Презентация: "Психолого-педагогическая диагностика памяти, внимания и умственной работоспособности"
презентация к уроку

Медникова Ксения Олеговна

В презентации представлены методики психологических обследований внимания, памяти и умственной работоспособности. Данная презентация пригодится психологам, логопедам, вооспитателя, учителям, родителям и студентам образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki._ppd.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая диагностика памяти, внимания и умственной работоспособности Подготовила: Медникова К.О.

Слайд 2

Методы психологической диагностики познавательной деятельности В психологических исследованиях личности применяется комплекс методик, достаточно полно описанных в руководствах С. Я. Рубинштейн (1970), Б. В. Зейгарник (1976), В. М. Блейхера (1976), Е. Т. Соколовой (1980), Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова (1989)

Слайд 3

Психодиагностика раннего детства представляет собой совокупность методов и средств, позволяющих оценивать ход развития ребенка в различные возрастные периоды, выявлять его соответствие или несоответствие нормам психического развития в целях ранней диагностики возможных отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики отдельных его сторон.

Слайд 4

Методики психодиагностики детского развития, применяемые при обследовании детей разных возрастных групп имеют свои особенности. При обследовании детей младенческого возраста используют методы, ориентированные на изучении моторно-сенсорных действий: способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т.д.

Слайд 5

Большинство заданий для детей от 3 до 6 лет заключаются в выполнении элементарных действий, либо устных инструкций. Широко используются также задания с применением карандаша и бумаги, пластилина, палочек и других игровых или учебных средств. Предъявляемые ребенку задания с возрастом усложняются. Содержание их отражает уровень актуального и ближайшего развития познавательной и личностной сферы.

Слайд 6

Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций Сенсомоторные особенности занимают одно из ведущих мест в развитии физических и психических качеств ребенка в первые годы жизни. Использование психологических методик возможно при исследовании более старших детей, так как именно в этом периоде ребенок в состоянии понять инструкции по выполнению заданий на вербальном уровне.

Слайд 7

Доска Сегена Методика предложена одним из основоположником олигофренопедагогики Э. Сегеном и направлена на исследование особенностей моторики, выявление способности ребенка к дифференциации форм. Данная методика очень проста и может быть использована при исследовании детей, старше 3-х лет.

Слайд 8

Кубики Коса Методика предложена S. C. Kohs (1923) и направлена на исследование пространственной ориентации, сообразительности, внимания, особенностей конструктивного праксиса . Эта методика включена как субтест в шкалу интеллекта Векслера. При выполнении заданий детьми дошкольного и начального школьного возраста рекомендуется оказывать дозированную помощь.

Слайд 9

Куб Линка Данная методика позволяет выявить устойчивость внимания, сообразительность, эмоциональные реакции. Ребенку показывают большой куб одного цвета, например, красного, и просят сложить точно такой же после того, ка к он будет разрушен. При выполнении задания экспериментатор наблюдает за производимыми действиями, фиксирует характер ошибок, выявляет особенности внимания ребенка.

Слайд 10

Методика Пьерона-Рузера Методика направлена на исследование особенностей конструктивного праксиса , возможности целенаправленного приобретения навыков, усвоения нового способа действия. С помощью данной методики можно судить также об особенностях произвольного внимания. Его объема и устойчивости. Для исследования переключаемости внимания, способности к длительной интеллектуальной работоспособности можно применить модифицированный вариант методики, предложенный И. В. Крук (1986).

Слайд 11

Методика Пьерона-Рузера Нормы заполнения бланка по методике Пьерона-Рузера для детей 7-8 лет (по М. П. Кононовой, 1963) Время заполнения Количество ошибок Качество (в %) 1 мин 15 сек - 100 1 мин 45 сек 2 60 1 мин 50 сек 3 50 2 мин 10 сек 6 20

Слайд 12

Отыскивание чисел по таблицам Шульте Данная методика используется для исследования темпа сенсомоторных реакций, свойств распределения и переключения внимания. Ее применяют при исследовании детей, которые уже хорошо знают цифры, легко могут считать в пределах нескольких десятков. Анализируя данные, полученные по пяти таблицам, а также особенности выполнения каждого задания, исследователь определяет динамику нервных процессов, явления физической и психической пресыщаемости.

