«Коллективные формы изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей учащихся»
статья

Лаптева Асия Тагировна

Статья о польза коллективной формы изобразительной деятельности в развитии творческих способностей учащихся». Коллективная изобразительная деятельность, помогая учащимся осваивать технические приемы работы с различными художественными материалами, оказывает положительное влияние на развитие ребенка в целом, способствует развитию интереса детей к изобразительной деятельности, формирует их инициативу и самостоятельность в поисках способов изображения, навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ, развивает их эстетическое восприятие и художественный вкус. Каждый ребёнок, стараясь найти своё место в коллективной работе, становится соавтором большого творческого процесса, что дает толчок к развитию художественно - творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kollektivnye_formy_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

«Коллективные формы изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей учащихся»

 Статья

Педагог дополнительного образования

 ГБОУ ДОД ДДЮТ Московского района

 Лаптева А.Т.

преподаватель

 МОБУДОД Пашская ДШИ

Ганиева Т.А.

                                                   

Санкт-Петербург 2020 год.

Коллективные формы изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей учащихся.

Одна из самых важных задач общества, родителей и педагогов - воспитание не только готовой к выполнению общественных функций личности, но и личности, способной к деятельности в определенной сфере, то есть человека, обладающего развитыми способностями. Различают общие и специальные способности. Общие способности – это способности к усвоению новых знаний, общий уровень интеллектуального развития. К специальным способностям относят такие, которые отвечают за успехи человека в специфических видах деятельности, например, в математической, музыкальной, лингвистической, литературной, некоторых других. К специальным относятся и художественно-творческие способности, которые развиваются прежде всего в изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность, «будучи отражением окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов» [Петухова, 2011, URL] является одной из потребностей ребенка, заложенной у него на генетическом уровне: ребёнок изучает окружающий мир, изображая его. К тому же, изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей - умственного, эстетического, физического. Развивая воображение и речь, обогащая словарь учащихся и расширяя их кругозор, изобразительная деятельность воспитывает такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, активность, самостоятельность, инициативность, умение преодолевать трудности, а также обеспечивает богатый материал для этических и эстетических переживаний.

Несмотря на то, что существует большое количество традиционных видов и форм и занятий изобразительной деятельностью, в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск нестандартных форм, способов и приемов обучения. К ним можно отнести и коллективную изобразительную деятельность.

Интерес к коллективной изобразительной деятельности детей как к средству воспитания и обучения возникает в первые послереволюционные и 20-е годы, когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма.

В 30-40-е годы, внимание на коллективную изобразительную деятельность детей было обращено ближайшим сподвижником А.С. Макаренко и учеником И.Е. Репина художником-педагогом В.Н. Терским. В 50-х – 60-х годах использование коллективной изобразительной деятельности детей было предпринято Лабунской Г.В. и Рожковой Е.Е.

В 70-х годах ленинградский исследователь Турро И.Н., исследуя проблемы методики обучения коллективной изобразительной деятельности детей, а также влияние коллективной деятельности на отношение их к изобразительной деятельности и формирование у них художественного вкуса, предпринял попытку создать классификацию коллективных работ [Комарова, Савенков, 2020, с. 14].

Появление в конце 80-х — начале 90-х гг. новых концепций художественного образования и новых программ по изобразительному искусству, расширяющих представления не только об отечественной и мировой художественной культуре, а также и о поле художественной деятельности, ознаменовалось значительным ростом интереса педагогов к коллективному методу изобразительной деятельности [Морева, 2007, с. 41].

Известный современный ученый Урунтаева Г.А. считает, что коллективный характер такой деятельности создает условия для формирования не только практических навыков детей, но также и организаторских: «Чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.» [Урунтаева, 2001, 278].  Творческий продукт, созданный всеми вместе, получается более значительным, в том числе и по размерам, эмоционально сильнее затрагивающий детей, каждый из которых чувствует себя сопричастным полученному общему результату. Существенно ускоряется и упрощается работа над созданием художественной композиции, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.

Советскими учеными Т. С. Комаровой и А.И. Савенковым, занимающимися проблемами коллективной деятельности, для успешного внедрения в педагогический процесс, разработаны следующие формы коллективной изобразительной деятельности:

  • Совместно индивидуальная деятельность - самая простая форма организации, характеризующаяся тем, что в начале участники работают индивидуально, но с учетом общего замысла, на завершающем же этапе работа каждого становится частью общей композиции.
  • Совместно последовательная деятельность - работа проходит по принципу конвейера: результат действий одного участника зависит от результатов предыдущего и последующего участников. При этом виде деятельности возникает необходимость тщательно продумать этапы занятия и провести подготовительную работу.
  • Совместно взаимодействующая деятельность – деятельность, при которой работа выполняется одновременно всеми участниками, согласование действий которых осуществляется на всех этапах [Комарова, Савенков, 2020, c.28].

Допускаются комбинированные формы совместной деятельности, вносящие разнообразие в коллективную работу: например, на начальном этапе – совместно индивидуальная, а в конце – совместно взаимодействующая, или наоборот.

Также допустимо отнести к коллективным формам отдельные виды серий художественных работ. Выполненные детьми одного коллектива, будучи при этом самоценными авторскими произведениями каждая, такие работы, объединённые в серию, вполне соответствуют единому произведению коллективного творчества.

Выполняются такие серии работ индивидуально, но, чтобы впоследствии их можно было объединить в единое коллективное произведение, педагог должен позаботиться о соответствующей теме и соблюдении ряда условий таких, как формат и размер работы (листа и объекта); фон; художественный материал и техника выполнения.

Чем у́же рамки условий и требований к серийным рисункам, тем больше соответствует серия совместно индивидуальной коллективной форме изобразительной деятельности, при которой индивидуально выполненные работы объединяются в одно целое. Осознав своё участие в такой разновидности коллективного творчества, как серия, дети испытывают те же чувства сопричастности, гордости и значимости, как и при других видах коллективной деятельности.

Специфика коллективной формы работы с детьми ещё зависит от количества детей. 

Классификация по количеству участвующих включает в себя работу:

  • в паре - подходит для всех форм коллективной изобразительной деятельности;
  • в малой группе (3-5 человек) – лучше подходит для совместно-последовательной и совместно–взаимодействующей форм коллективной изобразительной деятельности;
  • в большой группе – для совместно–индивидуальной. 

Выбор формы коллективной деятельности влияет на результативность процесса развития детей.

Для выявления возможностей коллективных форм изобразительной деятельности, как одного из средств развития художественно-творческих способностей учащихся, нами была произведена разработка серии занятий с использованием форм коллективной изобразительной деятельности по классификации Т.С. Комаровой и А.И. Савенкового [Комарова, Савенков, 2020, с. 7-13].  Также нами были применены такие формы коллективной деятельности как серийные (т.е. серии работ, выполненные детьми одного коллектива при условии выполнения ряда требований) и комбинированные. Наша практика работы с детьми показывает, что применение коллективных форм в чистом виде встречается редко. Чаще используются комбинирование 2-3 форм.

Коллективные формы работы проводились в паре, в малой группе (3-5 человек), в средней (6 -10 человек) по количеству участников в течение года.

Тематический план проведения коллективных форм изобразительной деятельности с перечнем используемых видов и техник (рассчитан на один учебный год)

Месяц

Тема занятия

Форма коллективной изобразительной деятельности

Виды и техники изобразительной

деятельности

Кол-во

занятий

1.

Сентябрь

«Золотая осень.

Берёзовая

роща»

(приложение 2)

комбинированная: совместно– последовательная

(малая группа из

3х человек) и

совместно-

взаимодействующая

смешанные техники:

рисование пластиковой карточкой тушью и

печатание листьями (гуашь)

с дорисовкой

фона акварельными

красками

1

2.

Октябрь

«Осенняя

 ветка»

(приложение 3)

совместно-взаимодействующая

смешанные техники:

акварель по-сырому,

лессировка

2

3.

Ноябрь

«Улица родного

 села»

(приложение 2)

совместно–индивидуальная

рисование с применением метод. пособия «Вырезаем, обводим, рисуем»,

акварель «алла прима»

2-3

4.

Декабрь

«Зимовье

 зверей»

серия

(объединение в коллективный

творческий продукт)

смешанные техники: гуашь, рисование

кистью и зубной

щеткой

2-3

5.

Январь

«Лоскутное

одеяло»

совместно–индивидуальная и совместно-взаимодействующая

нетрадиционные

виды техник: пластилинография

2

6.

Февраль

«Кошкин дом»

совместно–индивидуальная и совместно-взаимодействующая

гуашь с дорисовкой акварельными

карандашами

2-3

7.

Март

«Морское

 дно»

(приложение 3)

совместно–индивидуальная и совместно-взаимодействующая

акварель с дорисовкой

акварельными

карандашами

2-3

8.

Апрель

«Цветущий

 луг»

(приложение 3)

совместно-взаимодействующая

нетрадиционные виды

техник: акварель

по-сырому,

живопись пальцами

1

9.

