«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
консультация

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация19.45 КБ
Файл НОД315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови».

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Уголок занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какое преобразование надо проделать, и какая фигура должна получиться в результате.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол).

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.

С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Задачи-загадки на сообразительность.

1.На груше выросло 1 яблоко, а на елке только два. Сколько всего яблок выросло? (ни одного)

2. Что произойдет с белым платком, если его опустить в черное море? (мокрым)

3. Сколько орешков в пустом стакане? (ни одного)

4. В феврале на нашем дворе расцвели три ромашки и две розы. Сколько цветов стало в нашем дворе?

5. В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе?

6. Из какой посуды невозможно ничего есть? Пустой

7. Андрей ссыпал вместе три кучки песка, а потом высыпал туда еще одну. Сколько стало кучек песка? Одна большая куча

Математические игры: «Отгадай число». Цель закрепить умение детей сравнивать. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число меньше 5, но больше 3.

«Цепочка примеров». Цель: упражнять детей в умении производить арифметические действия. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3плюс 2 и бросае другому, тот отвечает и бросает третьему, которому надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере.

Задачи на смекалку.

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек составь 2 равных квадрата из 7, из 5 полочек. Из 9 палочек составь квадрат и 4 треугольника. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника, из 7 два квадрата и делят на треугольники двумя палочками.
  2. Задачи на изменение фигур, для которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Переложи палочки, чтобы изменить фигуру.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Радуга»

Конспект занятия НОД по ознакомлению

с окружающим миром

в старшей группе

«Песня колокольчика».

IMG_7136

 Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ детский сад «Радуга»

                                                             Баймурзаева Гульнара Абдулаевна

Тазовский 2017 г.

Программное содержание: Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойств; дать детям представление о назначении колокольни, колокола, колокольного звона. Познакомить детей с отдельными частями колокола. Расширить словарь детей, вводя в речевой оборот слова литейщик, резчик, звонарь, колокольня, колокол, язык, уши, тело, пояс. Развивать творчество, воображение детей. Воспитывать интерес к православным традициям.

Методы и приемы: показ иллюстраций, слайдов, рассказ воспитателя, прослушивание аудиозаписи колокольных звонов, рассматривание частей колокола, вопросы, поощрения, загадка, беседа.

Словарная работа: колокольня, звонарь, литейщики, резчики.

Материал. Игрушка Петрушка, колокольчик, ложки, иллюстрация с изображением церквей и колоколов.

Ход занятия.

В группу, напевая весёлую песенку, входит Петрушка; в руке у него колокольчик. Петрушка. Здравствуйте ребята!

Дети. Здравствуйте!

Продолжает петь и греметь колокольчиком.

Воспитатель. Петрушка, что это у тебя?

 Петрушка. Это - колокольчик. Слышите, как он звенит? (Звенит ещё громче.) Подойдите поближе и посмотрите на него внимательно».

Дети рассматривают колокольчик, звонят в него.

Петрушка. Ребята, а как вы думаете из чего сделан этот колокольчик?

Дети.Из металла.

Петрушка. Почему колокольчик не делают из дерева?

 Дети. Колокольчик из дерева не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты.

 Петрушка. Я принес с собой деревянные ложки, предлагают послушать, как они звучат, и играют на ложках.

(Демонстрирует игру на ложках)

Петрушка. Ребята, подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?

 Дети.( называют недостатки стекла (оно хрупкое, легко бьётся, колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны); достоинства: (красивый колокольчик будет звонко и красиво звенеть).

Воспитатель. В. Скажите, ребята, где мы можем увидеть колокола и услышать их звон?

В. Посмотрите на эти иллюстрации. Что на них изображено? (Ответы детей).

В. Верно, это разные православные Храмы. Храм — самое красивое здание. Вы наверно видели и знаете, что Храм отличается от других зданий и домов, в которых живут люди. У входа в Храм или над его входом есть башня, которая называется колокольня. (Воспитатель демонстрирует слайд с изображением колокольни).

В. Люди во все времена строили Храмы и колокольни из любви к Богу. Колокола зовут людей в Храм для общения с Богом. Как вы думаете, ребята, а колокола сами могут звонить? (Ответы детей). А как называют человека, который звонит в колокола? (Ответы детей).

В. Человека, звонящего в колокола, называют звонарь.

В. Ребята, просмотрите внимательно слайды и скажите, какого размера изображены колокола? (Ответы детей). Правильно, все колокола разного размера: есть большие, называются колокола. Есть маленькие, называются колокольчики. Большой колокол звонит так: бом — бом — бом, а маленький колокольчик — динь-дон, динь-дон. Давайте мы поиграем в игру «Большие колокола и маленькие колокольчики».

Игра «Большие колокола и маленькие колокольчики».

Мальчики будут изображать большие колокола, они будут говорить (звонить): «Бом — бом». Девочки будут маленькими колокольчиками, они будут звонить: «Динь — дон». Когда воспитатель показывает карточку с изображением большого колокола, звонят большие колокола (мальчики). Когда показывает карточку с изображением маленького — маленькие колокольчики (девочки). Если воспитатель показывает обе карточки, то звонят все.

В. Вот какой интересный получился колокольный звон. Сейчас мы с вами послушаем, какие еще бывают колокольные звоны.

Прослушивание аудиозаписи колокольных звонов.

В. Ребята, колокол — это единственный музыкальный инструмент, который используется в православных Храмах. А сейчас отгадайте мою загадку, о чем она?

Нет головы, а есть уши;

Нет рта, а есть язык. (Колокол).

Если дети не знают ответа, воспитатель поясняет:

В. Это колокол. Оказывается, у колокола, как и у человека, есть и уши, и язык. Давайте мы рассмотрим части колокола и узнаем подробнее, что же еще есть у колокола и где у него уши и язык.

Рассматривание частей колокола.

Воспитатель выставляет рисунок-схему колокола.

В. У колокола есть тело — сам колокол, пояс — это самое широкое место колокола, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; язык — металлическая палка с веревкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя по колоколу, раздаётся звон. В каждом городе есть церковь. В церковный праздник утром и вечером можно услышать колокольный звон».

В. Над изготовлением колокола, работает много мастеров: художники, литейщики, резчики. Художники составляют эскизы колоколов, какими они должны быть, литейщики отливают колокол в специальные формы, а резчики наносят узоры. Это очень кропотливая работа.

 (В ходе рассказа Петрушка показывает иллюстрации с изображением церквей и колоколов).

Петрушка. Ребятки, а сейчас я хочу с вами поиграть в подвижную игру «Угадай, где звенит»

(Дети с завязанными глазами угадывают, в какой стороне звенит колокольчик) и «Угадай, на чём играю» (дети с завязанными глазами угадывают, что звучит: ложки или колокольчик).

Петрушка. Молодцы ребята! Мне очень понравилось у вас в гостях. А мне пора! До свидания!

Воспитатель. На этом наше занятие закончилось!

Творческая работа детей.

В. Сейчас закройте глаза — мы с вами перемещаемся в мастерского художника. Перед вами на столах лежат силуэты колоколов. Вам необходимо слепить колокола.

IMG_7134


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Укор английского языка - "Мое свободное время" 4 класс

Это урок является уроком закрепления для учащихся 4 классов по временам Present Simple и Present Countinous, и закрепелния лексики по теме "Мое свободное время"....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Английский язык» тема: «Повседневная жизнь, свободное время, хобби»

открыый урок по теме: "Повседневная жизнь, свободное время, хобби "Тип занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материалаВид занятия: урок практического обученияТема: «Повседн...

Спорт в свободное время студентов.

Спорт в свободное время — неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное вр...

Как рационально использовать свободное время

Не все умеют правильно распределять своё время, поэтому получается, что мы не всегда успеваем что-то сделать. Важно выработать у себя чувство времени – даром его не терять. Надо учиться ценить к...

Занятие по английскому языку по теме "Хобби, досуг, свободное время"

Цель занятия: развитие коммуникативной компетенции обучающихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Hobby».Задачи занятия:Познавательный ...