Слайд 13

Счет и отсчитывание по Крепелину Настоящая методика используется для исследования сложных сенсомоторных реакций, работоспособности, выявления истощаемости, определения устойчивости произвольного внимания, характера его колебаний, скорости протекания психических процессов. Применение этой методики предполагает знание элементарных арифметических операций сложения и вычитания в пределах первого и второго десятка.

Слайд 14

Использование модифицированных методик Шульте и Крепелина при исследовании переключаемости внимания Кроме непосредственного изучения внимания в условиях целенаправленного выполнения предложенного задания, педагога нередко интересуют особенности переключаемости уровня активного внимания, способность обследуемого сохранять темп деятельности при изменяющихся условиях.

Слайд 15

Корректурная проба Бурбона Данные этой методики позволят определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость испытуемого по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора.

Слайд 16

Методики для исследования памяти Мнестические способности (память) более интенсивно развиваются в детском возрасте. С учетом особенностей восприятия материала, его воздействия на органы ощущения выделяют зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, осязательную память. По свойствам запечатления и воспроизведения материала выделяют двигательную, механическую, образную (ассоциативную), смысловую (логическую), эмоциональную память. По длительности сохранения информации память может быть кратковременной (оперативной) и долгосрочной.

Слайд 17

Исследование зрительной и слуховой памяти с помощью теста Мейли Тест R. Meili (1961) используется для исследования зрительной и слуховой памяти детей в возрасте 7-14 лет и взрослых. Исследование состоит из двух этапов. На первом этапе исследуется способность к зрительному запоминанию и удержанию в памяти ряда предметов, изображенных на картинках. Но втором – способность к слуховому удержанию прочитанного экспериментатором набора слов – названий предметов. Этапы исследования 1-й этап 2-й этап 1-я серия картинок 2-я серия картинок 1-й ряд слов 2-й ряд слов горошек ракушка картон таблица осел кровать вагон неделя ключ труба крестьянин рубль тачка груша пианино ворона колокольчик метла ботинок домна стол коза карта пчела вишня букет пригорок очки сапог трамвай крошка вода вилка пила перо охотник рыба стул уголь баран бочка мальчик белка туча голова молоток ружье тополь буфет бутылка парнишка карандаш роза телега груша самокат паровоз расческа скатерть ботинок кресло пушка суп козел флаг дерево плащ пробка петух яблоко кот берег ножницы книжка нож нос зонтик шляпа промокашка салон ваза дом уксус отель корова собака цветок мыло диван скамейка труд змея голубь дверь небо сковорода часы чашка спички птица старик река чернила салат очки печь замок ракета лампа скрипка рука завтрак нога портсигар дерево снег пианино конь пожар труба

Слайд 18

Воспроизведение визуальных репродукций С помощью этой методики можно осуществить исследование особенностей зрительной памяти, способности к визуальной репродукции. Обследуемому предлагается посмотреть на рисунки, которые представляют собой различные геометрические фигуры с экспозицией в 10 сек. на каждый рисунок. Затем он должен воспроизвести их на чистом листе бумаги.

Слайд 19

Тест зрительной ретенции Бентона Тест предназначен для исследования особенностей зрительного запоминания рисунков различных форм. Рисунки, которые предоставляются испытуемому, объединены в три группы – C, D, E. Все группы эквивалентны. Каждая из них состоит из 10 карточек-образцов. На карточке изображено несколько простых геометрических фигур.

