Внеклассное мероприятие "Веселые святки"
методическая разработка

Трубникова Надежда Ивановна

Традиция – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Проведение внеклассного мероприятия, посвященного традициям и обычаям нашего народа, поможет наглядно рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия. Мероприятие разработано с учетом развивать интереса к самостоятельной поисковой деятельности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatki.doc54 КБ
Office presentation icon veselye_svyatki.ppt2.04 МБ

Предварительный просмотр:

        Традиция – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Проведение внеклассного мероприятия, посвященного традициям и обычаям нашего народа, поможет наглядно рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия. Мероприятие разработано с учетом развивать интереса к самостоятельной поисковой деятельности обучающихся

Тема урока "Веселые святки"

        Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся положительного отношения к народным традициям; знакомство с русским фольклором (колядки, гадания, пословицы, песни, частушки), показать самобытность русского народа, проявляющуюся в его фольклоре (песнях, обрядах, поговорках);

развивать творческие способностей обучающихся, умения осуществлять поиск и отбор материала на заданную тему;

 воспитывать уважение к национальному прошлому, стремление сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного; создать атмосферу, позволяющую обучающимся ощутить радость совместного творческого труда, чувство коллективизма и сплоченности.

        Форма проведения: внеклассное мероприятие. Вечерние посиделки

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, русские народные инструменты, костюмы

        Декорации: ель, украшенная новогодними игрушками, подсвечники со свечами на каждом столике, где сидят участники.

        Предварительная подготовка: формируются 2 команды из 6 обучающихся, ведущие. Заранее сообщают тему мероприятия и раздают задания для самостоятельной подготовки, слова для исполнения ролей. особым заданием является подготовка кулинарных блюд в соответствии традициями Рождественских и Крещенских праздников.

Ход вечера

        Ведущий1: Добрый вечер, дорогие друзья! Посмотрите кругом, сразу понятно, что скоро, совсем скоро наступит Новый год! Зажгите свечи, пожалуйста – это будет началом нашего предновогоднего вечера.

(Презентация. Слайд 1.)

Ведущий 2:

Мы рады нашей встрече,

Зажгли сегодня свечи.

Они горят меж нами

Волшебными огнями.

И предвещают свечи

Счастливый, добрый вечер!

Сидит ворон на сосне,

А ворона у ворот,

Весь народ в любой стране

Любит праздник Новый год!

        Ведущий1: Новый год считается любимым праздником людей всей планеты, хотя отмечается он везде по-разному. Вам предстоит сейчас разделиться на 2 команды и вспомнить новогодние традиции народов мира.

(Презентация. Слайд 2.)

        Ведущий 2: Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. У каждого народа есть свои традиции встречи Нового года. Посмотрите, пожалуйста, на слайд, выбираете страну и попробуйте назвать  традицию  связанной со встречей Нового Года. (Участники команд в порядке очереди называют страну и соответствующие ей обычаи встречи Нового года)

Обычаи:

  Выплескивание воды через окно

 Съедают 12 виноградин на счастье

 Выбрасывают старую мебель

 Едят жареную индейку

 Бросают на крышу горох, бобы

 Моются в бане

 Одеваются во все новое

 Готовят 12 не мясных блюд

 Раздают всем пирожки        

Страна:

Канада

 Испания

 Италия

 Франция

 Китай

 Россия

 Япония

 Польша

 Тибет

(Презентация.Слайд 3) Правильный ответ.

        Ведущий1: Встречи Нового года, пришедшая к нам со времен Петра первого неотъемлемо связана с традицией празднования зимних Святок - период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день.

        Ведущий 2:

Сидит кукушка на мосту

Скуковала раза три

Ты все месяцы в году

По старинке назови.

Ведущий1: Вспомните, как назывались месяцы в старину.

(Презентация. Слайд 4)

Январь

 Февраль

 Март

 Апрель

 Май

 Июнь

 Июль

 Август

 Сентябрь

 Октябрь

 Ноябрь

 Декабрь

Просинец

 Бокогрей

 Протальник

 Снегогон

 Травень

 Хлеборост

 Страдник

 Жнивень

 Хмурень

 Грязень

 Листогной

 Студенец

(Презентация. Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

(Презентация. Слайд 16) Ответы на задания.