Май

Плакат

«Мы – за мир»

совместно-взаимодействующая

и совместно – последовательная

смешанные виды

техник: гуашь,

рисование кистью,

печатанье ладошками

2

В организации коллективных форм изобразительной деятельности, как правило, выделяются три этапа:

Первый этап – предварительный: участники получают определенный набор сведений по теме занятия, помогающий вызвать в их воображении образы, которые воплощаются в дальнейшем в изобразительной деятельности. Для этого используются экскурсии, беседы, литературные и музыкальные материалы, просмотр тематических презентаций, фрагментов анималистических, видовых фильмов, рассматривание репродукций, иллюстраций и так далее.

 Второй, основной этап — продуктивная деятельность: планирование, выполнение работы с учетом алгоритма действий и оценивание конечного результат коллективной работы. Во время этого этапа у учащихся появляется возможность не только общего художественно-эстетического развития, не только совершенствования навыков владения изобразительными техниками искусств, но и возможность творчески взаимодействовать друг с другом, работая в коллективе, позитивно нацеленном на общий результат.

Заключительный третий этап, можно выделить достаточно условно, это период, когда учащиеся взаимодействуют с уже завершенной работой. Но этот этап важен в воспитательном отношении. Законченная композиция демонстрируется в помещении ДДЮТ, привлекая внимание детей, становясь темой для обсуждения, превращаясь в стимул для новых творческих замыслов.

Из всех проведенных коллективных форм деятельности остановимся на трех, подобранных таким образом, чтобы предоставить их в максимальном разнообразии.  

1. Тема «Золотая осень. Берёзовая роща»:

Одно занятие. Комбинированная коллективная форма деятельности: совместно–индивидуальная и совместно-взаимодействующая.

Материалы: лист ватмана формата А1, акварель синих оттенков, гуашь желтого, лимонного, зелёного цветов и цвета охры, черная тушь, кисти, салфетки, пластиковые карточки, засушенные берёзовые листочки.

Способ получения изображения: рисование пластиковой карточкой тушью и печатание листьями с дорисовкой фона акварельными красками при помощи кисти.

Предварительная работа. Экскурсия в осенний сквер; наблюдение за изменениями в природе; рассматривание деревьев, их стволов; наблюдение за тем, как падают листья; сбор опавших листьев (в том числе, и березы); рассматривание их, обсуждение с познавательной точки зрения и с эмоционально-художественной; чтение стихов об осени.

По завершении работы все участники коллективной деятельности рассматривают получившуюся композицию, обсуждают её и оценивают вклад каждого учащегося в коллективное произведение.

Рефлексия (беседа о полученном практическом, познавательном и эмоциональном опыте).

Созданная детьми картина демонстрируется в помещении ДДЮТ.

2.  Тема «Лоскутное одеяло»: 2 занятия. Комбинированная коллективная форма деятельности: совместно–индивидуальная и совместно-взаимодействующая.

Интегрированные образовательные области: художественно-эстетическая, познавательная, речевая, социально коммуникативная; а также физическое развитие с элементами здоровье сберегающих технологий (физкультминутки в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, в данном случае, пластилинографии).

Материалы: цветной пластилин, стеки, цветной картон (квадраты 10 на 10 см), лист ватмана А4, карандаш простой, ластик, салфетки.

Оборудование: видеопроектор, экран, интернет.

Наглядные и дидактические материалы: презентация, образцы работ педагога и лучшие образцы работ обучающихся.

Способ получения изображения: пластилинография (нетрадиционный вид изобразительной техники – рисование пластилином).

Предварительная работа. Просмотр презентации о лоскутном шитье - лоскутных одеялах, рассматривание образцов лоскутных одеял, обсуждение с познавательной точки зрения и с эмоционально-художественной; чтение рассказа Е. Н. Носова «Лоскутное одеяло» (сокращённый вариант) [Носов, URL], обсуждение информации.

Получившаяся работа обсуждается, оценивается вклад каждого участника в коллективное произведение.

Рефлексия (беседа о полученном практическом, познавательном и эмоциональном опыте).

Изготовленное детьми «лоскутное одеяло» демонстрируется в помещении ДДЮТ.

3. Тема. Плакат «Мы – за мир»        

Одно занятие проводится в подгруппе из 4-5 человек.

Комбинированная коллективная форма деятельности (совместно-взаимодействующая и совместно – последовательная).

Интегрированные образовательные области: художественно-эстетическая, познавательная, речевая, социально коммуникативная; а также физическое развитие с элементами здоровье сберегающих технологий (физкультминутки в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, в данном случае, рисования).

Материалы: лист ватмана формата А0 (или склеенные 2 листа А1), акварельные краски, гуашь разных цветов, кисти, салфетки. 

Оборудование: видеопроектор, экран, интернет.

Наглядные и дидактические материалы: презентация, выставка плакатов, посвященных дню России дню Защиты детей и дню Победы, выполненных учащимися художественного отделения школы искусств в прошлые годы.

Способ получения изображения: смешанные виды техник: акварель, гуашь; рисование кистью, печатанье ладошками.

Предварительная работа включает в себя: (1) посещение выставки плакатов патриотической тематики, организованной в помещении ДШИ; (2) рассказ - беседа со школьниками об искусстве плаката; (3) рассматривание отдельных образцов с разбором характерных черт, отличающих плакат от других видов графики: «размер, закономерности зрительного восприятия, приемы привлечения внимания, объединение фрагментов в целостный образ, общие закономерности композиции — законы единства, соподчинения, равновесия, соразмерения» [Кудин, Ломов, Митькин, 1987, с.14]); (4) рассматривание  и обсуждение отдельных образцов различных видов плакатов с эмоционально-художественной и познавательной точек зрения; (5) чтение стихов о Победе и о мире. Например, можно прочитать стихотворение Михаила Владимова «Пусть дети не знают войны», опубликованное на сайте «Золотое перо» [Вадимов, URL].

Затем с детьми коллегиально обсуждается тема будущего плаката; то, что уместно изобразить на эту тему; примерная композиция и дизайн.

Созданный детьми большой коллективный плакат демонстрируется в помещении ДДЮТ, можно использовать для оформления детского праздника, посвященного дню Защиты детей.

Выбор формы коллективной деятельности влияет на результативность процесса развития детей, при этом требуя от педагога определенных организаторских способностей. Коллективная изобразительная деятельность, помогая учащимся осваивать технические приемы работы с различными художественными материалами, оказывает положительное влияние на развитие ребенка в целом, способствует развитию интереса детей к изобразительной деятельности, формирует их инициативу и самостоятельность в поисках способов изображения, навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ, развивает их эстетическое восприятие и художественный вкус. Каждый ребёнок, стараясь найти своё место в коллективной работе, становится соавтором большого творческого процесса, что дает толчок к развитию художественно - творческих способностей.

                 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гамазкова И. Л. «Радуга» из рубрики «Всё для детей» URL https://allforchildren.ru/poetry/rainbow009.php
  2. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие для СПО — М.: Юрайт, 2020, - 108 с.
  3. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А., Психология восприятия и искусство плаката. — М:, «Плакат», 1987, — 208 с. 
  4. Кудряшова-Норкевич  Е. «Раз ладошка, два ладошка» из рубрики «Стихи для детей. Страна детства» [Кудряшова-Норкевич, URL https://www.stihi.r/avtor/elenaku]
  5. Маура Г. Стихи //Дружба: Литературно-художественный сборник. Л.: Дет. лит., 1987, 137 с.
  6. Носов Е.Н. «Лоскутное одеяло» (сокращённый вариант) URL: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/evgenij-nosov/loskutnoe-odeyalo-rasskaz (дата обращения: 02.10.2020)
  7. Петухова Л. В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности // Вестник НВГУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-razvitiya-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-  (дата обращения: 10.09.2019)
  8. Пивоварова И. М. «Осенний клад» / «Всё для детей» URL: https://allforchildren.ru/poetry/autumn19.php (дата обращения 03. 08.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: "Развитие способностей к изобразительной деятельности"

Урок в рамках изучения курса Теоретические и методические основы продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста специальности "Дошкольное образование"....

Статья: "Развитие художественно-творческих способностей будущих педагогов". Опубликована в сборнике «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе СПО» ЧУ «НИИ педагогики и психологии» г. Чебоксары,

В статье описывается опыт профессиональной деятельности по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов Ангарского педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образовани...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов ДШИ

1)    творческая работа (в частности, импровизация) оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;2)    творче...

«Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Шахматы»

Эта  методическая разработка "Развитие интеллектуальных,творческих способностей учащихся на занятиях кружка"Шахматы" предназначена для работы во внеурочной деятельности....

Методическая разработка к занятию по программе « Аккордеон. Общий курс» Тема: «Работа над выразительностью исполнения и развитие художественно-творческих способностей учащихся».

Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения начинается уже на первом году обучения. В процессе этой работы активизируются творческие способности, развиваются навыки и...

Развитие художественно-творческих способностей у студентов на уроке рисунка

Развитие художественно-творческих способностей у студентов на уроке рисунка...