Слайд 20

Другие методики: Пробы на запоминание звуков и звукосочетаний Проба на запоминание 10 слов Методика опосредованного запоминания Методика пиктограмм Воспроизведение рассказа

Слайд 21

Методики для исследования интеллектуальной деятельности Особое место в познавательной деятельности человека занимают такие важные психические процессы как воображение, мышление, речь и др. Любая интеллектуальная деятельность основывается на знании, опыте и особенностях творческого мышления. Методики исследования особенностей мышления содержат наборы различных дидактических средств, которыми пользуется педагог для развития у детей тех или иных психических процессов на занятиях в детском саду или в начальной школе. Однако применение существующих методик, направленных на исследование уровня и течения мыслительных процессов, имеет свои особенности. Исследование можно осуществить с помощью отдельных отечественных или зарубежных методик и специальных тестов.

Слайд 22

Методики для исследования интеллектуальной деятельности Использование игрушки для исследования познавательной деятельности детей Складывание картинок из частей Установление последовательного развития сюжета из серии картинок Выделение существенных признаков Образование парных аналогий Формирование искусственных понятий Исследование темпа и особенностей течения ассоциативных процессов

Слайд 23

Классификация Методика классификации применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения. Наряду с этим в ходе выполнения задания проявляются особенности поведения испытуемого в ситуации эксперимента, его отношение к ошибкам, высказываемым суждениям, а также способности корригировать их при подсказках.

Слайд 24

Исключение Методика исключения лишнего используется для исследования уровня течения мыслительных процессов – способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков. Существует два варианта этой методики: предметный и словесный.

Слайд 25

Противоположности Данная методика дает представление об уровне развития у ребенка способности к обобщению и отвлечению, абстрагированию.

Слайд 26

Заполнение пропусков в рассказе Данная методика применяется для исследования особенностей развития речи и ассоциативных процессов детей не младше 10 лет, умеющих хорошо читать и понимать смысл прочитанного.

Слайд 27

Психометрические исследования интеллекта Последняя редакция шкалы была осуществлена в 1974 г. ( WISC-R ) и предназначена для исследования интеллекта детей в возрасте от 5 до 15 лет. В отечественной психологии шкала Векслера была впервые адаптирована в ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, широко применялась шкалой Б. Г. Ананьева (1969) в лонгитюдинальных исследованиях развития интеллекта, в частности, в целях дифференциальной диагностики умственной отсталости и задержки психического развития детей. Шкала измерения интеллекта по Векслеру

Слайд 28

Шкала измерения интеллекта по Векслеру Субтест общей осведомленности Субтест общей понятливости Арифметический субтест Субтест установления сходства Словарный субтест Субтест повторения цифровых рядов Вербальная шкала

Слайд 29

Шкала измерения интеллекта по Векслеру Субтест нахождения недостающих деталей Субтест последовательности картинок Субтест кубиков Коса Субтест составления фигур Субтест шифровки цифр (кодирование) Субтест «лабиринты» Невербальная шкала

Слайд 30

Шкала измерения интеллекта по Векслеру В диагностике уровня интеллектуального развития испытуемого большое значение имеет анализ распределения, разброса оценок по отдельным субститутам, а не итоговое численное выражение IQ . В практике психодиагностических исследований в отечественной психологии шкала измерения интеллекта по Векслеру прошла проверку валидности и надежности, она широко может быть использована в исследованиях по психическому развитию детей.

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 32

Литература: 1. В.А. Худик «Диагностика детского развития: методы исследования», 1992 г. 2. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика изучения внимания КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Диагностика изучения вниманияКОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

Презентация. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания студентов медицинского колледжа

В презентации представлены: основные факторы, участвующие в формировании личсности современных студентов, основные причины, способствующие затруднениям в обучении студентов, подходы к решению проблемы...

Презентация "Психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педагога"

В презентации  даются различные подходы к толкованию компетентности педагога. Ряд учёных отметили, что психолого-педагогическая компетентность является основным элементом в общей структуре профес...

Определение умственной работоспособности

Практическая работа на определение умсвтенной работоспособности кратковременной памяти, для 8 класса для урока анатомии...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"

Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...

Игровые приемы по коррекции внимания и памяти у обучающегося с ТМНР на надомном обучении

Обучение  ТМНР  детей в большей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний....