Методическая разработка к занятию по программе « Аккордеон. Общий курс» Тема: «Работа над выразительностью исполнения и развитие художественно-творческих способностей учащихся».
методическая разработка

Емельянова Ирина Климентьевна

 

  Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения начинается уже на первом году обучения. В процессе этой работы активизируются творческие способности, развиваются навыки исполнительского мастерства и художественно-образное мышление.

  Для развития этих навыков необходимо проводить занятия разнообразно, используя разные методы работы: слушанье музыки, беседы о прослушанном произведении, разучивание нотного текста, освоение ритмического рисунка, сочинение стихов или четверостиший на ритмический рисунок, подбор легких попевок на слух, что помогает развитию мышления, фантазии и воображения учащихся. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования  Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«На Ленской»

Методическая разработка

к занятию

по программе « Аккордеон. Общий курс»


                 

Тема:

 «Работа над выразительностью исполнения и развитие художественно-творческих способностей учащихся».

   

подготовила

педагог дополнительного образования

Емельянова Ирина Климентьевна

                                                Санкт-Петербург

                                                          2019

Содержание:

I Введение…………………………………………………………………3

II Ход занятия…………………………………………………………….6                         1. Организационная часть………………………………………………...6

2. Закрепление знаний аппликатуры в гамме C-dur, арпеджио,             аккордов………………………………………………………………........6

3. Творческая работа на примере изучения гаммы……………………...7

4. Знакомство с гаммой a-moll………………………………………........9

5. Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для отдыха рук и

спины………………………………………………………………………10

6. Краткое сообщение учащейся о творчестве композитора на

основе поисковой работы………………………………………………...11

7. Прослушивание произведения в исполнении педагога и           последующие  наводящие вопросы с целью определения характера

и анализа  произведения……………………………………………….....11

8. Работа над первой частью произведения………………………….….13

9. Процесс творческой работы над достижением характера в

произведении малой формы……………………………………………...13      10. Работа над второй частью произведения……………………....……14

11. Работа над третьей частью……………………………………….…..15

12. Рефлексия………………………………………………………..…….15

III Заключение……………………………………………………….…...16

Методический комментарий педагога………………………..…...……. 16

Список литературы……………………………………………………..17

2

Слово «творить» в русском языке имеет два значения. Первое связано с созданием того, что ранее не существовало, а потому это значение несёт дополнительный оттенок, свидетельствующий о восхищении, преклонении перед новым явлением. Второе, напротив, обозначает разрушение того, что было создано другими, и имеет дополнительное скептическое значение, которое может быть выражено фразой: « Ну ты и натворил!»[1]

                                                  I Введение

  Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения начинается уже на первом году обучения. В процессе этой работы активизируются творческие способности, развиваются навыки исполнительского мастерства и художественно-образное мышление.

  Для развития этих навыков необходимо проводить занятия разнообразно, используя разные методы работы: слушанье музыки, беседы о прослушанном произведении, разучивание нотного текста, освоение ритмического рисунка, сочинение стихов или четверостиший на ритмический рисунок, подбор легких попевок на слух, что помогает развитию мышления, фантазии и воображения учащихся.

К окончанию первого года обучения на контрольных занятиях, для убедительного исполнения произведений с яркой жанровой характеристикой, к учащимся предъявляются требования: умение владеть динамическими оттенками, и эти навыки постепенно накапливаются и развиваются. Уже к концу второго года обучения учащиеся с большей уверенностью исполняют более сложные произведения, осваивают ноты басового ключа в пределах малой и большой октав, умеют давать словесную характеристику музыкальным произведениям, накапливают исполнительский опыт игры на аккордеоне-приобщаются к концертной деятельности. Эти навыки приобретаются только благодаря усердной, кропотливой работе, трудолюбию учащегося, а также многолетнему наставничеству педагога. Сама по себе работа над выразительностью исполнения и созданием художественного образа в произведении-это развитие творческих способностей.

 

« Педагог стремится помочь ребенку, независимо от его данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества».[7]

  Для развития художественно-творческих способностей, было разработано данное занятие с использованием следующих технологий – сочетание взаимодействия искусств музыки, живописи, поэзии, которые могут существовать отдельно, и также успешно дополнять друг друга.

 

3

Тема занятия: «Работа над выразительностью исполнения и развитие художественно-творческих способностей учащихся».

Обучающийся: Лилия К. ученица второго года обучения. Учащаяся обладает  музыкальными данными, успешно развивается технически, имеет хорошую музыкальную память. Ответственная, трудолюбивая, целеустремленная девочка. Принимает активное участие в конкурсах и различных тематических концертах,

Цель: Достичь выразительного исполнения музыкального произведения композитора А. Я. Жилинского «Полька». Раскрыть творческий потенциал учащейся на занятии.

Задачи:

 Образовательные:

  • закрепить знание гаммы C-dur и познакомиться с гаммой a-moll;
  • познакомить с биографией композитора Арвида Яновича Жилинского;
  • сформировать представление о польке, как о живой, веселой, танцевальной мелодии;
  • закрепить представление о средствах музыкальной выразительности и их значение;

Развивающие:

  • совершенствовать умение находить и отбирать биографический и музыкальный материал в интернет источнике;
  • развивать воображение, фантазию, художественно-творческие способности;
  • развить умение выразить чувства в словесной форме, подбирая точные слова и выражения;

Воспитательные:

  • формировать отношение к музыкальной деятельности, как к творческому труду;
  • воспитывать внимательность, эмоциональную культуру, настойчивость, трудолюбие;
  • формировать установку на здоровьесбережение во время игры на аккордеоне посредством физкультпауз;

4

Планируемые результаты:

Предметные:

  • закрепит знания гаммы C-dur и будет иметь представление о гамме a-moll;
  • познакомится с биографией композитора;
  • познакомится с танцевальным жанром и формой польки;
  • закрепит понятие о средствах музыкальной выразительности и их значение.

Метапредметные:

  • овладеет навыками работы с интернет- источниками;
  • разовьет художественно-творческие способности ( воображение, фантазию, образное мышление);
  • разовьет способность выражать свои мысли в устной форме, подбирая точные слова и выражения.

Личностные:

  • сформирует отношение к музыкальной деятельности, как к творческому труду;
  • воспитает внимательность эмоциональную культуру, настойчивость, трудолюбие;
  • сформирует установку на здоровьесбережение во время занятий.

Формы занятия: традиционное, практическое.

Методы:

Словесный

Наглядный

Практический

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, поисковое изучение через интернет, диалоговое общение.

Оборудование: аккордеон, стул, подставка для ног, пульт для нот, портреты композиторов.

5

 

                                        II Ход занятия

                                          1.Организационная часть

Для того, чтобы работа на занятии шла педагогически правильно, не нанося вреда здоровью обучающимся, необходимо хорошо проветрить помещение перед началом занятия. Педагог приветствует ученицу в кабинете, проверяет подготовленность к занятию, и её эмоциональный настрой. Напоминает о правильной посадке за инструментом, положении рук на клавиатурах.

2. Закрепление знаний аппликатуры в гамме C-dur, арпеджио, аккордах.

Занятие начинается с исполнения гаммы. Педагог напоминает учащейся о необходимости изучения гамм.

« Гаммы изучаются на всех ступенях музыкального образования. Их освоение начинается в младших классах детской музыкальной школы и продолжается в консерватории. Они одинаково полезны как начинающему, так и продвинутому ученику и даже опытному исполнителю,- замечает        К. Черни – Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним».[2]

« Здесь закрепляются и развиваются навыки игры legato, вырабатываются плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно начинает знакомство с основными закономерностями аппликатуры, техническими формулами и.т.д.» [4]

Педагог так же информирует учащуюся, что гаммы способствуют развитию

Координации движения рук, вырабатывают аппликатурные привычки и мышление, а в дальнейшем знакомят со знаками в тональностях. Для проверки знания аппликатуры педагог просит учащуюся исполнить  гамму в восходящем и нисходящем движении отдельно каждой рукой в две октавы, контролируя точное исполнение аппликатуры и хорошее исполнение legato.

После чего учащаяся еще раз проигрывает гамму обеими руками в две октавы.

« Темп умеренный, так как только тогда возможен контроль за legato. Всегда чуть приготовленные пальцы, внятное произношение и грамотное подкладывание первого пальца».[4]

Комментарий педагога:

Цель изучения гамм и упражнений была объяснена ранее на первых урока по теме « знакомство с гаммой C-dur», и еще раз повторяется для закрепления материала,          

6

3. Творческая работа на примере изучения гаммы

Известно, что эмоциональное и внутрение настроение можно передать звуками.  Для разнообразия изучения гаммы, арпеджио и аккордов, педагог дала задание на предыдущем занятии- подобрать слова к гамме, из которых можно попытаться сложить четверостишия. Для того,  что бы помочь в решении этой задачи педагог предложила ответить учащейся несколько наводящих вопросов.

Например:

1 Нравится ли ученице играть гамму?

2 Каккя цель преследуется при изучении гамм?

3 Какого цвета клавиши на правой клавиатуре?

4 Какое настроение ?

5 Какие чувства передают звуки музыки?

6 Какими словами можно охарактеризовать звуки?

7 Как должны двигаться пальцы по клавиатуре?

8 Какие должны быть пальцы?

Отвечая на вопросы, учащаяся предложила набор слов из которых она смогла составить поэтическую композицию. Она предложила некоторые сравнения.

По мнению учащейся, звуки могут быть- громкие, тихие, грозные, нежные,

веселые, печальные, резкие, ласковые, шутливые, а пальчики – проворные, быстрые. Таким образом, были составлены следующие рифмы:

Я играю до-мажор                                        Чтобы ровно мне играть

Гамма очень нравится                                   И не слишком ускорять

Занимаюсь каждый день                               Нужно долго повторять

Пальцы упражняются.                                   С утра до ночи  играть.

Звонко, тихо, глубоко                                    Звуки разные бывают

Пальчики играют,                                            Громкие и тихие

Развиваем беглость в ней                               Нежные, весёлые и

Звуками играя.                                                 Ласково-шутливые.

                                Клавиш много белых, черных

                                  Звуки извлекаются

                                Пальцы бегают проворно

                                    Цепко их касаются.

7

Далее педагог просит еще раз повторить гамму, проговаривая сочиненные слова, для закрепления знания аппликатуры в четкой артикуляции пальцев.

После исполнения гаммы учитель выражает своё одобрение, что ученица хорошо запомнила аппликатуру и напоминает, что необходимо контролировать координацию рук, а также звукоизвлечение. Для достижения выработки беглости пальцев, педагог просит ученицу проиграть гамму разными проёмами ( стаккато, нон легато). Этот приём игры обостряет ощущение кончиков пальцев и способствует развитию артикуляции и выработки цепкости пальцев. После гаммы ученица переходит к исполнению арпеджио и аккордов.

Для исполнения арпеджио и аккордов были также предложены наводящие вопросы с целью подбора сравнений и словесных характеристик.

Например:

1 В каком темпе необходимо играть арпеджио и аккорды?

2 Как долго нужно играть арпеджио и аккорды для запоминания аппликатуры?

3 Каким звуком исполняются арпеджио и аккорды?

Ученица проделывает аналогичную работу, и с помощью преподавателя подбирает необходимые слова, составляя четверостишия:

Вот арпеджио играю                                  Чтоб запомнились в аккордах

Замедляю, ускоряю                                       Пальцы не послушные,                                  

Чтоб арпеджио сыграть                                 Нужно сделать эти звуки

Нужно долго повторять.                                 Срочно неразлучными.

Комментарий педагога:

Надо отметить, что кроме развития исполнительских навыков, учащиеся получают большой эмоциональный подъём, и удовлетворение от работы.

Данная работа помогла раскрыть и показать творческие способности учащейся в составлении поэтических композиций.

Несмотря на то, что не все слова точно легли на ритмический рисунок, учащаяся смогла проявить свои творческие способности очень талантливо, и её работа может выглядеть, как самостоятельная поэтическая работа.

    Ученица играет аккорды и проговаривает слова. Далее педагог говорит, что каждый аккорд готовится «глазами». Руку не бросают, а берут аккорд мягко, четко. Педагог напоминает о расположении среднего пальца в аккордах и призывает быть внимательной, просит повторить аккорды еще раз, и обращать внимание на постановку руки, следить за положением 1 и 5 пальца. Затем педагог просит ученицу играть аккорды не глядя в клавиатуру.

Закончив играть аккорды, педагог просит ученицу снять инструмент и встать. Выполняются не сложные физические упражнения.

8

Комментарий педагога:

Данный прием является здоровьесберегающим, после длительного и монотонного исполнения гаммы, арпеджио и аккордов необходимо дать возможность ученице отдохнуть во время занятия, и смена положения корпуса в этом поможет.

Продолжая работу с арпеджио, концентрируется внимание учащейся на достижении свободы и гибкости кисти руки с опорой на первый палец.

Ученица проигрывает арпеджио обеими руками, закрепляя знания точной аппликатуры, следя за правильным положением кисти руки.

Учащейся объясняется, что гамму можно сыграть от любого звука, при условии знания строения мажорного лада. Можно легко находить нужные тональности, твердо знать ключевые знаки, и как они появляются.

                                 4 Знакомство с гаммой a-moll

Педагог объясняет, что у каждой мажорной тональности есть «грозный родственник»- параллельный минор. Параллельные тональности имеют общий звукоряд, одни и те же знаки в ключе, но тоники и лад у них разные.

Педагог предлагает послушать и определить на слух мажорный и минорный лад. После чего учащейся задается  вопрос:

  1 Какие цветовые ассоциации вызывает мажорный и минорный лад?

  2 Какими красками можно передать настроение лада?

На взгляд учащейся они разные по настроению: мажор более радостный, светлый, его можно представить в светлых оттенках, а минор печальный и грустный, ему подойдут темные краски. Далее педагог объясняет, как найти параллельную минорную гамму. Необходимо построить вниз от ноты «ДО» малую терцию, которая найдет тонику параллельной тональности. Ученице предлагается построить малую терцию вниз от ноты «до», и это будет … нота « ЛЯ». Педагог предлагает проиграть гамму от ноты «ля» объясняя, что аппликатура сохраняется та же, как в гамме «до» мажор. Исполняя гамму «ля» минор, учащаяся обнаруживает, что в ней нет знаков. Педагог поясняет, что она сыграла натуральный минор. Но есть еще гармонический и мелодический минор, где появляются повышенные ступени. В гармонической гамме повышается VII ступень в восходящем и нисходящем движении, а в мелодической гамме в восходящем движении повышается VI и VII ступени, а в нисходящем движении звучит натуральный минор. Но о них пойдет  разговор на следующем занятии. После исполнения гаммы, арпеджио, аккордов и знакомства с минорной гаммой, полезно провести гимнастику.

9

5. Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для отдыха рук и спины.

Для этого педагог попросил учащуюся снять инструмент, встать ровно.

«Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно « упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого корпус медленно выпрямляется, принимая прежнее положение. Это упражнение полезно повторить несколько раз. Гимнастика предотвращает утомление учащейся, дает возможность отдохнуть, снять напряжение».[5,с.8]

Задание на дом:

В качестве домашнего задания дается самостоятельное закрепление гаммы a-moll. Педагог напоминает о необходимости  исполнение точной аппликатуры в гамме, быть внимательной, контролировать своё исполнение слухом, то есть развивать слуховой контроль. Продолжать совершенствовать приёмы и навыки игры за счет трудолюбия, ответственности и усидчивости, желания достичь поставленных задач.

«Развитие технических навыков игры органически связно с проблемами художественно-исполнительского мастерства. Художественные и исполнительские способности и приобретенные навыки игры должны развиваться в комплексе.

