Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. По технологии Ткаченко Т.А.
план-конспект занятия

Широкая Анна Михайловна

Конспект открытого логопедического занятия на тему: "Звук "Ш" в слоговой структуре слова". по технологии Ткаченко. Т.А,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_zanyatiya_zvuk_sh_po_tkachenko.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное

учреждение Амурской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа № 7,

г. Благовещенск

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛОГОПЕДИИ

Тема: Звук «Ш» в слоговой структуре слова.

 (по технологии Т. А. Ткаченко)

       

                                                                                                    Подготовила и провела:

                                                                                                 учитель-логопед

                                                                                                Широкая  А.М.

г. Благовещенск, 2017

Тема: Звук «Ш».

Этап: автоматизация звука «Ш» в слогах, словах.

Цель: закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах и словах.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить артикуляцию и правильное изолированное произношение звука «Ш»;
  • закрепить навык выделения звука «Ш» из ряда слов;
  • учить правильно, произносить звук «Ш» в слогах, словах, следить за собственной речью;
  • учить воспринимать словесную инструкцию на слух.

Развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать длительность выдоха;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
  • воспитывать навыки учебной деятельности;
  • воспитывать любовь к спорту.

Оборудование: зеркало,  компьютер, логопедическая программа «Учись правильно говорить», презентация, плоскостная фигура сказочного героя Маша и Миша, плоскостные фигурки  леса, картинки для артикуляционной гимнастики (упражнения: «Месим тесто», «Блинчик», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Лошадка»), пособие на дыхание «Цветочная полянка»,  счетные палочки,  пособие «Речка», камешки, сухой бассейн,   предметные картинки на звук «Ш», корзинка, картинки ягоды –малина, предметные картинки со звуком «Ш» на слоговую структуру слова,  загадки, презентация.

План занятия:

  1. Орг. момент.  
  2. Сообщение темы. Приход гостя.
  3. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Лошадка», «Маляр».
  4. Дыхательная гимнастика. Упражнение: «Почувствуй аромат цветов», «Подуй на бабочек».
  5. Артикуляционная и акустическая характеристика [Ш]. Изолированное произношение  [Ш].
  6. Развитие мелкой моторики. Работа с сухим бассейном.

  1. Развитие фонематического слуха. Игра: «Поймай звук».
  2. Автоматизация  [Ш] в слогах. Игра: «Прыжки по камешкам через речку».
  3. Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Солнышко».
  4.  Автоматизация [Ш] в словах.  Игра: «Собери малинку  в корзинку».
  5.  Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Ягодки».
  6.  Автоматизация [Ш] в словах.  Загадки. Работа над слоговой структурой слова.
  7. Автоматизация звука [Ш] в словах (работа с слоговой структурой слова).

Упр.: «Найди картинки по  слогам», « Чего нет», «У тебя пять чего».

  1.  Итог занятия.

Регламент:  20 минут.

Ход  занятия:

Этапы урока

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

1. Орг. момент.

- Здравствуй! Садись. Поправь стул и выпрями спину.

- Здравствуйте!

2. Сообщение темы. Приход гостя.

- Я хочу начать наше занятие с пожелания.

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говори

И, конечно, не спеши.

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

- Посмотри, сегодня у нас на занятии в гостях сказочные герои.  Кто?

Правильно! Послушай Маш__а и Миш__ а. Какой общий звук ты слышишь в этих словах?

Правильно, звук «Ш». И сегодня на занятии  мы вместе с Машей и Мишей отправимся на прогулку и будем продолжать закреплять звук «Ш» в слогах, словах и чистоговорках. Ты готова?

 

Красиво, не спеша.

Маша и Миша медведь.

Звук «Ш».

Да!!!

3. Артикуляционная гимнастика.

- Но, для того, чтобы нам отправится на прогулку, нам нужно размять наш язычок. И для этого мы выполним упражнения.

- Первое упражнение «Месим тесто». Посмотри, как делаю я упражнение, а потом повтори сам.

Месим тесто    

Для блинов и пирогов!

- Следующее  упражнение «Блинчик». (Демонстрирует). Под счет до 5.

- Следующее  упражнение «Вкусное варенье».(Демонстрирует). Выполняй упражнение, а я прочитаю тебе стишок!

Блин мы ели с наслаждением-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

- А теперь выполним упражнение «Чищу зубы».

Зубы нужно чистить дважды,

Каждое утро и вечер каждый.

- И последнее  упражнение «Лошадка».

Я веселая лошадка

Темная как шоколадка,

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий!!!

- Молодец,  ты хорошо выполнил упражнения, и мы отправляемся дальше.

Выполняет упражнение

 «Месим тесто».

Выполняет упражнение «Блинчик».

Выполняет упражнение

«Вкусное варенье».

Выполняет упражнение

«Чищу зубы».

Выполняет упражнение

«Лошадка».

4. Дыхательная гимнастика. Упражнение: «Почувствуй аромат», «Подуй на бабочек».

- Машенька очень любит гулять по лесу, по лесным полянкам, нюхать цветы и играть с бабочками.

Давай мы понюхаем цветы и почувствуем их аромат.

 (мы вдыхаем и на выдохе произносим Ах-Ах!!!) А теперь подуем на бабочек.

Мы вдыхаем носом и выдыхаем ртом, щёки при этом не надуваем, дуем тонкой струйкой.  (Демонстрирует).

Выполняет задание.

5. Артикуляционная и акустическая характеристика [Ш]. Изолированное произношение  [Ш].

- Ты умница справилась с заданием! И отправились Маша и Миша дальше по лесу гулять, идут и слушают, как на деревьях листочки шелестят и перешёптываются между собой.

Вот так Ш____.

Произнеси Ш___   Ш____

Давай возьмем палочки и выложим букву «Ша».

Сейчас мы вспомним правила и дадим характеристику [Ш].

- Давай с тобой  произнесем [Ш].

- Где находится  язычок, когда мы произносим  [Ш], внизу или вверху?

- Воздух проходит через нос или рот?

- Голос есть или нет?

- Звук «Ш» гласный или согласный?

- Звук «Ш» мягкий или твердый?

- Звук «Ш» звонкий или глухой?

- Звук «Ш» - согласный, глухой и твердый.

- Молодец,  вспомнили мы характеристику звука.

- ШШШШ___.

- Язык находится вверху.

- Воздух проходит через рот.

- Голоса нет.

- Звук «Ш» согласный.

- Звук «Ш» твердый.

- Звук «Ш» глухой.

6. Развитие фонематического слуха. Игра: «Поймай звук».

Логопедическая программа «Учись говорить правильно».

- В этот момент высоко- высоко в небе пролетал самолет и вез он с собой воздушные шарики. Давай мы поможем нашим героям собрать только те шарики, где есть слово со звуком «Ш».

- Молодец, у тебя замечательный слух, и ты справилась с заданием.

Выполняет задание.

7. Развитие мелкой моторики.

Работа с сухим бассейном.

- Маша и Миша очень любят играть в необычном сухом бассейне, окунать свои ручки в него и искать на дне бассейна камешки. Давай мы опустим ручки в бассейн.

Положи ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь?

- Крупинки мягкие или твердые?

- Крупинки большие или маленькие?

- Крупинки колючие, острые?

Давай копнем поглубже и найдем там камешки? (8 камешек) 

Ребенок погружает руки в бассейн.

Твердые.

Маленькие.

Да, немного.

8. Автоматизация  [Ш] в слогах. Игра: «Прыжки по камешкам через речку».

- И отправились Маша и Миша дальше по лесу гулять, идут и видят, перед ними течет речка,  и они никак не могут перейти её.

Давай мы возьмем наши камешки и положим их через речку и поможем нашим героям перейти на другой берег.

А теперь будем наступать на камешки пальчиками, и произносит слоги. Например: вот так АШ, ОШ, ИШ, УШ, ША, ШО, ШУ, ШИ.

- Ты умница и помогла нашим героям. Они говорят тебе спасибо.

- Старайся говорить [Ш] хорошо.

Выполняет задание.

АШ, ОШ, ИШ, УШ, ША, ШО, ШУ, ШИ

9. Физминутка Упражнение «Солнышко».

- А теперь наши герои предлагают отдохнуть и выполнить гимнастику. Повторяй за мной движения:

«Солнышко».

- Солнышко проснулась,

Лучами потянулась,

Раскрылись почки,

Распустились листочки,

Да и ты не зевай,

Щечки солнцу подставляй.

- Хорошо спокойно садись на своё место!

Ребенок выполняет задание  вместе с логопедом.

10. Автоматизация звука «Ш» в словах.  Игра: «Собери малинку в корзинку».

- Идут Маша и Миша дальше по тропинке, и вышли они на полянку, там, где растет очень много лесной малины. Наши герои просят помочь собрать ягоду в корзинку. Но мы будем собирать не всю ягоду, а только, ту в которой спрятался картинка со звуком «Ш».

Бери ягодку, переворачивай и называй картинку.

- Давай подумаем, где находится звук «Ш»? В начале, в середине или в конце слова.

- Где находится [Ш] в слове машина? (рубашка, лягушка, шапка, шиповник, шуба, камыш)

- Ты молодец очень помогла нашим героям.

Выполняет задание.

Называет картинки и кладет ягодки в корзинку.

Анализирует каждое слово и определяет где находиться [Ш] в слове: в начале слова, в середине или в конце слова.

11. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Ягодки».

- Маша очень любит играть с пальчиками. Давай, вместе с ней выполним гимнастику.

С веток ягоды снимаю,

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять….

Снова будем собирать!

- Молодец, размяли наши пальчики.

Ребенок выполняет вместе с логопедом упражнение.

12. Автоматизация звука «Ш» в словах.  Загадки.

Работа над слоговой структурой слова.

- А сейчас, я буду загадывать загадки, а ты отгадаешь и соберешь отгадку.

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала ……

- Молодец груша. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове груша слогов?

Что за чудо на полянке

В дивном белом сарафане

И зеленая рубашка

С желтым пятнышком…...

- Молодец ромашки. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове ромашка слогов?

Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса.

- Молодец машина. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове машина слогов?

У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу  того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?.....

- Молодец лошадка. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове лошадка слогов?

Нарисует он картинку

Натюрморт или пейзаж

Остроносый, тонкий, длинный,

Деревянный ……

- Молодец карандаш. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове карандаш слогов?

Груша.

Два слога.

Ромашка.

Три слога.

Машина.

Три слога.

Лошадка.

Три слога.

Карандаш.

Три слога.

13. Автоматизация звука «Ш» в словах.

Упр.: «Найди картинку по слогам».

-Маша и Миша любят играть на  прогулке.

Идут и видят на лесной полянке разбросаны слоги и картинки. Давай постараемся и соберем все слова.

 Слог  Ша. Какое слово начинается на этот слог?

Покажи картинки с 2 слогами. (1, 3 и т.д.)

- Молодец!

Выполняет задание.

Шарф, шахматы, шары.

Шорты, шофер.

Шуба, шиповник, шишка.

14. Автоматизация звука «Ш» в словах.

Упр.: «Чего нет».

(Логопед закрывает картинку и спрашивает: «Чего нет?»).

Шишки, шубы, шиповника, шофера.

15.Автоматизация звука «Ш» в словах.

Упр.: «У тебя пять чего».

-Маша и Миша заканчивают прогулку по лесу и по дороге домой идут и играют в игру.

(Логопед показывает картинку и спрашивает: «У меня одна шишка, у тебя пять чего?»).

5 шишек, 5 мишек, 5 ракушек.

16. Итог урока.

 - Ну, вот Маша и Миша вернулись домой. Они говорят тебе спасибо, и прощаются с тобой.

- Давай подведем итог урока.

- Какой звук ты закрепляла?

- Вспомни, что ты делала на уроке?

- Наше занятие окончено! До свидания!

- Закреплял [Ш].

- Делала гимнастику для язычка,  называла картинки, сдувала бабочек.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по спе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...