Ведущий 1:

Под горою у реки

Живут гномы – старики

Эти гномы мутят воду,

Предвещают нам погоду.

Ведущий2: Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями и гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу. Вам предстоит стать предсказателями. По сегодняшнему состоянию погоды угадайте завтрашнее. Посмотрите на следующий слайд.

(Презентация. Слайд 17)

Ярко блестят звезды

 Багряные зори

 Дым столбом

 Длинные сосульки

 Если ночью был иней

 Зимой туман

 Зима снежная

 Лес зимой шумит

 Если самовар гудит

 Зимой собаки валяются

 Собака ест сено из ушата

 Кошка на печку лезет

 Птица хохлится

 Воробьи дружно чирикают

 Зимой месяц кверху рожками

 Снег прилипает к деревьям

 Кошки стены скребут


 – к морозу

 – к ветру

 – к морозу

 – к затяжной весне

 – снега не будет

 – будет оттепель

 – лето дождливое

 – к оттепели

 – к морозу

 – к метели

 – к теплу

 – к морозу

 – к непогоде

 – к теплу

 – к морозу

 – к теплу

 – будет вьюга

(Презентация. Слайд 18) Ответ.

Ведущий 1

Шла овечка через речку

И споткнулась о сучок

Растеряла все словечки,

Прикусила язычок.

Помогите вы овечке,

Объясните все словечки.

(Презентация. Слайд 19)

Старинные слова:

Понева                        юбка клетчатая

 Рушник                      полотенце

 Кушак                        пояс

 Онучи                        вместо носок

 Зипун                         верхняя одежда

(Презентация. Слайд 20) Ответы.

(Презентация. Слайд 21) А кто из Вас может рассказать или показать как праздновали Святки наши предки?

Рассказ обучающихся или показ мини-сценок о Святках и трех обычаях  (колядках, гаданиях, баловстве.)

Беседа преподавателя с участниками команд:

- Скоро весь православный мир будет отмечать великий святой праздник…

– Ребята, кто из вас скажет, что это за праздник? (Ответ детей.) Верно, это Рождество Христово. Этот светлый праздник не обойдет и нас стороной. Каждый из нас – и ребенок, и взрослый – с особым чувством готовится встретить его. Но какова история возникновения этого праздника? Почему его отмечают с особым благоговением? Наши предрождественские встречи будут посвящены этому событию. Сегодня вы услышите рассказ о том, как более 2000 лет тому назад в городе Вифлееме на свет появился маленький мальчик по имени Иисус. Итак, слушайте:

(Рассказ обучающегося о Рождении Иисуса Христа )

Вопросы для обсуждения:

– В чем смысл того, что младенец родился не в доме, пусть даже и самом бедном, а именно в хлеву?

 – Чем рождение Иисуса было похоже на рождение любого другого ребенка?

 – Что в нем было необычным?

 – Почему под Рождество в деревнях забирали в дом животных?

 – Как вы думаете, почему Рождество считается семейным праздником?

 – Как празднуется Рождество в вашей семье? Какие традиции сложились в подготовке этого праздника?

Рассказ преподавателя “Праздник Рождества – семейный праздник”

До 10 века славяне были язычниками. Они веровали во множество богов, в каждом племени был свой верховный бог, которому подчинялись другие. Верили славяне и в различных духов – в водяного, лешего, домового. Обращались славяне к своим богам и духам при помощи магических обрядов, которые следовали один за другим в течение всего года. Некоторые из них народная память сохранила до сих пор. Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду, особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), позднее приуроченный к Рождеству.

– Какой обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование.)

Ведущий2: А сейчас, дорогие друзья, давайте вспомним домашнее задание.

Выступление участников команд:

Раздается звук трещоток, свистулек, бубна, звучит русская народная песня “Пошла Коляда” (Смоленская область). Встречаются две группы колядующих.

***

Здравствуйте гости дорогие!

Собрались мы с вами на беседу

Для забавушки,

Как когда-то наши прадедушки

И прабабушки,

Проходили ребятки на веселые святки

Песни петь, плясать, да загадывать загадки.

Праздник этот – самый длинный,

Он веселый и старинный,

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Наши предки пили ели,

Веселились две недели.

***

Праздник ждали и любили

Наряжали и шутили.

По дворам ходили в святки

Пели разные колядки.

Так давайте же сейчас,

Святки встретим мы у нас!!!

***

Коляда-маляда, седая борода.

Нос-то плошкой,

Голова – лукошком,

Руки – сабельками,

Ноги – грабельками.

***

Коляда-маляда, приходи к нам сюда.

Приходи на нвый год

Величать честной народ!!!

***

- Много ли наколядовали? Покажите!

-  Сначала вы покажите!

 - Вот два мешка всякой еды, да денежки!

 - Конечно, вон вас сколько!

 - Просто вы наверное петь не умеете, да и песен мало знаете!

  - Кто? Мы? Да мы у вас сейчас все отнимем!

 - Ладно, хватит ссориться! Ведь сегодня праздник. Давайте у этого дома вместе колядовать!

 - Давайте!

 - Дома ли хозяева? (стучит)

 - Хозяйка: Дома!

- Чанные ворота, посконная борода. Кричать ли коляда?

 Хозяин : Кричите!

  Позволь, сударь – хозяин, колядку спеть?

 Ты позволишь – мы споем,

 Не позволишь – прочь пойдем.

 Мы недорого берем – 3 копейки серебром.

Хозяйка: Проходите в дом!

 Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!

 С новым годом! С праздником!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки,

 Будете нам дарить – будем хвалить,

 А не будете нам дарить - будем бранить!

Хозяйка: Давно ли ходите? Замерзли, поди! Так погрейтесь здесь, да отдохните и нас повеселите!

- А и правда! Можно мы у вас на вечер останемся?

Хозяин: Оставайтесь ,и нам веселее будет. Как Святки проведешь, таким и год будет!

- Тогда запеваем веселую песню!

Эй, дядька Архип, выноси добро во двор!

 Как на улице мороз примораживает нос!

 Не велит долго стоять - велит скоро подавать!

 Или тепленький блинок! Или маслице, пирог!

 Или денежку копьем. или рубль серебром!

Хозяйка:

Не плясали и не пели – угощенье захотели?

 Погодите же, постойте !

 Попляшите и попойте

 Хозяйка: Ай да колядовщики! Ай,да молодцы!

 Пироги несу с печи! Угощайтесь! Колядные

 Пироги! Ладные!

 Дай Бог тому, кто в этом дому! Вам и каша густа!

 Вам и мед на уста!

 Вам и плюшек с творогом!

 И детишек полон дом!

Ведущий 1: А давайте вспомним, как гадали раньше? (Вопрос в зал.)

– Да, действительно, обычай этот не церковный, а домашний, народный. Церковь осуждает суеверия, не признает гадания. Да и сами гадальщицы относились к святочным гаданиям как к игре. Игра эта не открывала будущего – но сколько в ней было пенья, блеска, смеха, надежды на счастье

Ведущий 2: Проводится шуточное гадание. На подносе в пакетах разложены предметы деньги – богатство, Лента – дорога, конфеты – сладкая жизнь, лук – слезы. Колечко – замужество, щепка – крепкое здоровье, хлеб – достаток, сахар – сладкая жизнь, рушник – дальняя дорога.

Подводятся итоги вечера, награждение победителей. Вечер заканчивается чаепитием.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Курсовая работа "Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по английскому языку в средней школе"

Курсовая работа, направленная на антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях английского языка в средней школе....

Методическая разработка по внеклассному воспитательному мероприятию тема «Дружба, любовь» Направление нравственность

Внеклассное мероприятие предназначено для студентов 18-20 лет. Проводится в форме игры "Любовь с первого взгляда". Так же здесь рассматриваются вопросы не только о любви, но и о дружбе...

КТД «Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов «Святки»»

Конкурентоспособность будущего педагога является совокупностью индивидуальных и личностных свойств в единстве и включает в себя способности, черты характера, потребности и состояния, позволяющие проду...

Режиссерская экспликация эпизода «Святки»

Славянская народная культура оставила огромное наследство, большая часть которого не была изучена, а значит, постепенно происходит её утрата. И чтобы полностью не потерять то, что оставили нам наши пр...