Таким образом, в работе над произведениями необходимо показать взаимосвязь приобретенных навыков игры и раскрыть способность к художественно- исполнительскому мастерству. Для развития творческого мышления необходимо нацеливать формирование ассоциативных представлений и связей музыкальных образов с жизненными явлениями». [3,с.15]

 

   Следующий раздел – работа над выразительностью исполнения, характером произведения, за счет средств музыкальной выразительности и развитие художественно- творческого воображения учащейся .

Комментарий педагога:

На начальном этапе обучения преподаватель дает краткие сведения о композиторе изучаемых произведений. Для того, чтобы учащаяся более углубленно познакомилась с творчеством и биографией композитора педагог привлекает ученицу к поисковой работе. Учащаяся подготовила не большое сообщение к этому занятию.

10

6. Краткое сообщение учащейся о творчестве композитора на основе поисковой работы.

 Композитор Арвид Янович Жилинский «Полька». [6,с.83]

  Давая небольшую передышку между игрой, педагог просит сделать сообщение о творчестве композитора, над произведением которого учащаяся работает. Получив задание от педагога, ученица сообщает некоторые сведения из биографии композитора, с творчеством которого она познакомилась не только на занятии, но и в самостоятельной поисковой работе через интернет.

  Известный латышский советский композитор А. Я. Жилинский родился 31марта 1905 года в семье крестьянина. Своё музыкальное образование композитор начинал в Харькове. Там, Арвид Янович занимался в консерватории по классу фортепиано. Вернувшись в Латвию, Жилинский продолжает музыкальное образование в Рижской консерватории. К выше сказанному, педагог добавляет, что композитор работал в различных музыкальных жанрах. В его творческом портфеле – детский балет « Марите» (1941), концерты для фортепиано с оркестром (1946), балетная сюита для симфонического оркестра и фортепиано, скрипке, валторны, хоровые и сольные песни, романсы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям.

   Пьеса композитора А. Я. Жилинского «Полька» - это чешский танец, но он поистине стал интернациональным танцем. Этот жизнерадостный, озорной танец, который танцевали по всей Европе, большую популярность приобрел в середине 19 века. Термин полька – переводится с чешского как «пулка»,  что означает половинный шаг.

7. Прослушивание произведения в исполнении педагога и последующие наводящие вопросы с целью определения характера и анализа произведения.

  Прежде чем перейти к работе над произведением, педагог настраивает учащуюся на работу и дает возможность прослушать  «Польку» в своем исполнении, с целью вовлечь в дальнейшем в обсуждение прозвучавшего произведения. Для определения настроения, темпа, характера произведения педагог предлагает прослушать произведение закрытыми глазами и представить себе танцующую пару. После исполнения преподаватель просит открыть глаза и ответить на несколько вопросов.

   Комментарий педагога:

Для того, чтобы учащаяся могла определить характер произведения и дать ему словесную характеристику педагог задает наводящие вопросы:

1 Какие ассоциации возникали у тебя при исполнении произведения?

2 Какого характера произведение?

3 Какое у  него настроение и темп?

4 В каком размере написано произведение?

5 В каком ладу звучит пьеса?

11

6 Как называется ритм, в котором написана полька?

7 Сколько частей в произведении?

8 Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор при написании этой пьесы?

9 Что относится к средствам музыкальной выразительности?

   Комментарий педагога:

Данные вопросы помогают учащейся дать наиболее точную характеристику произведению, способствуют развитию аналитического мышления, внимательности, развитию памяти, а также усвоению понятий о средствах музыкальной выразительности, развитию воображения.

   «Давая определение характеру и настроению музыкальной пьесы, ученик неизбежно ассоциирует их с кругом человеческих эмоций и, в частности, тех, которые были осознаны им самим. Так происходит одно из важных в художественном воспитании постижений- установление ассоциативных связей музыкальных явлений с собственным жизненным опытом», [3,с.23]

Отвечая на вопросы учащаяся говорит, что во время прослушивания произведения ей представлялась танцующая пара. Характер танца жизнерадостный, озорной, грациозный. Танец написан в мажорной тональности, что задает веселое настроение, в трех частной форме, в размере 2/4 характерный этому танцу.

   Педагог объясняет, что ритмический рисунок «Польки» две шестнадцатые и восьмая, называется «полечный ритм». Быстрый темп, требует проворного переступания ногами, из-за чего шашки получаются маленькими. Поэтому необходимо очень четко, цепкими, крепкими пальцами проиграть ритмический рисунок, характерный именно для польки, а также воспринимать образное содержание пьесы, и с помощью средств музыкальной выразительности, пытаться достичь характера произведения, играть уверенно, выразительно, учитывая все динамические оттенки.

  Продолжая дальше анализировать произведение можно сказать, что мажорная тональность подчеркивает его веселое, озорное настроение.

   Чередующиеся приемы игры: legato, staccato, темп, размер, ритмический рисунок все это помогает создать зажигательное настроение, и придает ему грациозный характер. Всё, что написано в нотном тексте относится к средствам музыкальной выразительности. После прослушивания произведения в исполнении педагога и проведенного анализа, учащаяся приступает к работе над пьесой.

                                         

12

                     8.  Работа над первой частью произведения

Преподаватель обращает внимание на то, что в первой части есть мелодия и аккомпанемент, есть диалог между партнерами, при этом мелодию правой рукой следует играть ярче и выразительнее, а аккомпанемент исполнять тише, таким образом, призывая ученицу к слуховому контролю. Ученица исполняет первую часть, контролируя своё исполнение, точно добиваясь поставленной задачи.

    В первой фразе, необходимо обратить внимание на исполнение восходящего пассажа, который нужно сыграть крепкими, цепкими пальцами, как и отрабатывалось это на прежних занятиях. Внимание учащейся концентрируется на правильном исполнении. В связи с тем, что этот пассаж у учащейся не получался, педагог просит повторить еще раз в медленном темпе, обращая внимание на то, что следует добиться постепенного усиления звука в пассаже, в правой руке. Следующая фраза отрабатывается так же. Педагог просит проиграть ещё раз, с учетом всех штрихов и оттенков, добиваясь точного характера исполнения произведения. Учащаяся повторяет эти фрагменты, стараясь передать настроение пьесы, отталкиваясь от характера и средств музыкальной выразительности, а так же своих музыкальных способностей и технических возможностей.

  Педагог хвалит ученицу за правильное исполнение, попросит еще раз повторить текст, для закрепление успеха. Ученица исполняет первую часть, контролируя своё исполнение, точно добиваясь поставленной задачи.

  «Ещё с первых уроков, слушая музыку, учащиеся легко выстраивают ассоциации нарастающего и затухающего звучания с приближающимися шагами человека, целой колонны марширующих, с движением поезда и.д.

Следует обратить внимание на то, что приближение и удаление в музыке связанно с изменением громкости звучания. Здесь учащиеся знакомятся со значением слова «crescendo» постепенно увеличивая силу звука и «diminuendo» постепенно уменьшая силу звука. Ассоциации звуковых характеристик громкости с различными процессами рекомендуется подкреплять движениями учащихся под музыку. Этот метод позволяет развивать слуховой контроль, ритм, активность движения. Затем учащиеся начинают импровизировать различные движения под музыку, что позволяет сменить вид деятельности, передохнуть». [3,с.76-77]

9. Процесс творческой работы над достижением характера в произведении малой формы

Педагог предлагает ученице взять первые звуки такта с закрытыми глазами  и прислушаться к их звучанию, для определения своих цветовых ассоциаций,  для более яркого выражения образно- эмоционального содержания произведения. Учащаяся прислушивается, пытаясь определить  оттенки красок, и дает характеристику пьесы в цветовой гамме. На её взгляд это оттенки красного, желтого, а также голубого, оранжевого, белого, черного цветов. Педагог подтверждает, что эти цвета присутствуют в национальных костюмах чешского танца.  Вдохновившись работой над  произведением,

13

учащаяся изъявила желание сделать зарисовку костюмов, используя перечисленные цвета.

Комментарий педагога:

С внешним видом костюмов учащаяся познакомилась во время самостоятельной поисковой работы, где нашла разные варианты чешских  костюмов.

