задания каждая группа выбирает иллюстрации тех памятников, которые отражают их вопрос и  презентует свое задание.  

В итоге после выполнения формулируется вывод о том, что жизнь блокадного Ленинграда – это:

 - и   образец мужества для всей страны;

 -  и промышленный потенциал, продолжавший служить делу борьбы с врагом на всех фронтах;

 - и тот факт, что Ленинград 900 дней сковывал значительные силы отборных фашистских войск, тем самым оказывал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта.

     Память о подвиге ленинградцев необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение. И один из вариантов – скульптурное убранство города. (Демонстрируется презентация)

  1. Контрольно-оценочный.

Составить синквейн от команды.

  Либо использовать технику «Обобщение в одном предложении».

Учитель просит учащихся письменно обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?»

Учитель:  читает стихотворение Воронова , пережившего блокаду «Опять война, опять блокада…» - стр.175

  1.   Рефлексия

Используется прием «Продолжи фразу».

Учитель предлагает список фраз и просит, чтобы каждый ученик выбрал одну и продолжил

- мне было интересно…

- мы сегодня разобрались…

- я сегодня понял, что…

- мне было трудно…

- я хотел бы еще по этой теме…

Учащимся раздается памятка-перечень памятников Санкт-Петербурга, напоминающих о блокаде, которую нужно вклеить в тетрадь

     VI. Домашнее задание.

 Узнать какие в городе улицы, площади названы именами героев  ВОВ.

Рекомендовать:  посетить Музей обороны и блокады Ленинграда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Простое оштукатуривание кирпичных стен

Методическая разработка урока Простое оштукатуривание стен...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Простое предложение"

Урок входит в изучение раздела "Синтаксис и пунктуация". Закрепляет тему "Словосочетание". Подготавливает к изучению темы "Простое осложненное прдложение". Может быть исп...

Методическая разработка урока производственного обучения на тему "Кладка простых стен из кирпича под штукатурку"

Методическая разработка урока производственного обучения  на тему  "Кладка простых стен из кирпича под штукатурку"...

Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.

Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...

Методическая разработка урока " Простое оштукатуривание"

Урок разработан для проведения учебной практики в в условиях учебной мастерской,  для обучающихся с ОВЗ....

Методическая разработка урока «Приготовление простых блюд и гарниров из круп»

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к эффекти...