      Педагог выражает надежду, что в рисунке, ученица сможет точно отразить самобытность национального танца по средствам выбора красок  и оттенков.

Как это получится, мы увидим позже на следующем занятии, когда рисунок будет окончательно завершён.

Комментарий педагога:

Помимо занятий музыкой, учащаяся также посещает изостудию и  очень часто её рисунки  выставляются на выставках. Увлечение музыкой у неё проявляется также сильно, как любовь к рисованию.

При анализе пьесы и работе над выразительным исполнением можно прибегнуть к эмоционально-бытовым параллелям, художественным сравнениям, стремясь к нестандартным и убедительным ассоциациям.

« Сопоставление ассоциативных связей между зрительными и слуховыми представлениями,  закладывает основы понятия характера музыки и осознания своей роли, как исполнителя. Ученик должен осмыслить параллель: подобного тому, как художник живописует красками, композитор «рисует» звуками.» [3,с.18]

                            10. Работа над второй частью произведения

Анализируя вторую часть, педагог обращает внимание ученицы на то, что меняется настроение, динамические оттенки, ритмический рисунок и мелодия звучит в правой и левой руке. При отсутствии аккомпанемента, удваивается значимость каждой ноты. Пьеса звучит ярко и напористо. Движения танца меняются, они синхронизированы, создается ощущение, что пары танцуют, взявшись за руки, кружатся и двигаются по линии танца и против линии танца одновременно, выполняя одинаковые движения. Педагог напоминает, что в этой части есть кульминация, в которой достигается наивысшее напряжение, т.е. наиболее эмоционально воздействующий момент к которому подводит логика построения всей пьесы. Поэтому кульминацию следует сыграть очень ярко и выразительно, соблюдая динамические оттенки. Педагог просит уточнить, как понимает учащаяся слово «кульминация» и показать в тексте этот такт. Отвечая на поставленный вопрос, учащаяся определяет в нотном тексте место кульминации и поясняет, что это самое напряженное, яркое место в произведении. Исполняя вторую часть, учащаяся стремится сыграть выразительно, подводя пьесу к кульминации.

14

                          11. Работа над третьей частью произведения

Третья часть- это точное повторение первой части, поэтому её нужно исполнять так же как первую часть, но в заключении постепенно оттенки меняются, завершается танец, и пьеса в заключении звучит тише. Для запоминания и закрепления правильного исполнения пьесы педагог просит исполнить польку полностью, сначала, учитывая все замечания и пожелания. Ученица исполняет пьесу в темпе, музыкально, грациозно и точно выполняя все динамические оттенки. Педагог выразила удовлетворение от исполнения, и пожелала успешной работы дома.

                                   

                                                12. Рефлексия

Поработав над пьесой, педагог поинтересовалась, насколько учащейся помогли в работе приёмы, используемые на занятии: цветовые ассоциации, закрепление перечня средств музыкальной выразительности, понятие «кульминация», поэтические рифмы. Насколько эти приемы облегчили понимание характера произведения, помогли в работе над гаммой, арпеджио, аккордов?

Учащаяся выразила большое удовлетворение от проделанной работы и в дальнейшем, выразила желание рифмовать строки, «рисовать звуки», так как это внесло разнообразие и повысило интерес к занятию.

Педагог также отметила активную заинтересованность в работе на занятии, эмоциональный подъём и поблагодарила учащуюся. После чего педагог задала домашнее задание.

 

Задание на дом: добиваться изящного, грациозного исполнения, соблюдая оттенки, выдерживая единый темп, передать личное, творческое отношение в восприятии произведения.

        

15

                                               III Заключение

Подводя итог проведенного занятия, можно отметить хорошее усвоение пройденного материала, и запоминание теоретического блока занятия, проявление творческих способностей.

На занятие учащаяся:

  • закрепила знание музыкальных терминов;
  • осмысленно исполняла гамму, арпеджио, аккорды;
  • закрепила практические навыки игры разными штрихами;
  • закрепили знания о средствах музыкальной выразительности- динамике;
  • познакомилась с гаммой «ля» минор;
  • познакомилась с творчеством композитора А.Я. Жилинского;
  • познакомилась с термином «пулка»- шаг;
  • раскрыла свою творческую активность- сочинение подтекста к гамме, аккордам, арпеджио, продемонстрировала иллюстрации к пьесе;

Задачи, поставленные на занятие, были выполнены.

Методический комментарий педагога к творческому компоненту занятия

Подробный анализ характера пьесы помогает развитию образного мышления, фантазии, побуждает к развитию творческих способностей.

Увлекаясь анализом произведения, учащиеся начинают проявлять свои способности в изобразительном искусстве, Чаще это проявляется на начальном этапе обучения. Рисовать, обычно умеют почти все дети, сказывается практический опыт пребывания в детском саду, а вот выражать свои мысли по поводу услышанного удаётся далеко не каждому ребенку, поэтому на занятиях приходиться много анализировать, рассуждать, вести диалог. Помимо музыки, многие дети занимаются в других кружках, что помогает их всестороннему развитию и дальнейшему выбору их рода занятий, оно сумеют применить и использовать полученные на занятиях знания, навыки: усидчивость, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, коммуникабельность, умение вести диалог, разовьётся образное мышление, воображение, фантазии.

Художественные работы учащихся украшают учебные классы, выставляются перед началом концертов. Ученикам даётся задание выразить в рисунках свои впечатления от прослушанных произведений.

16

                                         Список литературы

  1. А. Артоболевская Первая встреча с музыкой. Учебное пособие – Москва: «Советский композитор», 1992 г.
  2. С. В. Грохотова, И. Е. Темченко Как научить играть на рояле. Первые шаги. – М.. Издательство дом «Классика-XXI». 2008
  3. О. В. Засорина Искусство игры на баяне.- Москва «Музыка» 1999 г.
  4. Н. Корыхалова Играем гаммы Москва «Музыка» 1995 г.
  5. Е. И. Николаева Психология детского творчества – Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2006 г.
  6. И. М. Рябова Воспитание и обучение в ДШИ Аккордеон 1 класс выразительность и изобразительность в музыке и их исполнительская реализация. Методическое пособие для педагогов. – Киев: «Музична Украiна», 1988 г.
  7. Г. Г. Цыганова, И. С. Королькова   Учебное пособие 2 класс. Хрестоматия педагогического репертуара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Развитие художественно-творческих способностей будущих педагогов". Опубликована в сборнике «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе СПО» ЧУ «НИИ педагогики и психологии» г. Чебоксары,

В статье описывается опыт профессиональной деятельности по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов Ангарского педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образовани...

«Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Шахматы»

Эта  методическая разработка "Развитие интеллектуальных,творческих способностей учащихся на занятиях кружка"Шахматы" предназначена для работы во внеурочной деятельности....

Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Профитроль» Тема: «Человек-техника»

Познакомить и заинтересовать учащихся в предложенном профессиональном направлении.  Развитие у обучающихся мотивации к изучению и выполнению правил дорожного движения, норм безопасного повед...

Методическая разработка практического занятия: Составление сравнительной таблицы: «Общие виды уголовных наказаний и виды уголовных наказаний несовершеннолетних".

Методическая разработка практического занятия: Составление сравнительной таблицы: «Общие виды уголовных наказаний и виды уголовных наказаний несовершеннолетних"может быть использована препо...

Методическая разработка контрольного занятия по программе дополнительного образования кружка «Школа юного музееведа»

Разработка государственных образовательных стандартов, внедрение новых технологий обучения и контроля знаний вновь, после длительного перерыва, привлекли интерес широкой педагогической общественности ...

«Коллективные формы изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей учащихся»

Статья о польза коллективной формы изобразительной деятельности в развитии творческих способностей учащихся». Коллективная изобразительная деятельность, помогая учащимся осваивать технические пр...

Развитие художественно-творческих способностей у студентов на уроке рисунка

Развитие художественно-творческих способностей у студентов на уроке рисунка...